Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рекомендации по формированию регулятивных действий
Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции. Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничества ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками. Наилучший метод
организации учебной работы школьников — совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы. Учитель должен планировать своё взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость: 1) инициации внутренних мотивов учения школьника; 2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости; 3) использования групповых коллективных форм работы. Значимыми ориентирами в формировании действия оценивания являются: — акцент на достижениях ученика; — выделение универсальных учебных действий как объекта оценки; — сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей; — формирование рефлексивности оценки и самооценки. Оценка имеет мотивационное значение. Становление подлинной субъектности учебной деятельности невозможно без формирования у учащихся способности адекватно оценивать ход и результаты собственной деятельности, изменения, происходящие как в предмете деятельности, так и в себе самом; самостоятельно ставить задачи по совершенствованию учебной деятельности и самоизменению. Практика оценивания в современной школе далеко не всегда отвечает декларируемым целям образовательного процесса. Зачастую она носит авторитарный характер, ограничивая возможности развития самостоятельности и инициативы учащихся. Необходимым условием развития дифференцированной, адекватной и рефлексивной самооценки учащегося является целенаправленное формирование действия оценки в учебной деятельности в единстве мотивационного и операционного компонентов. Рекомендации по формированию действия оценки: — с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности; — необходимо объективировать для учащегося функции оценивания — объективировать его изменения в учебной деятельности; развивать самооценку, мотивацию саморазвития; — предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка);
— необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности; — оценка должна основываться на содержательных, объективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно; — необходимо формировать у учащихся умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение; — способствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности; — необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценочное суждение учащегося предваряет оценку учителя; — организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности учащегося, принятия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребёнка. Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации. Типовые задачи Задание «Общее планирование времени. Планируем свой день» Цель: формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащегося. Возраст: 12—14 лет. Учебные дисциплины: любые предметы, классный час. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. Описание задания: учащимся предлагается составить хронокарту и определить эффективность распределения и расходования времени. Инструкция: в сутках лишь 24 часа, и всё нужно успеть. Для того чтобы научиться планировать и управлять своим временем, необходимо провести «ревизию» своих временных
затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. Хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности, поможет научиться управлять своим временем. Ниже приведена хронокарта в виде таблицы, которую учащиеся должны заполнить в течение дня, отмечая значком х время, расходуемое на каждый из перечисленных видов занятий — сон, быт (хозяйственные обязанности, еда, уборка, приготовление пищи, гигиенические процедуры и пр.), занятия в школе и т. д.
Затем ребята отвечают на следующие вопросы: • На что ушло времени больше всего? • На что времени не хватило? • Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас? 143J • Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение этого важного дела? • По каким статьям расхода можно было бы сократить временные затраты, с тем чтобы увеличить временной лимит для необходимых и важных занятий? Учащиеся, взяв красную ручку, вписывают в хронокарту новый планируемый расход времени. Учитель предлагает им на следующий день руководствоваться составленным планом, фиксируя в хронокарте фактический расход времени рядом с планируемым (отмеченным красным цветом). • Удалось ли вам выполнить намеченный план? Если да, то: — оцениваете ли вы сегодняшний день как более успешный; — можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени; — будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени или считаете необходимым что-то изменить; — что именно вы хотите изменить. Если нет, то: — что помешало вам организовать свой день согласно новому временному плану; — зависит ли это от вас; — что следует изменить в своём поведении, чтобы план стал реальностью?
Учащиеся должны заполнять хронокарту в течение недели, оценить общий расход времени за всю неделю по каждой из статей хронокарты, проанализировать показатели, ответив на следующие вопросы: • Есть ли различия расходования времени по дням недели? • С чем связаны эти различия — с объективным расписанием или с вашим состоянием (усталостью или активностью) и настроением? • Есть ли различия в расходе времени в рабочие и выходные дни? В чём именно они состоят? • Какие дела вы не успеваете сделать в будние дни? • Можно ли их перенести на выходные? • Позволит ли вам такой перенос чувствовать себя более комфортно на протяжении недели? • Оцените все за и против такого переноса.
Далее учащиеся заполняют хронокарту на следующую неделю, чтобы следовать намеченному плану. В конце недели оценивают, что удалось выполнить, а что нет. Отвечают на вопрос: будут ли они в дальнейшем пытаться планировать свой день более рационально? Задание «Планирование учебной работы» Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу. Возраст: 13—15 лет. Учебные дисциплины: любые предметы, классный час. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. Описание задания: составление хронокарты работы над докладом. Проверка корректности планирования времени. Инструкция: учащимся поручено подготовить небольшой доклад (до 10 минут выступления). Им предлагается заполнить хронокарту таким образом, чтобы распланировать необходимое для подготовки время (60 минут — 1 час) для осуществления последовательности учебных действий.
щ) После заполнения хронокарты учащиеся приступают к подготовке доклада. Во время подготовки они отмечают в хронокарте фактически затраченное время (цветным карандашом). Затем сравнивают планируемый расход времени с фактическим и отвечают на вопросы: • Есть ли различия? • В чём они состоят? • Какое действие вы недооценили по временным затратам? Какое переоценили? • Как бы вы теперь заполнили хронокарту? Задание «Еженедельник» Цель: формирование умения планировать деятельность и время в течение недели. Возраст: 12—14 лет. Учебные дисциплины: любые предметы, классный час. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. Описание задания: учащимся предлагается распланировать свою деятельность на две недели вперёд и действовать, ориентируясь на свой план. Через две недели подводится итог выполнения задания. Инструкция: для того чтобы разумно планировать свой день и свою работу, всё успевать и ни о чём не забывать, необходимо использовать специальные средства — хронокарты. Повседневные дела и ответственные задачи хорошо планировать, пользуясь еженедельником. Еженедельник позволяет осуществлять и долгосрочное (на год, полгода, несколько месяцев), и краткосрочное (на неделю, день, несколько часов) планирование. Учащимся предлагается в течение двух недель вести записи в еженедельнике, чётко и аккуратно фиксируя запланированные встречи и дела. Спустя две недели в группе проводится обсуждение следующих вопросов и заданий: • Удалось ли вам лучше организовать своё время и дела, используя записи в еженедельнике? В чём именно это проявилось? • Как еженедельник помог вам в трудном деле? Приведите пример. Расскажите об этом группе. • Заполните приведённую на с. 147 таблицу. Обсудите её в группе. Оцените серьёзность аргументов за и против. • Будете ли вы теперь планировать свой день, неделю...?
Задание «Рефлексия своей способности к самоуправлению» (на основе методики Н. М. Пейсахова) Цель: формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления. Возраст: 12—14 лет. Учебные дисциплины: классный час, внеурочные часы. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. (Работа не оценивается учителем! Результаты конфиденциальны.) Описание задания: учащимся предлагается оценить свою способность к самоуправлению, воспользовавшись анкетой. На основании полученной оценки сформулировать задачи на развитие способности самоуправления. Инструкция: заполнив анкету, учащиеся смогут узнать о своей способности владеть собой в различных ситуациях и оценить уровень способности к самоуправлению. Учащиеся читают каждый пункт анкеты и выражают своё согласие с ним, ответив «да», или несогласие, ответив «нет». (Здесь нет правильных и неправильных ответов, учащиеся должны отвечать искренне, так, как они действительно считают.) Способность к самоуправлению складывается из восьми компонентов: 1) ориентировка; 2) прогнозирование; 3) целеполагание; 4) планирование; 5) критерии оценки качества; 6) принятие решения; 7) самоконтроль; 8) коррекция. Итогом является общая способность к самоуправлению. Прежде всего учащиеся подсчитывают, сколько баллов они набрали по каждой из восьми шкал, соответствующих пе- \м) речисленным компонентам. За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. (Цифры — это номера вопросов анкеты.) Далее учитель объясняет, что восемь шкал, или восемь компонентов, — это восемь последовательно разворачивающихся шагов управления человеком своей деятельностью. Каждый из шагов — особая задача, обеспечивающая успех всей деятельности. Это как кирпичики, из которых строится дом, — от каждого из них зависит прочность всей постройки. Ваш балл — это показатель успешности решения каждой из задач самоуправления. Шаг 1. Ориентировка в ситуации. Необходимо разобраться в ситуации и понять: — Почему возникло затруднение в деятельности? Почему сейчас не получается так, как это было раньше? — Что изменилось по сравнению с прошлым? В чём новизна ситуации? — Что происходит со мной? Что происходит вокруг меня? — В чём причина затруднений и неудач — во мне, в других людях, в сложившихся обстоятельствах? — Каково реальное положение вещей? — В чём моя проблема? Шаг 2. Прогнозирование. Прогноз — это попытка заглянуть в будущее, предсказать развитие событий. Прогноз строится на основе анализа прошлого и настоящего, соотнесения прошлого и настоящего: — Что произойдёт, если я не вмешаюсь в ход событий? — Можно ли что-то изменить? — Что может измениться, если я вмешаюсь в ход событий? — Что может произойти? Нужно ли вмешиваться? Шаг 3. Целеполагание. Целеполагание — это определение желаемого (того, что я хочу, желаю) или должного (необходимого) результата. Целеполагание основано на прогнозе. Для этого надо ответить на вопросы: — Что я хочу получить? — Какими должны быть результаты? — Что нужно изменить — ситуацию или самого себя? — В каком направлении необходимо изменить себя, своё поведение, деятельность, общение? — Каковы мои цели? — Какова вероятность достижения цели? — Какие усилия необходимо приложить для достижения целей? Есть ли у меня ресурсы (мои способности, помощь родителей, друзей, учителей, необходимое время)?
— Как соотносятся цели стратегические (на далёкое будущее), тактические (на ближайшее будущее) и оперативные (сегодняшние) между собой? — Каковы мои цели? Шаг 4. Планирование. Составление плана — это определение конкретных способов достижения цели и необходимых для этого средств. Прежде чем начать составлять план, надо ответить на вопросы: — Какие частные задачи должны быть решены для достижения целей? — Какие средства нужны для этого? — Какая последовательность действий должна быть? — Каков мой план? Шаг 5. Критерии оценки. Прежде чем оценивать, необходимо решить: — Какие критерии позволят утверждать, что цели достигнуты? — Как оценить успех и неудачу? — Когда можно быть уверенным, что мои действия правильны? — Я на правильном пути? Шаг 6. Принятие решения. Принятие решения — это переход от плана к действию. Нельзя поступать сломя голову, но и нельзя упускать момент. Принимая решение, следует подумать: — Всё ли я предусмотрел? — Есть ли у меня ещё время? — Начинать действовать или можно ещё подождать? — Начали? Шаг 7. Самоконтроль. Контроль своей деятельности требует учёта того, насколько вы приближаетесь к поставленной цели и в какой мере в своём поведении вы руководствуетесь составленным планом. Контролировать себя можно с помощью следующих вопросов: — Есть ли разрыв между желаемым и действительным? — В чём состоит разрыв, если он есть? — Следую ли я в своём поведении плану? — Соответствует ли план сложившейся ситуации? Если нет, то как его следует изменить? — Что нужно изменить в своих действиях и поведении? — Есть ли время на такое изменение? — Всё ли идёт так, как надо? Шаг 8. Коррекция. Коррекция — это изменение реальных действий, поступков, системы самоуправления. После внесения коррективов следует выяснить: — Что изменилось после внесения изменений в моё поведение и действия? — Приблизился ли я к достижению цели? — Что ещё нужно изменить в моём плане и поведении? Учащимся предлагается подумать, какие из восьми шагов самоуправления им удаются лучше, а какие хуже. После этого они должны решить, ориентируясь на перечисленные выше вопросы, нужно ли им развивать способность к самоуправлению и как именно это делать. Учащиеся заполняют нижеприведённый бланк и составляют программу развития своих способностей к самоуправлению. 1. Ориентировка в ситуации. 2. Прогнозирование. 3. Целеполагание. 4. Планирование. 5. Критерии оценки. 6. Принятие решения. 7. Самоконтроль. 8. Коррекция. Далее учащиеся обсуждают свою программу развития способности к самоуправлению в группе. Выслушивают мнение товарищей и высказывают своё мнение. Задание «Оцениваем свою работу» Цель: освоение критериев оценки письменной работы. Возраст: 11—14 лет. Учебные дисциплины: русский язык и математика. Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах. Описание задания: учащимся предлагается оценить свою письменную работу (домашнюю, классную или контрольную) в соответствии с критериями, приведёнными на ориентировочной карточке. В завершение оценивания каждый учащийся должен дать развёрнутую письменную оценку своей работы и выставить себе отметку. Задания включают проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оцениванием и последующим обсуждением.
Date: 2015-06-08; view: 2582; Нарушение авторских прав |