Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жостовский букет





Вы, наверное, замечали, что в России часто пьют чай. Это традиционный, любимый напиток русского народа. Его приятно пить из самовара, кипящего прямо на столё. Пить чай принято из ярких расписных чашек, с вареньем, с баранками или бубликами, а можно и с пирогами. Самовар обычно ставят на поднос, чтобы вода случайно не попала на стол, покрытый скатертью. Обратите внимание на этот поднос: он чёрный, в середине его нарисован букет ярких, нарядных цветов, а по краю подноса идёт тонкий, почти не­заметный золотой орнамент. Это знаменитый жостовский поднос.

История жостовского промысла насчитывает уже более 150 лет, с 1825 года, когда братья Вишняковы (бывшие кре­постные крестьяне, которые откупились на волю) основа­ли в деревне Жостово, недалеко от Москвы, мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Подносы быстро находили покупателей, и промысел распростра­нился в другие близлежащие деревни: Осташкове, село Троицкое, Сорокине, Хлебникове, но только Жостово со­хранило своё значение до наших дней. Теперь это самый известный центр декоративной росписи по металлу.

В 1929 году артели, возникшие из частных мастерских, объединились в одну артель в деревне Жостово. Шли годы, росло производство, совершенствовалось мастерство ху­дожников и отделочников*. Давно уже популярность жо­стовских подносов перешла границы Московской области,




 

 

ivory


народ полюбил их радостное цветение. В 60-е годы бывшая артель получила название «Фабрика декоративной роспи­си». Много изменилось с тех пор в деревне Жостово, но и сейчас здесь по двум сторонам длинной улицы стоят 150 до­мов с садами и огородами, в которых живут мастера знаме­нитого промысла. Отсюда, из Жостова, увозят яркие под­носы в самые далёкие города и сёла Советского Союза и за границу. Их можно встретить в Лондоне и в Париже, Мон­реале и Сиднее, в Токио и в Буэнос-Айресе.

Производство жостовских подносов связано с целым рядом очень прочных традиций. Они проявляются в выборе формы изделия и способе его изготовления.

Подносы Жостова обычно бывают чёрного цвета, хотя могут быть и другие цвета: зелёный, синий, «под слоновую кость», разные оттенки красного и «золотые».

Их украшает изображение ярких, очень красивых цве­тов, собранных в виде букета. Иногда на подносах рисуют фрукты или ягоды и очень редко животных и насекомых. Сияющее, праздничное изображение, возникающее под


 

 
 

Поднос «Фиалки». Е.Лапшин.


247 Жостовский букет


 

sideboard

 

 

is cast in a mould

 

 

primer


кистью талантливых жостовских художников, превращает про­стую бытовую вещь в предмет, которым можно любоваться бес­конечно. Жаль закрывать эту радостную красоту. Наверное поэтому в прежние времена жо­стовские подносы использовали как украшение: их вешали на стену, ставили на полку, на бу­фет. И в современном жилище часто хочется использовать их как живописное панно, как кар­тину. Один из исследователей народного искусства сказал: «Обаяние искусства Жбстова - в искренности, в непосредствен­ности содержания и выразитель­ности средств. Оно демократично во всех проявлениях, для его во­сприятия не нужно ни специаль­ных знаний, ни подготовки».

Жостовские мастера создали свою художественную си­стему, свой самобытный стиль. В основе этого стиля лежат два источника: это изучение орнаментов русских народных росписей, украшавших бытовые предметы, и освоение на­родными мастерами реалистической живописи натюрмор­та XIX века. Именно здесь художники Жбстова находили неисчерпаемое многообразие тем и композиций для своих произведений, познавали законы колорита и технику жи­вописи маслом. Серьёзное знакомство с народным ис­кусством и классической живописью усовершенствовало и обогатило творчество художников Жбстова, но не по­мешало им сохранить свою самобытность и самостоятель­ность.

Современный жостовский поднос штампуется из ме­талла, и дальше технология его обработки такая же, как у федоскинских лаковых коробочек из папьё-машё.

Сначала поднос покрывают чёрным грунтом и просу­шивают при температуре 60-140 градусов. Затем его триж­ды покрывают чёрным лаком, тщательно просушивая каж­


polish

 

 

squirrel-hair brushes layout

 

garlands


дый новый слой, потом шлифуют. Только после этого под­нос попадает в руки художника.

Расписывая подносы, художники применяют целый ряд традиционных приёмов, которые проверены вековым опы­том; их выполняют в строгой последовательности, один за другим.

Жостовцы, как и федоскинцы, пишут только масляны­ми красками, при этом они пользуются набором мягких беличьих кистей.

Обычно мастер делает только приблизительную компо­зиционную разметку будущей росписи. Далее он пишет свой букет цветов без предварительного рисунка и никогда в точности не повторяет предложенный ему образец. Он каждый раз импровизирует, сочиняет прямо на подносе. Поэтому каждое изделие, созданное жбстовцами, в опреде­лённом смысле уникально.

Во время работы мастер держит поднос на колене и вращает его. Он как бы ищет равновесие между изображе­нием букета, формой и размерами самого подноса. Жо­стовские мастера пишут очень быстро, энергично и точно.

Когда художник закончит свою работу, поднос покры­вают бесцветным лаком и полируют до зеркального блеска. Теперь изделие готово.

Жостовские подносы имеют самые разнообразные фор­мы, их около тридцати: круглые, овальные, прямоуголь­ные, гитарные, восьмигранные, фестончатые и другие.

Цветы, которые изображены на подносах, обычно со­браны в букеты, гирлянды, венки или другие цветочные композиции.

Букеты тоже бывают разными: тугими, плотными, ког­да цветы располагаются близко друг от друга, или разре­женными, когда каждый цветок подаётся отдельно, почти самостоятельно - это уж дело вкуса мастера. В центре жо­стовского букета - одйн-два крупных цветка, вокруг кото­рых группируются более мелкие. Стеблей растений чаще всего не видно.

Изображение цветов у жостовцев в основе своей реали­стическое, но художники никогда не воспроизводят точные формы природного цветка, хотя отлично знают его цвет и особенности строения. Как правило, их цветок ещё сочнее, ещё пышнее и красочнее, чем те, которые мы видим в саду limited


или в поле. Яркость цветов усиливается ещё и за счёт кон­траста с чёрным фоном изделия, на котором нарисован бу­кет.

Изображая цветы, жостовцы находят убедительное правдоподобие, совмещают подлинное с вымышленным, что так типично для любого народного искусства. Они соз­дают картину жизнерадостного, торжественного цветения.

В каждой детали цветка и листика они подчёркивают его особую декоративность, особую красочность, хотя сами используют в работе довольно ограниченную гамму цветов и оттенков, а их живописные приёмы и формы изображе­ния строго традиционны.

Несмотря на то что жостовский промысел во многом подчиняется строгим традициям, искусство каждого масте­ра глубоко индивидуально, у каждого из них свой худо­жественный почерк, свой излюбленные темы и компози­ции, свой любимый цветок.

В наши дни искусство декоративной росписи в Жостове


 

 

 
 

Поднос «Виноград и птицы». А. Мажаев.


 

 

cream-coloured golden alluminium foil


продолжает успешно развиваться. Молодые художники не только используют в своей работе богатый опыт мастеров старшего поколения, но и ведут плодотворный поиск но­вых тем и новых композиционных решений, находят новые приёмы письма. Их натюрморты на подносах обогащаются новыми мотивами.

Современные жостовские мастера с успехом продол­жают работать не только используя чёрный фон, но и в бо­лее сложном колорите - на светлых или ярких фонах (кре­мовом, красном, зелёном, «золотом»), они применяют и роспись по поталям (по тонким листочкам золотистой фольги, которые наклеивают на поднос). Это создаёт эф­фект своеобразного свечения.

Композиции, которые создают жостовцы, проникнуты чувством глубокой любви к родной природе и радостью встречи с ней. Отточенная техника росписи помогает им делать свой произведения оригинальными и красочными.

Сегодня на фабрике жостовской декоративной росписи трудятся несколько десятков художников. Среди них не­мало таких, кто удостоен почётных званий и дипломов. В 1975 году, когда жостовскому промыслу исполнилось 150 лет, фабрика была награждена орденом «Знак Почёта».

Жостовские расписные подносы не единственные в России. В последние годы возрождается искусство росписи подносов на Урале, в Нижнем Тагиле. О секретах старых уральских мастеров вы можете прочитать в рассказе «Хру­стальный лак».


1.
Где находится Жостово?

2. С какими знакомыми вам промыслами оно соседствует?

3. Когда и как возник жостовский промысел?

4. Какие росписи украшают жостовские подносы?

5. Как готовят подносы к росписи и как их расписывают?

6. Что характерно для творческой манеры жостовцев? Какие художественные традиции типичны

для этого промысла?

7. Как и где обучаются будущие мастера Жостова?

8. Рассмотрите иллюстрации и опишите понравившееся вам изделие.

9. Существует ли у вас на родине искусство декоративной росписи изделий из металла?


 

at first sight

 

 

profound skill were famed (for)


Date: 2015-06-08; view: 791; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию