Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ПРОЦЕДУРЫ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ





Центральный момент в обработке состоит в выявлении ключевых категорий анализа в текстах рассказов испытуе­мых по картинкам. Всего выделяется шесть категорий для мотива «надежда на успех» и семь категорий для мотива «бо­язнь неудачи». Эти ключевые категории и их лейтмотив, их основное содержание, сформулированное в концентрирован­ном виде, могут быть заданы следующим образом.

НАДЕЖДА НА УСПЕХ (НУ)

I. Потребность достижения успеха (П). Эта категория от­мечается, если некто в рассказе устанавливает для себя пози­тивно сформулированную цель или чувствует себя стремящим­ся к такой цели (например: «Он хочет создать новый прибор»).

2. Инструментальная деятельность, направленная на до­стижение цели (И) (например: «Ученик весь погружен в реше­ние задачи»).

3. Ожидание успеха (У) (например: «Он уверен, что его работа завершится успехом»).

4. Похвала как результат высокого достижения (В) (напри­мер: «Мастер одобряет образцовое изготовление изделия»).

5. Позитивное эмоциональное состояние, связанное с ра­ботой, достижением, успехом в осуществлении поставленной цели (С+) (например: «Выполнение домашнего задания до­ставляет ему удовольствие»),

6. Тема успеха (Т) как дополнительная весовая категория. Учитывается только в том случае, если тема успеха доминиру­ет в содержании рассказа.

БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (БН)

1. Потребность избежать неудачи (ПИ). Отмечается, ког­да имеет место постановка негативно сформулированной це­ли, явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить неудачу, сожаление о поведении, которое привело к неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неуспе­ха (например: «Он надеется, что мастер никак не прореагиру­ет на ошибку»),

2. Инструментальная деятельность, направленная на избега­ние неудачи, а также ее возможных последствий (ИИ) (напри­мер: «Ученик прячется, чтобы учитель не вызвал его к доске»).

3. Неуверенность в успехе или удаче (УН) (например: «Ес­ли и на этот раз не получится, я опозорен»).

4. Обсуждение и критика вследствие недостаточности ус­пеха (К) (например: «Если хочешь выдержать выпускной эк­замен, то тебе следует больше стараться»).



5. Негативные переживания, связанные с работой или до­стижением (С-) (например: «Я наверняка допустил бы такую

же ошибку»).

6. Неудача (Н), если ориентированное на успех поведение терпит провал (например: «Ученик запорол деталь»).

7. Тема неудачи (ТН) как дополнительная весовая катего­рия. Учитывается, если в рассказе преобладает содержание, связанное с неудачей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Категории обоих ключей могут учитываться только один раз на каждый рассказ.

2. Противоположные категории обоих ключей могут учи­тываться в одном рассказе одновременно.

3. Только темы успеха (Т) и неуспеха (ТН) взаимно исклю­чают друг друга, т.е. не могут учитываться одновременно в одном рассказе.

Фиксация результатов анализа может производиться в ви­де следующей таблицы (Форма 11).

Форма 11

 

 

 

Категория анализа П И У в с+ н т Сумма
Пи ИИ УН к с- ТН
НУ                
БН                

В таблицу вносятся данные по всем шести картинкам. Определение доминирующего мотива («НУ» или «БН») про­изводится через сопоставление суммы баллов по «НУ» (на­дежда на успех) и суммы баллов по «БН» (боязнь неудачи). Обе указанные величины позволяют, кроме того, получить два производных показателя. Их сумма дает «общую мо­тивацию», которая, по существу, отражает силу мотивации достижения:

СМ = НУ + БН.

Разность этих же мотивационных тенденций задает так называемую «чистую надежду»:

НЧ = НУ - БН

Нетрудно заметить, что показатели «силы мотивации» (СМ) и «чистой надежды» (НЧ) получаются из сумм различных категорий, которые порождены каждой из картинок, а также из сумм одинаковых категорий, которые порождены различ­ными картинками.

Впоследствии X. Шмальтом (Schmalt Н, 1976) была сде­лана попытка разработки «полупроективной» методики, которая позволяла бы различать интенсивность и экстенсив­ность[9] мотива. В данном случае термин «полупроективная» указывает на объединение в методике идеи ТАТ с технологи­ей тестовых опросников. В методике Шмальта к каждой кар­тинке прилагается 18 стандартных высказываний. Причем все они, за исключением четырех избыточных, отражают клю­чевые категории анализа содержания при выявлении мотивов успеха и мотивов неудачи.

В практических целях, при интерпретации результатов психодиагностики и проведении консультирования, было бы целесообразно иметь краткие типичные описания личности, с явно выраженной мотивацией «надежды на успех» или «бо­язни неудачи». Анализ исследований, выполненных в рамках концепции мотивации достижений (X. Хекхаузен, Д. С. Мак-Клелланд, Д. Аткинсон, X. Шмалт), позволил нам сделать следующие обобщенные описания.



МОТИВИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ (надежда на успех — НУ)

В деятельности активны, инициативны. Если встречают­ся препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктив­ность деятельности, активность в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в дости­жении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, а нереалистически высо­кие — отклоняются. То есть предпочитают рисковать расчет­ливо (обычно такая расчетливость ведет к суммарному успе­ху, поскольку не связана ни с незначительными успехами при заниженных целях, ни с невероятными, случайными успе­хами при завышенных целях).

В значительной степени (более значительной, чем у моти­вированных на неудачу) выражен эффект Зейгарник.

В случае чередования успехов и неудач склонны к пере­оцениванию своих неудач.

При выполнении заданий проблемного характера, в усло­виях дефицита времени, результативность деятельности, как правило, улучшается.

Склонны к восприятию и переживанию времени как «це­ленаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего («Вре­мя — стремительно несущийся всадник»).

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его привлекательность скорее всего возрастает. Вместе с тем притягательность задания особенно возрастает, если оно вы­брано самим субъектом, а не просто предъявлено субъекту кем-то. При «навязывании» задания, в случае последующей неудачи, его привлекательность может не возрастать, а ос­таться на прежнем уровне.

МОТИВИРОВАННЫЕ НА НЕУДАЧУ (боязнь неудачи — БН)

В деятельности менее инициативны. При выполнении от­ветственных заданий ищут причины отказа от них.

Предпочитают выбирать экстремальные цели: выбирают задания либо занижено легкие, либо нереалистично высокие по трудности.

Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у мо­тивированных на успех.

В случае чередования успехов и неудач склонны к переоце­ниванию своих успехов, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.

При выполнении заданий проблемного характера, в усло­виях дефицита времени, результативность деятельности ухуд­шается.

Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в до­стижении цели (но из этой тенденции достаточно часто бы­вают исключения).

Склонны к восприятию и переживанию времени как «бес­цельно текущего» («Время —это постоянно струящийся по­ток»).

Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем при-

тягательность задания будет снижаться независимо от того, «навязано» это задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягатель­ности во втором случае (выбрал сам) может быть меньшим, чем в первом (навязано кем-то).








Date: 2015-05-04; view: 277; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию