Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. Коварные бомбы в недрах человеческого сознания
Проведенный в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) анализ 100 тяжёлых авиационных происшествий с самолётами I-III классов за пятилетний период (1990-1994 гг.) показал, что в 82 из них доминировал так называемый "человеческий фактор", т. е. ошибочные решения и действия экипажа, не адекватные условиям полёта. В этой группе происшествий выделяется 40 случаев (48.5 % от общего числа), непосредственно обусловленных сознательным нарушением экипажами производственной и лётной дисциплины. Опираясь на богатый фактический материал и интуитивную логику, авторы разработали новую релятивистскую концепцию психической деятельности, заключающуюся в способности человеческого сознания замедлять или ускорять течение психического времени, которое, следовательно, отличается от регистрируемого времени течения реального управляемого пилотом процесса. Проявленная деятельность пилота является функцией изменённого состояния сознания, имеющего свои отличающиеся от физического временные масштабы. Опираясь на мысль Л. Н. Гумилёва в том, что "теория не должна противоречить строго установленным фактам, но в праве противоречить любым концепциям, сколь бы привычны они ни были", авторы не без основания полагают, что созданная ими релятивистская концепция психической деятельности человека будет способствовать выведению из тупика современной психологической науки. При этом воспроизводятся слова крупного учёного в области психологии и философии В. В. Налимова: "Незнание человека — это наиболее сильное незнание современной науки... Мы не верим в глубину познавательной силы традиционной психологической науки". Могу лишь добавить, что по-другому и быть не могло, поскольку "наука" о Душе — психология ещё по-видимому долго будет нести на себе печать материализма, отрицающего наличие у человека Души, как самостоятельной ипостаси, вечно развивающейся в соответствии с законами Вселенной. В таком случае, что же изучает психология? Согласно релятивистской концепции безопасное пилотирование является спонтанным и обеспечивается оно интуитивными психическими процессами с некоторой долей участия контролирующего рассудка. Действия экипажа при этом синхронизированы по времени с физическим процессом движения воздушного судна; имеет место практическая согласованность реального (физического) и субъективного (психического) течения процессов в пространстве и времени. Авторы [8] определяют "спонтанность" как такой уровень регуляции психической деятельности, при котором масштаб субъективного времени совпадает с масштабом времени физического процесса. В этом случае запаздывание в образе действия экипажа относительно реального процесса определяется временем его физической реакции и составляет не более 2 секунд. Увеличение этого интервала свидетельствует о переходе к рассудочной (десинхронизированной) психической деятельности. В [8] рассматривается механизм психических процессов при сознательном нарушении экипажем лётной дисциплины, определяемой требованиями нормативных документов, в процессе выполнения полёта или подготовки к нему. Сам факт нарушения формирует в подсознании пилота стойкий очаг возбуждения, слабо или вообще не ощущаемый, но при определённых условиях способный произвести эффект незвучно разорвавшейся бомбы. Он проявляется в нарастании психоэмоционального возбуждения, снижения лабильности психики, её способности быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, в результате возникает реальная опасность перехода к десинхронизированным видам психической деятельности. Кроме уже упомянутого рассудочного авторами выявлены ещё два вида десинхронизированной потенциально опасной деятельности: эмоциональная — в темпе спешки и рефлекторная, проявляющаяся как импульсивная. Все виды психической деятельности авторы [8] свели к пяти типам, представленным на рис. V.1.
Рис.V.1. Классификация видов психической деятельности.
Субъективная спонтанная проявленная деятельность, базирующаяся на интуиции подсознания, является оптимальной, но только в пределах предшествующего опыта. Наконец, истинная спонтанная, определяемая интуицией сверхсознания, обеспечивает безошибочное управление в штатных, нештатных и аварийных ситуациях. Мы её рассмотрим подробнее несколько ниже. А пока я советую читателям серьёзно проработать этот труд [8], так как он даёт основательную пищу для размышлений о мире, в котором мы живём, и как не адекватно ему мы строим порой свою деятельность. Авторы справедливо объясняют низкую эффективность профилактических мероприятий, носящих командно-декларативный характер и указывают на необходимость воздействия на те уровни психических структур, которые являются истинно причинными и профилактика которых способна предотвратить переход с оптимальных на десинхронизированные виды деятельности. И они предлагают включить в качестве профилактических мероприятий усвоение лётными составами механизмов возникновения потенциально опасных типов поведения из-за сознательных нарушений лётной дисциплины. В какой-то мере знание возможных последствий нарушения может оказать реальное воздействие. Но причины сознательных нарушений в книге [8] фактически не рассмотрены. А они, конечно, имеются и кроются тоже в психологии человека в виде до поры, до времени неощущаемой потенциально опасной бомбы. Попробуем извлечь её, используя уже упомянутый интуитивно-логичный научный метод, строго опирающийся на реальные факты. Психика человека, находящаяся в плену телесного сознания, делает его порой заложником игры вероятностей очень малых чисел. Каждый человек строит свою деятельность в пределах некоторой многомерной "области допустимых управлений" (ОДУ), которой соответствует требкемый уровень безопасности, определяемый как некоторая приемлемая, хотя и зачастую неосознаваемая вероятность неблагоприятного исхода (10 - n) на некоторое количество реализаций или времени. Выход из ОДУ, а такое случается из-за ошибок или соответствующего состояния, сопровождается увеличением вероятности беды с 10 - n до 10 - (n-1) к примеру, как это показано на рис. V.2. Но всё же вероятность остаётся очень малой, и при небольшом количестве реализаций или времени наказание за нарушение границы ОДУ, как правило, не следует, т. к. происшествие зависит не только от управления, но и стечения обстоятельств. Другими словами закон обратной связи в цепи "нарушение-наказание", как правило, до определённого момента не срабатывает и в психике человека укрепляется новая ОДУ, соответствующая сниженной безопасности жизнедеятельности 10 - (n-1). Тем же, у кого малая вероятность сработала, учиться часто оказывается слишком поздно по известным причинам. Всё это один к одному относится к лётным экипажам, в частности, гражданской авиации, только принцип "авось пронесёт" касается не только их интересов, поэтому профилактика выхода за пределы ОДУ, определяемой нормативно-требуемым процессом, должна быть жёсткой и тщательной, опирающейся на всё, что знает наука о человеке и даже более того, где не может наука, должно выручать искусство. Исследование характера взаимодействия ментального, астрального и физического тел человека установили, что прямых каналов воздействия ментальное тело на физическое не имеет: только через астральное. Этим объясняется тот факт, что знания, если они не превратились в чувствознания, т. е. не соединились с эмоциями, проникнув в астральное тело, практически не влияют на поведение. Дети могут хорошо знать, что учиться надо, а мотивации нет, если эмоции дремлют. Экипажи прекрасно знают, к чему приводят сознательные нарушения лётной дисциплины, однако допускают их, т. к. эти знания их пока не коснулись, они абстрактны и не могут вызвать соответствующие чувства, без которых изменить что-то в себе невозможно. Поэтому действенными могут оказаться меры, которые можно охарактеризовать как "игру в страшилки": при любом выходе за пределы ОДУ сотворить виртуальную "катастрофу", причём в как можно более ярких красках и образах. Современные дисплеи это позволяют не только на стендах и тренажёрах при подготовке к полёту, но и в самом полёте. Конечно, всё это должно быть тщательно продумано и отработано, чтобы не спровоцировать "панику" в полёте и переход, например, к эмоциональному десинхронизированному типу деятельности. Здесь излагается лишь идея, которая может вырасти в целое направление работ по профилактике авиационных, да и не только авиационных происшествий за счёт снижения "человеческого фактора".
Сечения условной многомерной области допустимых управлений (ОДУ) и ломаная линия l, характеризующая свойства психики человека превращать область недопустимых управлений (ОНДУ) в ОДУ (точки Д и Е). Date: 2015-06-06; view: 463; Нарушение авторских прав |