Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАСТЕРСТВО РУССКИХ ВЫШИВАЛЬЩИЦ





Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм, особенно женский? Белая или цветная рубаха с вышитыми плечами и рукавами, сарафан, фартук, а на голове расшитый кокошник* или лента. А как красочны мужские рубашки с вышивкой по вороту!

Издавна на Руси одежду в основном изготовляли из до­мотканного льняного холста, реже - из шерсти. Холст ткали на примитивном станке. Украшали одежду вышив­кой. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному повёрию, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Поэтому узоры народных вышивок включали в себя знак Солнца в виде ромба, круга или ладьи с конской либо птичь­ей головой. Было здесь и изображение Матери сырой зем­ли* в виде женской фигуры с протянутыми к Солнцу рука­ми, и Древо жизни, и звери, и птицы, и люди.

С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка долж­на была готовить себе приданое: свадебный наряд, выход­ную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца, зана­вески и многое другое. Девушки из зажиточных и даже бо­гатых семей вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.

Любовное ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и

 

На горё-то стоит ёлочка, Под горой стоит светёлочка*. Во высоком новом тереме, Во столовой новой горенке, На дубовой новой лавочке Тут сидела красна девица*. Во левой руке держала пяличко, Во правой руке - иголочку.


velveteen

velvet

calico

satin

 

geometric (patterns) stylised

motifs

 

Chinese Central Asian

 

 

silk

sequins

beads

pearls


Она шила, красна девица, Ипо плйсу, ипо бархату,По белому да коленкорчику,Она шила, красна девица, По атласнойалой ленточке: Шила девица приданое, Что приданое немалое.



В основе русской вышивки, в том числе и современной, лежит крестьянская вышивка. История народной крестьянской вышивки уходит в глубокую древность, она тесно связана с бытом крестьянс­кой семьи. Одежду крестьяне ши­ли из холста. В домотканом, до­вольно толстом холсте хорошо видны нити. Они направлены вдоль и поперёк ткани. Крестьянс­кая вышивка как бы продолжает тканый рисунок. Узор такой вышивки обычно строится из гео­метрических орнаментов. В них преобладают прямоугольники,ква­драты, ромбы; из этих элементов состоят фигуры людей, животных, изображения растений. Они тоже геометризйрованыи стилизованы.

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивыи композиции, множество технических приёмов. Именно эти особенности и отличают русскую вышивку от вышивок других народов. Например, в китайскихи сред­неазиатскихвышивках орнамент криволинейный и много­цветный. Русская же вышивка часто бывает одноцветной, а иногда её цвет совпадает с цветом ткани (белая на белом, кремовая на кремовом).

Вышивки XVIII-XIX веков выполнены разными нитка­ми: льняными, шерстяными, шёлковыми,реже - метал­лическими. Иногда вышивку дополняли блёстками, бисе­ром,речным жемчугом,который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову крестьянские


 

this headgear was handed down


девушки и женщины в праздничные дни. Обычно такой до­рогой убор передавался в крестьянской семье по наследст­ву от бабушки - матери, затем внучке. Такой же дорогой вышивкой украшали одежду церковных служителей, бояр и царской семьи, а позднее - и дворян.

Но одежда, расшитая бисером, жемчугом, золотом и се­ребром была очень тяжёлой и неудобной. В XIX веке мод­ной стала более простая и лёгкая одежда. Поэтому позднее такую вышивку стали использовать реже, в основном при изготовлении предметов интерьера и торжественных по­дарков: бархатных и шёлковых подушек, покрывал, су­мочек и так далее.

Немногие вышитые изделия сохранились и дошли до нас из XVII-XIX веков, но смотришь на них и удивляешься - сколько высокого художественного вкуса, богатой фан­тазии и мастерства было у вышивальщиц того времени!

Современная русская вышивка бережно сохранила тра­диции прошлого. Сейчас, как и раньше, существуют жен­щины, для которых вышивание является основной про­фессией. Художницы промыслов, наши современницы, ши­роко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабаты­вают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.


 


 
 


 

gold cloth

 

 

stitches makes stitches laying (the thread)

 

 

drawn thread technique is woven with

 

openwork


Вышивальные промыслы в России есть повсюду, но в каждой области существует свой собственный стиль вышивки со своими характерными местными особенностя­ми и колоритом. Самые крупные промыслы находятся в Архангельской, Вологодской, Новгородской и Ленинградс­кой областях. Этот край называют Русским Севером. Дру­гую группу образуют промыслы на Волге - в Горьковской, Костромской, Владимирской областях. Существуют про­мыслы и в центральных областях России - в Калужской, Смоленской, Орловской, Воронежской и Липецкой областях. Вышивкой занимаются в Ивановской, Калининс­кой и, конечно, в Рязанской области. Здесь создают самые яркие и весёлые узоры.



Современные мастерицы вышивают самые различные ткани: льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и шёлко­вые. И в наши дни существуют так называемые золото­швейные артели, где вышивают позолоченнойнитью бархат, шёлк, сукно.

Два основных вида русской национальной вышивки -счётная и свободная. Название «счётная» происходит от слова «считать». Эта вышивка выполняется по счёту нитей ткани и зависит от направления, толщины и числа этих нитей.

Свободную вышивку выполняют по контуру рисунка, без учёта направления нитей и их числа.

В русской счётной вышивке существует множество раз­личных швов.Часть из них выполняется по целой ткани. Мастерица аккуратно кладётровные стежки, располагаяих по горизонтали, как будто имитируя тканый рисунок. Такая вышивка называется набором. Если мастерица рас­полагает стежки «ёлочкой» или «звёздочкой», получается счётная гладь. А можно вышивать и росписью, то есть дву­сторонним швом, когда на обеих сторонах ткани появ­ляется одинаковый аккуратный узор. Такой вышивкой мож­но любоваться с любой стороны изделия. Так украшают по­лотенца, скатерти.

Но часто мастерица работает не по целой ткани, а по продёрнутой сетке,которая получается после того, как из ткани выдернуто нужное количество нитей. Сетку обви­ваютбелыми или цветными нитями, а на сетке создают нужный узор. Так возникает великолепная ажурная


       
   
 

вышивка, которую чаще всего выполняют белыми нитками - белая перевить, или так называемая «белая строчка».

Наша книга расскажет только о самых главных, ведущих промыслах, которые работают в традициях русской народ­ной вышивки.


 

 

transparency crystals







Date: 2015-06-08; view: 403; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию