Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Исторические экскурсии





Из тематических экскурсий исторические представля­ют наиболее многочисленную группу. Экскурсии по исто­рическим местам — это не просто популяризация памят­ников старины.

Экскурсии могут отражать события разных периодов истории страны. Каждому периоду свойствен свой круг вопросов, подлежащих освещению в экскурсии.

По содержанию исторические экскурсии подразделя­ются на историко-краеведческие, археологические, эт­нографические. и военно-исторические экскурсии. Объектами исторических экскурсий могут быть па­мятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни страны, деятельностью исторических личностей, подвигами геро­ев; места археологических раскопок, экспозиции истори­ческих и краеведческих музеев.

Вся экскурсия на историческую тему должна строить­ся на точном документальном материале, что обеспечи­вает научность и достоверность рассказа экскурсовода. Кроме того, важны последовательность и систематич­ность в подаче материала. Этого можно добиться, строго придерживаясь хронологического принципа построения экскурсии. Иногда объекты расположены так, что при­ходится нарушать хронологическую последовательность их показа, поэтому изложение содержания экскурсии должно быть логически последовательным.

Часто объекты исторических экскурсий имеют архи­тектурное или искусствоведческое значение, т. е. явля­ются многоплановыми. В таких случаях экскурсоводу по­мимо исторического анализа приходится давать и искус­ствоведческий (архитектурный) анализ объектов. Он должен хорошо разбираться в исторически сложивших­ся архитектурных стилях и уметь показать детали и осо­бенности сооружения. Однако главное внимание все-та­ки следует уделять историческим событиям, связанным с памятником.

Основным методическим приемом проведения исто­рических экскурсий является прием реконструкции, или воссоздания, событий посредством рассказа, а также ре­конструкции плохо сохранившегося памятника. Если на месте знаменательных исторических событий не сохра­нились памятники, а само место занято современной за­стройкой и отсутствует иллюстративный материал, то экскурсоводу приходится воссоздавать историческую обстановку и ход событий только при помощи рассказа. В рассказе для более точного представления о характе­ризуемой эпохе рекомендуется приводить цитаты из ле­тописей, исторических документов, художественной лите­ратуры и др.



Поскольку воссоздание (реконструкция) событий привязывается к тому месту, где они происходили, правомерно говорить о широком применении и приема локализации.

Лучшему раскрытию темы способствует использование наглядных пособий. В исторических экскурсиях они обязательны. В «портфель экскурсовода» могут входить фотографии, фотокопии исторических памятников до их реставрации, портреты известных исторических деяте­лей, репродукции картин, повествующих о важнейших событиях исторического прошлого, и др.

В каждой исторической экскурсии обязательно дол­жен присутствовать материал о современности.

Одной из форм военно-патриотического воспитания являются военно-исторические экскурсии, во время которых воспитывается чувство гордости за свою Родину. Они способствуют формированию таких нравственных качеств, как смелость, стойкость, мужество, коллекти­визм, взаимопомощь, взаимовыручка, готовность к служ­бе в Вооруженных Силах.

Военно-исторические экскурсии могут освещать дореволюционный и советский период истории нашей страны. Экскурсии по дореволюционному периоду раскрывают героическое прошлое нашей Родины, исторические победы русского народа: Ледовое побоище, Куликовская битва, борьба против польско-шведской интервенции, Полтавская битва, Отечественная воина 1812 г., героическая оборона Севастополя и др.; военное искусство выдающихся полководцев А. Невского, Д. Донского, Б. Хмельницкого, А. Суворова, М. Кутузова, П. Нахимова, Ф. Ушакова и др. В экскурсиях, посвященных этому периоду, необходимо показывать роль народных масс в защите Родины, лучшие черты и боевые традиции русского сол­дата: мужество, стойкость, самоотверженность, гуман­ность по отношению к мирному населению.

Экскурсии, посвященные гражданской войне, расска­зывают о формировании частей и отрядов Красной и Белой Ар­мий. О легендарных полководцах гражданской войны (М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Н. А. Щорс, В. И. Чапаев, Г. И. Котовский, С. Г. Лазо и др.).

Ведущее место среди военно-исторических экскурсий занимают экскурсии, посвященные подвигу Советской Армии и советского народа в годы Великой Отечествен­ной войны. В экскурсиях сле­дует рассказывать о зверином облике фашизма, о том, что Великая Отечественная война унесла из жизни свы­ше 20 млн. сыновей и дочерей нашей Родины. Однако, рассказывая о погибших на полях сражений, в концлаге­рях, расстрелянных фашистами мирных жителях, экс­курсовод должен строить свое повествование так, чтобы в экскурсии не была превалирующей тема жертвенности и пессимизма. Необходимо подчеркивать, что люди, не щадя своей жизни, в самых тяжелых условиях совершали массовый героизм на фронте и в тылу.



По содержанию экскурсии о Великой Отечественной воине подразделяются на экскурсии, посвященные исто­рии Советской Армии и Военно-Морского Флота; по па­мятным местам боев и сражений Советской Армии; экс­курсии, рассказывающие о подвигах героев Великой Отечественной войны — воинов, партизан, подпольщи­ков, о выдающихся советских полководцах и военачаль­никах, героическом подвиге тружеников тыла; по горо­дам-героям.

В экскурсионные маршруты включаются самые раз­нообразные объекты показа. Это могут быть памятники, обелиски, мемориальные комплексы, некрополи, брат­ские могилы, отдельные захоронения; здания (дом, баш­ня, колокольня); транспортные (железная, автомобиль­ная, проселочная дорога, мост); гидротехнические (пло­тина, шлюз, канал), военно-инженерные сооружения (рвы, окопы, блиндажи, доты), связанные с событиями Великой Отечественной войны; боевые танки, пушки, са­молеты, поставленные на постамент; участки местнос­ти — места бывших сражений (высота, сопка, ущелье, роща, овраг, пещера, река, озеро, болото); боевые релик­вии (знамена, оружие, награды) и личные вещи участ­ников сражении (фотографии, дневники и др.), которые чаще всего демонстрируются в музеях.

Принцип построения военно-исторических экскур­сий — хронолого-тематический. Большинство экскурсий строится на показе конкретных событий, которые прои­зошли, в данной местности. Именно для того, чтобы уви­деть историческое место своими глазами, узнать о тех событиях, которые здесь происходили, и приезжают экс­курсанты. Однако конкретные местные события должны раскрываться на фоне общего материала и увязываться с жизнью страны, общими задачами, стоящими перед ар­мией, фронтом. Мест­ный материал обычно излагается при показе экскурси­онных объектов, общий — во вступлении, логических пе­реходах и заключении.

Места сражений спустя много лет предстают перед экскурсантами совершенно иными, поэтому перед экскур­соводом стоит задача зрительно воссоздать памятное место таким, каким оно было в годы войны. Он должен как бы снять с территории слой послевоенных изменений и, ориентируясь на сохранившиеся следы — траншеи, блиндажи, заросшие воронки и др., провести реконст­рукцию места или события. При этом желательно ис­пользовать фотографии, карты, схемы и другие нагляд­ные пособия.

Прием реконструкции тесно связан с другим методи­ческим приемом показа—локализацией событий. Он проявляется уже в первой фразе: «Здесь, на этом месте, шли бои...»

Показ военно-исторических памятников имеет неко­торые особенности. Так, показывая старинные крепости, экскурсовод обращает внимание на рельеф местности, наличие естественных и искусственных преград, плани­ровку, боевое назначение крепости, показывает форти­фикационные сооружения, указывает высоту и толщину стен, наличие подземных ходов, тайников, складов, ко­лодцев и т. д. Рассказ о крепости должен быть связан с характеристикой военной техники и тактики того време­ни. При показе полевых инженерных сооружений сле­дует кратко объяснить их устройство и назначение.

Показ памятников, монументов, скульптурных ан­самблей желательно начинать с предварительного ос­мотра. После этого экскурсовод раскрывает идейное со­держание памятника (в ознаменование каких событий или в честь кого он воздвигнут), при этом применяются только элементы искусствоведческого анализа.

Рассказывая о ходе военных событий, экскурсовод должен стремиться передать их в динамике. Этому спо­собствует использование методического приема движе­ния. Например, в экскурсиях по памятным местам боев и стоянок партизанских отрядов экскурсионная группа передвигается по пути следования партизанского отряда, осматривая места наступательных и оборонительных бо­ев, засад, внезапных налетов на врага.

Чрезвычайно важную роль при рассказе о ходе боевых действий играют наглядные пособия. Карты и схемы дают возможность представить расположение войск, ход сражения, разъяснить замысел полководца, план против­ника. Широко в военно-исторических экскурсиях исполь­зуются различные документы: сводки Совипформбюро, копии приказов, газетные вырезки, фотографии, репро­дукции картин и т. д. Чрезвычайно обогащает содержа­ние экскурсии и усиливает ее эмоциональное воздействие применение технических средств: прослушивание маг­нитофонных записей голоса диктора Левитана, зачиты­вающего сводку Совипформбюро, записи песен военных лет, стихов К. Симонова, А. Твардовского, Я. Купалы, Я. Коласа и др., отрывки из музыкальных произведений. При посещении музеев рекомендуется просмотр доку­ментальных фильмов и кинофильмов по теме экс­курсии.

В ходе экскурсий могут быть организованы встречи с участниками Великой Отечественной войны. Выступле­ние ветеранов может дополнить рассказ экскурсовода, обогатить его деталями, известными лишь очевидцу событий. Время для таких встреч обычно составляет 5— 10 мин. В экскурсии включаются элементы ритуала, которые придают особую торжественность всему мероприятию.

Проведение военно-исторических экскурсий требует от экскурсовода глубоких знаний истории, умения дать исчерпывающий исторический анализ объектов, а также специальных знаний: экскурсовод должен уметь разбираться в картах, схемах, эмблемах, знаках различия, форме, знать военную терминологию.






Date: 2015-06-06; view: 3546; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию