Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 12. Архитектурно-градостроительные экскурсии
Архитектурно-градостроительные экскурсии развивают художественный вкус, обогащают духовный мир советских людей, воспитывают уважение к труду, чувство гордости за народных умельцев, создавших архитектурные памятники прошлого. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, историко-революционных, военно-исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экскурсоводу необходимо владеть методикой их показа. По содержанию архитектурно-градостроительные экскурсии классифицируются на экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве выдающихся архитекторов (или архитектора); экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам, цель которых — показать современную архитектуру и ход строительства зданий и целых районов (эти экскурсии могут быть отнесены и к производственным). На экскурсиях осматриваются произведения архитектуры (памятники) и градостроительные объекты. К памятникам архитектуры относятся древние города (Суздаль, Звенигород, Великий Устюг, Каргополь, Тарту и др.), архитектурные ансамбли и комплексы, городские и сельские жилые дома, административные и общественные здания. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т. д. При подготовке экскурсий сначала определяются объекты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: литературные, изобразительные, вещественные. К литературным источникам относятся краеведческая литература, Большая и Малая Советские Энциклопедии, Всесоюзная история архитектуры, учебные пособия по истории архитектуры, специальная литература (монографии, сборники, альбомы), периодические издания («Архитектура СССР», «Жилищное строительство», «Строительная газета», «Литературная газета», местные газеты и др.), архивные документы. Изобразительные источники — это планы, чертежи, эскизы проектов; литографии, фотографии и рисунки произведений архитектуры; изображения зданий в старинной живописи, помогающие реконструировать объект; портреты авторов проектов и строителей. К вещественным источникам относятся макеты здании и сооружений, находящиеся в музеях и реставрационных мастерских, образцы строительных материалов, инструменты и механизмы, при помощи которых возводились здания. При подготовке экскурсий (составление библиографии, выбор экскурсионных объектов, разработка маршрута, написание текста и методической разработки) на архитектурно-градостроительные темы необходима постоянная помощь специалистов — архитекторов. Особенно важны и полезны для экскурсоводов занятия, проводимые специалистами непосредственно на натуре, у объектов. Архитектор поможет экскурсоводам выявить отличительные осо-бенностью произведений архитектуры, их назначение, конструкцию, идею, художественный образ, объемно-пространственную композицию, проанализировать приемы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, экскурсионного анализа объекта, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки осмотра. Специалисты рецензируют тексты и методические разработки экскурсий, приглашаются они и на прослушивание пробной экскурсии. Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: при осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор месторасположения группы возле объекта. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, причем ошибки в горизонтальной плоскости делаются чаще, чем в вертикальной, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него. От непосредственного эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т. е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако первостепенное значение имеет искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, соответствие здания его назначению, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала, новаторские приемы и т. д.) и эстетического. Кроме того, экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения, подчеркнуть его достоинства. Процесс восприятия произведений архитектуры складывается из различных ощущений — двигательных, звуковых (звук шагов в храме), слуховых и даже обонятельных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). В основе восприятия лежат, однако, зрительные ощущения. Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространственную организацию способствует движение. Более точный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчетливее становится пластика сооружения, а когда экскурсанты подходят к памятнику вплотную, остро воспринимаются архитектурные детали, декор здания. Обход здания, подъем на башню позволяют правильнее представить размер, форму, высоту, оценить композицию, укрепить и обогатить впечатления от предварительного осмотра. Таким образом, полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления способствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного сооружения. Одним из важнейших методических приемов проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Он может применяться с целью воспроизведения какого-либо события, связанного с памятником архитектуры, или особенностей исторической эпохи, в которую этот памятник создавался. Прием реконструкции употребляется, если необходимо восстановить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после реставрации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до наших дней в первозданном виде. Рассказывая о реставрационных работах, экскурсовод обращает внимание экскурсантов на меры, которые предпринимаются государством для сохранения памятников. При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей — древнерусского, романского, готического, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, эклектизма, модерна, конструктивизма. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями, определенными периодами в развитии общества. Подавляющее большинство экскурсий на архитектурно-градостроительные темы посвящено показу жилых, общественных и промышленных зданий. Особенно часто в зрительный ряд экскурсии включаются общественные здания. Функциональное назначение их различно: это детские учреждения, школы, высшие и средние учебные заведения, культурно-просветительные учреждения, спортивные сооружения, магазины, кафе, гостиницы, административные здания, туристские комплексы и т. д. Так как архитектура этих зданий отражает социальный заказ, то и проектирование их, планировка и объемно-пространственное решение тесно связаны с основными процессами, происходящими в жизни общества. В архитектуре общественных зданий можно показать экскурсантам соответствие архитектурных сооружений их назначению, подчеркнуть, что потребности общественной жизни рождают и новые типы общественных зданий. Например, такие здания, как биржа, доходный дом, банк, характеризуют эпоху капитализма, а в эпоху социализма появились дворцы пионеров, дома культуры, рабочие клубы и др. В архитектурные экскурсии недостаточно включаются промышленные здания и сооружения. Они показываются в основном в производственных и обзорных экскурсиях в зависимости от характера их производства. Однако экскурсоводам следует подчеркивать, что архитектура промышленных зданий активно влияет на архитектуру городов, создает современные архитектурные ансамбли, отличается четкой объемно-планировочной структурой и комфортными условиями труда. В архитектурные экскурсии практически в каждом городе входит осмотр жилых массивов. Важнейшая задача массового жилищного и культурно-бытового строительства — это дальнейшее повышение утилитарной и художественной стороны архитектуры. Следует рассказать также, что для преодоления однообразия и монотонности в архитектуре применяются индивидуальные проекты зданий, широко используются цвет, облицовка фасадов глазурованной керамической плиткой, различные декоративные решения. Характерной особенностью массового жилищного строительства последних лет является постройка ансамблей жилых зданий и общественных сооружений, что позволяет создать уютные жилые районы, изолированные от транспортных магистралей. В понятие жилища сейчас входит не только квартира, но и окружающая среда жилого комплекса с системой коммунально-бытового и культурного обслуживания. Показывая, например, жилые районы Самары «Приволжский» и «Солнечный», экскурсовод должен стремиться подчеркнуть их архитектурные особенности. Важнейшим принципом архитектуры является принцип ансамблевой застройки. Экскурсовод должен показать, что архитектурный ансамбль — это произведение градостроительного искусства, представляющее гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений, монументальной живописи, скульптуры и зеленых насаждений. Проведение экскурсий на архитектурно-градостроительные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектурного анализа, необходима искусствоведческая и историческая подготовка, высокая общая культура.
Date: 2015-06-06; view: 13307; Нарушение авторских прав |