Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инновации в образовании
Развитие образования всегда отличалось своеобразным сочетанием таких его качеств как консерватизм и стремление к новому. Взятые по отдельности эти качества ведут либо к застою, либо к отрыву от традиций, рискованным экспериментам. Их можно рассматривать только в единстве. Тогда с одной стороны здоровый консерватизм позволит сохранить для потомков достижения творческой мысли и придаст основательность процессу образования, а с другой нацеленность на новые возможности и инновационное развитие поможет создать условия для динамизма и удовлетворения новых потребностей. В педагогической науке существует несколько понятий, обозначающих новое в педагогической действительности – новшество, нововведение, инновация. Новшество – это элемент педагогической действительности, который в представленном качестве еще не встречался, хотя в истории могут быть аналоги. Новое – хорошо забытое старое. Например, метод проблемного изложения – это модифицированная сократическая беседа. Нововведение – своеобразный носитель новшества, средство его распространения и введения в практику (новые программы, новые методы или средства, новые типы образовательных учреждений). Нововведение – это описание новшества в виде рекомендаций, статьи, методических пособий или программ. Инновация – это распространение новшеств в педагогической практике. Например: технология обучения В.Ф. Шаталова, им придуманная и разработанная – новшество; описание технологии, новые программы обучения, комплекты опорных конспектов – нововведение, распространение технологии в других школах – инновация. Появление и распространение инноваций в учреждениях образования связано с инновационными процессами.
Почему появляется необходимость совершенствовать процесс обучения и вносить в него изменения? Причины инноваций могут быть следующими: 1. Изменяются социальные требования, идут экономические преобразования. Необходим новый тип личности человека. Необходима новая образовательная политика. Это стимулирует инновационные изменения. 2. Прогресс в науке и культуре, гуманитаризация образования. Содержание образования должно успевать за изменениями в научном и культурном мире. Сложившаяся образовательная система и результат образования не удовлетворяют потребностей человека и общества, поэтому изменяется объем и состав учебных предметов, вводятся новые образовательные технологии. 3. Изменение условий и потребностей в сфере педагогической деятельности. Новый тип личности с новым уровнем образованности необходимо формировать новыми методами и средствами. Раньше в условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен в выборе программ и учебников, в применении новых методов. Сегодня возрастает творческая и исследовательская самостоятельность учителя, возникает потребность в разработке и применении учителями новых прогрессивных методов и средств на основе освоения достижений педагогики и психологии. 4. Изменение в целях и направленности школ. Создаются новые типы учебных заведений, в том числе и негосударственные. Для удержания конкурентоспособности и обеспечения возрастающих запросов на качественное образование со стороны учащихся и родителей необходимы развитие и совершенствование школ на основе инновационных преобразований. Следствием перечисленных изменений являются инновации. Инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом. Инновация в образовании предполагает: Ø введение нового в цели образования (например, в авторской школе Ø разработку нового содержания, новых методов и форм обучения (например, метод проектов и практического обучения Д. Дьюи); Ø распространение уже существующих педагогических систем (например, введение в школе обучения по В.В. Давыдову является инновацией, хотя сама система уже давно не нова); Ø разработку новых технологий управления школой, ее развитие (как, например, демократическое соуправление в школе А.Н. Тубельского); Ø создание новых типов школ с новой образовательной ориентацией, обновленным содержанием воспитания и обучения (авторские и инновационные школы). Виды инноваций: · технологические (в том числе методические). Это инновации в области технологии и методики обучения и воспитания, преподавания и учения; · организационные. Они касаются комплектования классов, организации школьной жизни, способов организации работы в классах, группах, коллективах. Например, создаются классы охраны зрения с наполняемостью до 5 – 12 человек; в школах существуют компенсирующие классы для детей с социально-педагогической запущенностью, соматической ослабленностью, слабо выраженной органической недостаточностью (истощенность, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и др.); · управленческие. Они предполагают совершенствование управления системой образования на федеральном и региональном уровне. Например, принятие решения о создании в школах попечительских советов; · социальные. Касаются совершенствования кадровой политики, повышения квалификации работников, улучшение социально-бытовых условий. Например, администрация школы может решить повысить квалификацию своих учителей минимум до первой категории и с этой целью обязать всех пройти аттестацию, или ввести частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг работникам из директорского фонда, или организовать постройку дома для обеспечения квартирами учителей, которые нуждаются в улучшении условий проживания или проживают в отдаленных районах; · экономические. Они предполагают введение в школах платных услуг, например, платных репетиционных центров, или собственной бухгалтерии; · юридические. Это введение новых норм, законов, например, об аттестации работников образования. Инновации могут быть теоретическими и практическими. Теоретические – новые концепции, подходы, гипотезы, закономерности, классификации, принципы, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов. Практические – новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, использование технических средств, приборов, моделей. В современной педагогике первым инновационным направлением в развитии педагогической теории является возврат к принципу природосообразности Я.А. Коменского. Это означает ясное понимание возможностей обучаемых, объективных оснований их качественного обучения. Вторым направлением инновационного процесса признается гуманизация педагогического процесса. Главным положением этой концепции является признание прав лич-ности на свободу, развитие, проявление своих способностей, создание для это-го соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Инновационные процессы в образовании нельзя считать приметой сегодняшнего дня. Примеры инноваций можно найти в разные эпохи. Например: сократическая беседа, классно-урочная система Я.А. Коменского, теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, теория педоцентризма Д. Дьюи, система свободного развивающего обучения и воспитания М. Монтессори, школа свободного развития Р. Штейнера, система свободного нравственного воспитания Л. Толстого, трудовое воспитание С.Т. Шацкого, воспитание в коллективе А.С. Макаренко и т.д.
13.2. Инновационные школы
Образовательные учреждения могут работать в двух режимах – режиме функционирования и режиме развития. Режим функционирования является пассивно-приспособительным. Школа справляется с поставленными перед ней задачами и выдает стабильный результат. Ничего не изменяется, школа не стремится к новому. Режим развития означает, что школа заявила о создании программ развития и о внедрении инноваций, постоянно изменяется и развивается, совершенствуя образовательный процесс. Такие школы могут претендовать на статус инновационных школ. Инновационные образовательные учреждения стали бурно развиваться с 80-х годов XX века, когда изменились социально-экономические условия и появились запросы на получение элитного развивающего образования. Сначала такие школы появлялись на базе обычных школ и именовались «школа-гимназия» или «школа-лицей». Со временем министерство образования с помощью государственного лицензирования и аккредитации привело эти школы в соответствие с требованиями к лицеям, гимназиям, колледжам.
АККРЕДИТАЦИЯ образовательных учреждений – процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения по заявлению образовательного учреждения, с предоставлением им лицензии на право ведения образовательной деятельности. Целями аккредитации являются контроль за эффективностью образовательного процесса; защита прав граждан на получение образования. Аккредитация включает процедуры признания типа образовательного учреждения (среднее или высшее профессиональное) и его вида (университет, академия, институт, колледж, техникум, училище, школа). Аккредитация осуществляется по результатам оценки: соответствия содержания учебных планов и программ требованиям государственного образовательного стандарта; информационной базы учебного процесса; качества подготовки выпускников по результатам трехлетних итоговых государственных аттестаций и др. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ образовательных учреждений – процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по зафиксированным в лицензии направлениям (специальностям), уровням профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых.
Содержание образования в инновационных образовательных учреждениях определяется концепцией их развития. Основная задача инновационных образовательных учреждений – это развитие личности высокой культуры, развитие творческого мышления и творческой направленности личности, подготовка к поступлению в вузы. И.П. Подласый выделяет критерии инновационности учебных заведений. Учебное заведение является инновационным, если: 1) учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики; 2) педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении; 3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов; 4) повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы; 5) продуктивность учебно-воспитательного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем. Последние два критерия позволяют сравнивать школы, различные по базе и контингенту. Если не учитывать эти критерии, то элитная гимназия всегда будет попадать в категорию инновационных школ, хотя прирост результатов в ней достигается за счет селекции учителей и учащихся, а также за счет сильной материальной базы, а не за счет внутренних резервов, то есть действительных инноваций. К числу инновационных школ обычно относят гимназии и лицеи. Гимназии. Первые гимназии были открыты: одна – при Петербургской академии наук в 1725 году и две – при Московском университете в 1755 году. В Москве одна гимназия была для дворян, вторая – для «разных чинов» людей. Гимназии служили для получения среднего образования и готовили к поступлению в университет. В них изучались языки русский, латинский, иностранный, математика, история, словесность. Позже учебный план гимназии был расширен, в него вошли: философия, теория поэзии, эстетика, физика, естественная история, технология, рисование. Еще позднее гимназии разделились на классические и реальные: классические – с двумя древними языками, реальная – без них, но с изучением двух новых языков и с усиленным изучением математики, естествознания, физики и черчения. Классические гимназии давали возможность поступления в университет и любые высшие учебные заведения, а реальные – только в технические и сельскохозяйственные институты, хотя по широте и «жизненности» образования они превосходили классические. В современной России в 1990 году Министерство образования РФ учредило «Положение о гимназиях», в котором предусматривалось создание гимназий гуманитарного, педагогического, технического направления.
Современные гимназии направлены на расширение содержания образования за счет введения гимназического компонента, т.е. набора дисциплин, которые не изучаются в массовой школе. Обучение в гимназии дается на широкой гуманитарной основе с обязательным изучением нескольких (не менее 2-х) иностранных языков. С 10-го класса учащиеся следуют по траектории профильного обучения, расширение содержания образования происходит за счет курсов по выбору. Гимназия имеет определенную направленность: классическая (родной и иностранный языки); гуманитарная; педагогическая; естественноначная и т.д. В гимназии каждого направления будет свой гимназический компонент. Набор в гимназию осуществляется на основе конкурса и психолого-педагогического тестирования. Обучение в гимназии может осуществляться с первого класса. Имеются так называемые прогимназические детские сады, которые осуществляют необходимое развитие детей и диагностику их способностей на предмет пригодности к обучению в гимназии. В составе гимназии выделяют прогимназические классы (1–7 классы) и собственно гимназические Гимназии позволяют обеспечить вариативность образования. Предусматривается организация факультативов и дополнительных курсов; развиваются индивидуальные формы обучения. В Брянске существуют гимназии №№ 1, 2, 3, 4. Лицеи. В дореволюционной России лицей – среднее или высшее образовательное учреждение для детей дворян (Царскосельский лицей). Сегодня лицей – профильное или профессиональное образовательное учреждение.
Но лицеи могут организовываться и как средние учебные заведения, не связанные с вузом. Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и полного общего образования, обеспечивающие углубленную подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля. Лицеи комплектуются с 6-го или 8-го класса (возможно комплектование с 5-го класса) из числа учащихся массовых школ на конкурсной основе. Углубление осуществляется за счет факультативов; увеличения часов на профильные дисциплины; сокращения часов на непрофильные дисциплины; за счет исключения из программы отдельных предметов. Выпускник современного лицея имеет запас знаний и сформированное умение учиться, равное уровню 1-2-го курса вуза. В Брянске общеобразовательными лицеями являются лицеи № 1, 27. Основная цель при создании инновационных образовательных учреждений – обновление инновационных технологий, т.е., используя средства государства и родителей, создать ученику личностную траекторию развития. Инновационные образовательные учреждения создают предпосылку для подготовки высокообразованных и культурных людей, которые будут работать в разных сферах народного хозяйства. Однако в работе инновационных образовательных учреждений можно отметить негативные явления: Ø недостаточное осуществление трудового воспитания, у некоторых учеников может появиться пренебрежительное отношение к физическому труду; Ø повышение самомнения и завышение самооценки выпускников – уверенность в своей элитарности, превосходстве над другими людьми; Ø усложненные программы вызывают перегрузку учащихся учебной работой. Устранение этих недостатков зависит от совершенствования воспитательной и обучающей системы инновационных образовательных учреждений.
Date: 2015-06-07; view: 1203; Нарушение авторских прав |