Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационно-смысловые особенности студентов педвуза 1 page





Как отмечалось в разделе 2.1, эта выборка (1260 чел.) является самой большой среди использованных в нашем исследовании, составляя половину всего объема опрошенных испытуемых. Это 990 студенток-женщин и 270 студентов-мужчин.

Использована основная тестовая методика, которая в различных группах дополнялась другими методами и методиками психологического исследования личности, описанными в разделе 2.1.

Сводные средние значения ведущих переменных по генеральным выборкам студентов представлены в таблице 6.

Эти величины, конечно, нивелируют отдельные тенденции, отмечаемые в разных группах испытуемых (что будет рассмотрено отдельно), но дают некоторое обобщенное представления о степени выраженности у студентов (в целом) изучаемых психологических и мотивационно-смысловых образований и структур.

Как подчеркивалось ранее (см. табл. 1), по сравнению со старшими школьниками у студентов заметен общий рост выраженности основных мотивационно-смысловых феноменов: достижение, познание, аффилиация, отношение к учению. Эти показатели особенно велики на I курсе дневного отделения, что связано, на наш взгляд, с общим и вполне объяснимым психологическим подъемом в мироощущении молодого человека - поступившего в вуз. Во всяком случае, так было в годы проведения настоящего исследования.

Ко II курсу и далее статистически значимых изменений средних значений в целом не обнаружено, но есть достаточно четкая тенденция к уменьшению почти всех исследуемых в нашей работе психологических параметров и свойств. Это как следствие «взросления» и выравнивания юношеских установок к реалиям практической жизни. Хотя в условиях специально организованного обучения психологии (экспериментальный курс) курсовая динамика несколько меняется (см. далее в этом же разделе).

 

Таблица 6

Сводные средние значения основных переменных теста у студентов

Параметры   Испытуемые
I к. д/о II-Шк. д/о II к. в/о II-III к.в/о
Достижение 8,64 8,45 8,07 8,16
Удовлетворенность достижения 5,17 4,58 4,50 3,25
Познание 10,90 10,42 9,54 8,72
Удовлетворенность познания 7,50 6,22 6,80 6,24 6,67 5,54
Аффилиация 10.85 10,62 12,33 12,5
Удовлетворенность аффилиации 6,25 5,62 5,86 5,54
Доминирование 8,25 6,57 8,00 6,89 6,48 5,96 6,85 6,04
Удовлетворенность доминирования 4,83 3,16 4,23 3,51 3,09 2,68 4,10 2,70
Шкала экзаменационной тревожности 5,83 6,75 6,14 6,91 5,60 6,92 6,13 7,51
Трудность учения 2,51 2,76 2,86 2,85
Временная загруженность учением 2,77 2,60 2,57 2,66
Возможности будущей профессии 7,22 6,39 5,98 5,82
Отношение к учению 8,45 8,01 8,17 8,33
Академическая успеваемость 4,13 4,07 3,46 3,06

 

Примечание. Если в таблице указано две цифры, то верхняя относится к мужчинам, а нижняя — к женщинам, различия между которыми достоверны.

 

Студентов, совмещающих учебу с работой (см. табл. 6), характеризует определенное уменьшение симптоматики познания (по-видимому, вследствие более прагматичной оценки знания) и доминирования, которое актуализируется у них на основной работе. Заметно при этом увеличение проявлений аффилиативной симптоматики, когда сокурсники рассматриваются более как друзья, чем соперники по соревновательной учебе в институте. По сравнению с дневной формой обучения заметно снижается академическая успеваемость студентов. Есть некоторое уменьшение показателей удовлетворенности изучаемых потребностных образований, а также отмеченное ранее уменьшение оценки возможностей, предоставляемых человеку учительской профессией.

Помимо выделенных в табл. 6 различий, пол испытуемых коррелирует в ряде групп студентов с оценкой возможностей учительской профессии (женщины в этой оценке сдержаннее), с выраженностью симптоматики аффилиации (у студентов-мужчин она, как правило, меньше), с отношением к учению (у студенток оно лучше).

Характерны формы полученных статистических распределений: скошены вправо оценки трудности учения (большинство считает учебу легкой), в обратную сторону асимметричны распределения оценок «правдивости», степени удовлетворенности познания и др., где рассмотрение модальной тенденции в выборке дает больше информации, чем вычисление традиционного среднего арифметического значения.

Срединные уровни основных измеряемых психологических параметров приведены в таблице 7, которая может служить своего рода ориентиром при качественной интерпретации индивидуальных показателей по использованному тесту. Однако следует еще раз подчеркнуть, что в каждом отдельном случае и в каждой группе необходим подход конструктивный и аналитико-синтетический, а не огульно оценочный.


 

Таблица 7.

 

Параметры Испытуемые
  I курс дленного отделения II курс дневного отделения II-III курсы вечернего отделения II-III курсы заочного отделения
Достижение Познание Аффилиация Доминирование   Отношение к учению 7,4-9,9 9,7-11,9 9,4-12,1 м6,4-9,8 ж5,2-8,0 6,5-10,1 7,2-9,8 9,5-11,6 9,2-12,1 6,3-9,8 5,4-8,2 6,2-10,1 6,7-9,6 8,5-10,6 10,5-13.2 5,3-8,3 4,6-7,4 6,3-10,1 6,7-9,6 7,4-10.2 10,6-13,4 4,7-7,5   6,4-10,2

 

Как показано далее, важны не столько средние значения как таковые, сколько характер связи измеряемых ими психологических переменных, специфика образуемых ими целостных структур и конструктов.

Скажем, у студентов-вечерников величина симптоматики познания в среднем меньше, чем у студентов-дневников, но статистические связи этой переменной с другими являются более широкими. Познание приобретает другой личностный, мотивационно-смысловой статус.

Случается и так, что выраженная (по средней величине) переменная, например, аффилиация у женщин, в факторной структуре распределения в целом не имеет большого объяснительного значения, и наоборот.

Так что статистические связи исследованных психологических параметров имеют картину довольно сложную, связную, но отнюдь не однозначную в разных группах испытуемых. Обобщенная схема выявленных корреляций представлена в таблице 8 (по аналогии с предшествующей табл. 4 для результатов старших школьников).

В эту таблицу включены новые переменные, требующие пояснения.

Удовлетворенность учебой (№ 2) – это оцененный в баллах ответ на одноименный вопрос как выбор одного из пяти утверждений: все нравится и всем доволен; в основном удовлетворен; удовлетворен и нет примерно поровну; больше неудовлетворен, чем удовлетворен; совершенно неудовлетворен.

Оценка организации учебы в институте (№ 3) – это один из вариантов ответа: отлично организовано; хорошо организовано; удовлетворительно; неудовлетворительно; крайне плохо, нетерпимо.

Новый выбор (№ 6) – это переведенный в баллы один из ответов на вопрос: «Если бы начать все с начала и иметь выбор, то пошли бы Вы учиться сюда же?» - да (1); не знаю, не уверен (2); нет, не пошел бы (3).

Изменение отношения к избранной профессии за время учебы (7) оценивалось по такой шкале: профессия стала для меня более привлекательной (1); отношение к профессии не изменилось (2); профессия стала для меня менее привлекательной (3); разочаровался в профессии полностью (4).

 

Таблица 8.

Статистически значимые корреляция основных параметров теста у студентов
№   Психологические переменные                                      
  Правдивость                                      
  Удовлетворенность учебой                                      
  Оценка организации учебы   +                                  
  Трудность учения   -                                  
  Временная загруженность учебой -     +                              
  Новый выбор + -                                  
  Изменение отношения к учебе   - -     +                          
  Возможности будущей профессии - +   - + - -                        
  Отношение к учебе     + - + - - +                      
  Достижение         +     + +                    
  Удовлетворенность достижения   +   -   -   + + +                  
  Познание -     - +       +   +                
  Удовлетворенность познания - + +     -   + +   + +              
  Аффилиация -     - + -     +   + +              
  Удовлетворенность аффилиации - + +     -   + +   +   + +          
  Доминирование -     -   -   + + + + + + +          
  Удовлетворенность доминирования   + + -   -   + + + +   + + + +      
  Академическая успеваемость       -         + - - +     -   -    
  Экзаменационная тревожность   - - +         - -         - - - -  

 


Как показывают данные табл.8, описанные четыре шкалы оказались довольно работающими.


Удовлетворенность учебой коррелирует с оценкой ее организации, но отрицательно связана с оценкой трудности учения, с возможностью нового выбора и изменением отношения к выбранной профессии. Удовлетворенность учебой (как комплексный субъективный показатель) коррелирует также с представлениями о возможностях будущей профессии, а главное — с наличием удовлетворения всех четырех исследуемых мотивационно-смысловых конструктов: достижение, познание, аффилиация, доминирование.

Это удовлетворенность не столько учебной деятельностью, сколько всей жизненной ситуацией в институте. Вопреки расхожим технократическим, представлениям, у такой удовлетворенности нет статистически значимой связи с академической успеваемостью студента, но есть обратная зависимость с уровнем экзаменационной тревожности. Значит, смысловое поле этого параметра много шире, чем учеба как таковая.

Человек в институте не просто учится — он там живет, конечно, не в узкой трактовке общежития как места жительства. Поэтому для формирования полнокровной деятельности учения совершенно недостаточно актуализации одной лишь познавательной потребности, нужны реализация и развитие всей мотивационно-смысловой сферы субъекта.

Оценка организации учебы (№ 3 в табл. 8) имеет корреляции, близкие с предыдущей шкалой, отличаясь наличием связи с комплексной шкалой отношения (№ 9), частью которой является «оценка организации».

Количественные показатели оценки трудности учения (№ 4) связаны в одном направлении с оценками временных затрат на него (как и у старшеклассников), но здесь прослеживается четкая отрицательная корреляция со всеми измеряемыми мотивационно-смысловыми конструктами. Труднее учиться тем, у кого менее удовлетворены и менее развиты тенденции в достижении, познании, аффилиации и доминировании. Понижается академическая успеваемость, к худшему изменяется отношение к учению, высока экзаменационная тревожность, ниже оцениваются возможности будущей профессии (см. табл. 8).

Временная загруженность учебой (№ 5) обнаруживает статистические связи явно иного направления. Студенты, склонные считать свою загруженность учебой выше, лучше относятся к учебе, большего ждут от предстоящей работы в школе, имеют более выраженную симптоматику достижения, познания и аффилиации.

Выбор другого места учебы (№ 6 в табл. 8) согласуется с неудовлетворенностью учением, с ухудшением отношения к нему и с низкой удовлетворенностью всех исследованных мотивационно-смысловых образований. Так что этот показатель (при всей простоте «лобового» вопроса) оказался достаточно надежным, да и с «правдивостью» испытуемых он коррелируют положительно.

Ухудшение отношения к выбранной профессии за время учебы в институте (№ 7) связано с меньшей удовлетворенностью учением и его организацией, с желанием иного выбора, с низкой оценкой возможностей учительской профессии, с ухудшением общего отношения к учебе.

Представляется чрезвычайно важным, что в оценке возможностей будущей профессии (№ 8) обнаруживаются односторонне положительные корреляции практически со всем набором исследуемых мотивационно-смысловых структур (кроме величин симптоматики познания и аффилиации). Это что-то по типу открытой схемы: больше имеешь и большего ждешь.

Что касается шкалы отношение к учебе (№ 9 в табл. 8),то здесь связи еще отчетливее: чем большего человек хочет, чем выраженнее у него выделенные мотивационно-смысловые конструкты, тем лучше он относится к учебе в институте, тем больше ценит то, что имеет. Этим еще раз подчеркивается ошибочность бытового «психологизма» о том, что жизнью доволен больше тот человек, который к меньшему в ней стремится, ограничивая себя от неудач и потерь.

С отношением вновь отрицательно коррелирует уровень экзаменационной тревожности (№ 19), и это важно с практической точки зрения, потому что в современной высшей школе традиционному экзамену (со всей его традиционно эмоциогенной организацией) придается неоправданно большое, порой просто решающее значение.

Симптоматика достижения (№ 10) особой обширностью связей не отличается: лишь с уровнем своей удовлетворенности (№ 11) и с блоком доминирования. Последнее психологически неоднозначно и может описывать разные мотивационно-смысловые тенденции субъекта в зависимости от того, что в данной парной связке преобладает.

Ведь чистое достижение без доминирующих тенденций означало бы человека, озабоченного постоянным успехом своего дела, но лишенного честолюбия, стремлений к социальному сопоставлению и повышению статуса. Тогда как доминантность, лишенная достигающей симптоматики, характеризует субъекта необоснованно амбициозного, чрезвычайно зависимого социально, а значит в поведении, взглядах и деле вообще неустойчивого. И то, и другое, конечно, есть схемы, в реальной жизни непременно перекрещивающиеся.

Много больше предыдущего обнаруживает корреляций параметр меры удовлетворенности достижения (№ 11 в табл. 8), который связан (кроме ранее обозначенного) со всей исследуемой мотивационно-смысловой симптоматикой. Здесь обращает ни себя внимание отрицательная зависимость академической успеваемости от всей пары достигающей симптоматики. Разумеется, это может быть следствием какой-то специфики обследованных студентов или вузов (корреляция есть не во всех полученных выборках), но в любом случае это факт психологически как бы настораживающий. По-видимому, преимущественно репродуктивный характер знания типичного студента не предъявляет особых требований к поиску и творчеству в процессе учения и традиционной академической отчетности.

Симптоматика познания (№ 12) коррелирует с аффилиацией, доминированием и академической успеваемостью. Подобное наблюдалось и у старших школьников (см. табл. 4), что, возможно, связано с наличием в обследуемом контингенте учащихся некоторой типичной схемы социализации (см. фактор ФШ1 в табл. 5). Схожи в целом и взаимодействия с другими параметрами уровня удовлетворенности познания (№ 13), хотя, как показывает дальнейший анализ, их смысловое содержание и факторная нагрузка вовсе не идентичны.

Параметры, описывающие аффилиацию (№ 14, 15) и доминирование (№ 16, 17), соединены между собой и с другими использованными переменными достаточно тесно (см. табл. 8). Тенденции к общению и дружбе как бы облегчают учение, придают ему положительную эмоциональную окрашенность и потому совершенно необходимы для учета и развития в психологически грамотно организованном учебно-воспитательном процессе, в живой деятельности учения. Соревнование с другими и самоутверждение (в симптоматике доминирования) столь же необходимы в реальной деятельности учения, сколь традиционно адекватное последней познание.

Следует подчеркнуть, пожалуй, наличие отрицательных корреляций академической успеваемости с удовлетворенностью в аффилиации (№ 15) и доминировании (№ 17), когда увлеченность ценностями общения и социального лидерства идет как бы в ущерб получаемым на экзаменах оценкам.

По нашим данным, люди с высокой симптоматикой доминирования и достаточным удовлетворением аффилиативных тенденций являются в ситуации экзамена менее тревожными (№ 19 в табл. 8), а это положительно влияет на уровень академической успеваемости (№ 18).

Отметим, наконец, что индекс правдивости (№ 1) по шкале социального ожидания, составленной из традиционных и специально отобранных утверждений, обнаруживает, вероятно, некоторую тенденцию к стандартной позе у студентов с сильно выраженной симптоматикой познания, аффилиации и доминирования. Здесь проявляется все та же социабельность, отмеченная ранее фактором ФШ1 у старшеклассников.

Таким образом, обобщенная картина статистически значимых связей исследуемых переменных представляется вполне целостной и психологически информативной. Что касается специфики корреляционных связей в различных группах испытуемых-студентов, то она нагляднее обнаруживается на более обобщающем и одновременно более мощном уровне статистического анализа результатов: при построении факторных моделей полученных эмпирических распределений.

Систематическое сопоставление факторов, выделенных в использованной системе переменных-координат, раскрывает целый ряд явлений и тенденций, не обнаруживаемых другими средствами статистического анализа.

Мы стремились к выявлению зависимости мотивационно-смысловых структур студентов от формы обучения в вузе и от пола испытуемых по такой восьмиклеточной схеме: две выборки - мужчины и женщины, выделенные в каждой из четырех групп - I и II курсы дневного отделения, II-III курсы вечернего отделения, II-III курсы заочного отделения.

 

  Дневное отделение Вечернее отделение II-III курсы Заочное отделение II -III курсы
  I курс II курс    
Мужчины        
Женщины        

 

В соответствии с такой логикой анализа выборки разъединялись и укрупнялись, сопоставлялись и объединялись. Шло также и варьирование используемых психологических переменных.

Значительные различия в проявлениях изучаемой мотивационно-смысловой феноменологии связаны, прежде всего, с полом испытуемых-студентов, поэтому результаты факторного анализа приводятся далее отдельно для мужчин и женщин. Для удобства чтения и понимания эти результаты по возможности обобщены и схематизированы.

В таблице 9 представлены сводные результаты для студентов-мужчин, где совмещены сортированные повернутые факторные нагрузки (факторные модели) для эмпирических распределений по I и II курсам дневного отделения и вечернего с заочным общая (в нашем исследовании различий не обнаружено). Цифры в клетках табл. 9 означают факторный вес каждой переменной, где для удобства чтения опущен предшествущий ноль, обозначающий целое число.

Таблица 9.

Сводные результаты факторного анализа по группам студентов-мужчин  
Факторы                
I к. дн. II к. дн. II-III в. з. I к. дн. II к. дн. II-III в. з. I к. дн. II к. дн. II-III в. з. I к. дн. II к. дн. II-III в. з. I к. дн. II к. дн. II-III в. з. I к. дн..  
    Переменные  
                                   
Временная загруженность учебой                               -273  
Отношение к учебе             -314                    
Организация учебы                                  
Достижение                                  
Возможности будущей профессии                                  
Академическая успеваемость                         -494        
Доминирование                                  
Познание             -425                    
Удовлетворен­ность аффелиации                 -328       -463        
                                   
Удовлетворен­ность позна­ния             -413       -327       -285    
Трудность уче­ния   -585                 -542 -839          
Удовлетворен­ность учением             -587                    
Удовлетворен­ность дости­жения                                  
Правдивость         -588         -709       -460      
Новый выбор         -568                 -406 -280    
Экзаменацион­ная тревож­ность     -567   -272     -706     -391       -655 -503  
Аффилиация     -326                            
Изменение от­ношения к учебе                   -329 -629       -275 -587  
Удовлетворен­ность доминирования                                  
Доля объяснимой фактором дисперсии 0,28 0,27 0,28 0,16 0,15 0,18 0,16 0,13 0,13 0,12 0,09 0,10 0,07 0,03 0,08 0,07  
                                                     

 







Date: 2015-06-06; view: 486; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию