Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Немного об истории гжельского фарфораСтр 1 из 22Следующая ⇒
История гжельского фарфора уходит в те далёкие времена, когда в XVII веке стали вывозить здешние отличные глины для производства различной посуды. На гжельской глине работали подмосковные стекольные заводы. Возили глину и в Москву, здесь делали из неё особую «алхимическую» посуду для царской аптеки. В то время гжельские гончары умели изготовлять отличную черепицу, кирпич, различную гончарную посуду. Вся эта продукция легко находила себе покупателей, и возить её было близко - Москва рядом. Способствовало развитию промысла и то, что кругом были леса и дров для обжига гончарных изделий было сколько угодно. Гончары жили лучше остальных местных жителей, которые занимались только сельским хозяйством, поскольку земли в здешних местах были бедные, неплодородные. Квасник. Гжель. XVIII чек.
Majolica
Howls
painting
young girl peck
Во второй половине XVIII века московский купец Афанасий Гребенщиков построил один из первых русских керамических заводов, где делали разнообразную посуду из майолики. Глину для производства он возил из Гжёли, там же нанимал рабочих, потому что всем было известно, какие они отличные гончары. Гжельские мастера тоже многому научились, пока работали у Гребенщикова. Свой знания и опыт они принесли обратно в Гжель. Скоро многие гжельские гончарные мастерские, мелкие заводики развернули майоликовое производство. И уже в эти годы начал складываться тот национальный характер русской керамики, с которым мы можем познакомиться в лучших работах современных мастеров этого промысла. Гжёльцы стали делать столовые сервизы, миски, кувшины, декоративные блюда, цветочные горшки, различные игрушки. В тё же годы гжельские майоликовые изделия украшались разноцветной росписью. Очень часто в основе росписи был растительный цветочный орнамент. Иногда на изделиях делали надписи, ставили даты, изображали сказочные пейзажи, птиц, животных. Авторы старались создать очень светлые, жизнерадостные картины жизни. Казалось, они говорили: «Вот оно настоящее счастье! Вот как нужно жить!» Такие изделия и покупателям больше нравились. Каждому хотелось принести в дом радость. Однако местные гончары не только расписывали свою посуду многоцветным орнаментом, но и украшали её скульптурой: маленькими фигурками людей и животных. Особенно часто так украшали большие сосуды: кувшины, квасники, кумганы. Иногда на них разыгрывались целые сцены из городской или деревенской жизни. Вот кувшин, а на нём солдат стоит, рядом барышня на балалайке играет, тут же птички сидят и курицы зерно клюют. Всё изображение выглядит довольно наивно, но искренне и непосредственно, и это делает его очень милым.
faience porcelain
poor perfect
butter dishes salt-cellars flasks
plasticity К концу XVIII века майоликовое производство в Гжёли начинает сокращаться. Кризис происходит от того, что на других русских заводах появились фаянс и фарфор. Грубая толстостенная майолика не могла уже с ними конкурировать. Кроме того, в Россию стали привозить много отличного английского фаянса с печатным рисунком. Стоил он сравнительно недорого, и его охотно покупали. В начале XIX века в Гжёли стали производить полуфаянс. Его изготовляли из светлой глины и украшали синей росписью, которую клали под глазурь. Краску наносили сочными свободными мазками, сочетая их с тонким графическим рисунком. Гжёльцы очень умело использовали белый фон самого изделия, который как бы становился вторым цветом изображения. Иногда рисунок оттеняли тонким золотым контуром или отдельными чёрточками. Так рождалась традиция гжельской росписи. Постепенно гжельские мастера перешли от полуфаянса к фаянсу и тонкому фарфору. Однако его делали по-прёж-нему многочисленные маленькие полукустарные заводы и мастерские. Качество фарфора, глазури и золота было неважным. Трудно было на маленьком производстве добиться безупречной технологии. Зато гжёльцы хорошо чувствовали моду и создавали такое разнообразие всякой посуды, что любой мог найти среди неё вещь, которая бы нравилась ему и была бы полезной. Чего только нё было среди гжельских изделий: чайные и столовые сервизы, блюда, кувшины, кумганы, маслёнки, кружки, солонки, фляги, туалетные приборы, подставки для яйц и многое другое. В XIX веке расписывали фарфор по-разному, часто его украшали многоцветным орнаментом. Формы изделий отличались пластичностью и пропорциональностью. В конце XIX - начале XX веков в фарфоро-фаянсовом производстве Гжёли наступил период упадка. Один за другим закрылись почти все заводы. Многие рабочие ушли в города, чтобы найти хоть какую-нибудь работу. Промысел сохранился лишь на нескольких предприятиях. Наступил 1918 год, и эти заводы были национализированы. Возрождалось керамическое производство с большим трудом. В 1925 году в Гжёли работали только 6 небольших государственных фарфоровых заводов да частные фарфоundemanding
past glory
charm рово-гончарные мастерские. Работы в эти годы было мало, и гончары готовы были работать где угодно, лишь бы кормить семьи. Гжельские изделия этих лет часто были сделаны из плохо обожжённой глины и безвкусны. Словом, продукция, рассчитанная на самого нетребовательного покупателя. В конце 20-х, в начале 30-х годов по всей стране стали возникать промысловые кооперации*. Начали постепенно объединяться и предприятия Гжёли. В 1937 году в деревне Турыгино возникло объединение «Художественная керамика», куда вошло несколько мелких мастерских. Эта артель стала выпускать фарфоровые изделия. В неё вошли многие квалифицированные рабочие и мастера, опытные руководители, которые сумели создать чёткую структуру производства. И дело пошло. Артель стала выпускать довольно много разнообразных изделий. Однако качество их было низким, прежде всего это касалось их художественных достоинств. Нужно было вернуть гжёли её эстетическую ценность, вернуть ей былую славу, найти её новый художественный стиль. Сделать это было нелегко. Нужно было изучить и проанализировать все этапы развития гжельской керамики с XVII до XX века. На этом долгом пути было много достижений и много ошибок, нужно было отобрать и вернуть в возрождающийся промысел всё самое лучшее, но по-настоящему за эту работу удалось взяться только после Великой Отечественной войны. Возглавил её Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Группа художников (А.Николаев, Л.Шушканова, Н. Бессарабова) под руководством А.Б. Салтыкова, известного учёного и специалиста в области декоративно-прикладного искусства и керамики, стала искать пути, как улучшить гжель, сделать её изделия высокохудожественными и сохранить её неповторимый местный стиль и обаяние. Наталия Ивановна Бессарабова работала над решением этой проблемы целых десять лет, с 1945 года до 1955. Она тщательно изучила все материалы, какие только существовали, об изделиях промысла в XVIII-XIX веках, сделала огромное количество зарисовок со старых образцов и эскизов. Когда наконец выбор лучших изделий был сделан, Бессарабова приступила к разработке новых образstrenuous цбв. В основу обновлённого стиля была положена синяя кобальтовая роспись по полуфаянсу. Такая роспись, выполненная свободными мягкими мазками, оказалась очень декоративной. Она отлично сочеталась с довольно толстым и не совсем белым гжельским фарфором. И какие прекрасные композиции, какую разнообразную роспись, оказывается, можно создать одним лишь синим цветом с помощью обычной кисти! Поиск закончился. Теперь нужно было осуществить свой замыслы - ввести в производство новые образцы, научить всех художников промысла приёмам кистевой росписи. Наталия Ивановна не жалела ни сил, ни времени, обучая мастериц. Она рассказывала им о законах построения композиции, о роли цвета, учила видеть и понимать прекрасное, отличать подлинное произведение искусства от дешёвых поделок. Художница учила своих учениц свободно владеть кистью, работать без заранее нанесённых контуров росписи, не бояться варьировать роспись. И мастерицы охотно слушали её, старались, учились, потому что обучала она их весело и терпеливо. В те годы, да и сейчас тоже, в Гжельском объединении работали в основном женщины. Мужчины в производстве выполняли тяжёлые работы. В наши дни есть, конечно, мужчины среди рабочих, мастеров и художников, но женщин всё же в промысле занято намного больше. Может быть, именно поэтому гжель выглядит такой уютной и милой?! Промысел быстро набрал силы. Новые образцы изделий завоевали широкое признание в Советском Союзе. Прошло несколько лет, и Гжельское объединение стало демонстрировать свой изделия на многих выставках на родине и за рубежом. Сколько замечательных специалистов, настоящих художников воспитал промысел за послевоенное время! В 1954 году в объединение «Гжель» пришла художница Л.П.Азарова. Она должна была сменить уже оставившую работу Н.И. Бессарабову. Сложная задача стояла перед молодой женщиной. Долгие поиски, годы упорного, кропотливого труда позволили ей найти свой стиль произведений. Пришёл день, когда посуда, разработанная ею, получила всеобщее признание. Во многих своих изделиях Л.П.Азарова возвращается к старой традиции народного искусства и
