Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интересы и потребности!
В школьные годы интенсивно развиваются духовные потребности детей, связанные со школьными занятиями, общением с одноклассниками. Правда, иногда материальные потребности ребенка из-за неправильных условий семейного воспитания начинают занимать слишком значительное место в жизни ребенка. В отдельных случаях, как показывают наблюдения, уже к III классу 272 повышенные требования к еде, к одежде (особенно у девочек), к предметам, связанным с досугом, могут проявиться достаточно отчетливо. В большой степени это зависит от семьи, от наличия в ней культа одежды, от повышенного интереса к еде, к модным безделушкам и т. д. Если всего этого в семье нет, то у детей чаще всего подобная тенденция и не проявляется. Уже у старших дошкольников возникает установка на получение оценки за свою работу. В I классе дети бывают недовольны, когда учитель не ставит оценку, а только отмечает, что смотрел работу. Потребность в оценках за учебную работу, как правило, не угасает с годами, хотя они и делаются привычными. Бывает, что при повторяющихся неважных оценках у ребенка образуется мнимое безразличие к ним, но на самом деле он остро переживает их несоответствие своим притязаниям. Поэтому хорошая отметка может вызвать взрыв радости и гордости. У маленького школьника постепенно формируется потребность в школьном коллективе, в товарищах. Совместные занятия, игры, разговоры делают привлекательным для детей пребывание в школе. Учение развивает потребность в чтении. Но нередки сетования родителей на то, что младшие школьники слишком много времени уделяют просмотру телевизионных программ в ущерб чтению. В этом отношении требуется разумное руководство со стороны родителей в выборе тематики передач, частоте и времени их просмотра. Во всяком случае надо позаботиться о том, чтобы домашнее чтение было регулярным и активным. Потребность в движениях, свойственная ребенку, начинает в эти годы удовлетворяться в новых формах. Дети хотят кататься на коньках, стремятся заниматься художественной гимнастикой. Эти занятия связаны уже с целеустремленными усилиями по достижению определенных результатов. Но стремление к активным движениям и действиям у младшего школьника должно вместе с тем вводиться в определенные рамки. Мы имеем в виду воспитание у него умения регулировать свое поведение, тормозить свои движения. Это должно стать объектом особого внимания и школы, и семьи. Конечно, речь идет не о том, чтобы превратить малышей в чинных старичков. Просто они должны учиться проявлять свою бурную активность к месту и вовремя, в играх, в соревнованиях, в физкультурных упражнениях. В младшем школьном возрасте особенно развивается потребность в познании, в овладении новыми умениями. Это связано с общим характером занятий в школе, со всей системой окружения ребенка. Своевременное формирование этой потребности оказывает большое влияние на всю последующую школьную судьбу ребенка. Воспитание стремления к знанию — наиболее важная задача всего начального обучения. К сожалению, в некоторых случаях эта потребность младших школьников выражена очень слабо и к тому же занимает подчиненное место среди других их потребностей. Существенно не только само появление у детей новых 273 потребностей, но и то, как они соотносятся друг с другом. Нужно знать, какие потребности являются для ребенка наиболее значимыми и определяют характер его поведения. Необходимо поддерживать развитие тех потребностей, которые в наибольшей степени способствуют совершенствованию личности ребенка в различных видах деятельности (в учении, в труде, в спорте и т. д.). С ростом и изменением потребностей происходит эволюция интересов младшего школьника. Они приобретают по сравнению с дошкольным возрастом более устойчивый характер. Конечно, и здесь наблюдаются мимолетные интересы, направленные либо на привлекательные предметы и игрушки, либо на отдельные увлекательные виды деятельности (занятия каким-либо видом спорта, собирание коллекций). Однако в целом интересы ребенка-школьника от года к году становятся все более углубленными и устойчивыми. Маленький школьник уже относительно длительно может отдаваться заинтересовавшему его занятию. Так, устойчивый интерес вызывает у младших школьников учебная работа, овладение теми или другими умениями и навыками, подкрепляемые соответствующей похвалой. Но при этом могут возникать и временные спады интереса, вызванные утомлением, привыканием, временным «насыщением» деятельностью и т. д. Поэтому важно своевременно переключать интерес детей на другие занятия, задания и виды деятельности. Значительный интерес вызывают у младшего школьника различные виды художественной деятельности — рисование, лепка, вышивание, выпиливание, выжигание, выразительное чтение, исполнительская деятельность. Но часто это интересы, вызванные лишь случайными обстоятельствами. Нужно создать особые условия, чтобы эти стремления ребенка перевести в русло более устойчивого интереса. Во многом тут может повлиять на ребенка систематическое внимание родителей к его занятиям, соответствующие поддержка и одобрение. Интерес к занятиям спортом, который проявляется у младшего школьника, также требует определенной поддержки для того, чтобы превратиться в устойчивое стремление. Гимнастика, плавание, езда на велосипеде, легкоатлетические упражнения, футбол, волейбол и т. д. — все эти виды спорта требуют систематических занятий, чтобы могли прийти первые успехи, которые в свою очередь будут стимулировать существенный детский интерес. В младшем школьном возрасте у детей появляется тяга к собиранию коллекций марок, открыток, минералов, бабочек и т. д. Важно, чтобы этот интерес определялся не хвастовством (с этим приходится встречаться), а мотивами познавательного или эстетического порядка. Для развития личности важен активный интерес к коллективу, к жизни в нем, к различным видам коллективных занятий. В таких занятиях возникают и укрепляются тесные связи со сверстниками; у ребенка формируется склонность к общению. Интерес к коллективу, к коллективным действиям и 274275 начинаниям занимает большое место в духовной жизни «старших младшеклассников», он отвечает их насущным запросам. Но такой интерес и тяга к коллективу, стремление быть вместе или браться за что-то вместе могут сопровождаться порой излишней податливостью ребенка к воздействиям группы и ее «лидеров», приводят к ослаблению контроля за своими действиями и поступками. «Заражение» общей настроенностью иногда приводит ребят к неблаговидным поступкам. Вопрос о духе детского коллектива, о направленности его устремлений, о том, чтобы помочь детям найти увлекательное совместное занятие, очень важен для всех взрослых, которые так или иначе влияют на формирование личности ребенка: родителей, учителей, активистов-общественников. Помощь малышам в устройстве праздника и украшении комнаты, коллективный уход за обитателями живого уголка, за цветами на клумбе, несколько позже участие в тимуровских делах — все это создает основу для того, чтобы у младших школьников складывались содержательные общие интересы. Итак, в годы пребывания ребенка в младших классах происходят глубокие изменения его потребностей и интересов. В их характере (широта — узость), особенностях (стойкие — нестойкие) и направленности (эгоистическая — коллективистическая) можно увидеть качества личности ребенка, в значительной мере уже сложившиеся и требующие либо укрепления, либо, увы, преодоления. Date: 2015-06-08; view: 502; Нарушение авторских прав |