Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немного об истории гжельского фарфора





История гжельского фарфора уходит в те далёкие вре­мена, когда в XVII веке стали вывозить здешние отличные глины для производства различной посуды. На гжельской глине работали подмосковные стекольные заводы. Возили глину и в Москву, здесь делали из неё особую «алхимичес­кую» посуду для царской аптеки. В то время гжельские го­нчары умели изготовлять отличную черепицу, кирпич, ра­зличную гончарную посуду. Вся эта продукция легко нахо­дила себе покупателей, и возить её было близко - Москва рядом. Способствовало развитию промысла и то, что кру­гом были леса и дров для обжига гончарных изделий было сколько угодно. Гончары жили лучше остальных местных жителей, которые занимались только сельским хозяйством, поскольку земли в здешних местах были бедные, неплодо­родные.

Квасник. Гжель. XVIII чек.

 

Majolica

 

 

Howls

 

 

painting

 

 

young girl peck


 

Во второй половине XVIII века московский купец Афанасий Гре­бенщиков построил один из пер­вых русских керамических заво­дов, где делали разнообразную по­суду из майолики. Глину для про­изводства он возил из Гжёли, там же нанимал рабочих, потому что всем было известно, какие они от­личные гончары. Гжельские масте­ра тоже многому научились, пока работали у Гребенщикова. Свой знания и опыт они принесли об­ратно в Гжель. Скоро многие гжель­ские гончарные мастерские, мелкие заводики развернули майоликовое производство. И уже в эти годы

начал складываться тот национальный характер русской ке­рамики, с которым мы можем познакомиться в лучших ра­ботах современных мастеров этого промысла. Гжёльцы стали делать столовые сервизы, миски, кувшины, декоративные блюда, цветочные горшки, различные игрушки.

В тё же годы гжельские майоликовые изделия украша­лись разноцветной росписью. Очень часто в основе роспи­си был растительный цветочный орнамент. Иногда на из­делиях делали надписи, ставили даты, изображали сказоч­ные пейзажи, птиц, животных. Авторы старались создать очень светлые, жизнерадостные картины жизни. Казалось, они говорили: «Вот оно настоящее счастье! Вот как нужно жить!» Такие изделия и покупателям больше нравились. Каждому хотелось принести в дом радость.

Однако местные гончары не только расписывали свою посуду многоцветным орнаментом, но и украшали её скульптурой: маленькими фигурками людей и животных. Особенно часто так украшали большие сосуды: кувшины, квасники, кумганы. Иногда на них разыгрывались целые сцены из городской или деревенской жизни. Вот кувшин, а на нём солдат стоит, рядом барышня на балалайке играет, тут же птички сидят и курицы зерно клюют. Всё изо­бражение выглядит довольно наивно, но искренне и непос­редственно, и это делает его очень милым.


 

 

faience porcelain

 

 

poor perfect

 

butter dishes

salt-cellars

flasks

 

plasticity


К концу XVIII века майоликовое производство в Гжёли начинает сокращаться. Кризис происходит от того, что на других русских заводах появились фаянс и фарфор. Грубая толстостенная майолика не могла уже с ними конкуриро­вать. Кроме того, в Россию стали привозить много отлично­го английского фаянса с печатным рисунком. Стоил он сравнительно недорого, и его охотно покупали.

В начале XIX века в Гжёли стали производить полу­фаянс. Его изготовляли из светлой глины и украшали си­ней росписью, которую клали под глазурь. Краску наноси­ли сочными свободными мазками, сочетая их с тонким гра­фическим рисунком. Гжёльцы очень умело использовали белый фон самого изделия, который как бы становился вторым цветом изображения. Иногда рисунок оттеняли тонким золотым контуром или отдельными чёрточками. Так рождалась традиция гжельской росписи.

Постепенно гжельские мастера перешли от полуфаянса к фаянсу и тонкому фарфору. Однако его делали по-прёж-нему многочисленные маленькие полукустарные заводы и мастерские. Качество фарфора, глазури и золота было не­важным. Трудно было на маленьком производстве до­биться безупречной технологии. Зато гжёльцы хорошо чувствовали моду и создавали такое разнообразие всякой посуды, что любой мог найти среди неё вещь, которая бы нравилась ему и была бы полезной. Чего только нё было среди гжельских изделий: чайные и столовые сервизы, блюда, кувшины, кумганы, маслёнки, кружки, солонки, фляги, туалетные приборы, подставки для яйц и многое другое. В XIX веке расписывали фарфор по-разному, часто его украшали многоцветным орнаментом. Формы изделий отличались пластичностью и пропорциональностью.

В конце XIX - начале XX веков в фарфоро-фаянсовом производстве Гжёли наступил период упадка. Один за дру­гим закрылись почти все заводы. Многие рабочие ушли в города, чтобы найти хоть какую-нибудь работу. Промысел сохранился лишь на нескольких предприятиях.

Наступил 1918 год, и эти заводы были национализиро­ваны.

Возрождалось керамическое производство с большим трудом. В 1925 году в Гжёли работали только 6 небольших государственных фарфоровых заводов да частные фарфо­undemanding

 

 

past glory

 

charm


рово-гончарные мастерские. Работы в эти годы было мало, и гончары готовы были работать где угодно, лишь бы кор­мить семьи. Гжельские изделия этих лет часто были сдела­ны из плохо обожжённой глины и безвкусны. Словом, про­дукция, рассчитанная на самого нетребовательного поку­пателя.

В конце 20-х, в начале 30-х годов по всей стране стали возникать промысловые кооперации*. Начали постепенно объединяться и предприятия Гжёли. В 1937 году в деревне Турыгино возникло объединение «Художественная кера­мика», куда вошло несколько мелких мастерских. Эта ар­тель стала выпускать фарфоровые изделия. В неё вошли многие квалифицированные рабочие и мастера, опытные руководители, которые сумели создать чёткую структуру производства. И дело пошло. Артель стала выпускать до­вольно много разнообразных изделий. Однако качество их было низким, прежде всего это касалось их художествен­ных достоинств. Нужно было вернуть гжёли её эстетичес­кую ценность, вернуть ей былую славу, найти её новый художественный стиль. Сделать это было нелегко. Нужно было изучить и проанализировать все этапы развития гжельской керамики с XVII до XX века. На этом долгом пу­ти было много достижений и много ошибок, нужно было отобрать и вернуть в возрождающийся промысел всё самое лучшее, но по-настоящему за эту работу удалось взяться только после Великой Отечественной войны. Возглавил её Научно-исследовательский институт художественной про­мышленности.

Группа художников (А.Николаев, Л.Шушканова, Н. Бессарабова) под руководством А.Б. Салтыкова, извест­ного учёного и специалиста в области декоративно-при­кладного искусства и керамики, стала искать пути, как улучшить гжель, сделать её изделия высокохудожествен­ными и сохранить её неповторимый местный стиль и обая­ние. Наталия Ивановна Бессарабова работала над решени­ем этой проблемы целых десять лет, с 1945 года до 1955. Она тщательно изучила все материалы, какие только су­ществовали, об изделиях промысла в XVIII-XIX веках, сделала огромное количество зарисовок со старых образ­цов и эскизов. Когда наконец выбор лучших изделий был сделан, Бессарабова приступила к разработке новых образ­strenuous


цбв. В основу обновлённого стиля была положена синяя кобальтовая роспись по полуфаянсу. Такая роспись, выпол­ненная свободными мягкими мазками, оказалась очень де­коративной. Она отлично сочеталась с довольно толстым и не совсем белым гжельским фарфором. И какие прекрас­ные композиции, какую разнообразную роспись, оказыва­ется, можно создать одним лишь синим цветом с помощью обычной кисти!

Поиск закончился. Теперь нужно было осуществить свой замыслы - ввести в производство новые образцы, научить всех художников промысла приёмам кистевой рос­писи. Наталия Ивановна не жалела ни сил, ни времени, обучая мастериц. Она рассказывала им о законах построе­ния композиции, о роли цвета, учила видеть и понимать прекрасное, отличать подлинное произведение искусства от дешёвых поделок. Художница учила своих учениц сво­бодно владеть кистью, работать без заранее нанесённых контуров росписи, не бояться варьировать роспись. И ма­стерицы охотно слушали её, старались, учились, потому что обучала она их весело и терпеливо. В те годы, да и сейчас тоже, в Гжельском объединении работали в основном женщ­ины. Мужчины в производстве выполняли тяжёлые ра­боты. В наши дни есть, конечно, мужчины среди рабочих, мастеров и художников, но женщин всё же в промысле занято намного больше. Может быть, именно поэтому гжель выглядит такой уютной и милой?!

Промысел быстро набрал силы. Новые образцы изделий завоевали широкое признание в Советском Союзе. Прошло несколько лет, и Гжельское объединение стало демонстри­ровать свой изделия на многих выставках на родине и за ру­бежом.

Сколько замечательных специалистов, настоящих ху­дожников воспитал промысел за послевоенное время!

В 1954 году в объединение «Гжель» пришла художница Л.П.Азарова. Она должна была сменить уже оставившую работу Н.И. Бессарабову. Сложная задача стояла перед мо­лодой женщиной. Долгие поиски, годы упорного, кропот­ливого труда позволили ей найти свой стиль произведений. Пришёл день, когда посуда, разработанная ею, получила всеобщее признание. Во многих своих изделиях Л.П.Азаро­ва возвращается к старой традиции народного искусства и


 

 

 
 

well


украшает посуду маленькими изображениями зверей и людей. Это весёлые, забавные, притом достаточно лёгкие и лаконичные композиции.

Гжельские мастера всегда делали не только посуду, но и мелкую жанровую скульптуру. Такие изделия изображали людей и животных в действии. Иногда возникали целые сценки из жизни города или деревни: традиционные чае­пития, красавицы на прогулке или за какой-нибудь рабо­той, петушки с курицами, птички и т.д..

В 1960 году в промысел пришла Н.Б. Квитнйцкая, скульптор по профессии. Она поставила перед собой задачу

- возродить жанровую скульптуру гжёли, сделать её ещё более декоративной и выразительной. Квитнйцкая начала свою работу, а скоро у неё появилась отличная помощница

- Л.П.Азарова, которая в эти годы тоже увлекалась скульп­турой. Они работали очень дружно, прекрасно понимая друг друга. В результате этого творческого сотрудничества появились очень удачные композиции. В них запечатлены мимолётные бытовые ситуации. Художницы стремятся рассказать, как интересно, порой забавно выглядят люди, живущие вокруг нас: они болтают у колодца, ходят на про­гулку, вяжут чулкй, ставят самовары и делают ещё


 

 

 
 

hollows


множество других дел. Авторы относятся к своим героям с большой теплотой и вниманием, но это не мешает им слег­ка подшучивать над своими «героями».

Трудно среди художников Гжёли выбрать самых лучших. Их много, замечательных художников, мастеров своего дела, преданных своему искусству. Поэтому удаётся назвать лишь некоторых из тех, кто создавал свой стиль в творческой истории промысла. Одна из них - талантливая потомственная керамйстка Т.С. Дунашова. Удивительно бо­гаты, нарядны и благородны созданные ёю вещи. Она пре­красно чувствует стиль, назначение предмета. Вот два полярных по стилю произведения Татьяны Сергеевны -столовый набор «Юбилейный» и набор для яйц. Набор «Юбилейный» - торжественный и праздничный, демон­стрирует благородство тонкой росписи. Дунашова - боль­шой мастер именно такого мелкого, изящного рисунка, но она же создаёт и набор для яйц - тарелку с углублениями, в середине которой сидит курица-солонка. Такую весёлую, озорную посуду-скульптуру издавна делали гончары, народ­ные умельцы, чтобы порадовать своей шуткой добрых людей.

В 70-е и 80-е годы гжельский промысел продолжает успешно развиваться, совершенствуется творческое и исполнительское мастерство его художников и мастеров.


Всё больше молодых художников стало приходить в про­мысел. Большинство из них получило художественное образование. Они быстро и легко вошли в работу и стали создавать самостоятельные изделия. Особенно удачно это получилось у В.Г. Розанова, Л.Н. Федотова, у супругов B.C. и Н.Т.Бидак.

Мастерство гжельских фарфорйстов получило всеоб­щее признание в нашей стране. Их искусство любят и ценят повсюду. В 1978 году четырём художникам промысла - Н.И.Бессарабовой, Л.П.Азаровой, Т.С.Дунашбвой, З.В. Окуловой - была присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина. Это была высокая оценка ма­стерства этих художников и большая радость для всего производственного объединения «Гжель».

Современная гжель - обаятельное, жизнерадостное, оригинальное искусство. Родившись на Русской земле, оно вобрало в себя глубоко лиричную красоту здешней приро­ды и сдержанный, сильный и экспрессивный темперамент русских людей.

Художники промысла - подлинные мастера, соединив­шие в себе талант и многолетний опыт своих учителей и предшественников, расписывавших изделия из фарфора и майолики.


 

 
 

Столовый набор «Юбилейный». Т. Дунашова.



В последние 20 лет изделия из гжёли стали модными. Многие любители коллекционируют изде­лия промысла. Бёло-сйние изделия украшают дома советских людей, представляют наше народное ис­кусство на международных выстав­ках, в музеях всего мира.

1. Как выглядят изделия гжёли?

2. Когда и как возник этот промысел?

3. Чем гжельский фарфор отличается от других видов подобных изделий?

4. Чем вы можете объяснить популярность гжёли в наши дни?


 

 

the secret of their success on-glaze painting


Date: 2015-06-08; view: 788; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию