Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гносеологические источники исправительной (пенитенциарной) педагогики
Требования перестройки деятельности уголовно-исполнительной системы заставляют научных и практических работников пересматривать некоторые устоявшиеся взгляды и методологические положения, игравшие роль ориентира в выборе направлений теоретических исследований и путей совершенствования практической деятельности. Диалектика как общая теория и метод научного познания, философские теории и основные философские категории являются общей методологической основой и для разработки коренных вопросов перевоспитания осужденных. Исправительную педагогику питает практически вся совокупность наук о человеке, его становлении и развитии. Однако необычайная сложность изучаемого объекта, его ярко выраженная специфичность приводят к тому, что исправительная (пенитенциарная) педагогика вырабатывает свою методологию, в которой данные ряда наук трансформируются таким образом, чтобы суметь выявить специфические отношения человека с окружающим миром через призму государственного принуждения. Методологическая роль философии в формировании теории и практики перевоспитания осужденных проявляется как непосредственно, так и опосредованно, через методологию таких отраслей знаний, как общая педагогика, общая и социальная психология, социология и др. Общая педагогика, как система ведущих научных идей, положений, методологических принципов, раскрывающих общие закономерности образования, воспитания, обучения и развития, служит гносеологическим источником исправительной педагогики. Такие ее гуманистические положения, как активность личности в процессе воспитания, расширение самоуправления в воспитательных системах, учет индивидуальных особенностей и т.д., является основой, на которой формируются принципы пенитенциарной педагогики. Общая и юридическая психология, психология управления и социальная психология, юридическая педагогика позволяют применять их исходные теоретические положения, результаты и методы при исследовании групп и общностей осужденных во всех их связях и отношениях. Использование в теории и практике перевоспитания закономерностей развития психики человека, его свойств и качеств, педагогического формирования личности позволяет избежать примитивизма, например в тех случаях, когда некоторые юристы пытаются напрямую связывать темперамент личности с характером совершенного преступления и на этой основе рекомендовать педагогам создавать специальные воспитательные программы. Педагоги-исследователи широко используют категории, данные и методы социологии. Закономерности и принципы общей теории управления служат в качестве методологических источников и практического руководства в деятельности субъектов управления воспитательным процессом е ИУ. Исправительная педагогика не свободна и от взаимодействия с экономикой во многих ее проявлениях. Все указанные отрасли научных знаний изучают отдельные стороны изменения личности осужденных во всей многообразной и противоречивой системе ее отношений и взаимоотношений в условиях лишения свободы, исполнения уголовного наказания. Для педагога, как исследователя, так и практика, личность воспитуемого предстает как некая целостность, которую ни изучать, ни тем более воспитывать по частям нельзя. Поэтому исправительная (пенитенциарная) педагогика интегрирует знания о человеке в процессе его изменения, становления и развития или, напротив, деградации в период отбывания уголовного наказания[336].
Date: 2015-05-04; view: 533; Нарушение авторских прав |