Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О защите прав потребителей 2 page





Среди других федеральных законов, имеющих ключевое значение в регулировании отношений с участием потребителей, необходимо выделить: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <1>, Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <2>, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 13 марта 2006 г. "О рекламе" <3> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5140.

<2> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

<3> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

 

Еще в 1994 г. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 7 указывал, что Закон "О защите прав потребителей" и иные федеральные законы и правовые акты применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если:

это предусмотрено ГК РФ (п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730);

ГК РФ не содержит такого указания, однако названные выше федеральные законы и правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (ст. ст. 8 - 10 Закона "О защите прав потребителей");

указанные законы и другие правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и правовыми актами (п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей").

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами РФ (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли-продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что исходя из п. 3 ст. 492 и п. 3 ст. 730 ГК РФ к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (ст. ст. 492 - 505 и 730 - 739 ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи и подряда, если иное не предусмотрено § 2 гл. 30 и § 2 гл. 37 ГК РФ (п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 702 ГК РФ), а также положения Закона "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной ГК РФ.

Согласно смыслу п. 3 и п. 4 ст. 3 ГК РФ отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться подзаконными нормативными актами, т.е. указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам, постановлениями Правительства РФ, принятыми на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов и указов Президента РФ и содержащими нормы гражданского права. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ являются в соответствии со ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" иными нормативными правовыми актами и составляют последний уровень в структуре по признаку юридической силы нормативного акта. Следовательно, в случае противоречия норм указа Президента РФ и постановления Правительства РФ нормам ГК РФ или федеральным законам в области защиты прав потребителей применяются соответствующие нормы ГК РФ или федеральных законов.

С внесением изменений в Закон "О защите прав потребителей" 21 декабря 2004 г. его п. 2 ст. 1 дополнился следующим абзацем: "Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг)". Данное дополнение соответствует смыслу нормы п. 4 ст. 3 ГК РФ. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать постановления, когда сами нормы ГК РФ и иных законов содержат прямые указания на издание того или иного правового акта в определенной области. Если определять в соответствии с приведенным абзацем правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, как иной правовой акт, то допустимость издания данного вида правового акта указывается непосредственно в п. 4 ст. 426 ГК РФ. Например, Постановления Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328 "Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи" (в ред. от 12 октября 2007 г.); от 18 мая 2005 г. N 310 "Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" (в ред. от 5 февраля 2007 г.); от 11 апреля 2001 г. N 290 "Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств" (в ред. от 23 января 2007 г.); от 6 февраля 2003 г. N 72 "Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте" (в ред. от 18 января 2007 г.); от 22 декабря 2006 г. N 785 "Об утверждении правил услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания"; от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (в ред. от 15 декабря 2006 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 февраля 2007 г.); от 2 марта 2005 г. N 111 "Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" (в ред. от 14 декабря 2006 г.); от 6 августа 1998 г. N 898 "Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг" (в ред. от 14 декабря 2006 г.); от 17 ноября 1994 г. N 1264 "Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения" (в ред. от 14 декабря 2006 г.); от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 7 разъяснил, что принятые Правительством РФ до введения в действие ГК РФ и Закона "О защите прав потребителей" (в ред. от 17 декабря 1999 г.) правила об отдельных видах договоров могут применяться в части, не противоречащей ГК РФ и данному Закону.

Правило п. 7 ст. 3 ГК РФ, которое закрепляет ограничение министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти издавать акты, содержащие нормы гражданского права, случаями и пределами, предусмотренными ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами, нашло отражение и в п. 2 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей". В нем отмечается, что Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы Закона "О защите прав потребителей". Однако, исходя из положений его ст. 40, федеральные органы исполнительной власти могут принимать акты по вопросам организации своей деятельности в области защиты прав потребителей, так как п. п. 3 и 4 ст. 40 предусматривают, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Кроме того, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Например, здесь можно назвать Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 августа 2006 г. N 228 "О мерах, направленных на повышение эффективности работы, связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого строительства жилья".

Горизонтальная иерархия, как уже отмечалось, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Из этого непосредственно вытекает, что горизонтальная иерархия во всех случаях следует за вертикальной главенствующей <1>. К вопросу об определении горизонтальной иерархии норм в рассматриваемой области необходимо руководствоваться следующими известными принципами:

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

 

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч.

 

1) последующий акт вытесняет предшествующий;

2) специальный закон вытесняет общий;

3) принцип, выраженный в п. 2 ст. 3 ГК РФ, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 2 ГК РФ.

