Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О защите прав потребителей 1 page
§ 1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей
Правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства. Несомненно, нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулирования отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юридически равными потребителем и его контрагентами (изготовитель, исполнитель, продавец) и носят гражданский характер. Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско-процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели - защиты этих прав. Например, ряд норм предпринимательского права (если рассматривать его как отрасль) устанавливают правовое обеспечение качества товаров, работ и услуг, что само по себе является определенной гарантией успешной реализации права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), закрепленной в ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей". Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Анализ законодательства о защите прав потребителей в юридической литературе, проводимый в разные периоды его становления, указывал на комплексную природу этого законодательства. Так, А.Е. Шерстобитов и Т.Л. Левшина справедливо отмечали в процессе анализа правоприменительной практики первых лет существования Закона "О защите прав потребителей", что "совокупность входящих в него нормативных актов должна определяться как комплексная отрасль законодательства, тесно связанная с отраслевым законодательством и черпающая из него основные, базовые категории (например, договор, правонарушение, вина, ответственность и т.д.), без которых правоприменительная деятельность невозможна. Классическое гражданское законодательство не рассчитано и не должно быть рассчитано на регулирование всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей. В связи с этим подчеркивалась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и исполнителями на рынке товаров и услуг. Таким образом, как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права" <1>. -------------------------------- <1> См.: Зименкова О.Н., Левшина Т.Л., Тобис В.И., Шерстобитов А.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". М.: Кросна-Лекс, 1997. С. 28, 29.
Аналогичную точку зрения относительно рассматриваемой специфики законодательства о защите прав потребителей высказывал также М.Ю. Челышев, определяя законодательство о защите прав потребителей как совокупность разноотраслевых нормативных правовых актов, при помощи которой устанавливается механизм охраны субъективных прав потребителей, разноотраслевых гарантий их реализации, юридических последствий нарушения названных прав. Это законодательство является внешним проявлением существующего в отечественном праве межотраслевого института охраны прав потребителей. Основу данного правового института составляют правовые нормы о субъективных правах потребителей <1>. -------------------------------- <1> См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. М.: Юрайт-М, 2003. 255 с.
Общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей, составляют его предмет. Круг данных отношений настолько обширен и разнообразен, что в принципе невозможно определить их исчерпывающий перечень. Поэтому объективно существующую специфику предмета законодательства о защите прав потребителей отражает разделение общественных отношений, которые возникают в рассматриваемой области, на два блока, а именно общественные отношения, целью которых является реализация: частных интересов; публичных интересов. Отношения первого блока основаны на признании свободы определенных субъектов, а именно участников гражданского оборота, совершать в рамках этих отношений действия, которые построены на принципах, названных п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Так, указанная статья предусматривает, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Таким образом, в первый блок входят, например, договорные отношения между потребителем и его контрагентами (продавец, изготовитель, исполнитель) по поводу продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и т.д. Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" <1> (с посл. изм. и доп.), к рассматриваемым отношениям необходимо относить отношения, возникающие из следующих договоров: -------------------------------- <1> Бюллетень ВС РФ. 1995. N 1, 7; 1997. N 1; 2001. N 2.
1) розничной купли-продажи; 2) аренды, включая прокат; 3) найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); 4) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); 5) перевозки граждан, их багажа и грузов; 6) комиссии; 7) хранения; 8) договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; 9) банковского вклада; 10) страхования; 11) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. 1997. 5 февраля.
Важно знать, что только с 20 декабря 1999 г. (день официального опубликования Федерального закона от 17 декабря 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6287.
Следует отметить, что в юридической литературе уже много лет ведется спор о том, подпадают ли отношения по договору банковского вклада под действие Закона "О защите прав потребителей". Основанием для данного спора является неоднозначное определение в науке правовой природы договора банковского вклада. По мнению А.М. Эрделевского, договор банковского права относится к договорам возмездного оказания услуг и определяется следующей структурой обязательств: банк оказывает вкладчику услугу в виде действий по обеспечению возврата суммы вклада и выплаты процентов, а вкладчик за оказание данной услуги предоставляет банку безусловное право использовать сумму вклада в течение срока его хранения. Отнесение в ст. 779 ГК РФ данного договора к числу договоров об оказании услуг позволяет предположить возможность включения вытекающих из него отношений в сферу действия Закона "О защите прав потребителей" <1>. Иной точки зрения по анализируемому вопросу придерживается специалист по банковскому праву В.В Артемов. Он считает, что "договору по банковскому вкладу не присущи признаки договора оказания услуг, и сущность его заключается в том, что вкладчик передает банку во временное пользование денежные средства, а банк обязуется их вернуть и заплатить проценты за пользование. Предметом данного договора является пользование денежными средствами за плату. Поэтому данный договор входит в группу договоров по пользованию имуществом, являясь одновременно договором займа. Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), на договоры по пользованию имуществом, как и на договоры займа, данный Закон свое действие не распространяет" <2>. -------------------------------- <1> См.: Эрделевский А.М. Банковский вклад и права потребителя // Законность. 1998. N 4. С. 12 - 16. <2> Артемов В.В. Договор банковского вклада и защита прав потребителей: иной взгляд // Банковское право. 2002. N 4. С. 22 - 25.
В свою очередь, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Приказом от 20 мая 1998 г. N 160 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей" <1> разъяснило, что последствия нарушения условий договоров об услугах, не подпадающих по признакам под действие гл. III Закона "О защите прав потребителей", регулируются нормами не данной главы, а соответствующими нормами о рассматриваемых последствиях, содержащимися в ГК РФ и других законах, согласно ст. 39 Закона "О защите прав потребителей". Здесь идет речь, например, о договорах банковского вклада и страхования. Данное правило имеет огромное значение для применения норм законодательства о защите прав потребителей относительно последствий нарушения условий договоров об определенных видах услуг, так как вообще в гл. III Закона "О защите прав потребителей" как общие закреплены правила, регулирующие отношения, вытекающие из договора подряда. Например, по договорам страхования страховая организация осуществляет деятельность по обеспечению выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая. Если он не наступит, то договор страхования по истечении установленного в нем срока страхования будет также считаться исполненным надлежащим образом, несмотря на то что страховое возмещение не выплачивалось. Предметом данного договора является осуществление страховой деятельности страховщиком, и соответственно по характеру договор страхования является договором на оказание услуг. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются гл. 48 ГК РФ, а также специальным законодательством о страховании. С учетом изложенного и положений ст. 39 Закона "О защите прав потребителей" данный Закон применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются ГК РФ и специальным законодательством о страховании. -------------------------------- <1> БНА ФОИВ. 1999. N 2.
Кроме того, в названном Приказе N 160 также определен перечень отношений, которые не подпадают под действие Закона "О защите прав потребителей". Необходимо знать, что для определения круга отношений, вытекающих из гражданско-правовых договорных конструкций, которые регулируются законодательством о защите прав потребителей, важным критерием стала характеристика договора как возмездного, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ), например отношения из договора розничной купли-продажи. Соответственно, отношения из безвозмездных договоров, где отсутствует признак получения одной из сторон платы или иного встречного предоставления от другой стороны договора, в предмет законодательства о защите прав потребителей не входят (безвозмездное хранение одежды в гардеробах организации). При этом следует отметить, что в указанный перечень входят: отношения, не связанные с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Например, отношения, вытекающие из договора государственного займа, где одной из сторон является гражданин, а другой - государство (ст. 817 ГК РФ); отношения граждан с определенными организациями на основе членства в них. Например, членство в общественном объединении, кооперативе, товариществе и т.д.; так называемые публичные услуги, которые предоставляются различными органами публичной власти, иными уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с их полномочиями, закрепленными в самом законодательстве. Например, совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных законодательством, рассмотрение дел граждан в суде, выдача консульскими учреждениями виз и т.д. В настоящее время некоторые исследователи в области защиты прав потребителей находят актуальным анализ проблемы применения Закона "О защите прав потребителей" к отношениям, вытекающим из договора долевого участия в строительстве. И это закономерно, так как практика строительства жилья за счет привлечения средств населения, т.е. граждан, существует не так давно. Суть данной проблемы состоит в следующем вопросе: можно ли считать гражданина, заключившего подобный договор, потребителем или он участник совместного строительства, что в принципе тогда не позволяет ему воспользоваться в определенных ситуациях нормами законодательства о защите прав потребителей? Детальное объяснение по данному вопросу дает Я.Е. Парций в комментарии к Закону "О защите прав потребителей". Оценивая правовую природу договора долевого участия в строительстве, он приходит к выводу, что данные договоры, заключенные между гражданами и строительными организациями-застройщиками, предметом которых является строительство конкретных объектов недвижимости (в том числе жилых помещений - квартир в многоквартирных жилых домах), по содержанию являются гражданско-правовыми договорами строительного подряда, по которым подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика в лице гражданина определенный объект недвижимости, а заказчик обязуется принять результат работы, уплатив обусловленную договором цену. Необходимо также подчеркнуть в связи с введением в действие с 1 апреля 2005 г. Федерального закона о долевом строительстве, что ч. 9 ст. 4 этого акта предусматривает, что "к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом" <1>. --------------------------------
КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) Я.Е. Парция включен в информационный банк.
<1> Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". М.: Норма, 2007. С 87 - 93.
В рамках отношений второго блока, основанных на принципах власти и подчинения, неравенства, действия определенных субъектов для цели защиты прав потребителей обеспечиваются механизмом государственного принуждения. Особенность данных отношений состоит в следующем: одной из сторон в них всегда выступает государство через какой-либо уполномоченный орган публичной власти, а другой - контрагент потребителя. Например, отношения по поводу лицензирования отдельных видов деятельности (работы, услуги), стандартизации и сертификации товаров и услуг, что, соответственно, гарантирует успешную реализацию права потребителя на безопасность товара, работы и услуги. Следовательно, непосредственное участие самого потребителя в данных отношениях не наблюдается. Однако нет правила без исключения. Например, обращение потребителя в суд за защитой своих нарушенных прав. Таким образом, в этом примере речь идет о публично-правовых отношениях. Указанный подход к разграничению частных и публичных интересов указывает на то, что один блок отношений регулируется нормами гражданского права, а другой - публичных отраслей права. В связи с этим уместно в очередной раз обратить внимание на позиции исследователей по данному вопросу. Так, А.А. Райлян выделяет четыре группы отношений, вытекающих непосредственно из Закона "О защите прав потребителей": 1) имущественные, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при купле-продаже ими товаров, выполнении работ, оказании услуг. Эти отношения гражданско-правовые и наиболее многочисленные в потребительской сфере; 2) публично-правовые, преимущественно административно-правовые, возникающие в процессе осуществления антимонопольными органами государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществления органами исполнительной власти контроля за качеством и безопасностью выпускаемых, производимых и оказываемых этими субъектами товаров, работ и услуг; 3) местно-самоуправленческие (муниципальные), которые возникают в ходе реализации органами местного самоуправления своих полномочий по защите прав потребителей; 4) общественно-правовые отношения (корпоративные) - в части защиты прав потребителей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) <1>. -------------------------------- <1> См.: Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005.
Указанная классификация в основном соответствует содержанию действующего законодательства о защите прав потребителей. Имущественные отношения, например, регулируются большинством статей гл. I - III Закона "О защите прав потребителей". В свою очередь, регламентация публично-правовых, местно-самоуправленческих (муниципальных) и общественно-правовых отношений в целом нашла отражение в гл. IV этого Закона. При этом частноправовые потребительские отношения, по мнению А.А. Райляна, носят гражданско-правовой характер, их регулирование осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, которому присущи следующие основные черты: юридическое равенство (неподчиненность) субъектов потребительских отношений; диспозитивность (возможность выбора вариантов поведения); имущественный, компенсационный характер потребительско-правовой ответственности; судебно-исковой порядок защиты нарушенных потребительских прав. В свою очередь, публично-правовые отношения регулируются публично-правовым методом, которому свойственны следующие основные черты: юридическое неравенство субъектов потребительских правоотношений; императивность правового регулирования этих отношений; внесудебный (административный) порядок разрешения потребительских споров; принудительный, карательный характер ответственности; участие в защите прав потребителей общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) <1>. -------------------------------- <1> См.: Райлян А.А. Указ. соч.
§ 2. Структура законодательства о защите прав потребителей
Структура законодательства о защите прав потребителей определена в ст. 1 Закона "О защите прав потребителей", в которой отмечается, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Расположив нормативные правовые акты в структуре законодательства о защите прав потребителей согласно признаку "юридическая сила нормативного правового акта", законодатель выделил следующие четыре уровня: 1) Гражданский кодекс РФ; 2) Закон "О защите прав потребителей"; 3) другие федеральные законы; 4) иные нормативные правовые акты РФ. Учитывая то обстоятельство, что в структуре законодательства о защите прав потребителей выделяется несколько уровней нормативных правовых актов, необходимо рассмотреть вертикальную и горизонтальную иерархии норм, регулирующих область отношений по защите прав потребителей. Как справедливо отмечали М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, "вертикальная иерархия дает ответы на вопросы о том, на каком именно уровне - федеральном, субъекта Федерации или муниципальном - должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду этот акт относится, а горизонтальная иерархия, в свою очередь, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Статья 3 ГК РФ не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривают право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов, тем самым предопределяя то, что можно именовать вертикальной иерархией источников права" <1>. --------------------------------
КонсультантПлюс: примечание. Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. 2-е изд-е. М.: Статут, 2005.
Статья 71 Конституции РФ гласит, что судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, в отношении вопроса о вертикальной иерархии норм следует руководствоваться ст. 3 ГК РФ, где в п. 1 говорится, что гражданское законодательство находится в соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации. Содержание ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" подтверждает тот же смысл: отношения в области защиты прав потребителей регулируются федеральными нормативными правовыми актами. Что касается полномочий субъектов РФ, то о них есть упоминание в Законе "О защите прав потребителей" (п. 2 ст. 19). Речь идет о том, что для сезонных товаров сроки, установленные ст. 19, исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителя. С учетом разноотраслевого характера законодательства следует отметить, что некоторые отрасли права находятся согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды). Например, именно нормами административного права устанавливаются виды административных правонарушений в области прав потребителей, и часто, соответственно, могут возникать ситуации, когда содержание данных норм не совпадает в федеральном нормативном акте и нормативном акте субъекта РФ. Таким образом, нормативные акты определенных субъектов РФ играют важную роль. Например, в Республике Татарстан действует свой Кодекс об административных правонарушениях. Гражданский кодекс РФ занимает господствующий первый уровень в структуре законодательства о защите прав потребителей согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ, определяющему, что гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 2 ГК РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, в силу того же пункта должны соответствовать ГК РФ. Таким образом, положения Закона "О защите прав потребителей" безусловно должны соответствовать требованиям ГК РФ. Это обозначает, что при возникновении коллизии между нормами ГК РФ и Закона "О защите прав потребителей" приоритет должен в любом случае отдаваться положениям ГК РФ. Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 411.
Согласно Приказу Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства N 160 защита прав потребителей осуществляется в соответствии со следующими нормами ГК РФ: 1) § 2 "Розничная купля-продажа", § 6 "Энергоснабжение", § 7 "Продажа недвижимости" гл. 30 "Купля-продажа"; 2) § 2 "Прокат" гл. 34 "Аренда"; 3) гл. 35 "Наем жилого помещения"; 4) § 2 "Бытовой подряд", § 3 "Строительный подряд", § 4 "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ" гл. 37 "Подряд"; 5) гл. 39 "Возмездное оказание услуг"; 6) гл. 40 "Перевозка"; 7) § 2 "Кредит" гл. 42; 8) гл. 44 "Банковский вклад"; 9) гл. 45 "Банковский счет"; 10) § 1 "Общие положения о хранении", § 3 "Специальные виды хранения" гл. 47 "Хранение"; 11) гл. 48 "Страхование"; 12) гл. 51 "Комиссия". Специфика признака верховенства федеральных законов предопределяет их особую роль в правовом регулировании различных общественных отношений, так как они могут приниматься по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или федеральными конституционными законами. Федеральный закон "О защите прав потребителей" вышел в свет 7 февраля 1992 г. В процессе становления всей системы законодательства о защите прав потребителей и анализа правоприменительной практики в данный Закон неоднократно вносились изменения и дополнения для целей совершенствования всей системы. Это происходило в 1996, 1999, 2001, 2004, 2006, 2007 гг. В настоящее время он состоит из четырех глав. Особое значение в данном Законе играет преамбула, которая раскрывает исходные положения и определения, имеющие непосредственное отношение к каждой статье Закона. Например, в ней дается характеристика основных понятий, используемых в Законе (потребитель, изготовитель, исполнитель, т.д.), которая, в свою очередь, раскрывает их сущность в целях правильного представления. Первая глава "Общие положения" регламентирует общие аспекты регулирования отношений потребителей, возникающих из договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Вторая глава "Защита прав потребителей при продаже товаров" посвящена регулированию отношений потребителя с его контрагентами в лице продавца, изготовителя и т.д. непосредственно в ситуациях приобретения им товаров на основаниях, определенных законодательством. В рамках третьей главы "Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг" освещаются вопросы регулирования отношений потребителя по поводу осуществления работ и оказания услуг потребителям его контрагентами в лице исполнителя. И наконец, последняя глава "Государственная и общественная защита прав потребителей" определяет полномочия федерального органа исполнительной власти в части государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей, прав общественных объединений, созданных для защиты прав потребителей. Date: 2015-06-06; view: 2028; Нарушение авторских прав |