Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судьба скопинской керамикиСкопинская керамика - едва ли не единственные в мире скульптурные посудные изделия. Часто это многоярусные фигурные композиции в виде одного кольца на другом. В скопинской посуде нет бесполезных, бездействующих деталей - каждая часть её функционирует, так как сложные переплетения скульптуры полые, в них можно налить большой объём жидкости. Сделать такую посуду-скульптуру очень трудно. Для этого нужно вытянуть глину в длинные трубки, согнуть их в кольцо, причём нельзя измять, испортить тонкие стёнки. Здесь нужно высочайшее мастерство. Мастер аккуратно берёт из ведра комок глины, кладёт его на гончарный круг. Круг начинает вращаться, и под гибкими пальцами гончара «глина тянется». Движения гончара осторожные, точные, рука фантастически пластична. И вот уже на нас с гончарного круга глядят две рыбы, которые изогнулись в кольцо. Они держат в раскрытых ртах neck little frog
mould clay coils горлышко сосуда. Вот и хвосты у рыб готовы, затем появляется крышка сосуда - маленький лягушонок. А носиком сосуда становится голова скопы - любимой птицы! Формуют скопйнскую посуду по частям, из отдельных длинных кусков глины - «жгутбв -налёпков», которые соединяют вместе. Такой способ гончарного производства считается самым древним на земле и самым сложным, потому что глина тяжёлая и может легко осесть под собственной тяжестью. Часто гончару приходится переделывать уже законченную вещь. Судьба скопйнского керамического промысла в XX веке во многом похожа на всё то, что происходило в эти годы с другими промыслами. Во время первой мировой и гражданской войн он пришёл в полный упадок. Оставались лишь отдельные мастера. В 30-е годы стали усиленно возрождать скопйнскую керамику. В городе появилась промысловая артель «Керамика», но началась вторая мировая война, и о народном искусстве пришлось на время забыть, как и о многом другом. Большинство гончаров ушло на фронт защищать страну от врага. Вернулись с войны немногие, но нужно было жить, восстанавливать разрушенный войной быт людей. Стали возрождать и промысловые артели. В 1948 году работники Научно-исследовательского института художественной промышленности приехали в Скопйн, чтобы помочь восстановить знаменитый гончарный промысел. В эти дни фигурные керамические изделия делали в городе только два мастера: пенсионер Михаил Иванович Та-щёев и бывший фронтовик Михаил Михайлович Пелёнкин. Вернувшись после демобилизации домой, он устроился работать на угольной шахте. Посчитал, что в такое трудное время никому не нужны сказочные квасники да кувшины. А получилось всё иначе. Нашли его сотрудники института и предложили снова стать гончаром. И радостно и страшно было Михаилу Михайловичу: за годы войны отвык он от гончарного круга. Казалось, что и руки-то не смогут глину «тянуть», но сел за гончарный круг и руки привычно смяли пластичный кусок глины. Пошла работа, самая лучшая, самая близкая, о которой скучал все эти трудные годы. На помощь энтузиастам, восстанавливающим скопйнскую керамику, пришёл Дмитрий Михайлович Жблобов,
had retired сын знаменитого мастера. Уж давно он был на пенсии, был стар, но понимал, что его мастерство потомственного гончара в такое время очень нужно людям, и стал помогать работать. Так все вместе, каждый - сколько мог, стали возрождать искусство скопйнских гончаров. Не легко и не сразу удалось восстановить былую славу скопинской керамики, но в 1945 году при фабрике художественных изделий был организован керамический цех. Рядом с мастерами стали трудиться ученики и рабочие, выполнявшие вспомогательные операции: формовку, литьё, шлифовку. Теперь в цехе работало уже 20 человек, а это означало, что промысел жив и набирает силу. Среди учеников М.М. Пелёнкина стали появляться очень способные люди, полюбившие гончарное дело. Одной из самых талантливых оказалась Нёлли Кузьминична Насонова. Её работы сразу обратили на себя внимание любителей керамики. В них богатая фантазия сочетается с высоким профессиональным мастерством и глубоким пониманием особого местного стиля, а образы русской народной сказки и лубка* слились с реальной жизнью современного села. Нёлли Кузьминична создала множество сосудов-скульптур, отмеченных особым обаянием, теплотой, мягкостью и изяществом форм и пропорций. Н.К. Насонова - участница многих отечественных и зарубежных выставок. Её работы охотно покупают крупнейшие музеи Советского Союза и других стран. В 1946 году приехал в город ещё один замечательный мастер Александр Иванович Рожкб. Родился он на западе страны, в Брестской области, учиться поехал под Москву, в Абрамцевское художественно-промышленное училище, успешно закончил его и уже возвращался к себе домой. Да так случилось, что по дороге он заехал в Скопйн с едйнст sinewy turntable
|