Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность теста





Тест Х.Хекхаузена является проективной методикой, на­правленной на изучение мотивации достижения. Второе на­звание этого теста — методика ТАТ (модификация X. Хекхаузена). Тест направлен на диагностику двух мотивов: на­дежда на успех и боязнь неудачи. Оба мотива, как считается, связаны с мотивацией достижения. Однако «надежда на успех» является позитивной мотивацией, которая отражает надеж­ду, ожидание, предположение субъекта о собственном успе­хе в деятельности. Мотив же «боязнь неудачи» связан с бояз­нью, ожиданием субъектом неудачи, предположением о не­успехе собственной деятельности, это негативная мотивация, имеющая, кстати, много общего с мотивацией избегания.

Методы диагностики мотивации достижения имеют в це­лом большую историю. Методика тематического апперцеп­тивного теста (ТАТ), в том виде, в каком она была предложе­на X. Мюрреем, не во всем удовлетворяла диагностическую потребность измерения отдельного мотива. Это и побудило психологов заняться разработкой специального инструмен­тария: проективного по типу, но направленного на измере­ние отдельных мотивов.

Большой вклад в разработку этого вопроса внесли Мак-Клелланд(О. С. McClelland), Аткинсон(S/ W.Atkinson}, Кларк (R. A. Clark), Лоуэл (Е. L. Lowwel). При создании своей мето­дики ими были предприняты грандиозные усилия по валидизации. Мы здесь не будем описывать эту большую работу, обратим внимание лишь на два принципиальных и общих момента.

1. Испытуемым предлагалось, так же как и в ТАТ, придумать рассказы по картинкам. Однако тематика карти­нок была вполне определенной и относилась к достижениям.

2. В процессе экспериментов исследователи пытались создать у испытуемых различные мотивационные состояния. Это до­стигалось за счет того, что задания теста на разных этапах эксперимента предъявлялись испытуемым (и соответственно выполнялись ими) в различных условиях побуждения мотива достижения. К числу таких условий относились следующие экспериментальные ситуации: расслабляющие, нейтральные, ориентирующие на достижения, ситуации успеха, неудачи, чередования успеха и неудачи. Вся эта работа завершилась вполне четким определением ключевых категорий анализа рассказа и созданием проективной методики диагностики мотивации достижения.

Однако в этом подходе при изменении мотива достижения часто смешивались две различные мотивационные тенден­ции: «надежда на успех» и «боязнь неудачи». Это смешение имело место на уровне ключевых категорий анализа, и, есте­ственно, поэтому оно имело место на уровне заключения и интерпретации. Вместе с тем специально проведенные иссле­дования вполне определенно подтвердили необходимость различения этих, двух мотивационных тенденций.

В связи с этим X. Хекхаузеном была предпринята попыт­ка создания теста, в котором были бы учтены обе указанные мотивационные тенденции. Эта попытка может быть призна­на успешной, а ее результатом является методика ТАТ (вари­ант X. Хекхаузена), или тест Хекхаузена на измерение моти­вации достижения.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТА

В тесте задается нейтральная инструкция, а картинки мето­дики однозначно связаны с ситуацией достижения. Всего испы­туемым предлагается шесть картинок, по которым необходимо составить рассказ. Три картинки задают успешные ситуации, а на других трех ситуация развивается неуспешно. Заметим, однако, что такая оценка отражает лишь общую тенденцию и общий замысел автора теста. В целом же стимульный матери­ал методики оставляет для испытуемого свободное простран­ство для проекций (в смысле «надежды на успех» или «боязни неудачи»). Это подкрепляется и инструкцией к тесту, в кото­рой сообщается, что это тест на воображение.

ИНСТРУКЦИЯ

«Это тест для исследования фантазии и способности к во­ображению. В вашем распоряжении 20 с для того, чтобы рас­смотреть фотографию, и затем 5 мин для того, чтобы соста­вить по ней историю.

Каждый раз ставятся одни и те же четыре вопроса. Они должны Вам помочь в короткое время составить полную исто­рию. Старайтесь на каждый вопрос затрачивать около одной минуты. В конце у Вас будет еще немного времени для завер­шения истории, прежде чем будет показана другая картинка.

Постарайтесь составить истории так, чтобы они были по возможности живыми и интересными. Не описывайте просто то, что изображено на картинке. Сделайте из нее историю».

Нижеприведенные вопросы даются испытуемому на от­дельном листе, в напечатанном одним шрифтом, без каких-либо выделений и через равные промежутки виде.

1. Что здесь происходит — кто эти люди?

2. Как возникла эта ситуация — что произойдет дальше?

3. Что думает каждый изображенный на картинке чело­век — чего они хотят?

4. Что произойдет дальше — чем все это закончится?







Date: 2015-05-04; view: 485; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию