Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Архитектурно-градостроительные экскурсии





Архитектурно-градостроительные экскурсии разви­вают художественный вкус, обогащают духовный мир советских людей, воспитывают уважение к труду, чувст­во гордости за народных умельцев, создавших архитек­турные памятники прошлого. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, истори­ческих, историко-революционных, военно-исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экс­курсоводу необходимо владеть методикой их показа.

По содержанию архитектурно-градостроительные экс­курсии классифицируются на экскурсии, связанные с по­казом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве выдаю­щихся архитекторов (или архитектора); экскурсии, зна­комящие с планировкой и застройкой городов по гене­ральным планам; экскурсии по новостройкам, цель ко­торых — показать современную архитектуру и ход строи­тельства зданий и целых районов (эти экскурсии могут быть отнесены и к производственным).

На экскурсиях осматриваются произведения архитек­туры (памятники) и градостроительные объекты. К па­мятникам архитектуры относятся древние города (Суз­даль, Звенигород, Великий Устюг, Каргополь, Тарту и др.), архитектурные ансамбли и комплексы, городские и сельские жилые дома, административные и обществен­ные здания. В показ включаются также памятники мо­нументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам отно­сятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т. д.

При подготовке экскурсий сначала определяются объ­екты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: литературные, изобразительные, веществен­ные. К литературным источникам относятся краеведческая литература, Большая и Малая Советские Энциклопедии, Всесоюзная история архитектуры, учебные пособия по истории архитектуры, специальная литература (монографии, сборники, альбомы), периодические издания («Архитектура СССР», «Жилищное строительство», «Строительная газета», «Литературная газета», местные газеты и др.), архивные документы.

Изобразительные источники — это планы, чертежи, эскизы проектов; литографии, фотографии и рисунки произведений архитектуры; изображения зданий в старинной живописи, помогающие реконструировать объект; портреты авторов проектов и строителей.

К вещественным источникам относятся макеты здании и сооружений, находящиеся в музеях и реставрационных мастерских, образцы строительных материалов, инструменты и механизмы, при помощи которых возводились здания.

При подготовке экскурсий (составление библиографии, выбор экскурсионных объектов, разработка маршрута, написание текста и методической разработки) на архитектурно-градостроительные темы необходима постоянная помощь специалистов — архитекторов. Особенно важны и полезны для экскурсоводов занятия, проводимые специалистами непосредственно на натуре, у объектов. Архитектор поможет экскурсоводам выявить отличительные осо-бенностью произведений архитектуры, их назначение, конструкцию, идею, художественный образ, объемно-пространственную композицию, проанализировать приемы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, экскурсионного анализа объекта, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки осмотра. Специалисты рецензируют тексты и методические разработки экскурсий, приглашаются они и на прослушивание пробной экскурсии.

Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: при осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор месторасположения группы возле объекта. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, причем ошибки в горизонтальной плоскости делаются чаще, чем в вертикальной, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него.

От непосредственного эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т. е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако первостепенное значение имеет искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, соответствие здания его назначению, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала, новаторские приемы и т. д.) и эстетического. Кроме того, экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения, подчеркнуть его достоинства.

Процесс восприятия произведений архитектуры скла­дывается из различных ощущений — двигательных, звуко­вых (звук шагов в храме), слуховых и даже обонятель­ных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). В основе восприятия лежат, од­нако, зрительные ощущения. Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространст­венную организацию способствует движение. Более точ­ный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчет­ливее становится пластика сооружения, а когда экскур­санты подходят к памятнику вплотную, остро восприни­маются архитектурные детали, декор здания. Обход зда­ния, подъем на башню позволяют правильнее предста­вить размер, форму, высоту, оценить композицию, укре­пить и обогатить впечатления от предварительного осмот­ра. Таким образом, полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления спо­собствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного соору­жения.

Одним из важнейших методических приемов проведе­ния архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Он может применяться с целью воспроизведения какого-либо события, связанного с па­мятником архитектуры, или особенностей исторической эпохи, в которую этот памятник создавался. Прием ре­конструкции употребляется, если необходимо восстано­вить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после рестав­рации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до наших дней в первозданном виде. Рассказывая о рестав­рационных работах, экскурсовод обращает внимание экскурсантов на меры, которые предпринимаются госу­дарством для сохранения памятников.

При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей — древнерусского, романского, готического, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, эклектизма, модерна, конструктивизма. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями, определенными периодами в развитии общества.

Подавляющее большинство экскурсий на архитектур­но-градостроительные темы посвящено показу жилых, общественных и промышленных зданий. Особенно часто в зрительный ряд экскурсии включаются общественные здания. Функциональное назначение их различно: это детские учреждения, школы, высшие и средние учебные заведения, культурно-просветительные учреждения, спор­тивные сооружения, магазины, кафе, гостиницы, админи­стративные здания, туристские комплексы и т. д. Так как архитектура этих зданий отражает социальный заказ, то и проектирование их, планировка и объемно-пространст­венное решение тесно связаны с основными процессами, происходящими в жизни общества. В архитектуре обще­ственных зданий можно показать экскурсантам соответ­ствие архитектурных сооружений их назначению, под­черкнуть, что потребности общественной жизни рождают и новые типы общественных зданий. Например, такие здания, как биржа, доходный дом, банк, характеризуют эпоху капитализма, а в эпоху социализма появились двор­цы пионеров, дома культуры, рабочие клубы и др.

В архитектурные экскурсии недостаточно включают­ся промышленные здания и сооружения. Они показыва­ются в основном в производственных и обзорных экскур­сиях в зависимости от характера их производства. Одна­ко экскурсоводам следует подчеркивать, что архитектура промышленных зданий активно влияет на архитектуру городов, создает современные архитектурные ансамбли, отличается четкой объемно-планировочной структурой и комфортными условиями труда.

В архитектурные экскурсии практически в каждом го­роде входит осмотр жилых массивов. Важнейшая задача массового жилищного и культурно-бытового строительства — это дальнейшее повышение утилитарной и художественной стороны архитектуры. Следует рассказать также, что для преодоления однообразия и монотонности в архитектуре применяются индивидуальные проекты зданий, широко используются цвет, облицовка фасадов глазурованной ке­рамической плиткой, различные декоративные решения. Характерной особенностью массового жилищного строи­тельства последних лет является постройка ансамблей жилых зданий и общественных сооружений, что позволяет создать уютные жилые районы, изолированные от тран­спортных магистралей. В понятие жилища сейчас входит не только квартира, но и окружающая среда жилого комплекса с системой коммунально-бытового и культур­ного обслуживания. Показывая, например, жилые райо­ны Самары «Приволжский» и «Солнечный», экскурсовод должен стре­миться подчеркнуть их архитектурные особенности.

Важнейшим принципом архитектуры явля­ется принцип ансамблевой застройки. Экскурсовод должен показать, что архитектур­ный ансамбль — это произведение градостроительного искусства, представляющее гармоническое единство про­странственной композиции зданий, инженерных сооруже­ний, монументальной живописи, скульптуры и зеленых насаждений.

Проведение экскурсий на архитектурно-градострои­тельные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектур­ного анализа, необходима искусствоведческая и истори­ческая подготовка, высокая общая культура.

 

Date: 2015-06-06; view: 13140; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию