Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Память в обучении 1 page
Память — это хранилище всего аккумулированного предшествующего опыта обучения. Мультиуровневая модель памяти включает три компонента памяти: сенсорную память, краткосрочную память и долгосрочную память. Активационная модель памяти представляет память как единое целое [Solomon, 1992, p. 115). В зависимости от задачи информационной обработки происходит обработка информации на разных уровнях, соответственно некоторые аспекты памяти активируются более, чем другие. На рис. 8.10 показана модель взаимосвязи этих компонентов памяти. Сенсорная память Сенсорная память обеспечивает хранение информации, получаемой органами чувств. Это хранение временное - оно длится не более двух секунд. Например, потребитель идет по улице мимо пекар- 8.4. Память в обучении 259
Сигнал I
СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ Временное хранилище сенсорной информации ёмкость: высокая Длительность: менее одной секунды (видение) или несколько секунд (слушание) КРАТКОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ Краткосрочное хранилище используемой информации Емкость: ограниченная Длительность: менее двадцати секунд Кодирование Извлечение ПАМЯТЬ Постоянное хранилище информации Емкость: неограниченная Дштельность: высокая или постоянная Внимание Информация, проходящая через ворота внимания, передается в краткосрочную память
Разработка, Информация, пред- назначенная для раз- работки, репетиции или глубокой прора-ботки (т.е. значи- мая), передается в долгосрочную память Рис. 8.10. Взаимосвязь компонентов памяти ни и воспринимает запах выпечки. Активация нервных окончаний, илиощущение, длится секунды, однако этого достаточно потребителю для определения, следует ли включиться в дальнейший процесс информационной обработки, в частности, выяснить, что предлагается к продаже. Если информация имеет отношение к потребителю, онапривлекает внимание потребителя и передается в краткосрочную память. Если стимул, затронувший нервные окончания, не поступает на обработку, информация теряется. Краткосрочная память Краткосрочная память также хранит информацию ограниченное время и имеет ограниченную емкость. Краткосрочная память называется рабочей памятью, она удерживает информацию, обрабатываемую в текущий момент времени. Краткосрочную память можно рассматривать как активированную часть общей памяти. По аналогии с таким делением человеческой памяти память компьютера делится на долгосрочную и операционную.
260 Глава 8. Обучение, память и позиционирование продукта Концепция краткосрочной памяти как решающей текущие проблемы и ее взаимосвязь с долгосрочной памятью близка к использованию стола. Работая над проблемой, индивидуум может собирать материалы, относящиеся к теме, из различных файлов, и книг и размещать их на поверхности стола. После завершения работы человек может собрать материалы, расположенные на столе, в ящик и хранить их как единое целое. Или он может вернуть предметы на их начальные места. Краткосрочная, или рабочая, память характеризуется двумя важнейшими видами деятельности по обработке информации — поддержка репетиции (rehearsal) и разработка (elaboration) информации, Репетиция — это продолжающееся повторение кусочка информации для удержания его в текущей памяти для использования в решении проблемы или передачи в долгосрочную память. Экстенсивная репетиция усиливает сохранение информации в долгосрочной памяти, однако она менее значима для сильной долгосрочной памяти. Разработка — это, как отмечалось, использование ранее сохраненного опыта, ценностей, отношений, верований и чувств для интерпретации и оценки информации в рабочей памяти. Рабочая память — аналог того, что мы называем мышлением. Она — активный, динамичный процесс, а не статичная структура. Информация в краткосрочной памяти хранится посредством комбинации малых элементов в более крупные куски. Крупный кусок (chunk) — это конфигурация, знакомая человеку и которая представляет собой единицу манипулирования [Solomon, 1992, p. 114]. Оптимальное количество единиц, обрабатываемых краткосрочной памятью в момент времени и эффективно извлекаемых из долгосрочной памяти, составляет 3—5 единиц. Рабочая память функционирует, активируя и обрабатывая когнитивные схемы, т.е. манипулируя символами. Большой объем работы облегчается образным представлением информации. Образность информации — это конкретное сенсорное представление идей, чувств и объектов. Она позволяет прямое воспроизведение, восстановление прошлого опыта. Таким образом, обработка образной информации — это вспоминание и ментальное манипулирование сенсорными имиджами включая образы зрительные, запаха, обоняния, вкуса и тактильные. Различия между вербальной схемой и образностью в рабочей памяти видны на примере двух задач [Hawkins et ai, 1995, p. 2881: • выпишите десять слов, приходящих в голову, когда я говорю • вообразите «романтический вечер». Очевидно, маркетеры часто хотят вызвать образную реакцию, а не вербальную. 8.4. Память в обучении 261 Долгосрочная память Долгосрочная память представляет собой неограниченное, постоянное хранилище информации в отличие от краткосрочной памяти. Она может хранить неограниченное количество информации, такой как концепции, правила принятия решений, процессы, аффективные (эмоциональные) состояния и т.д. Хранимая информация может быть либо семантической, либо визуальной. Семантические концепции — это вербальные значения, присвоенные словам, событиям, объектам и символам. Таким образом долгосрочная память хранит значения слов, символов и ассоциаций между различными семантическими концепциями. Для того чтобы информация переместилась из краткосрочной памяти в долгосрочную, необходима разработка и репетиция информации. Это значит, индивидуум должен размышлять о значении стимула и соотнести его с другой информацией, уже размещенной в памяти. Для того чтобы повысить вероятность разработки и репетиции информации, маркетеры используют экспрессивные слоганы и куплеты, которые потребители повторяют самостоятельно. Долгосрочная память интересна маркетерам в аспекте схематической, или семантической, памяти. Семантическая память — хранение представлений нашего обобщенного знания о мире, в котором мы живем. Это форма памяти, имеющая отношение к ассоциациям и комбинациям различных кусков информации. Схематическая память — сфера хранения и извлечения ассоциативных сетей. Ассоциативная сеть — это упорядоченный набор связанных единиц информации, организованный в соответствии с характером отношений информационных единиц. Потребители имеют организованные системы концепций, относящихся к маркам и магазинам. Пример ассоциативной сети — для роликовых коньков как продуктной группы — показан на рис. 8.11. Ассоциативная сеть, или схема значений, содержит продуктные характеристики, ситуации использования и аффективные реакции. Ассоциативная сеть, или схематическая память марки, аналогична структуре имиджа марки. Это то, о чем потребитель думает и что чувствует, когда упоминается марочное название. Так, например, Потребитель может иметь ассоциативную схему для словосочетания «роликовые коньки», состоящую из узлов (марок, свойств, ситуаций Использования и эмоциональных реакций) и связей между ними. Задача нового торговца на рынке роликовых коньков — позиционирование своей марки и создание связей, обеспечивающих размещение Марки в существующей ассоциативной сети, возможно, изменив ее структуру. 262 Глава 8. Обучение, память и позиционирование продукта Спорт \
Привлекательная внешность Развлечение Эмоциональный подъем Рис. 8.11. Ассоциативная сеть для роликовых коньков Ассоциативная сеть может отражать реальное или желаемое состояние, т.е. быть фактической или целевой. Сила взаимосвязей понятий в сети может отражаться шириной, или толщиной, линии соединения. Толстые линии отражают сильную ассоциацию, тонкие — слабую ассоциацию. Одной из маркетинговых задач может быть изменение ассоциативной сети — в составе звеньев и силе связей между ними. На рис. 8.12 показан вариант ассоциативной сети для газеты деловой и политической элиты «Коммерсанть». Следует помнить, что каждый сегмент рынка имеет свою ассоциативную сеть. Так, например, свойства «высокое качество» и «престижность марки» могут привлекать один сегмент рынка и одновременно отпугивать другой сегмент, чувствительный к цене. Независимая от правительства Качественная общественно-политическая Газета Коммерсант Адекватная пена Центральная, с глобальным масштабом информации Карьера, доход, социальный статус Рис. 8.12. Ассоциативная сеть для газеты «Коммерсантъ»
8.5. Стратегия позиционирования продукта 263 Производители газированных напитков стремятся сформировать ассоциативные схемы своих марок с жаждой в центре. Слоган в рекламе воды Sprite — «не дай себе засохнуть!» служит цели формирования и поддержки ассоциации «жажда — Sprite». Марки в схематической памяти для проблем потребителей, таких как жажда, известны как вызываемый (стимулом) набор (evoked set). Память последовательности действий, таких как покупка и питье мягкого напитка для утоления жажды, — специальный тип схемы, известный как запись (script), — иногда называется эпизодической памятью. Маркетеры, а также должностные лица общественной политики хотят, чтобы потребители развили эпизодическую память приобретения и использования их продукта. 8.5. Стратегия позиционирования продукта Стратегия позиционирования продукта состоит в построении ассоциативной сети (или схематической памяти) марки относительно конкурирующих марок. Компания-производитель должна разрабатывать уникальную продуктную позицию для каждой из своих марок, дифференцировав их на основе значимых критериев — цены, вкуса, производительности. Так, например, услуги спортивных секций для детей и подростков могут позиционироваться как средство воспитания спортивных знаменитостей или места для полезного и безопасного времяпровождения подрастающего поколения. Стимулы, которые маркетинг-менеджеры используют для влияния на интерпретацию продукта и поэтому на его позицию, могут быть достаточно тонкими. Компания Sunkist Growers выпускает конфеты на пектине (карбогидрат, полученный из корки апельсина и лимона) с различными фруктовыми вкусами. Конфеты не содержат Консервантов и содержат меньше сахара, чем большинство фруктово-желейных конфет. Сначала конфеты продавались в ресторанах, госпиталях и в конфетных секциях супермаркетов. Позднее компания активно продвигает конфеты Sunkist Fruit Gems как здоровую натуральную закуску для взрослых и детей. Компания намеревается размещать конфеты в супермаркетах рядом с другими здоровыми натуральными продуктами — яблоками и апельсинами, тем самым посылая сообщение потребителю и побуждая интерпретировать конфеты как полезные для здоровья и натуральные (Hawkins et at., 1995, р. 289). 264 Глава 8. Обучение, память и позиционирование продукта Попытки маркетеров сформировать имидж продукта или желаемую позицию могут быть неудачными, если не удается предвидеть или проверить реакцию потребителя. Так, например, сразу после выхода на рынок легкий прибор для разбрасывания снега Того не был успешен, потому что назывался Snowpup (снежный щенок). Потребители сочли его маломощным. Продажи возросли, когда название было сменено на более ассоциированное с силой и мощью - Snowmaster (снежный мастер), а затем — Того, — бык [Hawkins с г а/.. 1995, p. 289]. Составление карты восприятия — полезный метод измерении и разработки продуктной позиции. Карта использует восприятие потребителями степени сходства марок или продуктов и соотносит это восприятие с продуктными атрибутами. Рис. 8.13 показывает карту Высокая цена Высшее качество — Роскошная *Cadillac *Buick о Mercedes *Oldsmobile *Pontiac Консервативная Экспрессивная
Семейно-ориентированная Спортивно-ориентированная
Chevrolet
Низкая цена Практичная Обозначения: * — марки компании General Motors о — конкурирующие марки зарубежных производителей Рис. 8.I3. Карта восприятия автомобиля марки Pontiac, 1981 I. Вопросы и задания 265 восприятия, составленную в 1981 г. для нескольких марок автомобилей [Belch et a/., 1993, p. 182]. Используя данную карту, отделение Pontiac компании General Motors обнаружило, что импортируемые японские автомобили марок Nissan, Toyota, Honda, Mazda и сделанная в Германии марка VW воспринимаются как более спортивные и практичные, чем марки компании GM. Основываясь на этой информации, Pontiac репозиционировало свою марку как более молодежную и спортивную. Стратегия позиционирования требует анализа всех аспектов обработки информации потребителем. Необходимо обеспечить экспонирование потребителей фирменному сообщению через соответствующие средства массовой информации и магазины. Специфика низкой и высокой вовлеченности должна быть использована для привлечения внимания. Сообщение необходимо строить с целью желаемой его интерпретации. Цена, дизайн и качество продукта, магазины и рекламные сообщения должны быть согласованы как элементы маркетингового комплекса. Достаточное повторение, вознаграждения и т.д. должны быть обеспечены для гарантии желаемой интерпретации и ее запоминания как позиционирования продукта. Маркетер должен учитывать динамику позиции продукта — она может меняться с появлением новых моделей — то, что казалось вчера средним по цене, сегодня может таковым не являться. Динамика позиций особенно высока, в частности, на компьютерном рынке, где темп развития технологий сравнительно высок. За последние годы падение цен здесь ускорилось — нередко оно объявляется уже через два-три месяца после выхода продукта на рынок. Продуктное позиционирование как позиционирование марки в схематической памяти потребителя относительно конкурирующих марок — важный и завершающий этап маркетинговой деятельности по формированию процесса обработки информации потребителем. Вопросы и задания 1. Что такое обучение потребителей? Для каких продуктов/объектов Маркетинга, когда и почему обучение потребителей особенно важно? 2. Какие методы обучения потребителей вы знаете? Чем они отличаются Друг от друга? 3. В каких случаях предпочтительно обучение потребителей методами Условной рефлексии: а) классическая условная рефлексия; б) метод проб и ошибок? Приведите примеры использования методов. 266 Глава 8. Обучение, память и позиционирование продукта 4. В каких случаях предпочтительно обучение когнитивными методами: а) зубрежки/заучивания; б) рассуждения; в) моделирования? Приведите примеры использования методов. 5. Как усилить результативность обучения — прочность и длительность сохранения реакции обученности? (значимость информации, разработка информации, подкрепление, повторение) 6. Постройте ассоциативные сети: а) существующую; б) целевую для маркетируемого объекта/продукта и целевого сегмента потребителей:
7. Покажите влияние фактора обучения на каждом из этапов процесса принятия потребителем решения о покупке.
Как это влияние нужно учитывать в маркетинге, в комплексе 4P? 8. Как обучение потребителей связано с решением о позиционировании/репозиционировании объекта маркетинга? Глава 9. Мотивация, личность и эмоции Потребительская мотивация (consumer motivation) — движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения. Личность (personality) отражает общие реакции (поступки) человека в ответ на происходящие ситуации. Эмоции (emotions) — это сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на наше поведение. Эти три фактора тесно взаимосвязаны и часто трудно разделимы. Например, самоуверенные потребители (личностная характеристика) более вероятно имеют потребность для самоутверждения (характеристика мотивации) и ищут ситуации, позволяющие им чувствовать себя могущественными (эмоциональная характеристика). Самоконцепция — это восприятие себя и чувства в отношении к себе. Самоконцепция — значимый фактор мотивации, личности и эмоций. 9.1. Сущность мотивации Мотивация (motivation) связана с концепцией движения (motion). Это движущая сила, причина поведения. Мотив — это невидимая, неявная внутренняя сила, стимулирующая и вынуждающая поведенческую реакцию и обеспечивающая специфическое направление для этой реакции. Мотив невидим, вывод о существовании мотивов можно сделать, например, исходя из поведения индивидуумов. На рис. 9.1 показана модель процесса мотивации, основными элементами которой являются: активация потребности, состояние побуждения, целенаправленное поведение, стимульные объекты и аффект [Mowen, 1995. p. 192). Мотивация начинается с присутствия стимула, обрабатываемого Индивидуумом. Так, например, потребитель увидел новый компьютер и заметил, как быстро и эффектно (красиво, легко) он работает. В процессе информационной обработки стимул проходит стадии экспозиции, внимания и интерпретации. Стимул может возникнуть в самом потребителе — например, как результат физиологических изменений при недостатке пищи. Стимул может иметь внешнее происхождение — например, в результате наблюдения, слушания, обоняния Продукта индивидуумом. Если стимул вызывает расхождение реально-
Рис. 9.1. Модель мотивации состояния потребности. Например, потребность в новом компьютере может старого компьютера, и потому, что новый компьютер обеспечивает быструю и более удобную работу. •Потребности могут быть врожденными (в пище, например) и обученными, т.е. обретенными в результате обучения (потребность в профессиональном росте). Все потребности человека никогда не удовлетворяются полностью. Если одна потребность удовлетворена, появляется другая. В случае конфликта потребностей первой, как правило, удовлетворяется та, что носит более базовый характер, т.е. более физиологична. С точки зрения потребления потребности вездесущи. Маркетеры, естественно, пытаются реализовать эти потребности, создавая продукты и услуги, и конкурируют в лучшей работе по удовлетворению таких потребностей. Date: 2015-06-08; view: 645; Нарушение авторских прав |