По мнению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, центр тяжести приведенного положения в третьем принципе лежит в словах "в соответствии", которые явно выражают верховенство ГК РФ по отношению к другим федеральным законам <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

 

<1> См.: Там же.

 

Первый принцип "последующий акт вытесняет предшествующий" закреплен непосредственно в ГК РФ, ст. 4 которого определяет, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а до введения в действие - только в случаях, предусмотренных законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, оно применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ, которая гласит, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, нежели те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Следует отметить, хотя второй из указанных принципов "специальный закон вытесняет общий" в общем виде в ГК РФ не закреплен, как не закреплен и в другом законодательстве, он является, безусловно, признанным. В рамках указанного принципа важное значение имеет сама структура ГК РФ. Здесь принцип верховенства специальных норм по отношению к общим выражается прежде всего в том, что нормы отдельных глав разд. IV, посвященные различным типам договоров, вытесняют правила, включенные в разд. III (имеются в виду в равной мере статьи, посвященные и общим положениям об обязательствах, и общим положениям о договоре). Приоритет, о котором идет речь, закреплен теперь в п. 3 ст. 420 ГК РФ. В нем предусмотрено, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются нормы подраздела 1 "Общие положения об обязательствах" разд. III "Общая часть обязательного права", если иное не предусмотрено правилами гл. 27 "Понятие и условия договора" и правилами ГК РФ об отдельных типах (видах) договоров <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

 

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч.

 

В связи с этим и учитывая то, что отношения с участием потребителей являются предметом гражданского права, можно утверждать, что данный принцип находит выражение также в регулировании отношений с участием потребителя. Данные отношения регулируются как общими нормами ГК РФ, которые регламентируют все гражданские отношения, составляющие предмет гражданского права, так и специальными нормами, используемыми в основном для потребительской сферы. Из общих норм можно выделить положения об исковой давности, закрепленные в гл. 12 ГК РФ. Необходимо отметить, что специальные нормы, регулирующие указанные отношения, находятся не только в части второй ГК РФ, регулирующей отдельные виды обязательств, но и в части первой ГК РФ, например ст. ст. 400 и 426 ГК РФ. Статья 400 ГК РФ закрепляет, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Статья 426 ГК РФ, в свою очередь, определяет сущность категории "публичный договор". Им признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным п. 2 и п. 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны.

В части второй к отношениям с участием потребителей применяются положения, с одной стороны, об отдельных типах и видах договоров, т.е. розничной купли-продажи, проката, бытового подряда, возмездного оказания услуг, с другой - об обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, содержащихся в гл. 59 ГК РФ. Проявление отмеченного принципа наблюдается в п. 5 ст. 454 ГК РФ, где говорится, что к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения о купле-продаже применяются, если иное не определено правилами ГК РФ об этих видах договоров, и в п. 2 ст. 702 ГК РФ, где указывается, что к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.

Проявление третьего из отмеченных принципов, выражающего горизонтальную иерархию норм, нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 7 в части разъяснений, касающихся регулирования отношений с участием потребителей федеральными законами <1>. Пленум подчеркнул, как уже указывалось, что нормы данных законов регулируют область защиты прав потребителей, если это прямо предусмотрено ГК РФ. Например, п. 3 ст. 492 ГК РФ, где устанавливается, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними, или п. 3 ст. 730 ГК РФ, в котором указывается аналогичное правило, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Если такое условие отсутствует, - только в случае, когда данные нормы конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, а иные, нежели в ГК РФ, правила могут быть приняты ими только лишь при разрешении установления подобных правил самим ГК РФ.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

 

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч.

 

В рамках анализа структуры законодательства РФ считаем необходимым обратить внимание на классификацию нормативных правовых актов, составляющих законодательство о защите прав потребителей. М.Ю. Челышев подчеркивает, что классификации могут быть нормативные, т.е. прямо следовать из законодательства, а также доктринальные, т.е. разработанные в юридической литературе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Указ. соч.

 

Нормативная классификация определяется из ст. 1 Закона "О защите прав потребителей", п. 1 которой закрепляет, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, т.е. четырьмя группами актов, имеющих юридическую силу.

Однако нужно сказать, что не все нормативные правовые акты выделяют в перечисленные группы. Например, Федеральный закон от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 9 которого закрепляет, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Следовательно, здесь выделяется три группы: 1) ГК РФ; 2) Федеральный закон "О защите прав потребителей"; 3) иные правовые акты РФ, что в принципе не совсем соответствует определению структуры законодательства, представленной в ст. 1 Закона "О защите прав потребителей".

В качестве следующего критерия в классификации нормативных правовых актов необходимо отметить характер регулируемых отношений. В этом аспекте выделяются частноправовые, публично-правовые и смешанные акты, которые сочетают соответствующие нормы. Так, первые из них регулируют частные отношения (например, Гражданский кодекс РФ). Вторые призваны регламентировать публичные отношения. Здесь идет речь в основном о нормативных правовых актах, которые обеспечивают безопасность и качество товаров, работ и услуг (например, Федеральные законы "О техническом регулировании", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Ко второй группе можно отнести большинство нормативных правовых актов, так как они содержат в определенном соотношении нормы частного права и нормы публичного права. К этой разновидности можно отнести сам Закон "О защите прав потребителей", в котором нашли отражение нормы гражданского, административного, гражданско-процессуального и других отраслей права. Например, нормы административного права содержатся в гл. IV Закона. Однако большую часть норм в данном Законе все же составляют нормы гражданско-правовые, потому что отношения с участием потребителей носят частный, т.е. гражданский, характер.

В юридической литературе достаточно интересной представляется еще одна классификация, разработанная Т.Л. Левшиной. Суть ее заключается в выделении двух блоков нормативных актов в структуре законодательства, в частности акты, регулирующие отношения:

1) с непосредственным участием потребителей;

2) связанные с защитой прав потребителей, в которых потребитель не участвует <1>.

--------------------------------

<1> См.: Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1994. С. 10, 11.

 

Поскольку среди потребительских отношений большинство составляют все же гражданско-правовые, то, соответственно, можно говорить о преобладании диспозитивных норм в правовом регулировании отношений с участием потребителей. Например, ст. ст. 18 и 28 Закона "О защите прав потребителей" предоставляют потребителю несколько вариантов поведения. Что касается императивных норм, то можно сказать, что они выполняют функцию запрета отдельным субъектам определенного поведения или обязывающую функцию для отдельных субъектов к установленному законом поведению. Например, ст. 41 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан представить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных Законом "О защите прав потребителей".

Чаще всего императивные нормы находят отражение в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, составляющих второй блок из рассмотренных в предыдущим параграфе, т.е. публично-правовых.

Таким образом, можно говорить, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются как диспозитивными нормами права, так и императивными в сочетании.

 

§ 3. Субъектный состав законодательства

о защите прав потребителей

 

Понятие субъектов отношений с участием потребителя определяется в преамбуле Закона "О защите прав потребителей" в рамках общей характеристики основных понятий, используемых в Законе. Закон выделяет 6 категорий субъектов:

1) потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

3) исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

4) продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

5) уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории РФ изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории РФ, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

6) импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории РФ.

Категория "потребитель" характеризуется следующими особенностями.

1. Из смысла Закона "О защите прав потребителей" ясно, что потребителем является исключительно гражданин, т.е. физическое лицо.

Важно заметить, что некоторые исследователи данной области отмечают, что указание в качестве потребителя только гражданина следовало бы отразить в названии самого Закона, поскольку по буквальному смыслу потребителями - участниками гражданского оборота являются не только граждане, но и подавляющее большинство хозяйствующих субъектов права - организаций. Полностью отвечало бы смыслу Закона наименование "Закон Российской Федерации об охране прав граждан-потребителей" <1>. В подтверждение данного положения можно отметить, что многие федеральные законы в качестве потребителей подразумевают помимо граждан также и юридических лиц. Например, Федеральным законом "О рекламе" потребителями признаются любые лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике" <2> определяет под потребителями электрической и тепловой энергии лиц, приобретающих электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" (постатейный) / Под ред. А.М. Эрделевского. М.: Юристъ, 2006.

<2> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

 

Если исходить из позиции, что потребителем является всегда гражданин, то необходимо отметить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом. Это положение основано на норме ст. 62 Конституции РФ, в которой устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных данным Законом или международным договором РФ. В свою очередь, согласно ст. 3 названного Закона понятие "иностранный гражданин" включает понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил для иностранных граждан. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей охраняет в равной степени не только граждан РФ, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

 

Потребителем физическое лицо с той или иной степенью содержания его прав и обязанностей может быть в любом возрасте. Так, в соответствии с нормами ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Кроме того, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Однако ГК РФ разрешил, что несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Date: 2015-06-06; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию