Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всем людям на радость





Когда появились игрушечники на Руси? Летописи об этом молчат. Мы можем пользоваться лишь косвенными свидетельствами. Так, например, сохранилась запись рас­ходов жены ПетраI Екатерины*: «...куплено в Москве разных игрушек царевне Наталье Петровне и великому князю Петру Алексеевичу и княжне, которые посланы в Петербург, а именно: три коровы, два коня, два оленя, че­тыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами...» В этих записях речь идёт об игрушках, сделанных в подмосковном Сёргиевом Посаде.

Одаряющим детей игрушками, вырезанными из дерева, изображён на некоторых иконах и фресках Сергий Радо­нежский, основатель Трбице-Сёргиева монастыря. Когда он жил в скиту, многие приходили к нему за советом. Де­тей он радовал игрушками. Шли годы, и на месте скита вырос богатый монастырь, окружённый огромным поса­дом. В праздники в монастырь стекались люди со всей стра­ны, на посадской площади шумел торг, где продавались из­делия местных ремесленников и, конечно, деревянные игрушки. Помогали сёргиевским мастерам окрестные селяне. Поначалу они поставляли в посад лишь черновые заготовки - «бельё», как здесь говорят, но постепенно пре­вратились в самостоятельно работающих игрушечников. Особенно выделялось село Богородское, где и поныне вы­резают из дерева миниатюрную скульптуру. В Богородском исстари игрушку не раскрашивали.

Одной из самых любимых и известных игрушек были «Кузнецы». Человек и медведь по очереди ударяют молота­ми по наковальне. Движения производятся с помощью планки. В конце прошлого века «Кузнецов» увидел в Па­риже на выставке Огюст Родён. Творец «Мыслителя» долго любовался работой богородских резчиков и назвал в своём


 

       
   
 

as they saw it

 

 

spinning-wheel true-to-life

 

laconically

A Pot-bellied Fellow

 

Today

 

 

brave

 

 

who has lived through single combats


отзыве богородских «Кузнецов» гениальным произведени­ем народного искусства.

Резчики воспроизводили жизнь такой, какой она им виделась, внося в свой создания некоторую фантазию, де­коративность, добрую улыбку. Вот, например, сёргиевская крашеная скульптура «Старик и старуха за прялкой». Пе­ред нами правдиво схваченная сценка крестьянского быта. Или другая скульптура, изображающая толстого старика крестьянина и названная лаконично - «Пузан». Эти игруш­ки, конечно, не для детей, их покупали как мелкие настоль­ные скульптуры.

Как в старину, так и ныне богородские резчики создают скульптуры-сцёнки. Перед зрителями постепенно развёр­тывается сказочное действие, вырезанное из дерева. Напри-мёр, удалой охотник с верным Кусаем идут в лес с ружьём, а за деревом прячется медведь Михаил Потапович. Такова первая сценка. Дальше видим связанного охотника, у ко­торого Михаил Потапович отбирает ружьё. Потом сцена на поляне, где идёт медвежий пир и сидит связанный верёвка­ми охотник. Затем перед нами спящие медведи и Кусай, ос­вобождающий охотника. В финале охотник ведёт в село пойманного медведя.

На протяжении многих десятилетий любимым чтением на Руси была занимательная «Повесть о Еруслане Лазаре­виче», о богатыре, переживавшем всевозможные при­ключения, битвы, любовные истории, поединки. Мастера из Богородского выбрали для своей скульптуры-композиции один из самых драматических эпизодов повести: Еруслан Лазаревич сражается с драконом с семью головами.


Миниатюрная деревянная скульптура воспроизводит разнообразные стороны жизни, от воспевания героическо­го подвига до злой насмешки.

По Е. Осетрдву. Фрагмент из книги «Живая Древняя Русь»


 


Согласны ли вы с оценкой, которую дал богородской игрушке Огюст Родён? Аргументируйте своё высказывание.

Конёк-горбунок

Среди работ богородских резчиков вам может встре­титься Конёк-горбунок, лошадка с огромными ушами и горбами на спине (потому и назвали её ласково «горбун­ком»). Конёк-горбунок - один из любимых русских сказоч­ных образов. Сказку о нём написал Пётр Павлович Ершов (1815-1869) в 1834 году. Образный язык, прекрасные стихи, типичные народные герои сделали эту сказку одним из лучших произведений, написанных для детей.

Прошло 150 лет с того времени, когда она была создана, но её по-прёжнему любят и читают взрослые и дети. Со­ветский композитор Р. Щедрин написал балет «Конёк-гор­бунок» - одно из лучших музыкальных и хореографичес­ких произведений советского театрального репертуара. А богородские резчики вырезают этого забавного конька на радость людям.


Он товарищ будет твой: Он зимой тебя согреет, Лётом холодом обвеет, В голод хлебом угостит, В жажду мёдом напоит*

В сказке рассказано о судьбе Иванушки-дурачка, мла­дшего сына крестьянина. Иванушка простоват, но добр и честен. За то, что он отпустил на свободу кобылицу, кото­рую поймал на своём поле, она дала ему в помощники Конька-горбунка. Вот как она говорит об этом Ивану:

Да ещё рожу конька, Ростом только в три вершка* На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами*. На земле и под землёй

Конёк-горбунок помог Ивану пережить все трудности, спас от смерти. В сказке всегда бывает счастливый конец: Иванушка-дурачок выкупался в кипящем молоке, стал «писаным красавцем», после чего он женился на красавице Царь-девйце и сам стал царём.


 
 


Языком художника рассказал эту сказку палехский ма­стер Н. Зиновьев.

На лаковой шкатулке подробно изображены все основ­ные эпизоды сказки.

Вот въезжают на поляну Прямо к морю-океану; Поперёк его лежит Чудо-юдо рыба-кит. Все бока его изрыты, Частоколы в рёбра вбиты,

А вот как изобразила кита, который помог Ивану найти кольцо Царь-девйцы, художница из Гжели Л.Азарова.

На хвосте сыр-бор шумит, На спине село стоит; Мужики на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве меж усов Ищут девушки грибов.


 

 

look

 

 

versions

for certain

prototype

Easter eggs

turned out on a lathe

hollow

was placed inside grey-whiskered


РУССКАЯ МАТРЁШКА

Как у нашей у Хохлатки Нынче вывелись цыплятки, А из одной скорлупочки Матрёшки вышли в юбочке.

Народные частушки

Русская матрёшка - наверное, самый популярный рус­ский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные весёлые матрёшки, очаровывая зрителей своим неповторимым русским обликом.

И кажется, что матрёшка пришла к нам из седой древ­ности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой де­ревянной куколке «всего» около ста лет. Много есть вер­сий, как и когда родилась она, но доподлинно известно, что прообразом её послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна точили и расписывали русские ма­стера. Были они полыми внутри, в большее вкладывалось меньшее. Похожая игрушка была и в Японии, изображала она добродушного седоусого старичка Даруму и состояла из пяти фигурок, вставленных одна в другую.

Однажды, как гласит одна из легенд, известный русский художник Сергей Малютин держал в руках русское распис­ное яйцо и японскую игрушку. Эти две разные игрушки,


сделанные в разных концах Земли, навели его на интерес­ную мысль. Быстро набросал он на бумаге смешную кукол­ку, затем ещё и ещё... По просьбе художника токарь В.Звёздочкин выточил из дерева форму, а Сергей Малютин расписал её. Так появилась на свет девочка в русском сара­фане: в платке, с чёрным петухом в руках. В ней прятались ещё семь фигурок мал мала меньше, последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца. Кто-то, увидев её, вос­хищённо воскликнул: «Ну, прямо Матрёна!» Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково - Матрёшка, Ма-трёшечка. Позже и пёсенки-потёшки про неё сложили, на­пример такую:


Шли подружки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка.

Делают матрёшек из лиственных пород дерева, берёзы или липы. Мастер придирчиво выбирает материал для ку­клы, ищет такой, чтобы нё было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к ра­боте. Сначала точит самую маленькую матрёшечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше... Иногда число таких матрёшек перехо­дит за пятьдесят.

Потом матрёшка попадает к художнику, который оде­вает её в яркий сарафан, повязывает на голову платок, украшает цветами.

Первая матрёшка появилась в Абрамцеве, недалеко от Москвы в конце прошлого века. И разбежались с тех пор эти весёлые куколки по всей России.

Сначала матрёшка попала в Сергиев Посад (ныне город Загорск). Усадьба Абрамцево совсем рядом. Здесь русскую красавицу расписывают гуашью, узор несложный, тона мягкие, очень похожа она на матрёшку, созданную Малю­тиным. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют аква­релью. Делают здесь и русских витязей в шлемах и с копья­ми.

Много позже попала матрёшка в Поволжье, в Нижего­родскую область. В городе Семёнове матрёшку одевают в красный сарафан, в белый фартук, на голову повязывают


 

(high) colour are more graceful

 

 

head of the family aniline paints

 

seventy-unit


желтый платок с цветочной каймой, дают в руку пышный букет. На щеках у неё горит яркий румянец.

Пблховские матрёшки стройнее своих подружек из дру­гих краёв. В селе Пблховский Майдан матрёшек делают целыми семьями. За токарным станком стоит обычно гла­ва семьи, а его жена и старшие дети расписывают матрё­шек яркими анилиновыми красками, украшая сарафан крупными цветами, красными, белыми, жёлтыми.

Мордовская матрёшка-эрзяночка одета в характерный национальный костюм с высоким головным убором и рядами бус на шёе.

Делают своих матрёшек в Липецке и Воронеже, Кирове и в Башкирии, и у каждой из них есть своя особенность, своя характерная черта, делающая сестриц непохожими друг на друга.

Свой первый диплом Матрёшка получила ещё в 1900 го­ду на Международной выставке в Париже. С тех пор она не­однократно получала призы и золотые медали в Брюсселе, Монреале, Торонто, а в Токио демонстрировалась семи-десятимёстная семёновская матрёшка ростом в метр.

В Загорске в Музее игрушки собрана уникальная кол-


 


 
 


 

Lun

they serve decorative purposes


лекция игрушек разных эпох и народов. И конечно, здесь целое царство матрёшек: и озорные девчонки, и весёлые гармонисты, и седобородые бояре, и красавицы-невесты.

Однажды лондонская газета «Дёйли мейл» поместила фотографию русской матрёшки с такой надписью: «Рус­ские матрёшки представляют собой нечто более значитель­ное, чем временная забава для детей. Многие из них выявляют подлинное артистическое мастерство и в декора­тивном отношении весьма ценны для домашнего обихо­да».



 

Семёновская матрёшка


 

master craftsmen

 

rattles

 

starch foundation quill-feather

 

single

two-unit

three-unit


Большой вклад в развитие семёновской матрёшки внес­ли умельцы из села Мёринова Нижегородской области (не­далеко от города Семёнова), расположенного на берегу Кё-рженца*.

Токари в этом селе издавна вытачивали грибы, яблоки, шары, пирамиды, погремушки, а девушки и женщины рас­писывали их цветастыми полосками и клетками, покрыва­ли лаком.

Ещё в 20-е годы токарь по дереву из этого села Арсён-тий Майоров привёз с Нижегородской ярмарки деревян­ную куклу-матрёшку.

Село Мёриново и соседние сёла по Кёрженцу издавна славились своими точёными расписными деревянными из­делиями. Потому-то и обратил внимание на деревянную куклу Арсёнтий Майоров, что решил сам такую же сделать. Выточил он куклу и сам по крахмальной грунтовке гуси­ным пером вывел рисунок, а потом расписал куклу анили­новыми красками. Кукла получилась весёлая и красивая.

Уже потом научил Арсёнтий Майоров своих дочерей Елизавету и Зинаиду расписывать кукол, а сам матрёшек вытачивал, сначала одноместных, а потом «двойку» и «тройку». Елизавета Майорова оказалась талантливой ху­дожницей. Она создала красочные образцы росписи ма­трёшек. Её опыт стал достоянием многих мастериц-худож­ниц.

Производству и раскраске матрёшек у Майоровых научились сначала их соседи, а затем и все жители деревни Мёриново, в которой сложился свой стиль росписи.


 

 

rose-like

 

broad stroke shavings

piece of rough wood cutting tool


Однажды в село заехал городской художник-профес­сионал П. Кузнецов. Увидел он их матрёшку и сделал ма­стерам щедрый подарок - рисунок розоподббного цветка. Цветок этот стали рисовать все мастерицы, и до сих пор он живёт на игрушках семёновских художниц. Знаменитые цветочные букеты пишутся в манере свободного кистевого мазка.

Летит на пол стружка, смоляной лесной запах наполн­яет помещение. Гудит токарный станок, вращает он де­таль -болванку, а токарь ножом-резцом вручную снаружи и изнутри обрабатывает заготовку, которая в руках мастера стремительно обретает контуры матрёшки. Красивая, но трудная работа. Она требует умения, силы, опыта. Нужно заметить, что крупные куклы не главенствуют в произ­водстве матрёшек. Оно развивается по пути увеличения трёх-, пяти-, семи- и двенадцатимёстных кукол.

Художницы сидят за длинными низкими столами, пе­ред ними - подносы-щиты с сувенирами да краски. Краски протирают, цедят, добавляют клей и расписывают ими де­ рево. Работа тщательная и тонкая... Отсюда матрёшки, по­крытые лаком, яркой, весёлой толпой отправляются в раз­ные концы света.

Выражение лица у каждой матрёшки своё - есть куклы


 


 
 


 

laborious

 

striking colours crimson

(cornflower) blue

 

 

are smartly dressed with an air of importance


грустные, задумчивые, строгие, серьёзные, а есть весёлые, улыбчивые. Работа у художниц кропотливая, тонкая.

Семёновские мастера, создавая игрушку, не скупятся на звучные краски, отдавая предпочтение красному, малино­вому, васильковому и лиловому цвету, смело покрывают передники матрёшек цветами и фантастическими травами, а рубашки-косоворотки* русских пареньков - узорами.

В семёновской игрушке часто рядом с серьёзностью со­седствует комизм. Юмор, весёлый смех неотделимы от неё. Нельзя без улыбки смотреть на матрёшек, которые рас­франтились, да так и застыли в величественной позе, сме­шные в своей важности. А какое разнообразие забавных и лирических выражений лиц матрёшек! И самое привлека­тельное в деревянной семёновской кукле-матрёшке - её яркая образность. Смотришь на них, любуешься тонким чувством цвета и высоким орнаментальным искусством се­мёновских мастеров и проникаешься чувством гордости за йх талант и одарённость.

По Л. Шевчук. Фрагмент из книги «Дети и народное твдрчество»

1. Что собой представляет русская матрёшка, как она появилась на свет?

2. Как делают матрёшек? Как их «одевают»? Чем отличаются друг от друга матрёшки, изготовленные в разных местах?

3. Какова история семёновской матрёшки, одной из самых популярных в России?

 

 

ВЕСЁЛОЕ ИСКУССТВО ПОЛХ-МАЙДАНА

Пблховский Майдан, или, как его называют ещё, Полх-Майдан, в прошлом - ничем не примечательное село, за­терявшееся далеко в стороне от железнодорожного и даже шоссейного сообщения.

Как и большинство жителей сёл и деревень этого бога­того лесом края, жители Полх-Майдана мастерили из дере­ва (вначале из осины, затем - из липы) разнообразную по­суду. С распространением в конце XIX века моды на ма­трёшку выучились точить и эту игрушку. Одновременно resourcefulness taking up

 

poker-work rod

new tool


делали также точёные куклы на манер богородских «ба­рынь» - мастера Полх-Майдана всегда отличались не только остротой глаза, но и завидным проворством, охотно под­хватывая любое новшество. Внимательно они следили за развитием деревообрабатывающего промысла, в частности, Трбице-Сёргиевой лавры.

По-видимому, примерно около 1912-1914 годов один из жителей Полх-Майдана Павел Никитич Полин, постоянно возивший свой товар в Трбице-Сёргиеву лавру, привёз от­туда новинку - аппарат для выжигания по дереву. Аппарат имел платиновый штифт и работал при помощи газового баллона. Нововведение было встречено в Полх-Майдане с большим энтузиазмом, и вскоре на деревянной утвари ста­ли выжигать графические рисунки.

Примерно в середине 20-х годов эти рисунки стали рас­крашивать, вначале клеевыми красками, затем масляными. Однако спрос на такие изделия был меньше, чем на работы мастеров из города Семёнова и соседней от него деревни Мёриново. Эти изделия полх-майданцы могли видеть на любой ярмарке, да и не столь уж далеки были эти места от родного села. Отсюда была заимствована и новая для Полх-Майдана техника: роспись водяными красками - яркая, праздничная, одновременно плотная и прозрачная.

Сложившаяся на протяжении последнего двадцатиле­тия в Полх-Майдане система росписи - это устойчивый художественный феномен. Примечательно, что его разви­тие, утверждение и расцвет происходили в годы, ещё отнюдь не благоприятствовавшие подобному ходу событий, когда всякое не организованное местной промышлен­ностью «художество» ликвидировалось как проявление «частной инициативы».

Сегодня Полх-Майдан - огромное село со всеми призна­ками традиционного народного промысла, из которых пер­вейший - непрерывная преемственность ремесла. Село по­стоянно растёт: уже сейчас оно насчитывает около трёх тысяч жителей, а молодёжь почти не уезжает отсюда - ведь каждый местный мальчишка с десяти лет уже умеет тока­рить, а каждая девчонка - красить, то есть расписывать. Здесь что ни дом, то своя школа - и в смысле передачи ма­стерства, и в смысле своеобразия манеры.

О том, как работают в Полх-Майдане, мы расскажем unpainted articles money-boxes

 

onion-shaped cupolas concave parts


вам на примере семьи Будзёнковых, в которой полностью сохранилась традиция местного ремесла.

Глава семьи Василий Максимович, скончавшийся в 1979 году, пятидесяти лет 6т роду, был превосходным токарем, сумевшим передать своё мастерство сыновьям - Леониду и Ивану. Леонид, вернувшись из армии, поселился отдельно со своей семьёй и вместе с женой Татьяной занялся произ­водством матрёшек. Младший Будзёнков, Иван, продол­жает точить в отцовской токарне «белый товар» для мате­ри, одной из лучших мастериц Полх-Майдана, Анны Ан­дреевны.

Точат в основном из липы - дерева дорогого и мягкого. Поэтому, а также в связи с изменившимся спросом, де­лаются предметы не слишком больших размеров: копилки в виде грибов и яблок, ставни - круглые шкатулки с крыш­кой, сахарницы, солонки, вазочки.

Однако лучшими из токарных форм, вытачиваемых Иваном, можно считать традиционные чаши и сахарницы. Чаши привлекают безупречной чистотой линий и чёт­костью пропорций. Сахарницы отличаются мягкой упруг­остью силуэта и особой формой крышек, напоминающих удлинённые луковки глав церквей XVIII века.

Было бы ошибкой думать, что пластическое чутьё при­суще лишь токарям. Та же чуткость пальцев, реагирующих на малейшее изменение объёма, на его выпуклости или впадины, на переходы из одной формы в другую, должна отличать и «красильщицу» (этим будничным словом здесь называют мастериц росписи). И Анна Андреевна Будзёнко-ва обладает этим качеством в высочайшей степени - имен­но потому, что она продолжательница потомственного ро­да народных мастеров, воспитанных на уважении к каждой вещи, созданной руками мастера. Поэтому, беря предмет в руки, независимо от того, что он собой представляет - со­лонку или матрёшку, гриб-копйлку или игрушечный писто­лет, Анна Андреевна прежде всего ощущает его как вещь, которая, как и всякое создание рук человеческих, имеет начало и конец, и, как любая вещь, должна иметь опреде­лённое утилитарное назначение, а иначе, в представлении крестьянина, зачем ей вообще существовать? В этом проявляется главное требование народного творчества в целом: предмет должен быть прежде всего прочным и ос­blaze of colour

 

riot of colours scarlet

 

 

starch paste


мысленно функциональным, иначе деревенский покупа­тель его просто-напросто не купит. Но Анна Андреевна прекрасно понимает, что он не станет брать вещь и тогда, когда она не будет его радовать, - роспись должна быть подчёркнуто нарядной, весёлой, праздничной.

Вот эта радостность росписи составляет существо ис­кусства Полх-Майдана в целом, в первую очередь - за счёт полыхания цвета, в полном согласии с исконной тради­цией русской народной росписи. Этому ещё более спо­собствует технология полх-майданской росписи, краски для которой разводятся спиртовыми растворителями, что значительно усиливает интенсивную насыщенность и све­чение цвета. Впечатление щедрого цветового раздолья до­стигается всего лишь четырьмя-пятыб основными краска­ми. Одна из них, так называемая химическая, то есть фио­летовая, приготовляется из чернильных таблеток, осталь­ные - алая, жёлтая, голубая - это порошковые красители для тканей. Обычно роспись начинают с жёлтой краски: расписывая «по-жёлтому», мастерица добивается особой звонкости цвета, к тому же, накладывая на цветовую осно­ву алую краску, она получает ярко-красный цвет, голубая в таком случае даёт зелёный цвет. Кроме того, некоторые мас­терицы, в том числе Анна Андреевна, охотно используют оранжевый и коричневый цвета, получаемые из марганца.

Росписи предшествует сушка токарных изделий в тече­ние одной ночи на русской печй, утром изделия крахмалят, два-три раза обтирая их вручную крахмальным клейсте­ром. Потом только «наводят» контур рисунка, потом рас­писывают. Расписанные изделия три-четыре раза покры­вают лаком. Вот и весь набор художественных средств, а сколько разнообразия, сколько выдумки, всякий раз -иной! Однако при всём тяготении к праздничной цветисто­сти и броскости узора мастерица никогда не забывает, что он должен подчеркнуть конструкцию формы в соответст­вии с незыблемыми правилами народного творчества, тре­бующими единства красоты и пользы.

Лучший пример тому - работы А.А. Будзёнковой. «Ме­ня материал заставляет, а не так, как сама хочу, - говорит Анна Андреевна. - Ежели сучок - тут яблоко либо зелень нарисую. А цветок - либо с разживлялками, либо без них».

Инстинктивное чутьё мастера заставляет её не только


 

 

       
   
 

rosette

dogrose

daisies

 

linked

 

 

a dawn of dazzling scarlet hue

clusters


следовать законам симметрии, нерушимым в народном творчестве (два цветка по двум противоположным сторо­нам предмета), но и располагать рисунок, следуя форме вещи. Вот почему на предметах, приближающихся к само­му совершённому геометрическому объёму - шару, роспись стелется, как бы обволакивая их, то собираясь в единую ро­зетку из алых лепестков шиповника, то растекаясь побега­ми и бутонами небывалых цветов: синих ромашек, оран­жевых колокольчиков, яблок, похожих на клубнику, и ягод, похожих на райские яблочки... По отношению к полх-майданской росписи особенно справедливым кажется за­мечание, высказанное более полувека назад Н.Щёкотовым: «Роспись... богата фантастическими цветами, травами и зверями, которых не только крестьянину, крепко привя­занному к своему родному клочку земли, но и вообще ни одному человеку в мире не приходилось и никогда не при­дётся видеть в действительности».

В ещё большей степени это подтверждается росписями с «зорькой» - в пейзажах с домиками, деревьями, речкой и ослепйтельно-алой зарёй, изображениями фантастических деревьев, похожих на гигантский куст земляники, увешан­ный тяжёлыми гроздьями крупных ягод.

По статье В.И. Савицкой «Мастерицы Полх-Майдана. Жизнь прдмысла»


1.
Когда и как возник в селе Полх-Майдан промысел резьбы по дереву?

2. Что рёжут местные мастера и как они украшают свой изделия?





НЕПРОСТЫЕ СЕКРЕТЫ ПРОСТОЙ ГЛИНЫ



clay


Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Он взял в руки влажный комок и сделал из неё сосут Мбжез быть, это была первая чашка или iape-лка, или горшочек. Высохла глина и сохранила эту форму, ко­торую придал ей человек. Это было очень удобно. Глина оказалась незаменимой в хозяйстве. Второе открытие чело­век сделал тогда, когда прогрел кусок глины в огне и уви­дел, что обожжённая глина неожиданно стала более твёр­дой, прочной, а главное - она больше не боялась воды, не размокала в ней. Это было замечательное открытие! С того дня началась эпоха гончаров.

Каких только вещей не делал человек из глины! Глина в его руках становилась посудой, более дешёвой, чем из де­рева и металла. Из глины можно построить жилище, нужно только превратить её в кирпич и обжечь в печй. И из кир­пича человек уже построил целые дома, крепости, башни, соборы, города... Оказалось, что глина может стать не­жной, белой, просвечивающей на свету, если её превратить в фарфор, или сверкающей многоцвётием красок, если она станет фаянсом или майоликой. Из глины можно сделать переливающуюся от перламутровой поливы, чуть грубова­тую керамику. Она способна украсить наши дома, улицы самыми изящными, самыми многообразными скульптур­ными изображениями.

Глина проста и легка в обработке. Её пластические и художественные возможности огромны. Потому с самых древних времён глина стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи и произведения искусства. Глина оказалась верным и добрым другом всех людей во всё времена.


 


1. Какими возможностями обладает глина как материал?
Согласны ли вы с утверждением,

что «глина оказалась верным и добрым другом всех людей во всё времена»?

2. Как люди стали использовать глину?


 

 

(they) abounded in fish

white-breasted

Wings

Claws

 

 

fires

 

 

versions coat of arms

 

pagan idols








Date: 2015-06-08; view: 742; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.048 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию