Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Туеса деда Мартына
Фатьяновых в Селище много - почти в каждом доме. Старший среди них, «патриарх фамилии» Мартын Филиппович, - для любителей народного искусства фигура легендарная. В последние годы ни одна крупная выставка без его туесов не обходится. Туесок... До чего ладное, ласковое для слуха слово умеет подобрать народ для хорошей вещи! Назовёт так, и словно частичка человеческой души уже живёт в ней. Да так оно и есть, потому что тот же туес без души, без чуткости к дереву, к лесу, к природе не сделаешь. Вот и Мартын Филиппович соглашается: ему, самому удачливому в бы- Туеса. М.Фатьянов.
articles
went blind
(best) room (in a Russian peasant house) creak disturbing broke into a smile (sat up) his feet dangling ordered cellar cloudberries bustled about
as if melting in the mouth лые времена охотнику и рыболову, самому лучшему в Мезени*, а может и на всём Севере мастеру на берестяные поделки, это хорошо известно. Ещё прошлой зимой посылал дед Мартын свой туеса в Архангельск*, в Москву, а в этом году зимой заболел, стало трудно ходить в лес за берёстой. А в прошлом году почти совсем ослеп, да спасибо архангельским врачам, операцию сделали: мир, хоть и в тумане, снова открылся деду Мартыну. Едва я вошёл в горницу, скрипом двери разбудив тишину избы, Мартын Филиппович нашёл гостя глазами, а лицо его расплылось в детской радостной улыбке. Фатьянов свесил ноги в толстых домашней вязки шерстяных носках, и они сами собой попали в стоящие у печй чёрные валенки. - Бабка, ставь самовар, накрывай на стол, - распорядился он, - видишь, гость пришёл, а я в погреб схожу, морошки принесу. Фатьянов заспешил, засуетился, довольный от сознания, что не забывают старика в столице, едут к нему в такую даль, в архангельскую тайгу. Значит, помнят. Он вернулся с большим туесом в руках. - Вот морошка, ешь. Как вчера собранная. Жёлтая, сочная, таявшая во рту ягода, похожая по виду на малину, сохранила холод погреба и была удивительно свежа и вкусна. - А-а-а, нравится! - восторгался, радуясь, Фатьянов. - А всё почему? Потому что в берёсте хранилась. Целый год won't evaporate
birch-bark shoes managed to make haymaking
wouldn't spill
rafters
strapping fellow
would strip the bark off torn however hard you try
is in its prime
rowan-tree wedge
(chasing) hammer без сахару, а не портится. Берёста - она полезная, она лучше всех из посуды. Я вот в туесе сок из малины или другой какой поставлю, он сколько хочешь будет в погребе стоять и не испаряется, а из деревянной посуды испаряется. Из дерева сок уходит, а берёста ничего не пропускает. В ней хоть рыбу засоли - с песком вымыл, запаху никакого нет. А в дереве есть, если рыбу засолил - уже всё. В крестьянском северном хозяйстве берёста действительно совсем ещё недавно была после дерева, пожалуй, главным материалом. Даже лапти, даже галоши на валенки из неё плести умудрялись. А уже про посуду и говорить не приходится. На сенокос идти - брали в туесе квас*, воду. В деревянном ведре не понесёшь - тяжело, в туеске и не расплещется, и долго не нагреется на солнце, почти как в термосе. А дома в нём держали молоко, сметану, творог. Делали из берёсты стаканы, чаши, солонки, ковши, делали корзины. При постройке дома клали бересту на стропила под крышу, чтобы было тепло и дерево не гнило. С глубокой древности - с языческих времён* - пришла берёста в крестьянский дом. - Расскажите, пожалуйста, Мартын Филиппович, как вы берёсту снимаете, как туес делаете? - Про берёсту, про туеса тебе рассказать? Это можно. Туеса у нас во всех домах делали. Дядя у меня был настоящий богатырь. Вот двухпудовый туес его работы стоит. Отец мой туеса делал, меня научил. С берёстой трудностей много. Уметь надо берёзу выбрать. Иной снимет чулок с берёзы, а он дырявый, зашить его нельзя, лучше не берись. А мой туеса в Москву, в Ленинград и в Японию на выставку ездили. Прежде чем туес делать, надо сходить в лес и найти берёзу, чтобы кора на ней была целой, прочной и толстой. Берёсту снимать надо, когда берёза цветёт в полный лист, и в самый жаркий день, когда морошка созревает. В это время берёста внутри белая, а как берёза отцвела, она красная делается. Кору рябиновым клином со всех сторон отделю, потом поверну вокруг дерева, и берёста сходит. Дома всё подготовишь, очистишь, разрежешь как нужно. Потом узор молоточком набьёшь. Сейчас я тебе свой инструмент покажу, - вспомнил Фатьянов и вынул из шкафа картонную коробку из-под ботинок. В ней среди прочих нужных в
elks inhabitants
cuts out
there was a mischievous twinkle in his eye хозяйстве вещей лежали самодельные штампы, которыми мастер выдавливает узор на туесе. На штампах были медведи, лоси, зайцы и другие лесные обитатели. - Вот птица, а это полёт гусей. Это сосны, это ёлка. Если хочешь, ельник сделаешь. Полёт гусей набьёшь - вот рядом летят, все полетели: из Заполярья* они летят на юг. Вот домики, целую улицу сделать можно. Фатьянов подробно рассказывает мне, как он обмеряет, сшивает туес, как закрепляет дно, как делает крышку. Ещё он рассказывает о том, что нашёл на притоке реки Мезени целую рощу берёз, хороших берёз. - Вот что: мы с тобой туда завтра съездим! - предложил Фрагмент из книги «Скачи, добрый единорог» 1. 2. Как дед Мартын заготавливает берёсту и что он из неё делает? 3. Какие черты характера вы заметили в М.Ф.Фатьянове? Как он относится к людям, к своему делу? Симпатичен ли он вам? 4. Что вы узнали о быте и обычаях жителей Севера из этого рассказа?
Date: 2015-06-08; view: 605; Нарушение авторских прав |