Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 8. Обзорные экскурсии
Города как исторические центры развития общества с многообразием их памятников предоставляют необычайно широкие возможности экскурсионного показа. Тематику городских экскурсий определяют характерные черты развития города, его прошлое и настоящее. Городские экскурсии можно разделить на три типа: тематические («Архитектура самарского модерна»), обзорные одноплановые (исторические, архитектурные, литературные и т. д., например, «Самара литературная») и обзорные многоплановые. Уже само название каждого типа определяет содержание экскурсий и характер отбора и использования в них экскурсионных объектов. Каждый из названных типов экскурсий имеет свою специфику, свои особенности подготовки и проведения. Наибольшую сложность представляет разработка и организация городской обзорной многоплановой экскурсии. Обзорные экскурсии представляют наибольший интерес для экскурсантов, так как позволяют за короткое время (обычно три часа) получить общее и цельное представление о городе, увидеть достопримечательные места, узнать этапы исторического развития, особенности архитектурного облика, познакомиться с его сегодняшней жизнью, исторически сложившейся индивидуальностью и своеобразием.. Обзорная многоплановая экскурсия дает общее представление о городе, затрагивает несколько подтем и разрабатывается одна для каждого города. Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при их расширении, углублении, включении новых объектов показа могут стать самостоятельными тематическими экскурсиями. Выбор из множества подтем основных, обязательных — сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные центры, города-новостройки, города-порты, города-курорты, областные и районные центры, города-заповедники истории и архитектуры. В отдельную группу выделяются города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих поэтов, писателей, ученых, общественных деятелей, полководцев, космонавтов. Особый интерес вызывают экскурсии по городам, связанным с жизнью и деятельностью известных общественных деятелей. Естественно, что при показе этих городов различные подтемы будут играть неодинаковую роль. Например, города-столицы показываются как центры экономической, научной и культурной жизни; в промышленных центрах ведущими будут такие подтемы, как развитие промышленности, в городах-портах — международные экономические, культурные, спортивные, туристские связи России с другими странами; в городах-курортах основное внимание уделяется показу организации отдыха людей, использовании природных богатств для укрепления их здоровья. Большинство городов может быть отнесено к нескольким типам по возможности экскурсионного показа, что определяет многообразие их экскурсионной тематики, например: Самара — промышленный центр, крупный экономический, научный, культурный центр страны,. Следовательно, почти в каждой экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становится ведущей, в частности в городах-героях она посвящена подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны, в городах, где жил и работал В. И. Ленин,—ленинской теме. Таким образом, при создании обзорной экскурсии по городу отдается предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление Советской власти, героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения. В городских обзорных экскурсиях освещаются следующие основные вопросы: историческое прошлое и архитектурный облик города; народно-освободительное и революционное движение; развитие города за годы Советской власти. Однако не во всех городах эти вопросы найдут отражение, так как, например, у городов-новостроек нет исторического, революционного прошлого, нет памятников архитектуры. Тем не менее и здесь необходимо рассказать, что было до появления этих городов, рассказать об улицах, площадях, учреждениях, названных именами выдающихся исторических деятелей, и т. д. При выборе подтем обзорной экскурсии должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства. Определение тематики — один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. Не менее важным вопросом является распределение времени для ознакомления с историческим и современным материалом. В городах, имеющих историческое прошлое, много памятников старины, и поэтому большая часть времени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически все время посвящено рассказу о современности. В целом экскурсии, в которых отражается современность, подразделяются на три группы: 1) экскурсии, полностью посвященные показу современности; 2) экскурсии, в которые современный материал включен частично; 3) экскурсии, посвященные историческим событиям, архитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох, в которых дается современная оценка прошлому. Глубокому и всестороннему раскрытию современности, показу достижений Советского государства способствует посещение и осмотр промышленных предприятий, научных учреждений, современных жилых районов, культурно-зрелищных и спортивных сооружений. Такой показ возможен в экскурсиях первой группы. В экскурсиях второй группы необходимо не только правильно соотнести исторический и современный материал, но и раскрыть их взаимосвязь, показать, что историческое развитие общества — закономерный процесс. При показе дореволюционного прошлого и советской действительности города используется прием сравнения по контрасту, что убеждает в преимуществах социалистического пути развития общества, советского образа жизни. Третья группа экскурсий, посвященных историческому прошлому, также способствует Пропаганде современной действительности. В них экскурсоводу необходимо показывать воздействие явлений, событий прошлого на современную действительность, раскрывать наше отношение к историческим фактам, событиям, давая им современное объяснение и научную оценку. В содержании экскурсии должен быть пропорционально распределен местный и общесоюзный материал, а история края раскрыта в неразрывной связи с историей всей страны. Например, рассказывая о крупнейших новостройках, экскурсовод говорит о братской взаимопомощи и сотрудничестве народов всех союзных республик, иллюстрируя единство местного и общесоюзного. Многоплановый характер городской обзорной экскурсии вызывает определенные трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом городе встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать 1) объекты, имеющие непосредственное отношение к теме экскурсии; 2) наиболее типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т. е. главным критерием является степень их информационности; 3) объекты, отличающиеся подлинностью. Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от основного маршрута (переезд 30—40 мин). Отбор объектов для показа тесно связан с разработкой маршрута. Маршрут экскурсии должен быть составлен так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного раскрытия всех намеченных подтем и стройного изложения их содержания. Принцип составления маршрута городской обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический. На маршруте могут встречаться памятники, привлекающие внимание экскурсантов, но не имеющие отношения к теме. В таком случае о них необходимо дать справку, удовлетворив тем самым любопытство экскурсантов, и продолжить показ объектов, предусмотренных методической разработкой. Например, в Минске на площади В. И. Ленина внимание экскурсантов привлекает сложенное из красного кирпича здание бывшего костела, кажущееся памятником старины. Экскурсовод дает о нем краткую справку: «Особняком стоит на площади здание Красного костела. Несмотря на кажущуюся старину, ему около 80 лет. Костел построен в 1908 г. по проекту архитекторов В. Маркони и Т. Пояздерского. Как культовое здание оно просуществовало недолго. Позже в нем находился польский театр, сейчас после реконструкции здесь расположен Дом кино...» Многоплановый характер объектов городской обзорной экскурсии предъявляет особые требования и к комплектованию «портфеля экскурсовода». В него необходимо включать материалы, связанные не с одной, а с несколькими подтемами. В городской обзорной экскурсии рекомендуется посещение музеев, которое предусматривается на стадии ее разработки. При включении музеев в экскурсию определяется, какая подтема (подтемы) раскрывается в том или ином музее. Как правило, в музее освещаются те вопросы, которые в силу различных обстоятельств не могут быть достаточно полно освещены при показе городских экскурсионных объектов. Чаще всего в обзорную экскурсию включается посещение краеведческого музея. Учитывая то, что его экспозиции многоплановы, как правило, показываются археологический, этнографический и биографический материалы. Время, отведенное на осмотр краеведческого музея в городской обзорной экскурсии, значительно меньше времени проведения специальных экскурсий по музею и составляет не более 30— 40 мин. Экспонаты, не относящиеся к теме городской экскурсии, полностью из показа исключаются. Правомерно включение в городскую обзорную экскурсию посещения мемориальных, художественных, тематических музеев. Время, отводимое на их осмотр, не должно превышать 15—25 мин, так как они дают представление только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни города. Желательно, чтобы город и музей в обзорной экскурсии показывал один и тот же экскурсовод, что помогает сохранить целостность экскурсии и логическую конструктивность. Экскурсоводы при подготовке экскурсии самостоятельно осваивают экспозиции, пишут текст экскурсии, который представляется сотрудникам музея для просмотра, заключения и оценки. Если оценка текста положительная, научные сотрудники музеев в присутствии методистов бюро принимают пробную экскурсию. В случае успешного ее проведения оформляется допуск экскурсовода бюро к проведению экскурсий по музею. Подготовка городской обзорной экскурсии более сложная, чем тематической. В процессе работы над ее созданием творческая группа должна определить цели и основные подтемы экскурсии; совершить объезд города для предварительного выбора объектов и маршрута; составить список литературы; изучить литературные, архивные источники, фонды в краеведческом музее, материалы в отделах рукописей и редких книг библиотек: провести встречи с учеными, работающими над историей города и края; собрать в статуправлении и других учреждениях еще не опубликованные сведения о промышленных предприятиях, учреждениях науки и культуры, передовиках производства и т. д.; отобрать, подготовить и перефотографировать иллюстративный материал, используемый для издания буклетов и передач по телевидению; составить картотеку экскурсионных объектов; совершить объезд по городу для распределения объектов и времени по подтемам экскурсии. На методическом совете обсуждаются предварительные итоги разработки, после чего уточняется маршрут экскурсии и подготавливается в ГАИ письмо о разрешении остановок автобусов на маршруте. Текст экскурсии передается на рецензирование и утверждение в отдел пропаганды и агитации горкома, обкома партии, совет по туризму и экскурсиям, областной совет профсоюзов, отдел культуры горисполкома, Министерство культуры и другие организации. В бюро организуются прослушивание, прием и реклама экскурсии. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке. Структура городской обзорной экскурсии обычна: начинается она с краткого введения, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы. Городская обзорная экскурсия — экскурсия высокой категории сложности и требует от экскурсовода разносторонних знаний, владения в совершенстве методическими приемами ее проведения. При проведении обзорной экскурсии широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важ но сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Установлению контакта с группой способствует использование приема «общего знакомого», т. е., рассказывая экскурсантам о своем городе, экскурсовод приводит сведения, факты, имеющие непосредственное отношение к их городу. Например, экскурсовод, показывая Дворец спорта в Минске группам из Челябинска, Вильнюса, Волгограда, говорит о том, что и в пх городе имеется здание, построенное по аналогичному проекту. Использование приема «общего знакомого» повышает внимание группы, но для этого экскурсоводу необходимо иметь сведения о различных городах нашей страны. Поэтому в методическом кабинете бюро рекомендуется сделать карточки со сведениями о тех городах, из которых постоянно прибывают плановые группы туристов. Многоплановый характер обзорной экскурсии, включающей различные подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой. При помощи логических переходов экскурсовод в процессе рассказа должен связать памятники разных эпох и основные подтемы; экскурсии в единое целое. Например, в обзорной экскурсии по Минску на площади В. И. Ленина экскурсоводу после показа основных объектов — памятника В. И. Ленину и Дома правительства — необходимо перейти к раскрытию подтемы о развитии высшего образования в республике и показу зданий Белгосуниверсптета, педагогического и медицинского институтов. Здесь экскурсовод может использовать следующий переход: В трудные годы становления молодого Советского государства В. И. Ленин мечтал о том, чтобы все трудящиеся тогда отсталой России овладевали знаниями, могли учиться. Среди декретов, подписанных В. И. Лениным в 1918 г., был декрет о правилах приема в высшие учебные заведения, который открыл двери вузов для всех граждан Республики Советов. До революции 8 из 10 белорусов были неграмотными, а в наши дни почти три четверти работников, занятых в народном хозяйстве республики, имеют высшее и среднее образование, число дипломированных специалистов достигает до миллиона. В республике 33 вуза, из них в столице Советской Белоруссии—14. Целый городок науки раскинулся напротив Дома правительства. Перед вамп здание главного корпуса Белгосуниверсптета, носящего имя В. И. Ленина... Далее следует рассказ об университете, педагогическом и медицинском институтах, которые ранее были факультетами университета. Показ, например, таких разиоплановых объектов, как ВДНХ и здание Государственного ордена Ленина академического Большого театра оперы и балета БССР, можно осуществить с помощью следующего логического перехода: «Белоруссия гордится успехами не только в развитии народного хозяйства, по и успехами творческих коллективов. На площади им. Парижской коммуны вы видите здание Государственного ордена Ленина академического Большого театра оперы и балета БССР, построенное в 1937 г. по проекту архитектора И. Ланг-барда...» Экскурсовод рассказывает о достижениях коллектива театра и завершает рассказ словами о воплощении в жизнь в пашей стране ленинского утверждения: «Искусство должно принадлежать народу». Такие переходы способствуют восприятию экскурсии как единого целого и одновременно выполняют задачу пропаганды современного материала. Конструктивные или формальные переходы свидетельствуют о недостаточной отработанности темы. Методические приемы показа и рассказа в обзорных экскурсиях должны быть разнообразны. Из приемов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно дается при осмотре основных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами). Практически все методические приемы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приемов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже. Из других методических приемов в экскурсию следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня Славы и братских могил. Во время переходов для осмотра основных объектов успешно используется методический прием движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов. Следует обратить внимание на специфику показа объектов в обзорной экскурсии, заключающуюся в том, что в ней каждый объект раскрывается с учетом одной ведущей темы. Например, при показе историко-революционных памятников дается исторический анализ памятника только с отдельными деталями искусствоведческого анализа. Показ этого же памятника в искусствоведческой экскурсии совершенно иной. Особенностью обзорной экскурсии является постоянное ее обновление, так как город развивается, в нем появляются новые промышленные предприятия, учреждения науки и культуры, памятники, жилые районы. Материал о современности должен быть тесно связан с важнейшими событиями текущего дня. Городские обзорные экскурсии — самые посещаемые и в структуре экскурсионного обслуживания фирмы занимают большой удельный вес. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Для взрослых, и школьников, учителей и жителей сельской местности, местного населения и приезжих городская обзорная экскурсия должна иметь несколько вариантов текста и методической разработки, отличающихся объемом материала, степенью его сложности и числом включенных объектов. В городской обзорной экскурсии, как ни в какой другой, имеются большие возможности для рекламы других экскурсий. При раскрытии подтем экскурсовод приглашает посетить тематические экскурсии по соответствующим направлениям, на которых экскурсанты глубже знакомятся с интересующими их вопросами, проблемами, объектами. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предпиятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д. Date: 2015-06-06; view: 7417; Нарушение авторских прав |