Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Всем людям на радость
Когда появились игрушечники на Руси? Летописи об этом молчат. Мы можем пользоваться лишь косвенными свидетельствами. Так, например, сохранилась запись расходов жены ПетраI Екатерины*: «...куплено в Москве разных игрушек царевне Наталье Петровне и великому князю Петру Алексеевичу и княжне, которые посланы в Петербург, а именно: три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами...» В этих записях речь идёт об игрушках, сделанных в подмосковном Сёргиевом Посаде. Одаряющим детей игрушками, вырезанными из дерева, изображён на некоторых иконах и фресках Сергий Радонежский, основатель Трбице-Сёргиева монастыря. Когда он жил в скиту, многие приходили к нему за советом. Детей он радовал игрушками. Шли годы, и на месте скита вырос богатый монастырь, окружённый огромным посадом. В праздники в монастырь стекались люди со всей страны, на посадской площади шумел торг, где продавались изделия местных ремесленников и, конечно, деревянные игрушки. Помогали сёргиевским мастерам окрестные селяне. Поначалу они поставляли в посад лишь черновые заготовки - «бельё», как здесь говорят, но постепенно превратились в самостоятельно работающих игрушечников. Особенно выделялось село Богородское, где и поныне вырезают из дерева миниатюрную скульптуру. В Богородском исстари игрушку не раскрашивали. Одной из самых любимых и известных игрушек были «Кузнецы». Человек и медведь по очереди ударяют молотами по наковальне. Движения производятся с помощью планки. В конце прошлого века «Кузнецов» увидел в Париже на выставке Огюст Родён. Творец «Мыслителя» долго любовался работой богородских резчиков и назвал в своём
as they saw it
spinning-wheel true-to-life
laconically A Pot-bellied Fellow
Today
brave
who has lived through single combats отзыве богородских «Кузнецов» гениальным произведением народного искусства. Резчики воспроизводили жизнь такой, какой она им виделась, внося в свой создания некоторую фантазию, декоративность, добрую улыбку. Вот, например, сёргиевская крашеная скульптура «Старик и старуха за прялкой». Перед нами правдиво схваченная сценка крестьянского быта. Или другая скульптура, изображающая толстого старика крестьянина и названная лаконично - «Пузан». Эти игрушки, конечно, не для детей, их покупали как мелкие настольные скульптуры. Как в старину, так и ныне богородские резчики создают скульптуры-сцёнки. Перед зрителями постепенно развёртывается сказочное действие, вырезанное из дерева. Напри-мёр, удалой охотник с верным Кусаем идут в лес с ружьём, а за деревом прячется медведь Михаил Потапович. Такова первая сценка. Дальше видим связанного охотника, у которого Михаил Потапович отбирает ружьё. Потом сцена на поляне, где идёт медвежий пир и сидит связанный верёвками охотник. Затем перед нами спящие медведи и Кусай, освобождающий охотника. В финале охотник ведёт в село пойманного медведя. На протяжении многих десятилетий любимым чтением на Руси была занимательная «Повесть о Еруслане Лазаревиче», о богатыре, переживавшем всевозможные приключения, битвы, любовные истории, поединки. Мастера из Богородского выбрали для своей скульптуры-композиции один из самых драматических эпизодов повести: Еруслан Лазаревич сражается с драконом с семью головами. Миниатюрная деревянная скульптура воспроизводит разнообразные стороны жизни, от воспевания героического подвига до злой насмешки. По Е. Осетрдву. Фрагмент из книги «Живая Древняя Русь»
Конёк-горбунок Среди работ богородских резчиков вам может встретиться Конёк-горбунок, лошадка с огромными ушами и горбами на спине (потому и назвали её ласково «горбунком»). Конёк-горбунок - один из любимых русских сказочных образов. Сказку о нём написал Пётр Павлович Ершов (1815-1869) в 1834 году. Образный язык, прекрасные стихи, типичные народные герои сделали эту сказку одним из лучших произведений, написанных для детей. Прошло 150 лет с того времени, когда она была создана, но её по-прёжнему любят и читают взрослые и дети. Советский композитор Р. Щедрин написал балет «Конёк-горбунок» - одно из лучших музыкальных и хореографических произведений советского театрального репертуара. А богородские резчики вырезают этого забавного конька на радость людям.
В сказке рассказано о судьбе Иванушки-дурачка, младшего сына крестьянина. Иванушка простоват, но добр и честен. За то, что он отпустил на свободу кобылицу, которую поймал на своём поле, она дала ему в помощники Конька-горбунка. Вот как она говорит об этом Ивану: Да ещё рожу конька, Ростом только в три вершка* На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами*. На земле и под землёй Конёк-горбунок помог Ивану пережить все трудности, спас от смерти. В сказке всегда бывает счастливый конец: Иванушка-дурачок выкупался в кипящем молоке, стал «писаным красавцем», после чего он женился на красавице Царь-девйце и сам стал царём. Языком художника рассказал эту сказку палехский мастер Н. Зиновьев. На лаковой шкатулке подробно изображены все основные эпизоды сказки.
А вот как изобразила кита, который помог Ивану найти кольцо Царь-девйцы, художница из Гжели Л.Азарова. На хвосте сыр-бор шумит, На спине село стоит; Мужики на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве меж усов Ищут девушки грибов.
look
versions for certain prototype Easter eggs turned out on a lathe hollow was placed inside grey-whiskered РУССКАЯ МАТРЁШКА Как у нашей у Хохлатки Нынче вывелись цыплятки, А из одной скорлупочки Матрёшки вышли в юбочке. Народные частушки Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные весёлые матрёшки, очаровывая зрителей своим неповторимым русским обликом. И кажется, что матрёшка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке «всего» около ста лет. Много есть версий, как и когда родилась она, но доподлинно известно, что прообразом её послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна точили и расписывали русские мастера. Были они полыми внутри, в большее вкладывалось меньшее. Похожая игрушка была и в Японии, изображала она добродушного седоусого старичка Даруму и состояла из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Однажды, как гласит одна из легенд, известный русский художник Сергей Малютин держал в руках русское расписное яйцо и японскую игрушку. Эти две разные игрушки, сделанные в разных концах Земли, навели его на интересную мысль. Быстро набросал он на бумаге смешную куколку, затем ещё и ещё... По просьбе художника токарь В.Звёздочкин выточил из дерева форму, а Сергей Малютин расписал её. Так появилась на свет девочка в русском сарафане: в платке, с чёрным петухом в руках. В ней прятались ещё семь фигурок мал мала меньше, последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца. Кто-то, увидев её, восхищённо воскликнул: «Ну, прямо Матрёна!» Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково - Матрёшка, Ма-трёшечка. Позже и пёсенки-потёшки про неё сложили, например такую: Шли подружки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка. Делают матрёшек из лиственных пород дерева, берёзы или липы. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы нё было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала точит самую маленькую матрёшечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше... Иногда число таких матрёшек переходит за пятьдесят. Потом матрёшка попадает к художнику, который одевает её в яркий сарафан, повязывает на голову платок, украшает цветами. Первая матрёшка появилась в Абрамцеве, недалеко от Москвы в конце прошлого века. И разбежались с тех пор эти весёлые куколки по всей России. Сначала матрёшка попала в Сергиев Посад (ныне город Загорск). Усадьба Абрамцево совсем рядом. Здесь русскую красавицу расписывают гуашью, узор несложный, тона мягкие, очень похожа она на матрёшку, созданную Малютиным. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Делают здесь и русских витязей в шлемах и с копьями. Много позже попала матрёшка в Поволжье, в Нижегородскую область. В городе Семёнове матрёшку одевают в красный сарафан, в белый фартук, на голову повязывают
(high) colour are more graceful
head of the family aniline paints
seventy-unit желтый платок с цветочной каймой, дают в руку пышный букет. На щеках у неё горит яркий румянец. Пблховские матрёшки стройнее своих подружек из других краёв. В селе Пблховский Майдан матрёшек делают целыми семьями. За токарным станком стоит обычно глава семьи, а его жена и старшие дети расписывают матрёшек яркими анилиновыми красками, украшая сарафан крупными цветами, красными, белыми, жёлтыми. Мордовская матрёшка-эрзяночка одета в характерный национальный костюм с высоким головным убором и рядами бус на шёе. Делают своих матрёшек в Липецке и Воронеже, Кирове и в Башкирии, и у каждой из них есть своя особенность, своя характерная черта, делающая сестриц непохожими друг на друга. Свой первый диплом Матрёшка получила ещё в 1900 году на Международной выставке в Париже. С тех пор она неоднократно получала призы и золотые медали в Брюсселе, Монреале, Торонто, а в Токио демонстрировалась семи-десятимёстная семёновская матрёшка ростом в метр. В Загорске в Музее игрушки собрана уникальная кол-
Lun they serve decorative purposes лекция игрушек разных эпох и народов. И конечно, здесь целое царство матрёшек: и озорные девчонки, и весёлые гармонисты, и седобородые бояре, и красавицы-невесты. Однажды лондонская газета «Дёйли мейл» поместила фотографию русской матрёшки с такой надписью: «Русские матрёшки представляют собой нечто более значительное, чем временная забава для детей. Многие из них выявляют подлинное артистическое мастерство и в декоративном отношении весьма ценны для домашнего обихода».
Семёновская матрёшка
master craftsmen
rattles
starch foundation quill-feather
single two-unit three-unit Большой вклад в развитие семёновской матрёшки внесли умельцы из села Мёринова Нижегородской области (недалеко от города Семёнова), расположенного на берегу Кё-рженца*. Токари в этом селе издавна вытачивали грибы, яблоки, шары, пирамиды, погремушки, а девушки и женщины расписывали их цветастыми полосками и клетками, покрывали лаком. Ещё в 20-е годы токарь по дереву из этого села Арсён-тий Майоров привёз с Нижегородской ярмарки деревянную куклу-матрёшку. Село Мёриново и соседние сёла по Кёрженцу издавна славились своими точёными расписными деревянными изделиями. Потому-то и обратил внимание на деревянную куклу Арсёнтий Майоров, что решил сам такую же сделать. Выточил он куклу и сам по крахмальной грунтовке гусиным пером вывел рисунок, а потом расписал куклу анилиновыми красками. Кукла получилась весёлая и красивая. Уже потом научил Арсёнтий Майоров своих дочерей Елизавету и Зинаиду расписывать кукол, а сам матрёшек вытачивал, сначала одноместных, а потом «двойку» и «тройку». Елизавета Майорова оказалась талантливой художницей. Она создала красочные образцы росписи матрёшек. Её опыт стал достоянием многих мастериц-художниц. Производству и раскраске матрёшек у Майоровых научились сначала их соседи, а затем и все жители деревни Мёриново, в которой сложился свой стиль росписи.
rose-like
broad stroke shavings piece of rough wood cutting tool Однажды в село заехал городской художник-профессионал П. Кузнецов. Увидел он их матрёшку и сделал мастерам щедрый подарок - рисунок розоподббного цветка. Цветок этот стали рисовать все мастерицы, и до сих пор он живёт на игрушках семёновских художниц. Знаменитые цветочные букеты пишутся в манере свободного кистевого мазка. Летит на пол стружка, смоляной лесной запах наполняет помещение. Гудит токарный станок, вращает он деталь -болванку, а токарь ножом-резцом вручную снаружи и изнутри обрабатывает заготовку, которая в руках мастера стремительно обретает контуры матрёшки. Красивая, но трудная работа. Она требует умения, силы, опыта. Нужно заметить, что крупные куклы не главенствуют в производстве матрёшек. Оно развивается по пути увеличения трёх-, пяти-, семи- и двенадцатимёстных кукол. Художницы сидят за длинными низкими столами, перед ними - подносы-щиты с сувенирами да краски. Краски протирают, цедят, добавляют клей и расписывают ими де рево. Работа тщательная и тонкая... Отсюда матрёшки, покрытые лаком, яркой, весёлой толпой отправляются в разные концы света. Выражение лица у каждой матрёшки своё - есть куклы
laborious
striking colours crimson (cornflower) blue
are smartly dressed with an air of importance грустные, задумчивые, строгие, серьёзные, а есть весёлые, улыбчивые. Работа у художниц кропотливая, тонкая. Семёновские мастера, создавая игрушку, не скупятся на звучные краски, отдавая предпочтение красному, малиновому, васильковому и лиловому цвету, смело покрывают передники матрёшек цветами и фантастическими травами, а рубашки-косоворотки* русских пареньков - узорами. В семёновской игрушке часто рядом с серьёзностью соседствует комизм. Юмор, весёлый смех неотделимы от неё. Нельзя без улыбки смотреть на матрёшек, которые расфрантились, да так и застыли в величественной позе, смешные в своей важности. А какое разнообразие забавных и лирических выражений лиц матрёшек! И самое привлекательное в деревянной семёновской кукле-матрёшке - её яркая образность. Смотришь на них, любуешься тонким чувством цвета и высоким орнаментальным искусством семёновских мастеров и проникаешься чувством гордости за йх талант и одарённость. По Л. Шевчук. Фрагмент из книги «Дети и народное твдрчество» 1. Что собой представляет русская матрёшка, как она появилась на свет? 2. Как делают матрёшек? Как их «одевают»? Чем отличаются друг от друга матрёшки, изготовленные в разных местах? 3. Какова история семёновской матрёшки, одной из самых популярных в России?
ВЕСЁЛОЕ ИСКУССТВО ПОЛХ-МАЙДАНА Пблховский Майдан, или, как его называют ещё, Полх-Майдан, в прошлом - ничем не примечательное село, затерявшееся далеко в стороне от железнодорожного и даже шоссейного сообщения. Как и большинство жителей сёл и деревень этого богатого лесом края, жители Полх-Майдана мастерили из дерева (вначале из осины, затем - из липы) разнообразную посуду. С распространением в конце XIX века моды на матрёшку выучились точить и эту игрушку. Одновременно resourcefulness taking up
poker-work rod new tool делали также точёные куклы на манер богородских «барынь» - мастера Полх-Майдана всегда отличались не только остротой глаза, но и завидным проворством, охотно подхватывая любое новшество. Внимательно они следили за развитием деревообрабатывающего промысла, в частности, Трбице-Сёргиевой лавры. По-видимому, примерно около 1912-1914 годов один из жителей Полх-Майдана Павел Никитич Полин, постоянно возивший свой товар в Трбице-Сёргиеву лавру, привёз оттуда новинку - аппарат для выжигания по дереву. Аппарат имел платиновый штифт и работал при помощи газового баллона. Нововведение было встречено в Полх-Майдане с большим энтузиазмом, и вскоре на деревянной утвари стали выжигать графические рисунки. Примерно в середине 20-х годов эти рисунки стали раскрашивать, вначале клеевыми красками, затем масляными. Однако спрос на такие изделия был меньше, чем на работы мастеров из города Семёнова и соседней от него деревни Мёриново. Эти изделия полх-майданцы могли видеть на любой ярмарке, да и не столь уж далеки были эти места от родного села. Отсюда была заимствована и новая для Полх-Майдана техника: роспись водяными красками - яркая, праздничная, одновременно плотная и прозрачная. Сложившаяся на протяжении последнего двадцатилетия в Полх-Майдане система росписи - это устойчивый художественный феномен. Примечательно, что его развитие, утверждение и расцвет происходили в годы, ещё отнюдь не благоприятствовавшие подобному ходу событий, когда всякое не организованное местной промышленностью «художество» ликвидировалось как проявление «частной инициативы». Сегодня Полх-Майдан - огромное село со всеми признаками традиционного народного промысла, из которых первейший - непрерывная преемственность ремесла. Село постоянно растёт: уже сейчас оно насчитывает около трёх тысяч жителей, а молодёжь почти не уезжает отсюда - ведь каждый местный мальчишка с десяти лет уже умеет токарить, а каждая девчонка - красить, то есть расписывать. Здесь что ни дом, то своя школа - и в смысле передачи мастерства, и в смысле своеобразия манеры. О том, как работают в Полх-Майдане, мы расскажем unpainted articles money-boxes
onion-shaped cupolas concave parts вам на примере семьи Будзёнковых, в которой полностью сохранилась традиция местного ремесла. Глава семьи Василий Максимович, скончавшийся в 1979 году, пятидесяти лет 6т роду, был превосходным токарем, сумевшим передать своё мастерство сыновьям - Леониду и Ивану. Леонид, вернувшись из армии, поселился отдельно со своей семьёй и вместе с женой Татьяной занялся производством матрёшек. Младший Будзёнков, Иван, продолжает точить в отцовской токарне «белый товар» для матери, одной из лучших мастериц Полх-Майдана, Анны Андреевны. Точат в основном из липы - дерева дорогого и мягкого. Поэтому, а также в связи с изменившимся спросом, делаются предметы не слишком больших размеров: копилки в виде грибов и яблок, ставни - круглые шкатулки с крышкой, сахарницы, солонки, вазочки. Однако лучшими из токарных форм, вытачиваемых Иваном, можно считать традиционные чаши и сахарницы. Чаши привлекают безупречной чистотой линий и чёткостью пропорций. Сахарницы отличаются мягкой упругостью силуэта и особой формой крышек, напоминающих удлинённые луковки глав церквей XVIII века. Было бы ошибкой думать, что пластическое чутьё присуще лишь токарям. Та же чуткость пальцев, реагирующих на малейшее изменение объёма, на его выпуклости или впадины, на переходы из одной формы в другую, должна отличать и «красильщицу» (этим будничным словом здесь называют мастериц росписи). И Анна Андреевна Будзёнко-ва обладает этим качеством в высочайшей степени - именно потому, что она продолжательница потомственного рода народных мастеров, воспитанных на уважении к каждой вещи, созданной руками мастера. Поэтому, беря предмет в руки, независимо от того, что он собой представляет - солонку или матрёшку, гриб-копйлку или игрушечный пистолет, Анна Андреевна прежде всего ощущает его как вещь, которая, как и всякое создание рук человеческих, имеет начало и конец, и, как любая вещь, должна иметь определённое утилитарное назначение, а иначе, в представлении крестьянина, зачем ей вообще существовать? В этом проявляется главное требование народного творчества в целом: предмет должен быть прежде всего прочным и осblaze of colour
riot of colours scarlet
starch paste мысленно функциональным, иначе деревенский покупатель его просто-напросто не купит. Но Анна Андреевна прекрасно понимает, что он не станет брать вещь и тогда, когда она не будет его радовать, - роспись должна быть подчёркнуто нарядной, весёлой, праздничной. Вот эта радостность росписи составляет существо искусства Полх-Майдана в целом, в первую очередь - за счёт полыхания цвета, в полном согласии с исконной традицией русской народной росписи. Этому ещё более способствует технология полх-майданской росписи, краски для которой разводятся спиртовыми растворителями, что значительно усиливает интенсивную насыщенность и свечение цвета. Впечатление щедрого цветового раздолья достигается всего лишь четырьмя-пятыб основными красками. Одна из них, так называемая химическая, то есть фиолетовая, приготовляется из чернильных таблеток, остальные - алая, жёлтая, голубая - это порошковые красители для тканей. Обычно роспись начинают с жёлтой краски: расписывая «по-жёлтому», мастерица добивается особой звонкости цвета, к тому же, накладывая на цветовую основу алую краску, она получает ярко-красный цвет, голубая в таком случае даёт зелёный цвет. Кроме того, некоторые мастерицы, в том числе Анна Андреевна, охотно используют оранжевый и коричневый цвета, получаемые из марганца. Росписи предшествует сушка токарных изделий в течение одной ночи на русской печй, утром изделия крахмалят, два-три раза обтирая их вручную крахмальным клейстером. Потом только «наводят» контур рисунка, потом расписывают. Расписанные изделия три-четыре раза покрывают лаком. Вот и весь набор художественных средств, а сколько разнообразия, сколько выдумки, всякий раз -иной! Однако при всём тяготении к праздничной цветистости и броскости узора мастерица никогда не забывает, что он должен подчеркнуть конструкцию формы в соответствии с незыблемыми правилами народного творчества, требующими единства красоты и пользы. Лучший пример тому - работы А.А. Будзёнковой. «Меня материал заставляет, а не так, как сама хочу, - говорит Анна Андреевна. - Ежели сучок - тут яблоко либо зелень нарисую. А цветок - либо с разживлялками, либо без них». Инстинктивное чутьё мастера заставляет её не только
rosette dogrose daisies
linked
a dawn of dazzling scarlet hue clusters следовать законам симметрии, нерушимым в народном творчестве (два цветка по двум противоположным сторонам предмета), но и располагать рисунок, следуя форме вещи. Вот почему на предметах, приближающихся к самому совершённому геометрическому объёму - шару, роспись стелется, как бы обволакивая их, то собираясь в единую розетку из алых лепестков шиповника, то растекаясь побегами и бутонами небывалых цветов: синих ромашек, оранжевых колокольчиков, яблок, похожих на клубнику, и ягод, похожих на райские яблочки... По отношению к полх-майданской росписи особенно справедливым кажется замечание, высказанное более полувека назад Н.Щёкотовым: «Роспись... богата фантастическими цветами, травами и зверями, которых не только крестьянину, крепко привязанному к своему родному клочку земли, но и вообще ни одному человеку в мире не приходилось и никогда не придётся видеть в действительности». В ещё большей степени это подтверждается росписями с «зорькой» - в пейзажах с домиками, деревьями, речкой и ослепйтельно-алой зарёй, изображениями фантастических деревьев, похожих на гигантский куст земляники, увешанный тяжёлыми гроздьями крупных ягод. По статье В.И. Савицкой «Мастерицы Полх-Майдана. Жизнь прдмысла» 1. 2. Что рёжут местные мастера и как они украшают свой изделия? Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Он взял в руки влажный комок и сделал из неё сосут Мбжез быть, это была первая чашка или iape-лка, или горшочек. Высохла глина и сохранила эту форму, которую придал ей человек. Это было очень удобно. Глина оказалась незаменимой в хозяйстве. Второе открытие человек сделал тогда, когда прогрел кусок глины в огне и увидел, что обожжённая глина неожиданно стала более твёрдой, прочной, а главное - она больше не боялась воды, не размокала в ней. Это было замечательное открытие! С того дня началась эпоха гончаров. Каких только вещей не делал человек из глины! Глина в его руках становилась посудой, более дешёвой, чем из дерева и металла. Из глины можно построить жилище, нужно только превратить её в кирпич и обжечь в печй. И из кирпича человек уже построил целые дома, крепости, башни, соборы, города... Оказалось, что глина может стать нежной, белой, просвечивающей на свету, если её превратить в фарфор, или сверкающей многоцвётием красок, если она станет фаянсом или майоликой. Из глины можно сделать переливающуюся от перламутровой поливы, чуть грубоватую керамику. Она способна украсить наши дома, улицы самыми изящными, самыми многообразными скульптурными изображениями. Глина проста и легка в обработке. Её пластические и художественные возможности огромны. Потому с самых древних времён глина стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи и произведения искусства. Глина оказалась верным и добрым другом всех людей во всё времена.
что «глина оказалась верным и добрым другом всех людей во всё времена»? 2. Как люди стали использовать глину?
(they) abounded in fish white-breasted Wings Claws
fires
versions coat of arms
pagan idols Date: 2015-06-08; view: 742; Нарушение авторских прав |