Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Карточка объекта природоведческой экскурсии
1. Наименование. 2. Адрес (местонахождение). 3. Характеристика объекта (площадь, животный мир, растительность, почвы, грунты, горные породы, полезные ископаемые и т.д.). 4. Ценность объекта (научная, учебная оздоровительная). 5. Значение объекта (местное, областное, республиканское). 6. Состояние объекта (совсем не повреждён, степень повреждения). 7. Народнохозяйственное назначение и рациональное использование объекта. 8. Законодательный акт об охране объекта и дата его принятия. 9. Литературные и другие данные Фамилия, имя, отчество составителя, его должность. К карточке прикладывается схема расположения и фотография объекта. Отличительной особенностью методики показа объекта природы является то, что источником информации выступает сам объект, а не события, с ним связанные. В отличие от объектов исторических, архитектурных, литературных и других объекты живой и неживой природы находятся в постоянном движении, во взаимосвязи, меняя свой облик (луг весной и осенью, море в штиль и шторм и т. д.). При показе объектов природы применяется естественнонаучный анализ, сравнение по сходству и различию. В природоведческих экскурсиях широко используется прием зрительной реконструкции. Можно, например, представить заросшее низкорослым кустарником и осокой болото вместо территории, превращенной после проведения мелиорации в высокопродуктивное пастбище; выжженную летом безводную степь вообразить ярко цветущей ранней весной. Из методических приемов рассказа в природоведческих экскурсиях наиболее часто прибегают к описанию или характеристике и объяснению, благодаря которым можно вскрыть причинные связи между объектами природы. Глубже познать окружающую природу помогут наблюдения за растениями, животными и явлениями природы. В частности, внимание экскурсантов обращается на то, что перед дождем ласточки летают низко над землёй, в лесу перестают петь птицы, не стрекочут кузнечики. Организуются и более сложные наблюдения, вскрывающие взаимосвязь элементов природы, например, воздействие микрорельефа на увлажнение почв, обусловливающее изменение видового состава растительности на лугу. Не всегда в природоведческой экскурсии объекты природные явления можно показать в натуре. Мы слышим пение птиц, но их самих не видим, нельзя летом увидеть весенний разлив реки и т. д. В этих случаях используются наглядные пособия: натуральные (гербарии, коллекции семян, минералов), изобразительные (репродукции картин художников-пейзажистов, рисунки, фотографии растений, рыб, птиц, диорамы, карты), звуковые (записи голосов зверей, пения птиц, шума водопада, морского прибоя). А также магнитофонные записи музыкальных произведений, стихов о природе в исполнении мастеров сцены. В природоведческие экскурсии рекомендуется включать посещение геологических, минералогических музеев и осмотр соответствующих разделов краеведческих и также желательно посещение обсерватории, планетария, биостанции, питомника, зоопарка, оранжереи и т. д. В природоведческие экскурсии рекомендуется включать посещение геологических, минералогических музеев и осмотр соответствующих разделов краеведческих и также желательно посещение обсерватории, планетария, биостанции, питомника, зоопарка, оранжереи и т. д. В плане экскурсии следует предусматривать и отдых экскурсантов (в лесу, у водоема, на лугу), во время которых можно проводить беседы о культуре поведения человека на природе, о задачах охраны природы. Из природоведческих экскурсий в самостоятельную группу выделяются географические экскурсии. Круг вопросов, которые освещаются в географических экскурсиях шире, чем в природоведческих. Географические экскурсии изучают не только природу страны, но и хозяйство, культуру и быт народа, т. е. природные, культурно-исторические, экономические особенности территории. Географические экскурсии по размерам изучаемых территорий и масштабу, разделяются на краеведческие и страноведческие. Краеведческие экскурсии знакомят экскурсантов с городом, поселком и ближайшими его окрестностями в пределах нескольких десятков километров и позволяют детально ознакомиться с территорией. Страноведческие охватывают более обширные пространства - область, республику или несколько соседних областей В данном случае экскурсантам дается представление о существенных чертах больших территорий выборочно и более поверхностно. Для страноведческих экскурсий удобнее строить линейный (транзитный) маршрут без возвращения в отправной пункт, для краеведческих — кольцевой или радиальный, в которых исходный и конечный пункт один и тот же. В кольцевых трассах отрезки маршрута не повторяются, поэтому они предпочтительнее радиальных. Большинство географических экскурсий относится к обзорным. Объекты географических экскурсий — ландшафты, или целостные территориальные комплексы, в каждом из которых сопряженно взаимодействует природа, население и хозяйство. В обзорных географических экскурсиях отражаются следующие вопросы: история природы и хозяйства, причем акцент делается на раскрытие причинных связей и динамики процессов; природные ресурсы, их освоение, учет и рациональное использование; разнообразие территорий (типы ландшафта, природные и экономические районы). Вполне оправданно проведение тематических географических экскурсий, знакомящих с отдельными компонентами ландшафта: рельефом, растительностью, почвами и т. д., если в них раскрывается влияние иного компонента ландшафта на хозяйственное и использование территории. Тематической географической экскурсией может быть и этнографическая, ее содержание включается не только культура и быт населения, но и его хозяйственная деятельность. На природоведческих и географических экскурсиях экскурсовод должен прививать экскурсантам любовь природе, стремление бережно охранять ее. Нельзя допускать, чтобы экскурсанты на маршруте загрязнял места привалов, лес, оставляли росписи на коре деревьев, на скалах. Так, на Камчатке в Долине Гейзеров нанесён ущерб уникальным гейзеритовым образованиям, в Ильменском заповеднике - амазонитовым копям. Именно подтемой «Охрана природы» следует заканчивать любую природоведческую экскурсию. Date: 2015-06-06; view: 3781; Нарушение авторских прав |