Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процедуры обработки и интерпретация
Центральный момент в обработке состоит в выявлении ключевых категорий анализа в текстах рассказов испытуемых по картинкам. Всего выделяется шесть категорий для мотива «надежда на успех» и семь категорий для мотива «боязнь неудачи». Эти ключевые категории и их лейтмотив, их основное содержание, сформулированное в концентрированном виде, могут быть заданы следующим образом. НАДЕЖДА НА УСПЕХ (НУ) I. Потребность достижения успеха (П). Эта категория отмечается, если некто в рассказе устанавливает для себя позитивно сформулированную цель или чувствует себя стремящимся к такой цели (например: «Он хочет создать новый прибор»). 2. Инструментальная деятельность, направленная на достижение цели (И) (например: «Ученик весь погружен в решение задачи»). 3. Ожидание успеха (У) (например: «Он уверен, что его работа завершится успехом»). 4. Похвала как результат высокого достижения (В) (например: «Мастер одобряет образцовое изготовление изделия»). 5. Позитивное эмоциональное состояние, связанное с работой, достижением, успехом в осуществлении поставленной цели (С+) (например: «Выполнение домашнего задания доставляет ему удовольствие»), 6. Тема успеха (Т) как дополнительная весовая категория. Учитывается только в том случае, если тема успеха доминирует в содержании рассказа. БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (БН) 1. Потребность избежать неудачи (ПИ). Отмечается, когда имеет место постановка негативно сформулированной цели, явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить неудачу, сожаление о поведении, которое привело к неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неуспеха (например: «Он надеется, что мастер никак не прореагирует на ошибку»), 2. Инструментальная деятельность, направленная на избегание неудачи, а также ее возможных последствий (ИИ) (например: «Ученик прячется, чтобы учитель не вызвал его к доске»). 3. Неуверенность в успехе или удаче (УН) (например: «Если и на этот раз не получится, я опозорен»). 4. Обсуждение и критика вследствие недостаточности успеха (К) (например: «Если хочешь выдержать выпускной экзамен, то тебе следует больше стараться»). 5. Негативные переживания, связанные с работой или достижением (С-) (например: «Я наверняка допустил бы такую же ошибку»). 6. Неудача (Н), если ориентированное на успех поведение терпит провал (например: «Ученик запорол деталь»). 7. Тема неудачи (ТН) как дополнительная весовая категория. Учитывается, если в рассказе преобладает содержание, связанное с неудачей. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ 1. Категории обоих ключей могут учитываться только один раз на каждый рассказ. 2. Противоположные категории обоих ключей могут учитываться в одном рассказе одновременно. 3. Только темы успеха (Т) и неуспеха (ТН) взаимно исключают друг друга, т.е. не могут учитываться одновременно в одном рассказе. Фиксация результатов анализа может производиться в виде следующей таблицы (Форма 11). Форма 11
В таблицу вносятся данные по всем шести картинкам. Определение доминирующего мотива («НУ» или «БН») производится через сопоставление суммы баллов по «НУ» (надежда на успех) и суммы баллов по «БН» (боязнь неудачи). Обе указанные величины позволяют, кроме того, получить два производных показателя. Их сумма дает «общую мотивацию», которая, по существу, отражает силу мотивации достижения: СМ = НУ + БН. Разность этих же мотивационных тенденций задает так называемую «чистую надежду»: НЧ = НУ - БН Нетрудно заметить, что показатели «силы мотивации» (СМ) и «чистой надежды» (НЧ) получаются из сумм различных категорий, которые порождены каждой из картинок, а также из сумм одинаковых категорий, которые порождены различными картинками. Впоследствии X. Шмальтом (Schmalt Н, 1976) была сделана попытка разработки «полупроективной» методики, которая позволяла бы различать интенсивность и экстенсивность[9] мотива. В данном случае термин «полупроективная» указывает на объединение в методике идеи ТАТ с технологией тестовых опросников. В методике Шмальта к каждой картинке прилагается 18 стандартных высказываний. Причем все они, за исключением четырех избыточных, отражают ключевые категории анализа содержания при выявлении мотивов успеха и мотивов неудачи. В практических целях, при интерпретации результатов психодиагностики и проведении консультирования, было бы целесообразно иметь краткие типичные описания личности, с явно выраженной мотивацией «надежды на успех» или «боязни неудачи». Анализ исследований, выполненных в рамках концепции мотивации достижений (X. Хекхаузен, Д. С. Мак-Клелланд, Д. Аткинсон, X. Шмалт), позволил нам сделать следующие обобщенные описания. МОТИВИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ (надежда на успех — НУ) В деятельности активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности, активность в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, а нереалистически высокие — отклоняются. То есть предпочитают рисковать расчетливо (обычно такая расчетливость ведет к суммарному успеху, поскольку не связана ни с незначительными успехами при заниженных целях, ни с невероятными, случайными успехами при завышенных целях). В значительной степени (более значительной, чем у мотивированных на неудачу) выражен эффект Зейгарник. В случае чередования успехов и неудач склонны к переоцениванию своих неудач. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего («Время — стремительно несущийся всадник»). В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его привлекательность скорее всего возрастает. Вместе с тем притягательность задания особенно возрастает, если оно выбрано самим субъектом, а не просто предъявлено субъекту кем-то. При «навязывании» задания, в случае последующей неудачи, его привлекательность может не возрастать, а остаться на прежнем уровне. МОТИВИРОВАННЫЕ НА НЕУДАЧУ (боязнь неудачи — БН) В деятельности менее инициативны. При выполнении ответственных заданий ищут причины отказа от них. Предпочитают выбирать экстремальные цели: выбирают задания либо занижено легкие, либо нереалистично высокие по трудности. Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у мотивированных на успех. В случае чередования успехов и неудач склонны к переоцениванию своих успехов, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (но из этой тенденции достаточно часто бывают исключения). Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время —это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем при- тягательность задания будет снижаться независимо от того, «навязано» это задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть меньшим, чем в первом (навязано кем-то). Date: 2015-05-04; view: 480; Нарушение авторских прав |