Firing (in a kiln)
венной целью просто посмотреть, что это за промысел, где такую интересную керамическую посуду делают и... остался в Скопинё. Те, кто видел это, вспоминают: «Вошёл в цех молодой, высокий, жи листый, в синем берёте. Со всеми познакомился, всё оглядел, присел к гончарному кругу, а через час уже оформлялся на работу».
«Вдруг понял, - говорит Александр Иванович, - что совсем не случайно заехал сюда, что для меня это самое интересное в керамике, жить без Скопина я не смогу». Вот ведь как иногда в жизни человека бывает, если живёт в нём мастер, художник! Замечательные работы создал А.И. Рож-кб, остроумные, талантливые, полные любви и уважения к традициям народного искусства.
Ожил, окреп уникальный промысел декоративной керамики. Стала возрождаться его былая слава. В Скопйн стали приезжать молодые талантливые мастера из других мест. Причудливая скульптурная посуда из города Скопина снова заняла своё место на отечественных и международных выставках. Опять вокруг стендов стали толпиться восхищённые и удивлённые зрители. А виртуозы-гончары снова привозят домой призы, дипломы, медали и премии.
Сегодня скульптурную керамику делают на Скопинской фабрике художественных изделий. Здесь построен новый керамический цех. Это высокое, просторное помещение с огромными окнами. Кругом самое современное оборудование, никто уже не носит на себе тяжёлые керамические изделия. Полуавтоматические пёчи производят обжиг, а рядом универсальные гончарные круги. Везде вентиляция, чистота. И трудятся здесь более ста человек, а это немало для промысла.
Ведущие художники промысла работают в отдельных мастерских, где создаются ручным способом образцы для массового производства и отдельные уникальные изделия. Каждый ведущий художник разрабатывает свою тему, свой
образцы. Рядом с замечательными мастерами учатся и работают ученики. Многие из них уже готовы к самостоятельной работе - их изделия красноречиво говорят об этом.
grinding wheel workbench
lightly
with embarrassment lair-haired
newly-made
grinder
bottoms
slug of clay
1. Как легенда объясняет происхождение названия города, как со временем изменилась природа здешних мест, какими ремёслами издавна занимались жители Скопина, чем славится он в наше время?
2. Какую роль в истории скопинской керамики сыграло соревнование между семьёй Ободовых и Жолобовым? Как в этой борьбе проявили себя знаменитые мастера?
3. Как гончары делают свой изделия?
С какими трудностями встречаются мастера?
Линёва из деревни Вослёбово
Мария Александровна Линёва сидит на высоком табурете возле наждачного круга и верстака, засыпанного толстым слоем розовой, неприятно пахнущей керамической пыли. Одета в синий халат и белый, по-деревёнски наглухо повязанный платочек. Смотрит свётло-сёрыми, чуть смущёнными глазами. Она - крупная, русая, с тем русским мягким лицом, про которое обычно говорят одно ёмкое слово - доброе... Весь верстак перед ней и частично пол заставлен свежепоблёскивающими изделиями. Она - шлифовщица, обтачивает их донышки, чтобы ровно стояли. За спиной Линёвой - широкие полки с сероватыми изделиями, ждущими первого обжига.
- До этого никогда в жизни не рисовала и не лепила, -Линёва засмеялась. - Я всего четыре класса окончила, недалеко отсюда - в Вослёбове. Потом в столовой в городе работала. У меня уже дочери 24 года... И вот, видите...
Почти девять лет была она только шлифовщицей, а однажды подошла к Рожкб и спрашивает:
- Почему у тебя получается «болван», а у других нет?
- А ты что, пробовала? - удивился Александр Иванович.
- Пробовала. Ведь все пробуют...
Здесь действительно почти все пробуют работать на кругу и, главное, «тянуть болван» - основное полое кольцо квасника, на которое потом «налепляется», монтируется всё остальное. Получится «болван» - значит, и всё остальное будет получаться...
(cried in) helpless anger enchanted
would touch
wouldn't warp wouldn't crack
artistic inspiration
coiled kvass-jugs
goggle-eyed monster completely absorbed in incredible baby-dolphins
- Ну-ка, садись за круг!
Стали Рожко и Насонова помогать Марии Александровне, и дело у неё пошло так, что уже вторую и третью самостоятельные работы взяли на выставки. А она практически ещё только-только азы гончарного искусства осваивала*, ещё сама не верила, что у неё что-то получится. Днём -шлифовщица, а весь вечер допоздна - у гончарного круга. Плакала от бессилия, когда дело не шло. Околдовала её глина: то и дело виделись ей такие причудливые фигуры, каких в Скопинё раньше и не бывало. Виделись в воображении чётко, ясно - протяни руку и пощупаешь. А начнёт всё это в глину переводить - то одно не получается, то другое. И всё так медленно идёт - жди, пока высохнет да не покоробится, не треснет.
Большой талант, настоящая творческая одержимость проснулись в этой немолодой женщине из деревни Вослё-бово.
Теперь почти каждую работу Линёвой встречают с восторгом и на выставках, и в музеях. Мария Александровна принесла в скопйнскую керамику непосредственную весёлость, хоть ничего специально смешного она не делает, те же традиционные квасники-бублики, большие канделябры, кувшины. И везде та же скопа, рыбы, медведи, но только если присмотреться к этому кваснику, то можно увидеть, что и не скопа на нём, а какое-то забавное пучеглазое чудовище, которое самозабвенно поёт, раскрыв рот до немыслимой ширины. А на другом кваснике вместо привычных скопйнских рыбок вокруг оказались дель-финята, тоже необыкновенно обаятельные.
По А. Рогову. Фрагмент из книги «Кладовая радости»
1. Как автор описывает М.Линёву, её внешность, рабочее место, где она работала шлифовщицей. Как он относится к этой женщине?
2. Почему к Линёвой пришёл такой большой успех? Какие личные качества этой женщины позволили ей стать известным мастером керамического промысла?
3. Как вы понимаете выражение «околдовала её глина»? Только ли с Линёвой такое случилось?
Может быть, что-то похожее происходит и с другими людьми? Вспомните случай с Александром Ивановичем Рожко.
(watching) with bated breath
to cast in a mould
smoothed out touch
Date: 2015-06-08; view: 441; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|