Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. (психолого-педагогическое исследование)Стр 1 из 21Следующая ⇒
Б.А.Сосновский
МОТИВ И СМЫСЛ (психолого-педагогическое исследование). Москва, «Прометей», 1993
В книге обсуждаются личностные аспекты проблем психологии мотивации, формулируется авторская концепция мотивационно-смысловых образований субъекта, приводятся результаты обширных эмпирических исследований, намечаются пути их практического использования в психологическом обеспечении учебной и трудовой деятельности человека. Предназначена для психологов, педагогов, социологов, руководителей и других специалистов, профессионально заинтересованных внутренним миром человека.)
ВВЕДЕНИЕ Проблемы мотивации относятся (по определению) к исследованию движущих сил, причин, внутренних и внешних механизмов поведения человека, и потому являются для психологии, несомненно, важными, иногда просто центральными. Однако описания мотивационной феноменологии отличаются большим разнообразием, эклектичностью, многоаспектностью, понятийной пестротой, отчего и мировой и отечественной психологии не удается прийти к допустимо непротиворечивым и целостным представлениям о структуре и функциях мотивационной сферы человеческой психики. Существующие теории и модели мотива (и смежных с ним категорий и понятий) не вполне (для науки) четко отражают его собственно психологическую, т. е. субъективную и субъектную (личностную) представленностъ, отчего обширная, проблематика психологии мотивации заведомо упрощается и сводится, зачастую, к изучению довольно-таки гипотетичной объективно-энергетически-побудительной феноменологии (по типу школы элементарной физики движения или качения). При безусловном наличии в отечественной психологии серьезных достижений и находок в области исследования личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, М. Я. Басов, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П.Я.Гальперин, Л. В. Запорожец, П. В. Зейгарник, А.Ф.Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Ф.Ломов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б. М. Теплов, Д. Б.Эльконин и др.) реальное соотношение субъективных и субъектных аспектов психики остаются для материалистического подхода традиционно малоизученными. Мешала упрощенная парадигма примата объективного. Теоретически и практически обоснованное стремление к объективности, упрощенной «экспериментальности» научно-психологических построений привело в масссовой практике к фактическому обезличиванию, игнорированию – просто к депсихологизации реального человека и его конкретной, живой, ежечасной душевной деятельности, да просто, жизни. Во многих неквалифицированных, неграмотных, по сути, механистических интерпретациях деятельностного подхода непомерно объективизированы, овеществлены компоненты собственно психологической структуры деятельности (в том числе потребности и мотивы), отчего возможны (и неизбежны) не только искажения психологического содержания терминов, их понятийное искажение, смещение и смешание, но и скрытая, неосознанная редукция, подмена главного - предмета психологии. При этом наибольшие психологические потери приходятся, конечно, на долю массовых прикладных исследований, на практику внедрения их результатов в конкретную бытность людей, как сущностей, а не просто «человеческих факторов», создателей неких «человеческих отношений «и т.п. Жизнь подтверждает это с довольно жесткой постоянностью. Похоже, что кроме психологии и религии никого не волнует внутренний мир живущего реально человека. За последние годы в нашей стране отмечается некая активизация исследований субъективной (эмоциональной, смысловой, семантической) и субъектной сторон психики и личности (К. А. Абульханова-Славская, Е. Ю. Артемьева, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, Ф. К. Василюк, В. К. Вилюнас, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В. В. Налимов, В. Ф. Петренко, В. В. Столин, А. Г. Шмелев и др.), что в определенной мере распространяется и на изучение потребностно-мотивационной сферы человека (В. Г. Асеев, И. А. Джидарьян, В. А. Иванников, И. В. Имедадзе, В. Г. Леонтьев, Д.А.Леонтьев, А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Ю. М. Орлов, и др.). Такая ориентация вполне отвечает гуманизации и демократизации общественной жизни, провозглашаемой (не вполне убедительно) в сегодняшней России, запросам априорной предназначенности теории и реальной практики научной и прикладной психологии. Хочется верить, что это не проявление очередной модной тенденции, а настоятельная необходимость развития общественного сознания и психологии, понимание социумом необходимости активного ее участия в социальном бытие и, тем более, переустройстве. Психология может (теоретически) стать центрирующим звеном комплексного человекознания (Б. Г. Ананьев, В. П. Зинченко, Б. М. Кедров, А. В. Петровский и др.), но для этого необходимо планомерное решение целого ряда долговременных и актуальных проблем: от теоретико-методологических до организационно-прикладных, экономических и внедренческих, от фундаментальных научных исследований до широкого психологического просвещения и психологической поддержки всего населения. Пока что в России, в образовании, в культуре все более возобладают иные тенденции. Психологической грамотности, элементарной просвещенности остро не хватает всему современному обществу, в любом ролевой схематизации: от политических структур до школьника, от руководителя производством до обывателя и родителя. Но это же все живые люди! Кто и почему лишает их такого знания? Получается, что никто, а просто по незнанию. Тогда спираль получается тупиковой. Автору этой книги профессионально известно состояние нынешнего высшего российского образования, немало – о среднем образовании. Это все нелогично, не аргументировано психологически, бессистемно, временно для исполнителей, а время остановить нельзя. Интеллектуальные потери уже теперь невосполнимы. Нужны десятилетия, если не много больше. По-особому актуально существенное повышение психологической образованности (подготовленности, компетентности) учителя — представителя, быть может, самой распространенной и ответственной психологической профессии. Психологические издержки и упущения традиционной школы настолько очевидны и широки, что давно требуют экстремальных мер, которые могут быть только длительными и комплексными. Действенное «очеловечивание» процессов обучения и воспитания не может быть частичным. Отечественная психология это уже несколько раз доказала, теперь тенденция к забыванию этого. Отчего? В нашей книге выделяются и исследуются некоторые мотивационно-смысловые аспекты обозначенных выше проблем, разрабатываются психологические пути и средства их возможного разрешения. Работа построена на трех основных предположениях. 1. Атрибутивное для диалектико-материалистической позиции качество субъективности (пристрастности) психического отражения находит свое комплексное результативное выражение в мотивационно-смысловых личностных образованиях. Они создаются в процессах жизни и деятельности человека во всей многоуровневой и иерархизированной системе смыслообразующих отношений и по-своему проявляются во всех компонентах психологической структуры субъекта: от направленности до самосознании и психологии жизненного пути. 2. Адекватным средством диагностики мотивационно-смысловых образований, позволяющим измерить степень их выраженности, исследовать структуру и динамику, являются соответствующие тест-опросники, совмещенные с прожективными методиками и процедурами психо-семантических измерений. 3. Мотивационно-смысловой анализ, построенный на разработанной понятийной и методической основе, позволяет по-новому рассматривать психологическую феноменологию мотивации, функции которой в развитой человеческой психике отнюдь не сводятся к побуждению деятельности и поведения. В разработке, проверке и доказательстве названных (и других) гипотез автор исходил не столько из теоретических посылок и задач, сколько из острой необходимости решения практических и прикладных вопросов, актуальных для отечественной психологии, для нынешней образовательной и в целом общественной реальности. В этой связи в книге можно выделить как бы три аспекта, три уровня рассмотрения исследуемых проблем: психолого-публицистический, психолого-педагогический и собственно психологический (преимущественно мотивационный). Эти аспекты центрированы вокруг основной проблемы: максимально адекватное моделирование и описание реальной человеческой психики. Только на этой основе возможно корректное решение всех фундаментальных и частных, теоретических и практических научно-психологических задач. Многое в этой книге изложено с заведомой дискуссионностью, и это не дань модным ныне негативизму и «альтернативности». Это естественное для психолога стремление к рефлексии собственной профессиональной деятельности, к анализу некоторых застаревших проблем психологического образования в педвузе, психологической малограмотности общества в целом. Автор не претендует на формулирование общепризнанных и универсальных психолого-педагогических ответов-рекомендаций. Эта книга предназначена для заинтересованного и сомневающегося читателя и адресована к его собственным размышлениям, поискам и находкам. Дело в том, что в психологии существует вообще очень много «простых» вопросов, но совсем нет простых, однозначных ответов.
Date: 2015-06-06; view: 1155; Нарушение авторских прав |