Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жостовский букет
Вы, наверное, замечали, что в России часто пьют чай. Это традиционный, любимый напиток русского народа. Его приятно пить из самовара, кипящего прямо на столё. Пить чай принято из ярких расписных чашек, с вареньем, с баранками или бубликами, а можно и с пирогами. Самовар обычно ставят на поднос, чтобы вода случайно не попала на стол, покрытый скатертью. Обратите внимание на этот поднос: он чёрный, в середине его нарисован букет ярких, нарядных цветов, а по краю подноса идёт тонкий, почти незаметный золотой орнамент. Это знаменитый жостовский поднос. История жостовского промысла насчитывает уже более 150 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы (бывшие крепостные крестьяне, которые откупились на волю) основали в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распространился в другие близлежащие деревни: Осташкове, село Троицкое, Сорокине, Хлебникове, но только Жостово сохранило своё значение до наших дней. Теперь это самый известный центр декоративной росписи по металлу. В 1929 году артели, возникшие из частных мастерских, объединились в одну артель в деревне Жостово. Шли годы, росло производство, совершенствовалось мастерство художников и отделочников*. Давно уже популярность жостовских подносов перешла границы Московской области,
ivory народ полюбил их радостное цветение. В 60-е годы бывшая артель получила название «Фабрика декоративной росписи». Много изменилось с тех пор в деревне Жостово, но и сейчас здесь по двум сторонам длинной улицы стоят 150 домов с садами и огородами, в которых живут мастера знаменитого промысла. Отсюда, из Жостова, увозят яркие подносы в самые далёкие города и сёла Советского Союза и за границу. Их можно встретить в Лондоне и в Париже, Монреале и Сиднее, в Токио и в Буэнос-Айресе. Производство жостовских подносов связано с целым рядом очень прочных традиций. Они проявляются в выборе формы изделия и способе его изготовления. Подносы Жостова обычно бывают чёрного цвета, хотя могут быть и другие цвета: зелёный, синий, «под слоновую кость», разные оттенки красного и «золотые». Их украшает изображение ярких, очень красивых цветов, собранных в виде букета. Иногда на подносах рисуют фрукты или ягоды и очень редко животных и насекомых. Сияющее, праздничное изображение, возникающее под
Поднос «Фиалки». Е.Лапшин. 247 Жостовский букет
sideboard
is cast in a mould
primer кистью талантливых жостовских художников, превращает простую бытовую вещь в предмет, которым можно любоваться бесконечно. Жаль закрывать эту радостную красоту. Наверное поэтому в прежние времена жостовские подносы использовали как украшение: их вешали на стену, ставили на полку, на буфет. И в современном жилище часто хочется использовать их как живописное панно, как картину. Один из исследователей народного искусства сказал: «Обаяние искусства Жбстова - в искренности, в непосредственности содержания и выразительности средств. Оно демократично во всех проявлениях, для его восприятия не нужно ни специальных знаний, ни подготовки». Жостовские мастера создали свою художественную систему, свой самобытный стиль. В основе этого стиля лежат два источника: это изучение орнаментов русских народных росписей, украшавших бытовые предметы, и освоение народными мастерами реалистической живописи натюрморта XIX века. Именно здесь художники Жбстова находили неисчерпаемое многообразие тем и композиций для своих произведений, познавали законы колорита и технику живописи маслом. Серьёзное знакомство с народным искусством и классической живописью усовершенствовало и обогатило творчество художников Жбстова, но не помешало им сохранить свою самобытность и самостоятельность. Современный жостовский поднос штампуется из металла, и дальше технология его обработки такая же, как у федоскинских лаковых коробочек из папьё-машё. Сначала поднос покрывают чёрным грунтом и просушивают при температуре 60-140 градусов. Затем его трижды покрывают чёрным лаком, тщательно просушивая каж polish
squirrel-hair brushes layout
garlands дый новый слой, потом шлифуют. Только после этого поднос попадает в руки художника. Расписывая подносы, художники применяют целый ряд традиционных приёмов, которые проверены вековым опытом; их выполняют в строгой последовательности, один за другим. Жостовцы, как и федоскинцы, пишут только масляными красками, при этом они пользуются набором мягких беличьих кистей. Обычно мастер делает только приблизительную композиционную разметку будущей росписи. Далее он пишет свой букет цветов без предварительного рисунка и никогда в точности не повторяет предложенный ему образец. Он каждый раз импровизирует, сочиняет прямо на подносе. Поэтому каждое изделие, созданное жбстовцами, в определённом смысле уникально. Во время работы мастер держит поднос на колене и вращает его. Он как бы ищет равновесие между изображением букета, формой и размерами самого подноса. Жостовские мастера пишут очень быстро, энергично и точно. Когда художник закончит свою работу, поднос покрывают бесцветным лаком и полируют до зеркального блеска. Теперь изделие готово. Жостовские подносы имеют самые разнообразные формы, их около тридцати: круглые, овальные, прямоугольные, гитарные, восьмигранные, фестончатые и другие. Цветы, которые изображены на подносах, обычно собраны в букеты, гирлянды, венки или другие цветочные композиции. Букеты тоже бывают разными: тугими, плотными, когда цветы располагаются близко друг от друга, или разреженными, когда каждый цветок подаётся отдельно, почти самостоятельно - это уж дело вкуса мастера. В центре жостовского букета - одйн-два крупных цветка, вокруг которых группируются более мелкие. Стеблей растений чаще всего не видно. Изображение цветов у жостовцев в основе своей реалистическое, но художники никогда не воспроизводят точные формы природного цветка, хотя отлично знают его цвет и особенности строения. Как правило, их цветок ещё сочнее, ещё пышнее и красочнее, чем те, которые мы видим в саду limited или в поле. Яркость цветов усиливается ещё и за счёт контраста с чёрным фоном изделия, на котором нарисован букет. Изображая цветы, жостовцы находят убедительное правдоподобие, совмещают подлинное с вымышленным, что так типично для любого народного искусства. Они создают картину жизнерадостного, торжественного цветения. В каждой детали цветка и листика они подчёркивают его особую декоративность, особую красочность, хотя сами используют в работе довольно ограниченную гамму цветов и оттенков, а их живописные приёмы и формы изображения строго традиционны. Несмотря на то что жостовский промысел во многом подчиняется строгим традициям, искусство каждого мастера глубоко индивидуально, у каждого из них свой художественный почерк, свой излюбленные темы и композиции, свой любимый цветок. В наши дни искусство декоративной росписи в Жостове
Поднос «Виноград и птицы». А. Мажаев.
cream-coloured golden alluminium foil продолжает успешно развиваться. Молодые художники не только используют в своей работе богатый опыт мастеров старшего поколения, но и ведут плодотворный поиск новых тем и новых композиционных решений, находят новые приёмы письма. Их натюрморты на подносах обогащаются новыми мотивами. Современные жостовские мастера с успехом продолжают работать не только используя чёрный фон, но и в более сложном колорите - на светлых или ярких фонах (кремовом, красном, зелёном, «золотом»), они применяют и роспись по поталям (по тонким листочкам золотистой фольги, которые наклеивают на поднос). Это создаёт эффект своеобразного свечения. Композиции, которые создают жостовцы, проникнуты чувством глубокой любви к родной природе и радостью встречи с ней. Отточенная техника росписи помогает им делать свой произведения оригинальными и красочными. Сегодня на фабрике жостовской декоративной росписи трудятся несколько десятков художников. Среди них немало таких, кто удостоен почётных званий и дипломов. В 1975 году, когда жостовскому промыслу исполнилось 150 лет, фабрика была награждена орденом «Знак Почёта». Жостовские расписные подносы не единственные в России. В последние годы возрождается искусство росписи подносов на Урале, в Нижнем Тагиле. О секретах старых уральских мастеров вы можете прочитать в рассказе «Хрустальный лак». 1. 2. С какими знакомыми вам промыслами оно соседствует? 3. Когда и как возник жостовский промысел? 4. Какие росписи украшают жостовские подносы? 5. Как готовят подносы к росписи и как их расписывают? 6. Что характерно для творческой манеры жостовцев? Какие художественные традиции типичны для этого промысла? 7. Как и где обучаются будущие мастера Жостова? 8. Рассмотрите иллюстрации и опишите понравившееся вам изделие. 9. Существует ли у вас на родине искусство декоративной росписи изделий из металла?
at first sight
profound skill were famed (for) Date: 2015-06-08; view: 831; Нарушение авторских прав |