Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место в классе
Отношение ребенка к товарищам, к коллективу, к общественным делам определяется отношением к ним взрослых — учителей и родителей, которые являются для первоклассников абсолютными авторитетами. Их мнение для ребенка — руководство к действию. Очень часто наибольшее внимание уделяется учению ребенка; и в семье следят главным образом за прилежанием, усвоением материала, добросовестностью выполнения домашних заданий, за самостоятельностью в работе, за дисциплиной. И постепенно у ребенка создается впечатление, что самое главное — это его учение, его личные успехи в приобретении знаний. В центре школьной и классной жизни он начинает видеть только самого себя в роли учащегося, интересоваться только собой, а все остальное неважно. Нельзя, чтобы отношения с товарищами, общественные заботы, поручения коллектива рассматривались как второстепенные. Его гражданская жизнь в классе не менее важна для развития его личности, чем успешное усвоение знаний. Конечно, первокласснику сначала очень не просто в школе. Все новое, удивительное, ко всему нужно привыкнуть: и к классу, и к уроку, и к перемене, и к школьным порядкам, и к домашним заданиям, и ко многому другому. Как нелегко написать ровно буквы, чтобы они не «прыгали», не упустить чего-то важного, что говорит учитель как будто специально именно ему. И какое-то время первоклассник, несмотря на то 282 что рядом с ним еще сорок таких же ребят, воспринимает себя один на один с учителем. Важно, чтобы этот процесс не затянулся, чтобы ребенок увидел: вокруг него сидят мальчики и девочки, которые вместе с ним учатся писать, считать, рисовать, у которых что-то получается лучше, что-то хуже, а учитель обращается не только к нему, учит не только его, а всех их вместе. Учителю тоже нелегко. У всех детей разная подготовка к школе, неодинаковые способности, индивидуальные характеры. Это проявляется и в их успехах, и в их отношениях с товарищами. Они разные не только на уроках, но и на переменках. Одни легко вступают в общение со сверстниками, другие сами не подойдут к ребятам, стоят в сторонке, хотя, может быть, сгорают от желания быть вместе с остальными. И все же все первоклассники, какими бы разными они ни были, одинаково неравнодушны к тому, как к ним относится учитель. Они любят выполнять поручения учителя, им очень хочется быть облеченными доверием взрослого. «Мне Клавдия Ивановна поручила поливать цветы!», «Я ответственная дежурная!», «Я теперь санитарка!», «А у нас теперь октябрятская звездочка, и я командир!» — все это сообщается детьми с величайшей гордостью. Как правило, ребята не хотят быть в стороне.
Поэтому учитель старается удовлетворить потребность каждого первоклассника в общественно полезной работе, во внимании к нему как к полноправному и дееспособному члену коллектива. Ни одного ребенка нельзя отстранять от общественной жизни класса. Особенно это важно именно в I классе, когда коллектив еще не сложился и учителю приходится регулировать его жизнь. Очень важно, чтобы родители активно поддерживали учителя во всех его начинаниях. Между тем общественная активность формируется только в общественной деятельности. А. С. Макаренко подчеркивал, что создание нужного типа поведения — это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. Первоклассники еще очень плохо знают друг друга, не умеют определить своих возможностей, достоинств и недостатков — своих собственных и своих товарищей. Поэтому к себе и к товарищам они относятся в основном так, как к ним относится учитель: похвалил учитель этого ученика, — значит, он молодец в глазах всего класса, поругал — его все дети осуждают. Таким образом, отношение ребенка к себе, отношение к товарищам, к коллективу формируется под значительным влиянием учителя, его оценок и отношений. Подчас дети привыкают постепенно, с самого начала обучения в школе к тому, что одни из них «хорошие», другие «средние», третьи «плохие» или «слабые», одни активные, другие — нет. А ребенок может нравственно нормально развиваться только тогда, когда он чувствует себя с начала новой, школьной жизни равным среди равных и по своим возможностям, и по месту в классе, и по тому отношению, которое проявляют к нему одноклассники. Как важно поэтому помочь 283 ребенку найти достоинства, сильные стороны у каждого и показать их одноклассникам! Как важно, чтобы про каждого мальчика и девочку его товарищи могли сказать: вот что он (она) умеет, знает! В I классе создаются октябрятские звездочки. Это самое первое приобщение ребенка к общественной жизни. Работа октябрятской звездочки — дело серьезное и требует к себе серьезного отношения. Именно здесь дети учатся действовать не в одиночку, а вместе со своими товарищами, учатся помогать друг другу, ответственно выполнять поручения, радоваться успехам своей октябрятской звездочки, огорчаться из-за ее неудач. Каждый октябренок должен иметь поручение в своей звездочке и знать, что нужно для его выполнения трудиться ради общей пользы. Когда старшие ребята — шефы октябрят приходят в I класс, у первоклассников возникает ощущение единства, принадлежности к коллективу не только класса, но и всей школы. Таким образом, возникновение отношения ребенка к товарищам, осознание своего места в классе, вовлечение его в общественную деятельность — достаточно долгий и сложный процесс, требующий специальных усилий. В развитии у ребенка чувства товарищества, чувства коллективизма велика роль родителей. К сожалению, как уже говорилось, родители чаще всего интересуются только уроками, поведением, тем, что запомнил ребенок, что узнал сегодня в школе, как ответил на вопросы учителя, какие получил отметки, были ли замечания, что задали на дом и пр. И гораздо реже задают вопросы: с кем сын или дочь дружит? Кому в их классе трудно учиться? Кому ребенок помог, кто помог ему? С кем разговаривал, что обсуждали? Что ему поручили делать в классе? Как он справился с поручением? Рад ли сын или рада ли дочь успехам товарищей? Огорчают ли их неудачи одноклассников? Обо всем этом нужно говорить с ребенком. Он должен понять, что родителям интересно не только то, что он сегодня изучал на уроке, но и то, какое поручение выполнял, чем занималась его октябрятская звездочка, что произошло в классе, с кем из ребят и во что он играл и т. п. А раз родителям это интересно, значит, это все важно — сделает вывод ребенок, значит, отношение к классу, к общественным поручениям — столь же серьезное дело, как и учение. Если ребенок мало рассказывает о своих товарищах, о делах класса, это должно насторожить родителей. За этим может стоять или равнодушие сына или дочери к другим ребятам, или несложившиеся отношения с одноклассниками. И то и другое плохо. Совершенно необходимо поговорить с учителем, выяснить, как складываются взаимоотношения ребенка с классом или отдельными ребятами, помочь ему найти свое место в коллективе. Хочется подчеркнуть: забота о воспитании чувства товарищества, коллективизма не должна откладываться на более поздний, подростковый возраст. Основы должны быть заложены здесь, в I классе, в пору первого вступления ребенка в общество своих сверстников, объединенных большой единой целью — учиться. 284 Date: 2015-06-08; view: 674; Нарушение авторских прав |