Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От автораСтр 1 из 21Следующая ⇒
ББК 782 А47
Алексеев А.
А 47 История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2.—2-е изд., доп.—М.: Музыка, 1988- 415 с, нот.
ISBN 5-7140—0195—8
Автор учебника впервые в советском и мировом музыкознании рассматривает развитие фортепианного искусства от истоков до современности в синтезе его важнейших компонентов — композиторского творчества, исполнительского искусства и педагогики. Первое издание выпущено в 1962 г. (ч 1) и в 1967 (ч. 2) годах. Предназначается для студентов музыкальных вузов Может быть использован учащимися и педагогами музыкальных училищ
4905000000—268 А ------------------------- 71—87 ББК 782 026(01)—88
ISBN 5-7140—0195—8 © Издательство "Музыка», 1988 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ АВТОРА.. 5 Часть I 7 ГЛАВА I. 7 Общественные предпосылки формирования клавирной культуры. Импровизация как основа исполнительского искусства XVI—XVIII веков. Клавесин и клавикорд. 7 ГЛАВА II. 14 Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. Важнейшие клавирные школы XVI—XVII столетий. Зарождение французской клавесинной школы. Клавирная сюита. Английские вёрджиналисты.. 14 ГЛАВА III. 26 Искусство рококо и французский клавесинизм XVIII столетия. Клавесинная миниатюра в творчестве Ф. Куперена и Ж.-Ф. Рамо. Исполнительские принципы французских клавесинистов и проблема интерпретации их сочинений. 26 ГЛАВА IV. 40 Новые стилевые черты в итальянской музыке конца XVII— первой половины XVIII столетия. Д. Скарлатти; его сонаты и их интерпретация. 40 ГЛАВА V. 47 И. С. Бах; его клавирное творчество. Бах — исполнитель и педагог. Проблема интерпретации баховских сочинений. Зарубежные и советские пианисты — исполнители Баха. Клавирное искусство Г. Генделя. Проблемы интерпретации музыки эпохи барокко. 47 ГЛАВА VI. 73 Эстетические воззрения западноевропейских просветителей XVIII века. Развитие сонатно-симфонического мышления и подготовка музыкального классицизма конца XVIII столетия. Новые эстетические принципы в музыкально- исполнительском искусстве. 73 ГЛАВА VII. 78 Развитие клавирно-фортепианной культуры во Франции и в Италии во второй половине XVIII века. Чешские пианисты и композиторы, сыновья И. С. Баха. Ф. Э. Бах и его трактат. Ранние венские классики. Фортепианное творчество И. Гайдна и В. А. Моцарта. Моцарт-пианист. 78 Часть II 103 ГЛАВА I. 103 Фортепианная культура Западной Европы в конце XVIII — первой половине XIX века. Деятельность виртуозов. Лондонская школа; М. Клементи и его ученики; Д. Фильд. Венская школа; И. Гуммель 103 ГЛАВА II. 115 Л. ван Бетховен. Его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений. 115 ГЛАВА III. 132 Передовые творческие тенденции в фортепианной музыке первой половины XIX века. Чешские композиторы и пианисты. Фортепианное искусство австрийских и немецких музыкантов. Ф. Шуберт. К. М. Вебер. Ф. Мендельсон. 132 ГЛАВА IV. 150 Р. Шуман. Его взгляды на фортепианное искусство и воспитание музыканта. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация сочинений. 150 Шумана. 150 ГЛАВА V. 166 Искусство виртуозов в 30—40-е годы XIX века. Парижская школа; Ф. Калькбреннер. Педагогическая деятельность К. Черни. С. Тальберг. И. Мошелес. 166 ГЛАВА VI. 177 Фортепианное искусство Польши начала XIX века. Ф. Шопен. Его исполнительская и педагогическая деятельность. Черты стиля и жанры творчества. Интерпретация шопеновских произведений 177 ГЛАВА VII. 197 Ф. Лист — исполнитель и педагог. Фортепианная музыка Листа; стилевые черты, жанры. Интерпретация произведений композитора. 197 ГЛАВА VIII. 217 Фортепианное искусство второй половины XIX века. Немецкая школа. И. Брамс и его фортепианное творчество. Пианисты академического направления. Веймарская школа; Г. Бюлов, К. Таузиг, Э. д'Альбер и другие ученики Ф. Листа. Развитие теоретической мысли в области фортепианного 217 искусства. 217 ГЛАВА IX. 233 Французская школа. К. Сен-Санс. С. Франк. Французское фортепианно-исполнительское и педагогическое искусство. Норвежская школа. Э. Григ. Западнославянские композиторы и пианисты. Б. Сметана. Польские пианисты и педагоги. Т. Лешетицкий. 233 ГЛАВА X. 252 Русское фортепианное искусство конца XVШ— первой половины XIX века. М. Глинка. Период 60-х годов и его значение в развитии фортепианного искусства. Л. Рубинштейн; его музыкально-общественная, исполнительская, педагогическая и композиторская деятельность. Н. Рубинштейн. Русская мысль о фортепианно-исполнительском и педагогическом искусстве. 252 ГЛАВА XI. 275 Фортепианное искусство композиторов Могучей кучки. М. Балакирев, его исполнительская деятельность и фортепианные сочинения. М. Мусоргский — пианист и автор фортепианных произведений. Фортепианные сочинения Н. Римского-Корсакова и А. Бородина. Фортепианное творчество П. Чайковского. Исполнение его сочинений. 275 БИБЛИОГРАФИЯ.. 297 ОТ АВТОРА
Этот учебник возник в процессе моей многолетней исследовательской и педагогической работы Предназначенный служить основным руководством для студентов музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства, он является вместе с тем и научным трудом, освещающим развитие этого искусства от истоков до современности в синтезе деятельности композиторов, исполнителей и педагогов. Идея такого синтеза, при выявлении ведущего значения в нем творчества композиторов, должна пронизывать и лекционный курс. Раскрытие ее следует вести на разных уровнях. Это и проявление в рассматриваемой области инструментализма основополагающих закономерностей музыкальных стилей, и функционирование искусства, его крупнейших мастеров в общественной жизни, и, наконец, интерпретация отдельных произведений. Проблема интерпретации — центральная в курсе. Ее необходимо рассматривать в историческом и теоретическом аспектах, конкретизируя на материале прослушиваемых записей исполнения пианистов прошлого и ныне живущих. Многие из таких записей анализируются на страницах учебника. Ими, однако, нельзя ограничиваться. Важно, чтобы студент систематически знакомился и с новыми, наиболее интересными интерпретациями, и не только на классных занятиях, но и посещая с этой целью концерты и прослушивая записи дома по радио и телевидению. Чтение курса целесообразно скоординировать с параллельным изучением студентами учебника. При таком методе оказывается возможным многое оставить на долю их самостоятельной работы (ее надо, однако, направлять и систематически проверять). Высвободившееся на занятиях время окажется возможным посвятить более глубокому освещению узловых проблем курса, прослушиванию большего количества записей, вовлечению студентов в обсуждение затронутых вопросов. Все это значительно повышает эффективность педагогической работы и способствует быстрейшему творческому развитию студентов. Со времени опубликования первой и второй частей учебника курс истории фортепианного искусства заметно обновился, и это нашло отражение во втором издании. Оно пополнено новыми материалами, относящимися преимущественно к эпохе клавиризма, которая за истекшие десятилетия привлекла к себе повышенное внимание исполнителей и исследователей. Углублены разделы, связанные с интерпретацией клавирных сочинений. Заново пересмотрены нотные примеры с тем, чтобы дать возможность современным исполнителям более разносторонне познакомиться с Urtext'ами старых мастеров и с последующей редакционной работой над ними музыкантов XIX—XX столетий (отдельные ремарки в приводимых примерах, заключенные в круглые скобки, принадлежат мне). Обновлен библиографический список использованных источников (некоторые вновь переизданные иностранные работы цитируются, однако, по прежним изданиям — в тех случаях, когда приводимая цитата переведена в них на русский язык более удачно). В работе над первой и второй частями учебника в период подготовки их к изданию и переизданию я использовал ценные советы моих коллег — преподавателей Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Московской консерватории имени П. И. Чайковского и Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Приношу всем им сердечную благодарность Date: 2015-04-23; view: 879; Нарушение авторских прав |