Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Обзорные экскурсии





Города как исторические центры развития общества с многообразием их памятников предоставляют необычайно широкие возможности экскурсионного показа. Тематику городских экскурсий определяют характерные черты развития города, его прошлое и настоящее.

Городские экскурсии можно разделить на три типа: тематические («Архитектура самарского модерна»), обзорные одноплановые (исторические, архитектурные, литературные и т. д., например, «Самара литературная») и обзорные многоплановые.

Уже само название каждого типа определяет содержание экскурсий и характер отбора и использования в них экскурсионных объектов. Каждый из названных типов экскурсий имеет свою специфику, свои особенности подготовки и проведения.

Наибольшую сложность представляет разработка и организация городской обзорной многоплановой экскурсии. Обзорные экскурсии представляют наибольший интерес для экскурсантов, так как позволяют за короткое время (обычно три часа) получить общее и цельное представление о городе, увидеть достопримечательные места, узнать этапы исторического развития, особенности архитектурного облика, познакомиться с его сегодняшней жизнью, исторически сложившейся индивидуальностью и своеобразием.. Обзорная многоплановая экскурсия дает общее представление о городе, затрагивает несколько подтем и разрабатывается одна для каждого города.

Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при их расширении, углублении, включении новых объектов показа могут стать самостоятельными тематическими экскурсиями. Выбор из множества подтем основных, обязательных — сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные центры, города-новостройки, города-порты, города-курорты, областные и районные центры, города-заповедники истории и архитектуры.



В отдельную группу выделяются города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих поэтов, писателей, ученых, общественных деятелей, полководцев, космонавтов. Особый интерес вызывают экскурсии по городам, связан­ным с жизнью и деятельностью известных общественных деятелей. Естествен­но, что при показе этих городов различные подтемы будут играть неодинаковую роль. Например, города-столицы показываются как центры экономической, научной и культурной жизни; в промышленных центрах ведущими будут такие подтемы, как развитие промышленности, в городах-портах — международные экономические, куль­турные, спортивные, туристские связи России с другими странами; в городах-курортах основное внима­ние уделяется показу организации отдыха людей, использовании природ­ных богатств для укрепления их здоровья.

Большинство городов может быть отнесено к несколь­ким типам по возможности экскурсионного показа, что определяет многообразие их экскурсионной тематики, например: Самара — промышленный центр, круп­ный экономический, научный, культурный центр страны,.

Следовательно, почти в каждой экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становится ведущей, в частности в городах-героях она посвящена подвигу со­ветского народа в годы Великой Отечественной войны, в городах, где жил и работал В. И. Ленин,—ленинской те­ме.

Таким образом, при создании обзорной экскурсии по городу отдается предпочтение тем подтемам, которые оп­ределяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступле­ние народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление Советс­кой власти, героизм и самоотверженность советских лю­дей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности пла­нировки, архитектурные памятники; промышленность го­рода, его культурные, научные, учебные учреждения. В городских обзорных экскурсиях освещаются следующие основные вопросы: историческое прошлое и архитектур­ный облик города; народно-освободительное и революци­онное движение; развитие города за годы Советской власти. Однако не во всех городах эти вопросы найдут отражение, так как, например, у городов-новостроек нет исторического, революционного прошлого, нет памятни­ков архитектуры. Тем не менее и здесь необходимо рас­сказать, что было до появления этих городов, рассказать об улицах, площадях, учреждениях, названных именами выдающихся исторических деятелей, и т. д.

При выборе подтем обзорной экскурсии должны учи­тываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства.

Определение тематики — один из важнейших вопро­сов в разработке городской обзорной экскурсии. Не ме­нее важным вопросом является распределение времени для ознакомления с историческим и современным мате­риалом. В городах, имеющих историческое прошлое, мно­го памятников старины, и поэтому большая часть вре­мени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически все время посвящено рассказу о современ­ности.



В целом экскурсии, в которых отражается современ­ность, подразделяются на три группы:

1) экскурсии, пол­ностью посвященные показу современности;

2) экскур­сии, в которые современный материал включен частично;

3) экскурсии, посвященные историческим событиям, ар­хитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох, в которых дается современная оценка прошлому.

Глубокому и всестороннему раскрытию современности, показу достижений Советского государст­ва способствует посещение и осмотр промышленных пред­приятий, научных учреждений, современных жилых рай­онов, культурно-зрелищных и спортивных сооружений. Такой показ возможен в экскурсиях первой группы. В экскурсиях второй группы необходимо не только пра­вильно соотнести исторический и современный материал, но и раскрыть их взаимосвязь, показать, что историчес­кое развитие общества — закономерный процесс. При показе дореволюционного прошлого и советской действи­тельности города используется прием сравнения по конт­расту, что убеждает в преимуществах социалистического пути развития общества, советского образа жизни. Третья группа экскурсий, посвященных историческому прошлому, также способствует Пропаганде современной действительности. В них экскурсоводу необходимо пока­зывать воздействие явлений, событий прошлого на совре­менную действительность, раскрывать наше отношение к историческим фактам, событиям, давая им современное объяснение и научную оценку.

В содержании экскурсии должен быть пропорцио­нально распределен местный и общесоюзный материал, а история края раскрыта в неразрывной связи с историей всей страны. Например, рассказывая о крупнейших но­востройках, экскурсовод говорит о братской взаимопомо­щи и сотрудничестве народов всех союзных республик, иллюстрируя единство местного и общесоюзного.

Многоплановый характер городской обзорной экскур­сии вызывает определенные трудности в выборе объек­тов показа. В каждом достаточно крупном и старом го­роде встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать

1) объек­ты, имеющие непосредственное отношение к теме экскур­сии;

2) наиболее типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т. е. главным критерием является степень их информационности;

3) объекты, отличающиеся подлин­ностью. Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от ос­новного маршрута (переезд 30—40 мин).

Отбор объектов для показа тесно связан с разработ­кой маршрута. Маршрут экскурсии должен быть состав­лен так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного раскрытия всех намеченных подтем и стройного изложения их содержания. Принцип составления маршрута городской обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический.

На маршруте могут встречаться памятники, привле­кающие внимание экскурсантов, но не имеющие отно­шения к теме. В таком случае о них необходимо дать справку, удовлетворив тем самым любопытство экскур­сантов, и продолжить показ объектов, предусмотренных методической разработкой. Например, в Минске на пло­щади В. И. Ленина внимание экскурсантов привлекает сложенное из красного кирпича здание бывшего костела, кажущееся памятником старины. Экскурсовод дает о нем краткую справку: «Особняком стоит на площади здание Красного костела. Несмотря на кажущуюся старину, ему около 80 лет. Костел построен в 1908 г. по про­екту архитекторов В. Маркони и Т. Пояздерского. Как культовое здание оно просуществовало недолго. Позже в нем находился польский театр, сейчас после реконст­рукции здесь расположен Дом кино...»

Многоплановый характер объектов городской обзор­ной экскурсии предъявляет особые требования и к комп­лектованию «портфеля экскурсовода». В него необходимо включать материалы, связанные не с одной, а с несколь­кими подтемами.

В городской обзорной экскурсии рекомендуется посе­щение музеев, которое предусматривается на стадии ее разработки. При включении музеев в экскурсию опреде­ляется, какая подтема (подтемы) раскрывается в том или ином музее. Как правило, в музее освещаются те вопросы, которые в силу различных обстоятельств не мо­гут быть достаточно полно освещены при показе город­ских экскурсионных объектов. Чаще всего в обзорную экскурсию включается посещение краеведческого музея. Учитывая то, что его экспозиции многоплановы, как пра­вило, показываются археологический, этнографический и биографический материалы. Время, отведенное на ос­мотр краеведческого музея в городской обзорной экскур­сии, значительно меньше времени проведения специаль­ных экскурсий по музею и составляет не более 30— 40 мин. Экспонаты, не относящиеся к теме городской экс­курсии, полностью из показа исключаются.

Правомерно включение в городскую обзорную экскур­сию посещения мемориальных, художественных, темати­ческих музеев. Время, отводимое на их осмотр, не долж­но превышать 15—25 мин, так как они дают представле­ние только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни города.

Желательно, чтобы город и музей в обзорной экскур­сии показывал один и тот же экскурсовод, что помогает сохранить целостность экскурсии и логическую конструк­тивность. Экскурсоводы при подготовке экскурсии само­стоятельно осваивают экспозиции, пишут текст экскур­сии, который представляется сотрудникам музея для просмотра, заключения и оценки. Если оценка текста по­ложительная, научные сотрудники музеев в присутствии методистов бюро принимают пробную экскурсию. В слу­чае успешного ее проведения оформляется допуск эк­скурсовода бюро к проведению экскурсий по музею.

Подготовка городской обзорной экскурсии более сложная, чем тематической. В процессе работы над ее созданием творческая группа должна определить цели и основные подтемы экскурсии; совершить объезд города для предварительного выбора объектов и маршрута; составить список литературы; изучить литературные, ар­хивные источники, фонды в краеведческом музее, мате­риалы в отделах рукописей и редких книг библиотек: провести встречи с учеными, работающими над историей города и края; собрать в статуправлении и других уч­реждениях еще не опубликованные сведения о промыш­ленных предприятиях, учреждениях науки и культуры, передовиках производства и т. д.; отобрать, подготовить и перефотографировать иллюстративный материал, ис­пользуемый для издания буклетов и передач по телеви­дению; составить картотеку экскурсионных объектов; со­вершить объезд по городу для распределения объектов и времени по подтемам экскурсии.

На методическом совете обсуждаются предваритель­ные итоги разработки, после чего уточняется маршрут экскурсии и подготавливается в ГАИ письмо о разреше­нии остановок автобусов на маршруте.

Текст экскурсии передается на рецензирование и ут­верждение в отдел пропаганды и агитации горкома, об­кома партии, совет по туризму и экскурсиям, областной совет профсоюзов, отдел культуры горисполкома, Мини­стерство культуры и другие организации. В бюро орга­низуются прослушивание, прием и реклама экскурсии. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осущест­вляется в общепринятом порядке.

Структура городской обзорной экскурсии обычна: на­чинается она с краткого введения, затем следует основ­ная часть, в процессе которой освещаются подтемы экс­курсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы.

Городская обзорная экскурсия — экскурсия высокой категории сложности и требует от экскурсовода разно­сторонних знаний, владения в совершенстве методичес­кими приемами ее проведения.

При проведении обзорной экскурсии широко приме­няется индуктивный метод изложения материала. Важ но сразу же установить контакт с группой, заинтересо­вать экскурсантов. Установлению контакта с группой способствует использование приема «общего знакомого», т. е., рассказывая экскурсантам о своем городе, экскурсо­вод приводит сведения, факты, имеющие непосредствен­ное отношение к их городу. Например, экскурсовод, по­казывая Дворец спорта в Минске группам из Челябин­ска, Вильнюса, Волгограда, говорит о том, что и в пх городе имеется здание, построенное по аналогичному проекту. Использование приема «общего знакомого» по­вышает внимание группы, но для этого экскурсоводу не­обходимо иметь сведения о различных городах нашей страны. Поэтому в методическом кабинете бюро реко­мендуется сделать карточки со сведениями о тех горо­дах, из которых постоянно прибывают плановые группы туристов.

Многоплановый характер обзорной экскурсии, вклю­чающей различные подтемы, определяет сложные логи­ческие переходы от одной подтемы к другой. При помо­щи логических переходов экскурсовод в процессе рас­сказа должен связать памятники разных эпох и основ­ные подтемы; экскурсии в единое целое. Например, в обзорной экскурсии по Минску на площади В. И. Ленина экскурсоводу после показа основных объектов — памят­ника В. И. Ленину и Дома правительства — необходимо перейти к раскрытию подтемы о развитии высшего обра­зования в республике и показу зданий Белгосуниверсптета, педагогического и медицинского институтов. Здесь экскурсовод может использовать следующий переход:

В трудные годы становления молодого Советского государства В. И. Ленин мечтал о том, чтобы все трудящиеся тогда отсталой России овладевали знаниями, могли учиться. Среди декретов, под­писанных В. И. Лениным в 1918 г., был декрет о правилах приема в высшие учебные заведения, который открыл двери вузов для всех граждан Республики Советов. До революции 8 из 10 белорусов были неграмотными, а в наши дни почти три четверти работников, занятых в народном хозяйстве республики, имеют высшее и среднее образо­вание, число дипломированных специалистов достигает до мил­лиона. В республике 33 вуза, из них в столице Советской Белорус­сии—14. Целый городок науки раскинулся напротив Дома прави­тельства. Перед вамп здание главного корпуса Белгосуниверсптета, носящего имя В. И. Ленина...

Далее следует рассказ об университете, педагогичес­ком и медицинском институтах, которые ранее были фа­культетами университета.

Показ, например, таких разиоплановых объектов, как ВДНХ и здание Государственного ордена Ленина акаде­мического Большого театра оперы и балета БССР, мож­но осуществить с помощью следующего логического пе­рехода:

«Белоруссия гордится успехами не только в развитии народно­го хозяйства, по и успехами творческих коллективов. На площади им. Парижской коммуны вы видите здание Государственного ор­дена Ленина академического Большого театра оперы и балета БССР, построенное в 1937 г. по проекту архитектора И. Ланг-барда...»

Экскурсовод рассказывает о достижениях коллекти­ва театра и завершает рассказ словами о воплощении в жизнь в пашей стране ленинского утверждения: «Искус­ство должно принадлежать народу». Такие переходы способствуют восприятию экскурсии как единого целого и одновременно выполняют задачу пропаганды совре­менного материала. Конструктивные или формальные переходы свидетельствуют о недостаточной отработан­ности темы.

Методические приемы показа и рассказа в обзорных экскурсиях должны быть разнообразны. Из приемов по­каза чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экс­курсионный анализ (обычно дается при осмотре основ­ных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими ши­роко известными экскурсантам объектами).

Практически все методические приемы рассказа мо­гут успешно применяться в городской обзорной экскур­сии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методи­ческих приемов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объ­яснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.

Из других методических приемов в экскурсию следу­ет включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня Славы и братских могил. Во время переходов для осмотра основных объектов успешно используется методический прием движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объ­ектов.

Следует обратить внимание на специфику показа объектов в обзорной экскурсии, заключающуюся в том, что в ней каждый объект раскрывается с учетом одной ведущей темы. Например, при показе историко-револю­ционных памятников дается исторический анализ памят­ника только с отдельными деталями искусствоведческого анализа. Показ этого же памятника в искусствоведче­ской экскурсии совершенно иной.

Особенностью обзорной экскурсии является постоян­ное ее обновление, так как город развивается, в нем по­являются новые промышленные предприятия, учрежде­ния науки и культуры, памятники, жилые районы. Мате­риал о современности должен быть тесно связан с важ­нейшими событиями текущего дня.

Городские обзорные экскурсии — самые посещаемые и в структуре экскурсионного обслуживания фирмы зани­мают большой удельный вес. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Для взрослых, и школьников, учи­телей и жителей сельской местности, местного насе­ления и приезжих городская обзорная экскурсия должна иметь несколько вариантов текста и методической раз­работки, отличающихся объемом материала, степенью его сложности и числом включенных объектов.

В городской обзорной экскурсии, как ни в какой дру­гой, имеются большие возможности для рекламы других экскурсий. При раскрытии подтем экскурсовод пригла­шает посетить тематические экскурсии по соответствую­щим направлениям, на которых экскурсанты глубже знакомятся с интересующими их вопросами, проблема­ми, объектами.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предпиятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-исто­рическую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.






Date: 2015-06-06; view: 3126; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию