Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С великой победой возвратился в Новгород Александр (АС). Князь Александр Ярославич получил почётное прозвище Невский (Р). Было ему тогда 20 лет (Р)





Критерии оценивания:

• адекватное использование приёмов осмысления текста;

• выделение основной идеи (концепта) текста в виде заголовка и эпиграфа;


вопросов к тексту»

ш

Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана. Возраст: 14—15 лет. Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).

• корректное составление плана текста.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: овладение приёмом должно осущест­вляться на материале домашних заданий по какой-либо учеб­ной дисциплине и стать предметом оценки и обсуждения на уроке.

Учащимся предлагается составить план к тексту, руковод­ствуясь приёмом выделения субъекта — подлежащего (о чём говорится во фрагменте текста?) и предиката — сказуемо­го (что говорится о субъекте текста?). Формальным основа­нием выделения фрагмента текста, в отношении которого следует выделять субъект и предикат, является абзац — каждый новый смысловой фрагмент начинается с красной строки.

Каждый субъект и предикат текста должны быть записа­ны в виде пункта плана. По завершении составления плана учащийся должен воспользоваться им для пересказа прочи­танного текста.

Критерии оценивания:

• адекватность выделения субъекта и предиката текста;

• полнота и адекватность составленного плана;

• правильность воспроизведения учащимся текста с опорой на план.

Задания для освоения приемов логического запоминания информации, извлечённой из текстов

Цель: освоение приёмов логического запоминания инфор­мации, извлечённой из текстов.

Возраст: 12—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).

Форма выполнения задания: работа индивидуальная, в парах и группах.

Описание задания: после чтения и составления плана текста и графических схем учащимся предлагаются следую­щие варианты выполнения задания:

— взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план текста;

— пересказ в парах с опорой на план и графическую схему;

— составление устной и письменной аннотации с опорой на план и графическую схему;


 

— подготовка учебных докладов с подбором иллюстратив­ного материала (репродукции картин, публикации в средствах массовой информации, рисунки, фотографии и пр.).

Критерии оценивания:

• адекватность и точность воспроизведения текста;

• адекватность отражения в аннотации основных положе­ний текста;

• адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых связей фрагментов текста.

ГЛАВА 4. Регулятивные универсальные учебные действия

Психологическое содержание и условия развития

Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рас­смотрено в трёх аспектах:

— формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностно­го смысла и мотивации учения;

— развитие регуляции учебной деятельности;

— саморегуляция эмоциональных и функциональных со­стояний.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в образовательной системе США, выделяют управленческие, т. е. регулятивные, универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планиро­вать цели и пути их достижения и устанавливать приорите­ты; контролировать своё время и управлять им; решать зада­чи; принимать решения и вести переговоры. Наиболее важ­ными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, т. е. с управлением процессом построе­ния жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраи­вание стратегии в отношении учения (Д. Хемблин).

Основными структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уро­вень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регуля­тивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе.


 

Целеполагание и построение жизненных планов

Построение жизненных планов во временной перспективе является психологическим новообразованием подросткового возраста. Развитие способности к целеполаганию во времен­ной перспективе принципиально меняет ход развития подро­стка. Из развития, осуществляемого преимущественно в фор­ме воспитания и обучения, обусловленного внешне заданны­ми целями, оно преобразуется в подлинное саморазвитие на основе осознанных личностью жизненных целей и планов их достижения.


Самоопределение личности, составляющее центральное новообразование старшего подросткового возраста, неотдели­мо от формирования жизненных планов, выполняющих важ­нейшую функцию целенаправленной саморегуляции поведе­ния на основе предвидения отдалённых событий будущего (JI. И. Божович). Осмысление времени собственной жизни составляет одну из основных задач, которую ставит перед со­бой подросток, задачу, приобретающую самоценность. В ходе её решения формируется целостное представление о времени жизни, где события прошлого, настоящего и будущего зани­мают соответствующее место и наделяются соответствующим статусом. Жизненная перспектива выступает как целостная картина будущего, в которой возможные (планируемые и ожидаемые) события находятся в многосторонней и неодно­значной взаимосвязи друг с другом. Построение жизненной перспективы предполагает составление жизненных планов, включающих последовательность этапных целей и задач в их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения, на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. Благодаря жизненной перспективе появляется принципиаль­но новый тип саморегуляции личности — целевая регуляция, включающая отдалённые жизненные планы, с которыми со­относятся конкретные цели (JI. С. Выготский, 1983).

Построение жизненных планов на основе целеполагания в подростковом возрасте имеет свои особенности (Л. И. Божович, 1997; Н. Н. Толстых, 2007; А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1990; Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров, 1995; М. Р. Гинзбург, 1995). Планы подростков на будущее пока ещё не отвечают в достаточной мере требованиям реалистичности, воплощая подростковый максимализм и высокие притязания. Жизнен­ные планы и цели в этом возрасте ещё не имеют достаточ­ных оснований и условий для их реализации и выступают скорее как мечты и пожелания на будущее, а не реальное


 

планирование будущего. Соответственно целевое планирова­ние жизненной перспективы характеризуется низкой вероят­ностью реализации жизненных планов.

Временная перспектива, включающая последовательность прошлого, настоящего и будущего жизненного пути, формиру­ется постепенно от разрозненности и недостаточной связан­ности этапов к их взаимосвязи и системности. Для ребёнка главным и единственным временем жизни является настоя­щее, а в самосознании подростка главным измерением вре­мени становится будущее, к которому он себя готовит. В под­ростковом возрасте меняется позиция ребёнка в отношении жизненной перспективы: точкой отсчёта становится будущее и ребёнок начинает смотреть на настоящее через призму бу­дущего (JI. И. Божович, 1997). Необратимость завершения жизненного пути и тема смерти становятся проблемой интел­лектуального и личностного решения в подростковом возрас­те, определяя рождение нового чувства времени — обраще­ние к исторической перспективе. Обобщая кардинальные из­менения временной перспективы личности, происходящие в подростковом возрасте, И. С. Кон задаёт метафору изменения «временного горизонта», расширяющегося как вглубь, так и вширь. Расширение вглубь приводит к охватыванию отдалён­ного прошлого и будущего. Расширение вширь меняет содер­жательные аспекты целей и жизненных планов, дополняя личные планы и перспективы социальными планами.


Более высокий уровень построения жизненных планов во временной перспективе личностью в подростковом возрасте был констатирован нами в значимых сферах деятельности — в сфере учебной деятельности (ведущая деятельность младше­го школьного возраста) и сфере межличностного общения со сверстниками (ведущая деятельность подросткового возраста).

Можно выделить следующие показатели сформирован­ности способности к целеполаганию:

1. Количество целей для каждой из сфер жизнедеятель­ности.

2. Содержание цели.

3. Конкретность цели.

4. Временная перспектива, т. е. тот временной интервал, в пределах которого планируется достижение поставленной цели. В зависимости от величины интервала выделяют крат­косрочные цели, достижение которых планировалось в бли­жайшем будущем, долгосрочные цели, достижение которых планировалось через год и более, неопределённые во времен­ной перспективе цели.


 

5. Степень активности субъекта в достижении поставлен­ных целей. В зависимости от того, является ли осуществле­ние цели результатом активной целенаправленной деятель­ности субъекта или результатом действия внешних факторов, стечения обстоятельств, можно выделить активные цели, т. е. цели, достигаемые посредством собственных усилий под­ростка, цели-желания, достижение которых есть результат внешних усилий.

Основные тенденции развития целеполагания, задающие критерии его сформированное™ в подростковом возрасте:

1. Происходит изменение содержания целей во всех сфе­рах жизнедеятельности подростков. Наблюдается смещение акцента на цели, связанные с межличностными отношениями и общением. При определённом снижении значимости целей, связанных с материальными приобретениями, возрастает значе­ние целей саморазвития (развитие определённых личностных качеств и умений).

2. Возрастает удельный вес конкретных целей и уменьша­ется число неопределённых целей-желаний.

3. В сфере школьной жизни, так же как и в сфере вне­школьных занятий, происходит переориентация подростков с целей процессуального характера на цели-достижения, конк­ретизирующие уровень проектируемых результатов и достиже­ний, т. е. переориентация с процессуальной на собственно результативно-целевую сторону деятельности.

4. Цели-желания, достижение которых предоставлено воле случая и удачи, постепенно начинают замещаться активными целями, достижение которых подростки всё более связывают со своими активными действиями и волевыми усилиями.

5. Цели сопровождаются составлением плана их достиже­ния, в котором учитываются условия и средства их достиже­ния.

6. Неопределённость временной перспективы целеполага­ния сменяется более чётким временным планированием.







Date: 2015-06-08; view: 647; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию