Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по формированию регулятивных действий





Общение является необходимым условием развития спо­собности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.

Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничест­ва ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками. Наилучший метод


 

организации учебной работы школьников — совместное пла­нирование, осуществление, обсуждение и оценивание само­стоятельной работы.

Учитель должен планировать своё взаимодействие с уче­ником, ориентируясь на необходимость: 1) инициации внут­ренних мотивов учения школьника; 2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохране­нии учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости; 3) исполь­зования групповых коллективных форм работы.

Значимыми ориентирами в формировании действия оце­нивания являются:

— акцент на достижениях ученика;

— выделение универсальных учебных действий как объек­та оценки;

— сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей;

— формирование рефлексивности оценки и самооценки.

Оценка имеет мотивационное значение. Становление под­линной субъектности учебной деятельности невозможно без формирования у учащихся способности адекватно оценивать ход и результаты собственной деятельности, изменения, про­исходящие как в предмете деятельности, так и в себе самом; самостоятельно ставить задачи по совершенствованию учеб­ной деятельности и самоизменению. Практика оценивания в современной школе далеко не всегда отвечает декларируемым целям образовательного процесса. Зачастую она носит авто­ритарный характер, ограничивая возможности развития самостоятельности и инициативы учащихся. Необходимым условием развития дифференцированной, адекватной и реф­лексивной самооценки учащегося является целенаправленное формирование действия оценки в учебной деятельности в единстве мотивационного и операционного компонентов.

Рекомендации по формированию действия оценки:

— с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности;

— необходимо объективировать для учащегося функции оценивания — объективировать его изменения в учебной де­ятельности; развивать самооценку, мотивацию саморазвития;

— предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учеб­ного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка);


 

— необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности;

— оценка должна основываться на содержательных, объ­ективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно;

— необходимо формировать у учащихся умение анализи­ровать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение;

— способствовать развитию умения учащихся самостоя­тельно вырабатывать и применять критерии и способы диф­ференцированной оценки в учебной деятельности;

— необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценоч­ное суждение учащегося предваряет оценку учителя;

— организовывать учебное сотрудничество на основе со­блюдения принципов уважения личности учащегося, приня­тия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребёнка.

Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии само­стоятельности и автономии личности, принятии ответствен­ности за свой личностный выбор, обеспечивает основу само­определения и самореализации.

Типовые задачи

Задание «Общее планирование времени. Планируем свой день»

Цель: формирование умения планировать свою деятель­ность, составление хронокарты самостоятельной работы учаще­гося.

Возраст: 12—14 лет.

Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: учащимся предлагается составить хро­нокарту и определить эффективность распределения и расхо­дования времени.

Инструкция: в сутках лишь 24 часа, и всё нужно успеть. Для того чтобы научиться планировать и управлять своим временем, необходимо провести «ревизию» своих временных



 

затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. Хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности, поможет на­учиться управлять своим временем.

Ниже приведена хронокарта в виде таблицы, которую уча­щиеся должны заполнить в течение дня, отмечая значком х время, расходуемое на каждый из перечисленных видов заня­тий — сон, быт (хозяйственные обязанности, еда, уборка, приготовление пищи, гигиенические процедуры и пр.), заня­тия в школе и т. д.

Хронокарта
Часы суток Сон Быт Занятия в школе Самостоятельная работа (домашние задания) Кружки, секции Прогулка Развлечения (ТВ, компьютер, кино и пр.) Общение с друзьями Транспорт
                   
                   
                   
                   
...                  
...                  
                   
                   
Всего часов                  

 

Затем ребята отвечают на следующие вопросы:

• На что ушло времени больше всего?

• На что времени не хватило?

• Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?

143J

• Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение этого важно­го дела?

• По каким статьям расхода можно было бы сократить временные затраты, с тем чтобы увеличить временной лимит для необходимых и важных занятий?

Учащиеся, взяв красную ручку, вписывают в хронокарту новый планируемый расход времени. Учитель предлагает им на следующий день руководствоваться составленным планом, фиксируя в хронокарте фактический расход времени рядом с планируемым (отмеченным красным цветом).

• Удалось ли вам выполнить намеченный план?

Если да, то:

— оцениваете ли вы сегодняшний день как более успешный;

— можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени;

— будете ли вы использовать именно такой способ плани­рования времени или считаете необходимым что-то изменить;

— что именно вы хотите изменить.

Если нет, то:

— что помешало вам организовать свой день согласно новому временному плану;

— зависит ли это от вас;

— что следует изменить в своём поведении, чтобы план стал реальностью?


Задание «Планируем неделю!»

 

 


Учащиеся должны заполнять хронокарту в течение неде­ли, оценить общий расход времени за всю неделю по каждой из статей хронокарты, проанализировать показатели, ответив на следующие вопросы:


• Есть ли различия расходования времени по дням недели?

• С чем связаны эти различия — с объективным распи­санием или с вашим состоянием (усталостью или актив­ностью) и настроением?

• Есть ли различия в расходе времени в рабочие и выход­ные дни? В чём именно они состоят?

• Какие дела вы не успеваете сделать в будние дни?

• Можно ли их перенести на выходные?

• Позволит ли вам такой перенос чувствовать себя более комфортно на протяжении недели?

• Оцените все за и против такого переноса.

 

Далее учащиеся заполняют хронокарту на следующую не­делю, чтобы следовать намеченному плану. В конце недели оценивают, что удалось выполнить, а что нет. Отвечают на вопрос: будут ли они в дальнейшем пытаться планировать свой день более рационально?

Задание «Планирование учебной работы»

Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.

Возраст: 13—15 лет.

Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: составление хронокарты работы над докладом. Проверка корректности планирования времени.

Инструкция: учащимся поручено подготовить небольшой доклад (до 10 минут выступления). Им предлагается заполнить хронокарту таким образом, чтобы распланировать необходимое для подготовки время (60 минут — 1 час) для осуществления последовательности учебных действий.

Хронокарта
Действие Минуты Всего минут
                         
Определение темы и цели                          
Чтение литературы                          
Отбор и систематизация содержания доклада                          
Написание тезисов доклада                          
Отдых                          
Проверка                          

 

щ)

После заполнения хронокарты учащиеся приступают к подготовке доклада. Во время подготовки они отмечают в хронокарте фактически затраченное время (цветным каранда­шом). Затем сравнивают планируемый расход времени с фак­тическим и отвечают на вопросы:

• Есть ли различия?


• В чём они состоят?

• Какое действие вы недооценили по временным затра­там? Какое переоценили?

• Как бы вы теперь заполнили хронокарту?

Задание «Еженедельник»

Цель: формирование умения планировать деятельность и время в течение недели.

Возраст: 12—14 лет.

Учебные дисциплины: любые предметы, классный час.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: учащимся предлагается распланиро­вать свою деятельность на две недели вперёд и действовать, ориентируясь на свой план. Через две недели подводится итог выполнения задания.

Инструкция: для того чтобы разумно планировать свой день и свою работу, всё успевать и ни о чём не забывать, не­обходимо использовать специальные средства — хронокарты. Повседневные дела и ответственные задачи хорошо планиро­вать, пользуясь еженедельником. Еженедельник позволяет осуществлять и долгосрочное (на год, полгода, несколько ме­сяцев), и краткосрочное (на неделю, день, несколько часов) планирование.

Учащимся предлагается в течение двух недель вести запи­си в еженедельнике, чётко и аккуратно фиксируя запланиро­ванные встречи и дела. Спустя две недели в группе прово­дится обсуждение следующих вопросов и заданий:

• Удалось ли вам лучше организовать своё время и дела, используя записи в еженедельнике? В чём именно это про­явилось?

• Как еженедельник помог вам в трудном деле? Приведи­те пример. Расскажите об этом группе.

• Заполните приведённую на с. 147 таблицу.

Обсудите её в группе.

Оцените серьёзность аргументов за и против.

• Будете ли вы теперь планировать свой день, неделю...?


 

Аргументы в пользу использования еженедельника Аргументы против использования еженедельника
1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6.

 

Задание «Рефлексия своей способности к самоуправлению»

(на основе методики Н. М. Пейсахова)

Цель: формирование рефлексивной самооценки своих воз­можностей самоуправления.

Возраст: 12—14 лет.

Учебные дисциплины: классный час, внеурочные часы.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа. (Работа не оценивается учителем! Результаты конфиденци­альны.)

Описание задания: учащимся предлагается оценить свою способность к самоуправлению, воспользовавшись анкетой. На основании полученной оценки сформулировать задачи на развитие способности самоуправления.

Инструкция: заполнив анкету, учащиеся смогут узнать о своей способности владеть собой в различных ситуациях и оценить уровень способности к самоуправлению.

Учащиеся читают каждый пункт анкеты и выражают своё согласие с ним, ответив «да», или несогласие, ответив «нет». (Здесь нет правильных и неправильных ответов, учащиеся должны отвечать искренне, так, как они действительно счи­тают.)

Способность к самоуправлению складывается из восьми компонентов: 1) ориентировка; 2) прогнозирование; 3) целе­полагание; 4) планирование; 5) критерии оценки качества; 6) принятие решения; 7) самоконтроль; 8) коррекция. Итогом является общая способность к самоуправлению.

Прежде всего учащиеся подсчитывают, сколько баллов они набрали по каждой из восьми шкал, соответствующих пе-

\м)

речисленным компонентам. За каждое совпадение с клю­чом начисляется 1 балл. (Цифры — это номера вопросов анкеты.)

Далее учитель объясняет, что восемь шкал, или восемь компонентов, — это восемь последовательно разворачиваю­щихся шагов управления человеком своей деятельностью. Каждый из шагов — особая задача, обеспечивающая успех всей деятельности. Это как кирпичики, из которых строится дом, — от каждого из них зависит прочность всей построй­ки. Ваш балл — это показатель успешности решения каждой из задач самоуправления.

Шаг 1. Ориентировка в ситуации. Необходимо разо­браться в ситуации и понять:

— Почему возникло затруднение в деятельности? Почему сейчас не получается так, как это было раньше?

— Что изменилось по сравнению с прошлым? В чём но­визна ситуации?

— Что происходит со мной? Что происходит вокруг меня?

— В чём причина затруднений и неудач — во мне, в дру­гих людях, в сложившихся обстоятельствах?

— Каково реальное положение вещей?

— В чём моя проблема?

Шаг 2. Прогнозирование. Прогноз — это попытка за­глянуть в будущее, предсказать развитие событий. Прогноз строится на основе анализа прошлого и настоящего, соотне­сения прошлого и настоящего:

— Что произойдёт, если я не вмешаюсь в ход событий?

— Можно ли что-то изменить?

— Что может измениться, если я вмешаюсь в ход событий?

— Что может произойти? Нужно ли вмешиваться?

Шаг 3. Целеполагание. Целеполагание — это определе­ние желаемого (того, что я хочу, желаю) или должного (не­обходимого) результата. Целеполагание основано на прогно­зе. Для этого надо ответить на вопросы:

— Что я хочу получить?

— Какими должны быть результаты?

— Что нужно изменить — ситуацию или самого себя?

— В каком направлении необходимо изменить себя, своё поведение, деятельность, общение?

— Каковы мои цели?

— Какова вероятность достижения цели?

— Какие усилия необходимо приложить для достижения целей? Есть ли у меня ресурсы (мои способности, помощь родителей, друзей, учителей, необходимое время)?


 

— Как соотносятся цели стратегические (на далёкое буду­щее), тактические (на ближайшее будущее) и оперативные (сегодняшние) между собой?

— Каковы мои цели?

Шаг 4. Планирование. Составление плана — это опре­деление конкретных способов достижения цели и необходи­мых для этого средств. Прежде чем начать составлять план, надо ответить на вопросы:

— Какие частные задачи должны быть решены для дости­жения целей?

— Какие средства нужны для этого?

— Какая последовательность действий должна быть?

— Каков мой план?

Шаг 5. Критерии оценки. Прежде чем оценивать, необ­ходимо решить:

— Какие критерии позволят утверждать, что цели достиг­нуты?

— Как оценить успех и неудачу?

— Когда можно быть уверенным, что мои действия пра­вильны?

— Я на правильном пути?

Шаг 6. Принятие решения. Принятие решения — это переход от плана к действию. Нельзя поступать сломя голову, но и нельзя упускать момент. Принимая решение, следует подумать:

— Всё ли я предусмотрел?

— Есть ли у меня ещё время?

— Начинать действовать или можно ещё подождать?

— Начали?

Шаг 7. Самоконтроль. Контроль своей деятельности требует учёта того, насколько вы приближаетесь к поставлен­ной цели и в какой мере в своём поведении вы руководству­етесь составленным планом. Контролировать себя можно с помощью следующих вопросов:

— Есть ли разрыв между желаемым и действительным?

— В чём состоит разрыв, если он есть?

— Следую ли я в своём поведении плану?

— Соответствует ли план сложившейся ситуации? Если нет, то как его следует изменить?

— Что нужно изменить в своих действиях и поведении?

— Есть ли время на такое изменение?

— Всё ли идёт так, как надо?



Шаг 8. Коррекция. Коррекция — это изменение реаль­ных действий, поступков, системы самоуправления. После внесения коррективов следует выяснить:

— Что изменилось после внесения изменений в моё поведение и действия?

— Приблизился ли я к достижению цели?

— Что ещё нужно изменить в моём плане и поведении?

Учащимся предлагается подумать, какие из восьми шагов

самоуправления им удаются лучше, а какие хуже. После это­го они должны решить, ориентируясь на перечисленные вы­ше вопросы, нужно ли им развивать способность к само­управлению и как именно это делать. Учащиеся заполняют нижеприведённый бланк и составляют программу развития своих способностей к самоуправлению.

1. Ориентировка в ситуации.

2. Прогнозирование.

3. Целеполагание.

4. Планирование.

5. Критерии оценки.

6. Принятие решения.

7. Самоконтроль.

8. Коррекция.

Далее учащиеся обсуждают свою программу развития спо­собности к самоуправлению в группе. Выслушивают мнение товарищей и высказывают своё мнение.

Задание «Оцениваем свою работу»

Цель: освоение критериев оценки письменной работы.

Возраст: 11—14 лет.

Учебные дисциплины: русский язык и математика.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания: учащимся предлагается оценить свою письменную работу (домашнюю, классную или контрольную) в соответствии с критериями, приведёнными на ориентиро­вочной карточке. В завершение оценивания каждый учащий­ся должен дать развёрнутую письменную оценку своей рабо­ты и выставить себе отметку. Задания включают проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оценива­нием и последующим обсуждением.


 







Date: 2015-06-08; view: 2582; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.044 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию