Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и структура содержания образования





 

Российские педагоги в разное время придерживалось разных взглядов на содержание образования и его роль в формировании личности. Рассмотрим три концепции, которые раскрывают сущность содержания образования.

1. Сциентистская (научная). Содержание образования представлялось как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Концепция направлена на приобщение школьников к науке и производству, но не к самостоятельной жизни в открытом обществе. В стороне остаются такие качества личности, как способность к творчеству и самостоятельному выбору, самореализации. Абсолютизируется роль науки. Прослеживается подражание точным наукам в символике, методах исследования.

2. Конформистская. Содержание образования рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, которые должны быть усвоены учениками. В данной концепции человек должен обладать достаточно широким кругом знаний и уметь применять их, чтобы быть подготовленным к самостоятельной жизни. В этой концепции не раскрывается характер знаний (они могут быть любыми, отсюда – конформистская концепция), она не учитывает состав человеческой культуры. Поэтому необходимо просто «передать» максимальное количество знаний по языкам, точным, техническим и гуманитарным наукам, а также по искусству и другим учебным предметам.

3. Культурологическая. Содержание образования, с этой точки зрения, – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (но не по объему!) человеческой культуре во всей ее структурной полноте. А человеческая культура включает в себя знания, накопленные человечеством, способы практической деятельности, творческое культурное наследие, отношение к жизни и миру, отраженное в традициях и верованиях. Поэтому и в содержание образования, помимо готовых знаний и действий по образцу, предполагалось включать овладение опытом самостоятельной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Это соответствует структуре общечеловеческой культуры. Такое содержание образования готовит школьника к реальной жизни, существующему порядку вещей, формирует способность вносить изменения в этот порядок вплоть до реформирования. Предполагает ориентацию на гуманизм и формирование общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе.

Культурологическая концепция содержания образования сегодня является общепризнанной большинством теоретиков педагогики. В соответствии с этой концепцией структура содержания образования включает следующие компоненты: когнитивный опыт личности, опыт осуществления способов репродуктивной деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-волевых, ценностных отношений. Раскроем теперь каждый компонент.

!
Когнитивный опыт личности. Включает в себя систему знаний о социоприродном окружении, культурной среде, способах практической и познавательной деятельности. Знания включают в себя понятия и термины, факты, теории, знания о нормах отношений и методах познания.

!
Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт). Включает в себя знания о способах деятельности и сами действия на уровне умений и навыков.

Умения и навыки можно разделить на внешние (практиче­ские) и внутренние (интеллектуаль­ные); на общеинтеллектуальные (составить план, выделить главное, сравнить, сделать выводы) и специфические, проявляющиеся в рамках отдельных предметов (решение задач, постановка опытов и т.д.).

Общеинтеллектуальные умения и навыки связаны с общеучебными (чтение, счет, конспектирование, работа с учебником, словарями и справочниками).


Умения и навыки являются основой различных видов деятельности
(В.А. Сластенин).

Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одному из важнейших средств познания мира, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями.

Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры). Это может быть самообслуживающий, общественно-полезный и про­изводительный труд. Организация трудовой деятельности предпо­лагает сочетание бескорыстной и оплачиваемой работы, что не­обходимо для формирования уважительного отношения к мате­риальным ценностям как средствам существования человека.

Художественная деятельность развивает эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном, способность к художествен­ному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стиму­лирует художественную самодеятельность учащихся.


Валеологическая деятельность культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.

Общественная деятельность содействует соци­ализации школьника, формирует его гражданскую позицию, при­общает к активному преобразованию действительности.

Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на ра­циональное осмысление учащимися общечеловеческих и этниче­ских ценностей, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, становление их как субъектов социальных отношений.

Коммуникативная деятельность представляет собой, прежде всего, свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся, когда оно освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью деятельности становится общение с другим человеком как ценностью.

Важно заметить, что перечисленные виды деятельности ока­зывают и обратное влияние на содержание общего образования, то есть, в свою очередь, они выступают существенным источником его предметного наполнения.

Опыт творческой деятельности. Этот компонент призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем и творческому преобразованию действительности. Содержание этого компонента не совпадает с предыдущими, так как овладение знаниями, умениями и навыками не подготавливает человека к творческой деятельности. Опыт творческой деятельности накапливается постепенно, творчеству, как и любой деятельности, можно научить. И.П. Волков разработал технологию обучения творческой деятельности (см. тему 13).

Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем (по И.Я Лернеру):

Ø самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию;

Ø видении новой проблемы в знакомой ситуации;

Ø видении структуры объекта и его новой функции;

Ø самостоятельном комбинировании известных способов деятель­ности в новый;

Ø нахождении различных способов решения проблемы и альтер­нативных доказательств;

Ø построении нового способа решения пробле­мы, являющегося комбинацией известных.

Опыт отношений личности. В этот компонент входит система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Специфика этого компонента состоит не в овладении знаниями и умениями, а в усвоении оценочного отношения к миру, деятельности, людям. Эмоции и чувства являются отражением нашего отношения к миру (у мрачных и раздражительных людей не может быть радостного и светлого мировосприятия). Культура чувств может не совпадать с культурой мышления, объемом и системностью знаний. Умнейшие люди, доктора наук, профессора могут быть невыдержанными, с искаженными эмоциональными проявлениями. Мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые отношения формируются на основе опыта, совокупности знаний и умений, но при этом не являются их прямыми следствиями и требуют включения человека в оценочную и самооценочную деятельность.

Все компоненты содержания образования должны находиться в единстве, они взаимосвязаны и один без другого теряют значимость и смысл.







Date: 2015-06-07; view: 2158; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию