Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неформальные общности осужденных
В основе процесса образования неформальных общностей осужденных лежит тяга к общению, что вполне закономерно. Эти общности, которые часто называют малыми неформальными группами, в воспитательной системе исправительных учреждений играют особую роль. Это объективная реальность, которую следует не только учитывать, но и использовать в воспитательных целях. Между воспитателем и воспитуемым всегда стоит малая группа (макаренковские первичные коллективы). В ней создается микроклимат, действуют механизмы подражания, соперничества и самоуправления. В малой группе воспитатель имеет дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, установками и традициями. Это ближайшее социальное окружение личности, ближайшая социальная среда. Малые группы осужденных бывают весьма разнородными. В одни осужденные попадают в виду каких-то общих интересов, в другие — в поисках защищенности; одни имеют положительную или нейтральную направленность, другие — резко отрицательную. Если в учреждении таких групп большинство, то процесс воспитания имеет отрицательную направленность, поскольку в «зоне» руководителями являются не администрация, а так называемые «уголовные авторитеты», «смотрящие», «отрицаловка». Такие «исправительные» учреждения по праву называются «тюремными университетами», поскольку осужденные живут в них по законам и принципам уголовного мира. Однако наличие этой так называемой «другой жизни» совсем не означает, что ей не может быть альтернативы. Альтернатива — в целенаправленном ориентировании коллективов осужденных, что является едва ли не главным условием управления воспитательным процессом в ИУ со стороны администрации, что с успехом было доказано практикой исправительных учреждений Вологодской области в 70—80-е годы[334]. Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания Среда есть совокупность условий, определяющих жизнь и деятельность человека. Среда разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя среда личности — это имманентно присущие ей связи и отношения: биологические процессы и психические состояния, сознание, духовность. Все, что лежит вне личности, в том числе и другой человек, группы людей, есть по отношению к ней среда внешняя. Внутренняя и внешняя среда могут рассматриваться и по отношению к социальным группам, организациям, учреждениям. Внутренняя среда воспитательной системы органов, исполняющих наказания, состоит из жизнедеятельности осужденных, служебной деятельности сотрудников и тех условий, в которых протекает их взаимодействие. Эта среда включает как природный, социальный, «вещный» компонент, так и духовный. При этом последний определяется микросредой сотрудников и осужденных в их взаимодействии и взаимовлиянии. Материальная инфраструктура («вещный» компонент среды) в исправительных учреждениях весьма специфична, с одной стороны, в силу замкнутости самой системы, необходимости ее соответствия определенным правовым предписаниям (изоляция, охрана, надзор), с другой — необходимости удовлетворения элементарных человеческих потребностей осужденных в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании. Она включает объекты производственного, коммунально-бытового, коммуникативного, культурно-массового, физкультурно-спортивного, медицинского, административного и режимного назначения. Несмотря на принимаемые меры, объекты жизнедеятельности осужденных во многих исправительных учреждениях до сих пор не отвечают международным стандартам, особенно в области санитарно-бытовых условий, в результате чего растет число различных заболеваний, в том числе туберкулез, дистрофия, усугубляются различные психические патологии. Осужденные в ИУ проживают в основном в общежитиях (кроме тюрьмы и колоний особого режима, где введено покамерное содержание). Вследствие этого осужденные практически лишены возможности побыть наедине с собой, т.е. имеет место так называемый избыток общения. Это не означает, однако, что одиночное заключение более гуманно. Как известно, именно этот вид наказания был и остается наиболее тяжким. Только люди с очень сильной волей и ярко выраженной целеустремленностью способны без ущерба для психики выдержать продолжительное одиночное заключение. Оптимальными можно считать условия, когда осужденные могут не только общаться друг с другом, но и побыть наедине с собой. Частичное решение данной проблемы возможно, например, с помо щью кабинетов психологической разгрузки, действующих в некоторых ИУ, услугами которых, кстати, пользуются не только осужденные, но и сотрудники. Внешняя среда воспитательной системы органов, исполняющих наказания, включает разнообразные социальные институты и организации, участвующие в процессе перевоспитания осужденных, формальные и неформальные объединения, семьи и родственников осужденных, а также материальную инфраструктуру ближайшего окружения по месту дислокации учреждений, природно-климатические условия. Исторически не только в нашей стране, но и в других странах места лишения свободы располагались в районах, удаленных от цивилизации. У нас это Дальний Восток, Сибирь и Крайний Север. Здесь до сих пор высока концентрация исправительных учреждений, что усложняет криминологическую ситуацию в указанных регионах.
17.3. Объект, предмет, основные категории и гносеологические источники исправительной (пенитенциарной) педагогики Date: 2015-05-04; view: 503; Нарушение авторских прав |