Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Признаки мотивационных тенденций
Выше мы уже привели название и смысл ключевых категорий анализа содержания рассказов. Таких категорий шесть для мотива «надежда на успех» и семь для мотива «боязнь неудачи». Ключевые категории анализа и признаки обеих мотивационных тенденций были получены в результате контент-анализа более чем 4 000 рассказов (Хекхаузен X., 1986). ЧАСТЫ ВЫЯВЛЕНИЕ «НАДЕЖДЫ НА УСПЕХ» (НУ) (признаки мотивационных тенденций приводятся с сокращениями) 1. ПОТРЕБНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕХА (П) «П» засчитывается тогда, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или работы. Как «П» учитываются положительно сформулированные высказывания, в которых не выражено опасения или неуверенности относительно возможности достижения цели («хочет», «собирается», также «старается», «стремится», но не «пытается»). («Он хочет сделать домашнее задание», «Он намерен улучшить свои оценки», «Успех побуждает их к дальнейшей хорошей работе», «Он хочет исправить машину», «Завтра я выполню задание», «Они стараются решить задачу» — все «П»; «Он пытается решить задачу» — не «П», а «И»). Если же такое положительно сформулированное намерение находится в непосредственной связи с каким-либо утверждением, из которого можно заключить, что за ним кроется намерение избежать неудачи, то засчитывается не «П», а «Пи» (потребность в избегании неуспеха), например: «Он собирается улучшить свои оценки, чтобы не заниматься в каникулы». Намерения, которые направлены не на саму цель, а на применение определенных инструментальных деятельностей, учитываются не как «П», а как «И» (инструментальная деятельность), поскольку выполнение такой деятельности в данном случае еще не означает достижение цели. «Он хотел поставить шестеренку, а она вывалилась». Установка шестеренки — лишь инструментальная деятельность, поэтому — «И»). Намерения человека, относящиеся к тому, чтобы помочь, поддержать или проверить другого человека, не учитываются как «П». («Они хотят нас чему-то научить», «Мастер хочет оценить работу» — не «П»). Намерения, направленные на выполнение несущественной деятельности, также не учитываются как «П» {«Он хочет унести документы», «Он собирается выписать счет», «Служащий хочет получить у директора подпись» — не«П»). Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как «П». («Он хочет закончить эту работу», «Он надеется, что ему удастся привести в порядок машину»; напротив: «Он надеется, что его похвалят за эту работу» — не «П»). Эти желания и надежды не должны также сопровождаться высказываниями, которые могут указывать на намерения избежать неуспеха («Ученик надеялся, что решил задачу») — П; напротив: «Надеюсь, что ответ правильный, иначе мне придется еще раз пересчитать» — «Пи». Нежелания типа «ах, если бы я!...» по поводу неудачи учитываются как «Пи», а не как «П». Когда желания или надежды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влияния и действия желающего, засчитывается не «П», а «УН» (ожидание неуспеха). Например: «Надеюсь, что материал выдержит» — не «П», а «УН». 2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (И) «И» учитывается тогда, когда человек или группа лиц в пределах рабочей ситуации или в течение деятельности, направленной на достижение, делает, сделал или сделает что-либо, что приблизит его к достижению цели или решению задачи без помощи других («Он работает над решением задачи», «Он размышляет над тем, как выполнить эту работу»). Высказывания по поводу инструментальной деятельности должны быть независимы от окончания деятельности к успеху, неуспеху или сомнительного исхода. В частности, следующие высказывания не должны учитываться как «И»: все высказывания, указывающие на завершение определенной деятельности («заканчивать», «заключать», «завершать» и т.д.) не учитываются как «И». («Он закончил работу — не «И»). Напротив: «Он работал — «И»; все высказывания, которые указывают вместе с деятельностью и ее исход (результат) «Мальчик правильно пишет предложения» — не «И», напротив: «Он тщательно пишет предложения» — «И», так как «тщательно» ничего не говорит об исходе деятельности. Или же: «Мальчик заработал хорошую оценку— и то и другое не «И»; напротив: «Мальчик работает над правильным решением» — «И»; все высказывания, разъясняющие, что деятельность поручено выполнить («Он должен, получил задание, обязан»), не учитываются как «И»; все высказывания, относящиеся к несущественной деятельности, такой, как подписать что-нибудь, передать, сообщить, смотреть, слушать и т.п., не учитываются как «И» (например, «внимательно, тщательно и т.п.) (слушать, смотреть или слушать и смотреть, чтобы чему-нибудь научиться, уметь это потом делать самостоятельно» — «И»). Чтобы высказывание было учтено как «И», должны быть названы фактические деятельности. Неопределенные высказывания вроде «Он сидит над книгами» или «Он стоит у машины» не учитываются как «И». Напротив, «Он занят этой работой» учитывается как «И». 3. ОЖИДАНИЕ УСПЕХА «У» Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением цели, учитывается как «У». Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, а и с ее вероятностью, учитывается как «У». Во всяком случае, речь должна идти о четком положительном ожидании успеха, («Несомненно, его новый роман будет пользоваться успехом», «Он думает, что решит задачу — все «У»). «У» засчитывается также, когда ожидание успеха относится к прошлому («Они думают, что выполнили работу хорошо»; напротив: «Его интересует, правильно ли он решил задачу — не «У», так как ожидание успеха не определено и не четко положительно — это Ун. Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то «У» не учитывается. Так как в этом случае ожидание успеха становится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, то можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно («Он думает: «Если я решу задачу, то получу в аттестате пятерку»» — не «У» (внутреннее условие); «Если повреждение не слишком велико, то я могу отремонтировать машину» — не «У» (внешнее условие). Ожидание успеха должно принадлежать или высказываться лицом из рассказа, а не быть объективной констатацией или комментарием рассказчика. Ожидание успеха учитывается и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению кого-либо другого. 4. ПОХВАЛА КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОСТИЖЕНИЯ (В) «В» засчитывается тогда, когда кого-либо хвалят, кто-либо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов («Учитель хвалит ученика за то, что он нашел ошибку», «Начальник повышает оклад служащему за добросовестную работу»). Похвала должна выражаться открыто («Мастер часто думает: «Какой у меня способный ученик!»» — не «В»). В качестве вознаграждений могут служить всякие материальные поощрения, выражающие признание за хорошее достижение, безразлично, имеют ли они большую или малую ценность. При повышении оклада, «В» учитывается только тогда, когда оно происходит по инициативе начальника за хорошие достижения. «В» учитывается также, если кто-либо констатирует хорошее качество, правильность и т.д. работы другого, например, когда учитель ставит ученику хорошую оценку, не высказывая при этом похвалы или признательности в адрес личности ученика («Мастер говорит ученику, что теперь он работает хорошо», «Учитель ставит ученику за этот ответ заслуженную пятерку», «Слесарь говорит ученику, что он правильно поставил деталь») — во всех случаях «В»; напротив не «В»: «Он получает хорошую оценку», потому что здесь четко не Показано высказывающее похвалу лицо. 5. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (С+) В качестве «С+» учитываются все положительные эмоциональные состояния в пределах направлений на достижение деятельности, относящиеся в общих чертах к работе, активному овладению заданием, достижению или успеху («Он пишет сочинение и работает с радостью», «Он радуется тому, что сумел справиться с этой трудностью и его работа продвинулась», «Наконец деталь готова. Он вздыхает с облегчением», «Они довольны своей работой»}. Речь должна идти о четком положительном эмоциональном состоянии. Например, «радуется», «доволен», также «улыбается», «вздохнуть с облегчением» и т.д.; также «смелость» («Успех придает ему смелость продолжать работу») — все «О». Напротив, «успокоился» — не «С+», так как здесь речь может скорее идти об исчезновении ранее отрицательного эмоционального состояния. Самовосхваление или мысли, являющиеся выражением самомнения, учитываются как «С+», если относятся к успешной деятельности («Они стоят перед готовой работой и думают: Какие мы способные!»). Также положительные эмоциональные состояния, связанные с достижениями или успехами другого лица в рассказе учитываются как «С» («Отец радуется тому, что его сын получил аттестат зрелости»). «С+» не учитывается, если кто-либо радуется тому, что неудачный исход деятельности оказался не таким плохим, как ожидалось; или что ожидаемая неудача не имела места («С облегчением ученик видит, что учитель не ставит двойку» — не «С+»). 6. ТЕМА УСПЕХА (Т) как дополнительная категория Тема успеха — это одиночная категория. Она засчитывается в рассказе при наличии определенных категорий успеха и при отсутствии категории неуспеха, за исключением отрицательного эмоционального состояния (С-) и ожидания неуспеха (Ун). Эта категория учитывается только в том случае, если тема успеха доминирует в содержании рассказа. Date: 2015-05-04; view: 521; Нарушение авторских прав |