well украшает посуду маленькими изображениями зверей и людей. Это весёлые, забавные, притом достаточно лёгкие и лаконичные композиции. Гжельские мастера всегда делали не только посуду, но и мелкую жанровую скульптуру. Такие изделия изображали людей и животных в действии. Иногда возникали целые сценки из жизни города или деревни: традиционные чаепития, красавицы на прогулке или за какой-нибудь работой, петушки с курицами, птички и т.д.. В 1960 году в промысел пришла Н.Б. Квитнйцкая, скульптор по профессии. Она поставила перед собой задачу - возродить жанровую скульптуру гжёли, сделать её ещё более декоративной и выразительной. Квитнйцкая начала свою работу, а скоро у неё появилась отличная помощница - Л.П.Азарова, которая в эти годы тоже увлекалась скульптурой. Они работали очень дружно, прекрасно понимая друг друга. В результате этого творческого сотрудничества появились очень удачные композиции. В них запечатлены мимолётные бытовые ситуации. Художницы стремятся рассказать, как интересно, порой забавно выглядят люди, живущие вокруг нас: они болтают у колодца, ходят на прогулку, вяжут чулкй, ставят самовары и делают ещё
hollows множество других дел. Авторы относятся к своим героям с большой теплотой и вниманием, но это не мешает им слегка подшучивать над своими «героями». Трудно среди художников Гжёли выбрать самых лучших. Их много, замечательных художников, мастеров своего дела, преданных своему искусству. Поэтому удаётся назвать лишь некоторых из тех, кто создавал свой стиль в творческой истории промысла. Одна из них - талантливая потомственная керамйстка Т.С. Дунашова. Удивительно богаты, нарядны и благородны созданные ёю вещи. Она прекрасно чувствует стиль, назначение предмета. Вот два полярных по стилю произведения Татьяны Сергеевны -столовый набор «Юбилейный» и набор для яйц. Набор «Юбилейный» - торжественный и праздничный, демонстрирует благородство тонкой росписи. Дунашова - большой мастер именно такого мелкого, изящного рисунка, но она же создаёт и набор для яйц - тарелку с углублениями, в середине которой сидит курица-солонка. Такую весёлую, озорную посуду-скульптуру издавна делали гончары, народные умельцы, чтобы порадовать своей шуткой добрых людей. В 70-е и 80-е годы гжельский промысел продолжает успешно развиваться, совершенствуется творческое и исполнительское мастерство его художников и мастеров. Всё больше молодых художников стало приходить в промысел. Большинство из них получило художественное образование. Они быстро и легко вошли в работу и стали создавать самостоятельные изделия. Особенно удачно это получилось у В.Г. Розанова, Л.Н. Федотова, у супругов B.C. и Н.Т.Бидак. Мастерство гжельских фарфорйстов получило всеобщее признание в нашей стране. Их искусство любят и ценят повсюду. В 1978 году четырём художникам промысла - Н.И.Бессарабовой, Л.П.Азаровой, Т.С.Дунашбвой, З.В. Окуловой - была присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина. Это была высокая оценка мастерства этих художников и большая радость для всего производственного объединения «Гжель». Современная гжель - обаятельное, жизнерадостное, оригинальное искусство. Родившись на Русской земле, оно вобрало в себя глубоко лиричную красоту здешней природы и сдержанный, сильный и экспрессивный темперамент русских людей. Художники промысла - подлинные мастера, соединившие в себе талант и многолетний опыт своих учителей и предшественников, расписывавших изделия из фарфора и майолики.
Столовый набор «Юбилейный». Т. Дунашова. 1. Как выглядят изделия гжёли? 2. Когда и как возник этот промысел? 3. Чем гжельский фарфор отличается от других видов подобных изделий? 4. Чем вы можете объяснить популярность гжёли в наши дни?
the secret of their success on-glaze painting Date: 2015-06-08; view: 838; Нарушение авторских прав |