Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Современные программы по окружающему миру для начальной школы





Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по природоведению для начальных классов. Методика работыпо преподаванию курса «Окружающий мир». Экологическое воспитание на уроках природоведенияи ознакомления с окружающим миром.

Курс «Окружающий мир в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Принципы обучения по системе Л.В. Занкова. Особенности уроков развивающего типа. Курс Н.Я. Дмитриевой и А.В. Казакова «Мы и окружающий мир». Цель, задачи, особенности отбора содержания и построения курса.

Курс «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б.

Эльконина – В.В. Давыдова. Программа Е.В.Чудиновой и Е.Н. Букварёвой «Окружающий мир». Цели, задачи, принципы построения программы. Постановка и решение детьми системы учебных задач как основной метод обучения.

Программы З.А. Клепининой «Природа и люди» и «Окружающий мир». Особенности программ. Достоинства и недостатки.

Курс А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». Цель, задачи, ведущие идеи курса. Проблемно-поисковый подход в обучении. Использование метода моделирования для формирования экологических знаний. Особенности учебников «Мир вокруг нас». Факультативные курсы «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Цели курсов, примеры рассматриваемых вопросов.

Программа Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир». Цель, задачи, построение курса. Формы и методы преподавания курса. Понятие о дробной структуре урока. Игры и речевые разминки на уроках окружающего мира.

Программа А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана «Мир и человек». Цель, задачи и принципы построения курса. Особенности курса. Принцип минимакса. Структура урока окружающего мира в программе.

Особенности оценки знаний.

Основная литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.» Методика преподавания естествознания в начальной школе» М., ГИЦ Владос,2001г.

2. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. Москва, Академия, 2004г

3. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» М., Академия, 2007г

4. Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» Педагогическое общество России, М., 2002г.

5. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек: Человек. 4 класс: Книга для учителя /А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан, О. А. Родыгина. — М.: Дрофа, 2001. — 288 с.

Дополнительная литература:

6. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. вузов / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 285 с.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 368 с.

8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – с. 253.

9. Примерная программа по окружающему миру / Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – С.270-355.

 

 

Тема 10. Экологическое воспитание на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром.

Понятие об экологическом воспитании. Цели экологического воспитания. Экологическая культура и её компоненты. Модели экологического образования. Особенности однопредметной, многопредметной и смешанной моделей.

Содержание экологического воспитания. Принципы отбора содержания экологического воспитания.

Методы и методические приёмы экологического воспитания (наблюдения объектов в природе и в классе, беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры и др.).

Формы экологического воспитания. Возможности уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных работ в экологическом воспитании младших школьников.

Основная литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.» Методика преподавания естествознания в начальной школе» М., ГИЦ Владос,2001г.

3. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. Москва, Академия, 2004г

4. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» М., Академия, 2007г

5. Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» Педагогическое общество России, М., 2002г.

Дополнительная литература:

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 368 с.

7. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – с. 253.


8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

 

 

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Проводимая при изучении дисциплины «Окружающий мир» самостоятельная работа студентов решает следующие задачи:

- изучение и закрепление учебного материала по учебникам, учебным пособиям;

- приобретение навыков поиска необходимой информации;

- развитие творческого мышления студентов;

- воспитание трудолюбия, целеустремленности, самодисциплины, умения планировать свое время;

приобщение части наиболее подготовленных студентов к научно-исследовательской работе и приобретение навыков ведения этой работы

Тематика курсовых и квалификационных работ по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир».

 

1. Активизация познавательной деятельности учащихся при постановке учебных опытов в курсе окружающего мира.

2. Внеклассное чтение в процессе преподавания окружающего мира в курсе начальной школы

3. Использование различных форм закрепления знаний при изучении окружающего мира в начальной школе.

4. Нетрадиционные формы обучения окружающему миру в курсе начальной школы.

5. Методика формирования гигиенических знаний в курсе начальной школы.

6. Методика использования комнатных растений на уроках окружающего мира в начальной школе.

7. Методика формирования экологических понятий в курсе окружающего мира /3 класс, программа Плешакова А.А./ в процессе решения познавательных задач.

8. Развитие познавательных интересов учащихся в процессе изучения окружающего мира в курсе начальной школы.

9. Опрос как средство обучения окружающего мира в начальной школе.

10. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

11. Использование опорных сигналов в практике обучения окружающего мира в курсе начальной школы.

12. Экскурсия – одна из основных форм обучения естествознанию.

13. Использование опорных схем на уроках окружающего мира в 4 классе.

 

Тематика контрольных работ:

 

1. Активизация познавательной деятельности учащихся при постановке учебных опытов в курсе окружающего мира.

2. Внеклассное чтение в процессе преподавания окружающего мира в курсе начальной школы

3. Использование различных форм закрепления знаний при изучении окружающего мира в начальной школе.

4. Нетрадиционные формы обучения окружающему миру в курсе начальной школы.

5. Методика формирования гигиенических знаний в курсе начальной школы.

6. Методика использования комнатных растений на уроках окружающего мира в начальной школе.

7. Методика формирования экологических понятий в курсе окружающего мира /3 класс, программа Плешакова А.А./ в процессе решения познавательных задач.

8. Развитие познавательных интересов учащихся в процессе изучения окружающего мира в курсе начальной школы.

9. Опрос как средство обучения окружающего мира в начальной школе.


10. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

11. Использование опорных сигналов в практике обучения окружающего мира в курсе начальной школы.

12. Экскурсия – одна из основных форм обучения естествознанию.

13. Использование опорных схем на уроках окружающего мира в 4 классе.

 

Содержание этапов контроля:

1. Результаты оценки теоретических знаний оцениваются по двухбалльной («зачтено» - «не зачтено») или четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

2. Собеседование - основной этап итогового контроля, который проводится по предлагаемым ситуациям, содержащим несколько заданий (или одно комплексное), выполнение которых подтверждает наличие у студента умений, определенных целями изучения дисциплины.

 

7. ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Вопросы итогового контроля

1. Предмет, задачи и методы исследования методики преподавания курса «Окружающий мир».

2. Анализ программ Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» для 1-2 классов.

3. История развития методики естествознания. Утилитарно-практическое направление. Зуев В.Ф. и его труды.

4. Анализ программы Поглазовой О.Т. «Окружающий мир» 3-4 класс

5. Описательно - систематическое направление в развитии методики преподавания естествознания.

6. Анализ программы А.А.Плешакова «Зеленый дом» для 3-4 классов.

7. Биолого – материалистическое направление в развитии методики естествознания. А.Я.Герд В.В. Половцев. Их роль в развитии направления.

8. Анализ учебников Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс.

9. Современный период в развитии методики преподавания курса «Окружающий мир».

10. Анализ курса А.А.Вахрушева и А.С. Раутиана «Мир и человек»

11. Природоведческие понятия, их роль, классификация и методы формирования.

12. Комнатные растения, как объект работы по естествознанию. Методика использования комнатных растений.

13. Методические приемы, их определение и классификация.

14. Методика изучения темы «Летне-осенние изменения в природе»

15. Словесные методы, их определение, классификация и характеристика.

16. Методика изучения темы «Страницы истории отечества»

17. Наглядные методы обучения. Их определение, классификация и характеристика.

18. Отдел начальных классов пришкольного участка, его структура и методика работы в нем

19..Практические методы обучения. Их определение, классификация и характеристика.

20. Методика изучения темы «Общение»

21. Урок, его определение, современные требования к уроку, классификация уроков.

22. Методика изучения темы «Родной край – часть большой страны».

23. Экскурсия по естествознанию, определение, классификация, методика проведения.

24. Пришкольный учебно-опытный участок, его структура для различного типа школ.


25. Методика использования дополнительной литературы по курсу окружающий мир.

26. Домашние и летние задания, их место и методика использования при обучении естествознанию.

27. Комбинированный урок, его структура и методика проведения.

28. Материальные средства обучения естествознанию (уголок краеведения, уголок живой природы)

29. Обобщающий урок, его структура и методика проведения

30. Методика работы с дневниками наблюдений.

31. Вводный урок, его структура и методика проведения.

32. Предметный урок, его структура и методика проведения.

33. Учет и оценка знаний по окружающему миру, критерии оценки.

34. Методика работы с учебником по курсу окружающий мир.

35. Географическая площадка, ее организация и методика использования по курсу окружающий мир.

36. Принципы обучения по системе Занкова Л.В.их реализация в курсе «Естествознания».

37. Воспитательные задачи курса естествознания: трудовое и гигиеническое воспитание.

38. Методика изучения темы: «Эта удивительная природа».

39. Воспитательные задачи курса окружающий мир: экологическое и эстетическое воспитание.

40. Методика изучения темы «Земля и человечество»

41. Внеклассная работа по естествознанию: индивидуальные и групповые формы и виды работ.

42. Методика изучения темы «Природа России»

43. Внеклассная работа по естествознанию: массовые формы работы.

44. Методика изучения темы «Мы и наше здоровье».

45. Понятия об умениях и навыках: их определение и классификация.

46. Особенности работы в малокомплектной школе.

47. Нетрадиционные формы обучения естествознанию.

48. Экологический отдел пришкольного участка.

49. Календарно-тематическое планирование по естествознанию.

50. Нетрадиционные методы обучения естествознанию.

Критерии оценки зачета и экзамена:

Ответ оценивается отметкой «5», если студент:

 

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя природоведческую, обществоведческую и методическую терминологию;

правильно выполнил рисунки, схемы, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

продемонстрировал усвоение изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов экзаменатора.

Возможны одна-две неточности при освещении вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.

 

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеется один из недостатков:

 

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие природоведческое, обществоведческое и методическое содержание ответа;

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;

допущены: ошибка или более двух недочетов при освещении вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.

 

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

 

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса;

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании природоведческой, обществоведческой и методической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;

студент не справился с применением теории в новой ситуации;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании природоведческой и методической терминологии, а также в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов экзаменатора.

8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература:

 

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.» Методика преподавания естествознания в начальной школе» М., ГИЦ Владос,2001г.

3. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. Москва, Академия, 2004г

4. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» М., Академия, 2007г

5. Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» Педагогическое общество России, М., 2002г.

6. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. «Методика преподавания природоведения» М, Просвещение,1990г.

Дополнительная литература:

 

1. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста.— Свердловск: СГПИ, 1984. — 87 с.

2. Аквилева Г. Н., Клепинина 3. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. — М.: Просвещение, 1988. — 96 с: ил.

3. Активные формы обучения. Методические рекомендации для учителей.— Л.: РГПУ, 1991. — 44 с.

4. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. — М., 1994.

5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.— М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

6. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. — М.: Просвещение, 1981.— 143 с.

7. Баранов С. П. Реализация в методе образовательной, воспитательной, развивающей функции обучения. (Гносеологическое обоснование методов начального обучения). — М: MГПИ, 1984. — с. 3–11.

8. Баранов С. П. Творческий поиск воспитательной, образовательной, развивающей задачи в учебном процессе. (Творческие аспекты в дидактическом процессе).— М.: Прометей, 1993. — 158 с, с. 6–14.

9. Баунова И. А. Построение уроков природоведения с помощью алгоритмов. Нач. школа. — 1991. — № 10 — с. 44–51.

10. Н.Богданец Т. П. Летние наблюдения по природоведению: задания для детей 8–9 лет. Нач. школа. — 1991. — № 4 — с. 21–33.

11. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983. — 96 с.

12. Васильев А. И. Учите детей наблюдать природу. — Минск, Народная света, 1972. — 96 с.

13. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек: Человек. 4 класс: Книга для учителя /А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан, О. А. Родыгина. — М.: Дрофа, 2001. — 288 с.

14. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир для 4 - летней школы. Нач. школа.— 1992. —№ 1 — 67 с.

15. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир.: Учебн. для 4 кл. (четырехлетней нач.шк.) — М.: Просвещение, 1998.

16. Грузднева Н. В., Морозова Г. Н. Думаем, играем, творим, познавая окружающий мир. — С-П., 1994. — 70 с.

17. Гуртовенко Г. А. По дидактической системе Занкова Л. В. Нач. школа.— 1993.— №10 — с. 57–59.

18. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. — М: Педагогика, 1986. — 240 с.

19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.— 544 с.

20. Дмитриев А. Е. Дидактика. Учебное пособие для самостоятельных работ студентов факультета начальных классов. — М., Прометей, 1990.

21. Дайри Н. Р. Развивающее обучение. Каким ему быть? Народное образование. — 1976. — № 9 — с. 71–80.

22. Дусавицкий А. К. Концепция школы развития личности (начальное звено). «Феникс», М., Региональный центр переподготовки работников образования «Развитие личности», 1994, — № 1.

23. Естествознание: Учебник-хрестоматия для 3 класса трехлетней начальной школы. / Авторы-составители И. П. Товпинец, Н. Я. Дмитриева. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 224 с: ил.

24. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников.— М., 1984.

25. Занков Л. В. Обучение и развитие. — М.: Педагогика, 1975. — 440 с.

26. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М, 1990.

27. Зверева М. В. Творческое наследие Л. В. Занкова. Советская педагогика.— 1991. — № 4 — с. 127–131.

28. Изучение развития учащихся учителем (под ред. М. В. Зверевой)— М.: НИИ общей педагогики, 1992. — 94 с.

29. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.— М.: Просвещение, 1980. — 158 с.

30. Клепинина 3. А. Природоведение: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы, 3-е изд. — М: Просвещение, 1991. — 159 с: ил.

31. Леонтьева Т. А. Особенности восприятия и осознания природоведческого материала младшими школьниками. — М.: Просвещение, 1976.

32. Матис Т. А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др.— М., 1982.

33. Мельчаков Л. Ф. Роль наблюдений за природой в развитии мышления детей. (Развивающее обучение в начальных классах по новым программам).—Свердловск, 1972. — 158 с: ил.

34. Никульшина И. Е. Самостоятельная работа на уроках природоведения как метод активизации познавательной деятельности младших школьников (отв. ред. Г. Г. Шмарева). — Тамбов: ТГПИ, 1977. — 105 с.

35. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4-го класса (1–4). Человек и природа. Часть первая (Авторский коллектив: А.А. Вахрушев, руководитель, О.В.Бурский, А.С.Раутин). — М.: «Баллас», 2000. — 64 с: ил.

36. Особенности комплектов учебников, рекомендованных общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Начальная школа, 2002, № 5.

37. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения.— М.: Просвещение, 1990. — 191 с.

38. Плешаков А. А. Новое в курсе ознакомление с окружающим миром. Нач. школа. — 1992. — № 7–8 — с. 49-54.

39. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. начальной школы. В 2 частях. Часть 1 / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2001. — 160 с: ил.

40. Постникова Е. А. Приемы логического мышления при проведении наблюдений на уроках природоведения. Нач. школа. — 1991. — № 1 — с. 32–4.

41. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний (под ред. М. В. Зверевой) — М.: Педагогика, 1983. — 168 с.

42. Репкин В. В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1997.

43. Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика.—Томск, 1997.

44. Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. — Томск, «Пеленг», 1993. — 62 с.

45. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

 

9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

• http://festival.1september.ru/articles/565054/

• http://nsportal.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole

• http://www.ecosystema.ru/

• https://sites.google.com/site/estestvoznanie20102011/metodika-prepodavania-estestvoznania-v-nacalnoj-skole/sovremennye-programmy-po-okruzausemu-miru

• http://www.biblioclub.ru/book/58277/







Date: 2015-06-08; view: 3059; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию