Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Исторические экскурсии
Из тематических экскурсий исторические представляют наиболее многочисленную группу. Экскурсии по историческим местам — это не просто популяризация памятников старины. Экскурсии могут отражать события разных периодов истории страны. Каждому периоду свойствен свой круг вопросов, подлежащих освещению в экскурсии. По содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие, археологические, этнографические. и военно-исторические экскурсии. Объектами исторических экскурсий могут быть памятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни страны, деятельностью исторических личностей, подвигами героев; места археологических раскопок, экспозиции исторических и краеведческих музеев. Вся экскурсия на историческую тему должна строиться на точном документальном материале, что обеспечивает научность и достоверность рассказа экскурсовода. Кроме того, важны последовательность и систематичность в подаче материала. Этого можно добиться, строго придерживаясь хронологического принципа построения экскурсии. Иногда объекты расположены так, что приходится нарушать хронологическую последовательность их показа, поэтому изложение содержания экскурсии должно быть логически последовательным. Часто объекты исторических экскурсий имеют архитектурное или искусствоведческое значение, т. е. являются многоплановыми. В таких случаях экскурсоводу помимо исторического анализа приходится давать и искусствоведческий (архитектурный) анализ объектов. Он должен хорошо разбираться в исторически сложившихся архитектурных стилях и уметь показать детали и особенности сооружения. Однако главное внимание все-таки следует уделять историческим событиям, связанным с памятником. Основным методическим приемом проведения исторических экскурсий является прием реконструкции, или воссоздания, событий посредством рассказа, а также реконструкции плохо сохранившегося памятника. Если на месте знаменательных исторических событий не сохранились памятники, а само место занято современной застройкой и отсутствует иллюстративный материал, то экскурсоводу приходится воссоздавать историческую обстановку и ход событий только при помощи рассказа. В рассказе для более точного представления о характеризуемой эпохе рекомендуется приводить цитаты из летописей, исторических документов, художественной литературы и др. Поскольку воссоздание (реконструкция) событий привязывается к тому месту, где они происходили, правомерно говорить о широком применении и приема локализации. Лучшему раскрытию темы способствует использование наглядных пособий. В исторических экскурсиях они обязательны. В «портфель экскурсовода» могут входить фотографии, фотокопии исторических памятников до их реставрации, портреты известных исторических деятелей, репродукции картин, повествующих о важнейших событиях исторического прошлого, и др. В каждой исторической экскурсии обязательно должен присутствовать материал о современности. Одной из форм военно-патриотического воспитания являются военно-исторические экскурсии, во время которых воспитывается чувство гордости за свою Родину. Они способствуют формированию таких нравственных качеств, как смелость, стойкость, мужество, коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, готовность к службе в Вооруженных Силах. Военно-исторические экскурсии могут освещать дореволюционный и советский период истории нашей страны. Экскурсии по дореволюционному периоду раскрывают героическое прошлое нашей Родины, исторические победы русского народа: Ледовое побоище, Куликовская битва, борьба против польско-шведской интервенции, Полтавская битва, Отечественная воина 1812 г., героическая оборона Севастополя и др.; военное искусство выдающихся полководцев А. Невского, Д. Донского, Б. Хмельницкого, А. Суворова, М. Кутузова, П. Нахимова, Ф. Ушакова и др. В экскурсиях, посвященных этому периоду, необходимо показывать роль народных масс в защите Родины, лучшие черты и боевые традиции русского солдата: мужество, стойкость, самоотверженность, гуманность по отношению к мирному населению. Экскурсии, посвященные гражданской войне, рассказывают о формировании частей и отрядов Красной и Белой Армий. О легендарных полководцах гражданской войны (М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Н. А. Щорс, В. И. Чапаев, Г. И. Котовский, С. Г. Лазо и др.). Ведущее место среди военно-исторических экскурсий занимают экскурсии, посвященные подвигу Советской Армии и советского народа в годы Великой Отечественной войны. В экскурсиях следует рассказывать о зверином облике фашизма, о том, что Великая Отечественная война унесла из жизни свыше 20 млн. сыновей и дочерей нашей Родины. Однако, рассказывая о погибших на полях сражений, в концлагерях, расстрелянных фашистами мирных жителях, экскурсовод должен строить свое повествование так, чтобы в экскурсии не была превалирующей тема жертвенности и пессимизма. Необходимо подчеркивать, что люди, не щадя своей жизни, в самых тяжелых условиях совершали массовый героизм на фронте и в тылу. По содержанию экскурсии о Великой Отечественной воине подразделяются на экскурсии, посвященные истории Советской Армии и Военно-Морского Флота; по памятным местам боев и сражений Советской Армии; экскурсии, рассказывающие о подвигах героев Великой Отечественной войны — воинов, партизан, подпольщиков, о выдающихся советских полководцах и военачальниках, героическом подвиге тружеников тыла; по городам-героям. В экскурсионные маршруты включаются самые разнообразные объекты показа. Это могут быть памятники, обелиски, мемориальные комплексы, некрополи, братские могилы, отдельные захоронения; здания (дом, башня, колокольня); транспортные (железная, автомобильная, проселочная дорога, мост); гидротехнические (плотина, шлюз, канал), военно-инженерные сооружения (рвы, окопы, блиндажи, доты), связанные с событиями Великой Отечественной войны; боевые танки, пушки, самолеты, поставленные на постамент; участки местности — места бывших сражений (высота, сопка, ущелье, роща, овраг, пещера, река, озеро, болото); боевые реликвии (знамена, оружие, награды) и личные вещи участников сражении (фотографии, дневники и др.), которые чаще всего демонстрируются в музеях. Принцип построения военно-исторических экскурсий — хронолого-тематический. Большинство экскурсий строится на показе конкретных событий, которые произошли, в данной местности. Именно для того, чтобы увидеть историческое место своими глазами, узнать о тех событиях, которые здесь происходили, и приезжают экскурсанты. Однако конкретные местные события должны раскрываться на фоне общего материала и увязываться с жизнью страны, общими задачами, стоящими перед армией, фронтом. Местный материал обычно излагается при показе экскурсионных объектов, общий — во вступлении, логических переходах и заключении. Места сражений спустя много лет предстают перед экскурсантами совершенно иными, поэтому перед экскурсоводом стоит задача зрительно воссоздать памятное место таким, каким оно было в годы войны. Он должен как бы снять с территории слой послевоенных изменений и, ориентируясь на сохранившиеся следы — траншеи, блиндажи, заросшие воронки и др., провести реконструкцию места или события. При этом желательно использовать фотографии, карты, схемы и другие наглядные пособия. Прием реконструкции тесно связан с другим методическим приемом показа—локализацией событий. Он проявляется уже в первой фразе: «Здесь, на этом месте, шли бои...» Показ военно-исторических памятников имеет некоторые особенности. Так, показывая старинные крепости, экскурсовод обращает внимание на рельеф местности, наличие естественных и искусственных преград, планировку, боевое назначение крепости, показывает фортификационные сооружения, указывает высоту и толщину стен, наличие подземных ходов, тайников, складов, колодцев и т. д. Рассказ о крепости должен быть связан с характеристикой военной техники и тактики того времени. При показе полевых инженерных сооружений следует кратко объяснить их устройство и назначение. Показ памятников, монументов, скульптурных ансамблей желательно начинать с предварительного осмотра. После этого экскурсовод раскрывает идейное содержание памятника (в ознаменование каких событий или в честь кого он воздвигнут), при этом применяются только элементы искусствоведческого анализа. Рассказывая о ходе военных событий, экскурсовод должен стремиться передать их в динамике. Этому способствует использование методического приема движения. Например, в экскурсиях по памятным местам боев и стоянок партизанских отрядов экскурсионная группа передвигается по пути следования партизанского отряда, осматривая места наступательных и оборонительных боев, засад, внезапных налетов на врага. Чрезвычайно важную роль при рассказе о ходе боевых действий играют наглядные пособия. Карты и схемы дают возможность представить расположение войск, ход сражения, разъяснить замысел полководца, план противника. Широко в военно-исторических экскурсиях используются различные документы: сводки Совипформбюро, копии приказов, газетные вырезки, фотографии, репродукции картин и т. д. Чрезвычайно обогащает содержание экскурсии и усиливает ее эмоциональное воздействие применение технических средств: прослушивание магнитофонных записей голоса диктора Левитана, зачитывающего сводку Совипформбюро, записи песен военных лет, стихов К. Симонова, А. Твардовского, Я. Купалы, Я. Коласа и др., отрывки из музыкальных произведений. При посещении музеев рекомендуется просмотр документальных фильмов и кинофильмов по теме экскурсии. В ходе экскурсий могут быть организованы встречи с участниками Великой Отечественной войны. Выступление ветеранов может дополнить рассказ экскурсовода, обогатить его деталями, известными лишь очевидцу событий. Время для таких встреч обычно составляет 5— 10 мин. В экскурсии включаются элементы ритуала, которые придают особую торжественность всему мероприятию. Проведение военно-исторических экскурсий требует от экскурсовода глубоких знаний истории, умения дать исчерпывающий исторический анализ объектов, а также специальных знаний: экскурсовод должен уметь разбираться в картах, схемах, эмблемах, знаках различия, форме, знать военную терминологию. Date: 2015-06-06; view: 8602; Нарушение авторских прав |