Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И необходимость ее модернизации
В последние годы в России усилились требования к образованию как со стороны общества, так и со стороны учащихся и их родителей. Это обусловлено необходимостью повышения качества образования и современным состоянием образовательной системы России. Сегодня обозначаются мировые тенденции современного этапа развития общего среднего образования: · образование для всех — ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей; · учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом; · максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания; · воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу; · личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения; · адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества; · открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения. Можно отметить положительные тенденции, которые прослеживаются сегодня в отечественном образовании. 1. Создается нормативно-правовая основа образования. Право на образование декларируется Конституцией РФ, ст. 43. В 1992 г. принят закон РФ «Об образовании», новая редакция которого принята в 1996 г. 2. Сохраняется и начинает расширяться сеть образовательных учреждений. Всего в российской системе образования учится 34,3 млн. человек, работает 6,1 млн. человек, всего это 40,4 млн. человек, что составляет 23% от всего населения России. 3. Усиливается вариативность образования – сегодня приняты в различных школах и «работают» 15 вариантов учебных планов. Открываются авторские школы. Ученики имеют возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. 4. Идет гуманизация образования, введение и распространение личностно-ориентированного подхода к обучению. 5. Устанавливается приоритет развития над обучением, что отражено в целях образования. 6. Распространяется демократический стиль управления и работы образовательных учреждений. Сегодня государство во многом устранилось от образования, которое вынуждено заниматься самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Наряду с названными положительными тенденциями, прослеживаются и отрицательные: 1. Спад рождаемости угрожает уменьшением числа классов в параллелях и безработицей среди учителей. В перспективе это означает уменьшение числа студентов в вузах и учащихся в средних профессиональных заведениях. 2. Ухудшение здоровья детей. В современной школе 35% детей хронически больны, полностью здоровы только 14-16% школьников. 3. Все ярче обозначается кризис семьи: семья хуже выполняет свою главную педагогической функции – воспитание ребенка. Это связано и со сложной социально-экономической ситуацией, и с увеличением числа разводов, и с безразличием общества к проблемам воспитания молодежи. 4. Не выполняются положения закона о финансировании образования. В развитых цивилизованных странах на финансирование образования должно затрачиваться не менее 10% бюджета. Если на образование тратится меньше 5% бюджета страны, то это грозит деградацией нации. Сейчас в России на финансирование образования выделяется 3-4% бюджета (по данным В.С. Кукушина 5-6%). Вместе с тем американский экономист Т. Шульц еще 40 лет назад опубликовал материалы экономических исследований, за которые получил Нобелевскую премию. Он доказал, что каждый условный рубль, вложенный человечеством в экономику в 1900 году вырос к 1960 году до 4,5 рублей, а рубль, вложенный в образование и профтехобучение вырос до 14 рублей. По отечественным данным, рубль, вложенный в систему образования, дает 5,3 рубля экономической отдачи. Поэтому вложение денег в образование в несколько раз более выгодно, чем напрямую в экономику и производство. Однако финансирование образования все еще на крайне низком уровне. Размер оплаты труда дипломированного учителя-специалиста не превышает 100 долларов в месяц, что соответствует оплате труда примерно 1,2 доллара в час. Это значительно меньше, чем средняя оплата труда в Германии (22,7 доллара в час), США (16,4 доллара в час), Японии (12,3 доллара в час) и даже Турции (2,6 доллара в час). 5. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). 6. Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. Качество подготовки специалистов в вузах остается очень низким, что связано с увеличением числа филиалов, в которых не хватает дипломированных преподавателей, и занятия зачастую ведут школьные учителя. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. 7. Приоритет репродуктивных методов в образовании в условиях ориентации на развитие личности. 8. Уровень воспитанности подрастающего поколения отстает от уровня обученности. Можно говорить об образованности молодых людей, но относительно значительной части молодежи нельзя вести речь о культурности и тем более интеллигентности. 9. Уровень сельской школы отстает от уровня городских школ, там меньше возможностей, хуже материально-техническая база, мало высококвалифицированных специалистов-предметников. Учитывая перечисленные тенденции современного образования, можно говорить о необходимости его модернизации. 29 декабря 2001 года утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Силы закона она не имеет. В Концепции подчеркивается главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Главная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи (В.М. Филиппов): · обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; · достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; · формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; · повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; · развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Модернизация образования касается всех уровней и всех ступеней образования – от дошкольного до высшего.
Date: 2015-06-07; view: 531; Нарушение авторских прав |