Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мастерство русских вышивальщиц
Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм, особенно женский? Белая или цветная рубаха с вышитыми плечами и рукавами, сарафан, фартук, а на голове расшитый кокошник* или лента. А как красочны мужские рубашки с вышивкой по вороту! Издавна на Руси одежду в основном изготовляли из домотканного льняного холста, реже - из шерсти. Холст ткали на примитивном станке. Украшали одежду вышивкой. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному повёрию, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Поэтому узоры народных вышивок включали в себя знак Солнца в виде ромба, круга или ладьи с конской либо птичьей головой. Было здесь и изображение Матери сырой земли* в виде женской фигуры с протянутыми к Солнцу руками, и Древо жизни, и звери, и птицы, и люди. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца, занавески и многое другое. Девушки из зажиточных и даже богатых семей вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и
На горё-то стоит ёлочка, Под горой стоит светёлочка*. Во высоком новом тереме, Во столовой новой горенке, На дубовой новой лавочке Тут сидела красна девица*. Во левой руке держала пяличко, Во правой руке - иголочку. velveteen velvet calico satin
geometric (patterns) stylised motifs
Chinese Central Asian
silk sequins beads pearls Она шила, красна девица, И по плйсу, и по бархату, По белому да коленкорчику, Она шила, красна девица, По атласной алой ленточке: Шила девица приданое, Что приданое немалое. В основе русской вышивки, в том числе и современной, лежит крестьянская вышивка. История народной крестьянской вышивки уходит в глубокую древность, она тесно связана с бытом крестьянской семьи. Одежду крестьяне шили из холста. В домотканом, довольно толстом холсте хорошо видны нити. Они направлены вдоль и поперёк ткани. Крестьянская вышивка как бы продолжает тканый рисунок. Узор такой вышивки обычно строится из геометрических орнаментов. В них преобладают прямоугольники, квадраты, ромбы; из этих элементов состоят фигуры людей, животных, изображения растений. Они тоже геометризйрованы и стилизованы. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции, множество технических приёмов. Именно эти особенности и отличают русскую вышивку от вышивок других народов. Например, в китайских и среднеазиатских вышивках орнамент криволинейный и многоцветный. Русская же вышивка часто бывает одноцветной, а иногда её цвет совпадает с цветом ткани (белая на белом, кремовая на кремовом). Вышивки XVIII-XIX веков выполнены разными нитками: льняными, шерстяными, шёлковыми, реже - металлическими. Иногда вышивку дополняли блёстками, бисером, речным жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову крестьянские
this headgear was handed down девушки и женщины в праздничные дни. Обычно такой дорогой убор передавался в крестьянской семье по наследству от бабушки - матери, затем внучке. Такой же дорогой вышивкой украшали одежду церковных служителей, бояр и царской семьи, а позднее - и дворян. Но одежда, расшитая бисером, жемчугом, золотом и серебром была очень тяжёлой и неудобной. В XIX веке модной стала более простая и лёгкая одежда. Поэтому позднее такую вышивку стали использовать реже, в основном при изготовлении предметов интерьера и торжественных подарков: бархатных и шёлковых подушек, покрывал, сумочек и так далее. Немногие вышитые изделия сохранились и дошли до нас из XVII-XIX веков, но смотришь на них и удивляешься - сколько высокого художественного вкуса, богатой фантазии и мастерства было у вышивальщиц того времени! Современная русская вышивка бережно сохранила традиции прошлого. Сейчас, как и раньше, существуют женщины, для которых вышивание является основной профессией. Художницы промыслов, наши современницы, широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
gold cloth
stitches makes stitches laying (the thread)
drawn thread technique is woven with
openwork Вышивальные промыслы в России есть повсюду, но в каждой области существует свой собственный стиль вышивки со своими характерными местными особенностями и колоритом. Самые крупные промыслы находятся в Архангельской, Вологодской, Новгородской и Ленинградской областях. Этот край называют Русским Севером. Другую группу образуют промыслы на Волге - в Горьковской, Костромской, Владимирской областях. Существуют промыслы и в центральных областях России - в Калужской, Смоленской, Орловской, Воронежской и Липецкой областях. Вышивкой занимаются в Ивановской, Калининской и, конечно, в Рязанской области. Здесь создают самые яркие и весёлые узоры. Современные мастерицы вышивают самые различные ткани: льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и шёлковые. И в наши дни существуют так называемые золотошвейные артели, где вышивают позолоченной нитью бархат, шёлк, сукно. Два основных вида русской национальной вышивки -счётная и свободная. Название «счётная» происходит от слова «считать». Эта вышивка выполняется по счёту нитей ткани и зависит от направления, толщины и числа этих нитей. Свободную вышивку выполняют по контуру рисунка, без учёта направления нитей и их числа. В русской счётной вышивке существует множество различных швов. Часть из них выполняется по целой ткани. Мастерица аккуратно кладёт ровные стежки, располагая их по горизонтали, как будто имитируя тканый рисунок. Такая вышивка называется набором. Если мастерица располагает стежки «ёлочкой» или «звёздочкой», получается счётная гладь. А можно вышивать и росписью, то есть двусторонним швом, когда на обеих сторонах ткани появляется одинаковый аккуратный узор. Такой вышивкой можно любоваться с любой стороны изделия. Так украшают полотенца, скатерти. Но часто мастерица работает не по целой ткани, а по продёрнутой сетке, которая получается после того, как из ткани выдернуто нужное количество нитей. Сетку обвивают белыми или цветными нитями, а на сетке создают нужный узор. Так возникает великолепная ажурная вышивка, которую чаще всего выполняют белыми нитками - белая перевить, или так называемая «белая строчка». Наша книга расскажет только о самых главных, ведущих промыслах, которые работают в традициях русской народной вышивки.
transparency crystals Date: 2015-06-08; view: 988; Нарушение авторских прав |