Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безопасности полетов





 

Краткое содержание

"Человеческий фактор" вносит существенный вклад в аварийность в сложных человеко-машинных комплексах (управление авиационными и космическими аппаратами, АЭС, ракетными комплексами, подводными и надводными судами и т.п.).

Несмотря на большие достижения в области обеспечения человека необходимой информацией в удобном для восприятия виде, доля ошибочных действий человека в экстремальных ситуациях непрерывно растет. На пассажирских и транспортных перевозках она за последнее время возросла с 66% до 85%. Становится ясно, что огромные ресурсы (интеллектуальные, материальные, научно-технические), направленные на повышение безопасности полетов не дают адекватных результатов. Необходимы кардинальные изменения подходов к созданию и эксплуатации сложных человеко-машинных систем. Исключить человека, как пока еще слабое, ненадежное звено, невозможно. Необходимо искать ресурсы внутри человека, в его потенциальных возможностях. И они имеются. Путь к их раскрытию и эффектному использованию указывает учение Вернадского о Ноосфере. Анализ всех происшествий за 5 лет, проведенной федеральной авиационной службой, показывает, что среди пяти типов поведения экипажей и экстремальных ситуациях, имеется тип поведения, основанный на сверхсознании, который характеризуется своевременным и адекватным реальному процессу управлением. Спонтанные безошибочные действия летчика обеспечиваются его бессознательной связью с ноосферой. Эта связь осуществляется через пространство смысла, которое следует отличать от информационного. Освоение пространства смысла возможно через развитие образного и понятийного мышления, преодоления вербального (символьного) восприятия информации, слишком распространенного в компьютерный век. При приеме в летные училища делается попытка определения склонностей абитуриентов к образному и понятийному мышлению. Однако, крайне не достаточная. Предлагаются методы развития способностей освоения пространства смысла путем обучения, тестирования в летных учебных заведениях и при переподготовке летного состава. Это позволит реализовать комплекс мероприятий (обучение, тренажная подготовка, тестирование) по снижению "человеческого фактора" в аварийности не только на авиатранспорте путем развития основанной на свехсознании интуиции летного состава. Рассматриваемая теория хорошо согласуется с немалым числом случаев в деятельности летчиков и космонавтов, особенно летчиков-испытателей, когда абсолютно адекватная реальному процессу реакция (управление) вырабатывалось человеком раньше появления каких бы то ни было признаков нештатного процесса. В работе рассматриваются механизмы этого феномена.


I. Общие положения.

Избранный человечеством путь цивилизации, базирующийся на данном виде научно-технического прогресса и способе использования его выдающихся достижений, характеризуется двумя принципиальными взаимосвязанными особенностями, обусловленные более чем двухтысячелетним господством эпохи Рыб:

— первостепенным вниманием к материальному созиданию, к внешнему обустройству жизни, созданию материальных средств обеспечения комфортного существования с узкопрагматическими критериями на основе иллюзорных представлений о среде обитания, законах эволюции и, как следствие, не желанием и не способностью предвидеть отдалённые результаты своей деятельности. "Отец" кибернетики Н. Винер в популярной работе "Творец и робот" [3], раскрывая фантастические возможности "машинной цивилизации", связанные с созданием самонастраивающихся, самопрограммируемых, самообучающихся и даже саморазмножающихся машин, был озабочен и предупреждал человечество об опасностях, заключённых в таких возможностях и обусловленных принципиальной невозможностью предусмотреть все вероятные последствия тех или иных решений. Причём непредвиденные негативные следствия могут с лихвой перекрыть положительный предусмотренный эффект, ради которого были направлены усилия порой больших коллективов одарённых, талантливых людей. Примеров, подтверждающих правоту великого учёного и мыслителя, определившего превознесение машинного над человеческим грехопадением нашего времени, сегодня можно привести много.

— крайне недостаточным вниманием к развитию собственных возможностей человека, к изучению его внутреннего устройства и огромных потенциальных непроявленных способностей интеллектуальной и духовной сферы "Homo Sapiens". В результате, фантастические достижения научно-технического прогресса сопровождаются всё более развивающейся немощью человека, его внутренним одичанием и опустошением, как неизбежным следствием широко распространённого духовно-интеллектуального и других видов иждивенчества.


Человек, не желающий осознавать смысл своего существования, своего единства со всем сущим в общем процессе эволюции, уже сегодня в виде авиационных, космических комплексов, подводных лодок, АЭС и других шедевров сотворил таких монстров, от которых сам же и страдает. Они превратились в орудия и средства предсказанного мудрыми страшного суда, который человек творит сам над собой в соответствии с пренебрегаемыми им законами Системы Творения.

На лицевой грани представленной на рис. В.2 функциональной модели Вселенной в форме многогранной пирамиды показано, что в соответствии с новейшими научными открытиями сознание человека функционально находится между информационным пространством и пространством смысла, реализующимся посредством солитоновых матриц и торсионных полей.

Смысл есть внутренняя сущностная связь со всеобщей истиной. Базовыми функциональными элементами смысла являются понятия, образы, чувствознания, в отличие от информационных базовых первоэлементов, каковыми являются вербальные символы: буквы, цифры, слова.

Информация — лишь средство передачи смысла от источника к потребителю. Согласно теории информации передача не может осуществляться без помех, которые имеют место быть в источнике, линии передачи и приёмнике. Господство индустриально-технического рассудка, озабоченного исключительно созданием и обслуживанием порождённого человечеством чудовища, называемого техносферой, уже фактически привело к трагическому росту энтропии и саморазрушению жизни, поскольку в погоне за извращённо понимаемой эффективностью человечество забыло о сохранении и преумножении гармонии вмещающей нас среды обитания, для чего собственно и создан человек по образу Божию, а подобным ему должен стать неустанным трудом Разума и Души в процессе служения всему Сущему в качестве помощника Творца.

 

 

 

Алгоритмы развития таковы, что окружающий нас мир развивается циклически, и в процессе круговорота вещества в природе некоторая часть биосферы (порядка 1 %) может выпадать из оборота (отходы) без угрозы нарушения процесса. Властный вид Планеты — человечество, составляющее в своей массе ничтожную долю процента от общей биомассы Земли, продуцирует своей деятельностью отходы, в 2000 раз превышающие отходы всей биосферы. Такая вот власть, считающая, что ей всё можно, поскольку спрашивать с неё будто бы некому.

На рис. I.1 показан в логарифмическом масштабе график зависимости роста отношения энергии к веществу (Э / В), т. е. количества энергии, приходящейся на единицу вещества, в результате деятельности человека со времени изобретения в 1705 г. Томасом Ньюкоменом паровой машины. За паровой машиной и двигателем внутреннего сгорания последовали другие виды интервенции человека в энергетическую кладовую Творца, включая термояд и водородный синтез.

Экспоненциальный рост энергопроизводства, в том числе и для военных целей, привёл человечество к середине XX века на грань выживания себя самого и Планеты в целом. К. Марксом был сформулирован закон экспоненты с отрицательной постоянной времени T: , т. е. чем выше уровень научно-технического прогресса, тем выше темпы его развития. Сотворив себе кумира из собственных произведений в ущерб всему естественному, следуя слепому виду технической индустриализации, человек утратил Бога в душе и, как следствие, потерял себя в энерго-информационных и вещественных дебрях и превратил себя в зверюшку в беличьем колесе цивилизации. В погоне за эфемерными преходящими материальными миражами в ущерб вечным ценностям нынешнее человечество и его деятельность характеризуется тотальной потерей смыслов, и, прежде всего, смысла собственной жизни. В основе всех техногенных, да и природных катастроф лежит самая страшная катастрофа — антропологическая, ведущая к биороботизации, утрате индивидуальности и превращению человека лишь в слепое средство собственного творения, не способное состояться в качестве мыслящей индивидуальности, ответственной за себя и создаваемый ею мир.


Такая нелицеприятная самооценка нас, человечества в начале III тысячелетия, необходимость посмотреть правде в глаза существуют ещё и потому, что лётные экипажи рекрутируются из общества, а так же пребывают в нём большую часть жизни и не свободны от его влияния.

Как у А. С. Грибоедова:

"В любом огне тот будет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним

И в ком рассудок уцелеет".

 

Необходимо со вей ясностью осознать тот факт, что такое серьёзное, высокоинтеллектуальное и ответственное дело, как управление полётом, несовместимо с правилами, практикуемыми в обществе, его нравами, способами решения задач и поведением. То, что проходит в современном бизнесе, не совместимо с природой и миром Божьим, которые суровы, требовательны и справедливы, но в отличие от человека не коварны и не злопамятны.

Поэтому должно быть создано особое интеллектуально-духовное методическое обеспечение подготовки лётных экипажей, включая тестирование при поступлении в лётные училища, научное сопровождение их деятельности и периодическую переподготовку. При этом главной составляющей и целью должны быть методы преодоления вербального мышления, удержание сознания в пространстве смысла путём развития понятийного и образного мышления.

На рис.I.2 представлен в логарифмическом масштабе график, характеризующий рост информации, приходящейся на единицу смысла (И / См).

 

 

Как видно из сравнения рис. I.1 и рис. I.2 всё та же экспонента, только время информационного взрыва началось лишь 50 лет назад, когда фон Нейман сформулировал теорему прерывания, на основе которой цифровая техника наделяется в отличие от аналоговой свойством многофункциональности, как способности неизменяемого аппаратного устройства одновременно решать многообразные задачи. Это свойство, в основном, и предопределило тот информационный взрыв, который привёл человечество в конце тысячелетия к почти полной утрате смыслов и возникновению проблем, решение которых немыслимо без коренного изменения парадигмы существования, и прежде всего, представлений об иерархии ценностей.

Если мы хотим снизить уровень потерь на авиационном транспорте и влияние человеческого фактора, достигшего 85 % в общем количестве причин аварий и катастроф, мы должны признать необходимость поиска прорывных кардинальных решений, позволяющих раскрыть и использовать потенциальные возможности управляющего самолётом человека и всех других причастных к этому процессу людей. Перевод сознания в пространство смысла, преодоление вербального безобразного мышления — важнейшая ступень в этом направлении, без которой говорить о снижении человеческого фактора несерьёзно.







Date: 2015-06-06; view: 376; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию