Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1 теоретико-понятийные проблемы исследования мотивационно-смысловых личностных образований
Терминологичес кие, понятийные и методологические трудности, характерные для современного состояния психологической науки, не требуют особых доказательств и специальных иллюстраций. Эти трудности, противоречия и кризисы не преходящи, как сама динамика человеческого познания, отражающего переменчивый мир. Поэтому практически нет психологического понятия (категории, принципа), в трактовке которых отсутствовали бы разногласия, несоответствия, многолетние (а то и вековые) дискуссии. Если даже оставить в стороне субъективно неизбежные «споры о словах» и «личностях авторов», то сущностные истоки понятийных противоречий в различных направлениях и школах психологии находятся в сфере глубоко мировоззренческой и философской, в нерешенности глобальных проблем соотношения материального и идеального, духовного и телесного. К тому же язык (знаковая объективная система) любой науки, всегда беднее, чем моделируемая им реальная феноменология. Это особенно проявляется при вербальном моделировании субъективного мира психики. Дискуссионными являются исходные представления о самом предмете психологии, о сущности, природе и функциях психики, что с неизбежностью проецируется на все другие, общие и частные научные категории и понятия, словесно замещающие многоликую психологическую феноменологию. В этой связи у автора данной книги нет иллюзий относительно возможности исчерпывающе полного обзора существующих взглядов и трактовок проблем, обсуждаемых в проведенном исследовании, относительно окончательности и универсальности полученных в нем решений. Для выделения и обоснования собственной позиции требовались немалые ограничения в изложении точек зрения многих и многих смежных психологических работ, одно перечисление которых превратило бы наше исследование в сугубо библиографическое. По достаточно распространенному мнению (6, 13, 17, 29, 38, 50, 86 и др.), многоаспектные мотивационные проблемы относятся к одним из важнейших для психологии как в плане концептуальном, так и в контексте прикладном, практическом, хотя фактическая разработанность этих проблем явно отстает от их общепсихологической, жизненной значимости. Как и все в человеческой психике, мотив не существует изолированно, вне связи с целостной системой описывающих психику понятий: смежных, обобщенных, детализирующих, перекрещивающихся и т.д. Поэтому в первой главе книги излагаются краткие результаты сравнительного анализа наиболее распространенных концептуальных схем отечественной психологии, отнесенных к мотивационной феноменологии и к той ее интерпретации, которая разрабатывается и реализуется в нашем исследовании. Это мотив как личностное, субъектное, мотивационно-смысловое и субъективное образование, участвующее и проявляющееся не только в поведении и деятельности, но и во всей человеческой психике.
Date: 2015-06-06; view: 525; Нарушение авторских прав |