Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От автора





ББК 782

А47

 

Алексеев А.

 

А 47 История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2.—2-е изд., доп.—М.: Музыка, 1988- 415 с, нот.

 

ISBN 5-7140—0195—8

 

Автор учебника впервые в советском и мировом музыкознании рассматривает развитие фортепианного искусства от истоков до современности в синтезе его важнейших компонентов — композиторского творчества, исполнительского искусства и педагогики. Первое издание выпущено в 1962 г. (ч 1) и в 1967 (ч. 2) годах.

Предназначается для студентов музыкальных вузов Может быть использован учащимися и педагогами музыкальных училищ

 

4905000000—268

А ------------------------- 71—87 ББК 782

026(01)—88

 

ISBN 5-7140—0195—8

© Издательство "Музыка», 1988 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА.. 5

Часть I 7

ГЛАВА I. 7

Общественные предпосылки формирования клавирной культуры. Импровизация как основа исполнительского искусства XVI—XVIII веков. Клавесин и клавикорд. 7

ГЛАВА II. 14

Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. Важнейшие клавирные школы XVI—XVII столетий. Зарождение французской клавесинной школы. Клавирная сюита. Английские вёрджиналисты.. 14

ГЛАВА III. 26

Искусство рококо и французский клавесинизм XVIII столетия. Клавесинная миниатюра в творчестве Ф. Куперена и Ж.-Ф. Рамо. Исполнительские принципы французских клавесинистов и проблема интерпретации их сочинений. 26

ГЛАВА IV. 40

Новые стилевые черты в итальянской музыке конца XVII— первой половины XVIII столетия. Д. Скарлатти; его сонаты и их интерпретация. 40

ГЛАВА V. 47

И. С. Бах; его клавирное творчество. Бах — исполнитель и педагог. Проблема интерпретации баховских сочинений. Зарубежные и советские пианисты — исполнители Баха. Клавирное искусство Г. Генделя. Проблемы интерпретации музыки эпохи барокко. 47

ГЛАВА VI. 73

Эстетические воззрения западноевропейских просветителей XVIII века. Развитие сонатно-симфонического мышления и подготовка музыкального классицизма конца XVIII столетия. Новые эстетические принципы в музыкально- исполнительском искусстве. 73

ГЛАВА VII. 78

Развитие клавирно-фортепианной культуры во Франции и в Италии во второй половине XVIII века. Чешские пианисты и композиторы, сыновья И. С. Баха. Ф. Э. Бах и его трактат. Ранние венские классики. Фортепианное творчество И. Гайдна и В. А. Моцарта. Моцарт-пианист. 78

Часть II 103

ГЛАВА I. 103

Фортепианная культура Западной Европы в конце XVIII — первой половине XIX века. Деятельность виртуозов. Лондонская школа; М. Клементи и его ученики; Д. Фильд. Венская школа; И. Гуммель 103

ГЛАВА II. 115

Л. ван Бетховен. Его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений. 115

ГЛАВА III. 132

Передовые творческие тенденции в фортепианной музыке первой половины XIX века. Чешские композиторы и пианисты. Фортепианное искусство австрийских и немецких музыкантов. Ф. Шуберт. К. М. Вебер. Ф. Мендельсон. 132

ГЛАВА IV. 150

Р. Шуман. Его взгляды на фортепианное искусство и воспитание музыканта. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация сочинений. 150

Шумана. 150

ГЛАВА V. 166

Искусство виртуозов в 30—40-е годы XIX века. Парижская школа; Ф. Калькбреннер. Педагогическая деятельность К. Черни. С. Тальберг. И. Мошелес. 166

ГЛАВА VI. 177

Фортепианное искусство Польши начала XIX века. Ф. Шопен. Его исполнительская и педагогическая деятельность. Черты стиля и жанры творчества. Интерпретация шопеновских произведений 177

ГЛАВА VII. 197

Ф. Лист — исполнитель и педагог. Фортепианная музыка Листа; стилевые черты, жанры. Интерпретация произведений композитора. 197

ГЛАВА VIII. 217

Фортепианное искусство второй половины XIX века. Немецкая школа. И. Брамс и его фортепианное творчество. Пианисты академического направления. Веймарская школа; Г. Бюлов, К. Таузиг, Э. д'Альбер и другие ученики Ф. Листа. Развитие теоретической мысли в области фортепианного 217

искусства. 217

ГЛАВА IX. 233

Французская школа. К. Сен-Санс. С. Франк. Французское фортепианно-исполнительское и педагогическое искусство. Норвежская школа. Э. Григ. Западнославянские композиторы и пианисты. Б. Сметана. Польские пианисты и педагоги. Т. Лешетицкий. 233

ГЛАВА X. 252

Русское фортепианное искусство конца XVШ— первой половины XIX века. М. Глинка. Период 60-х годов и его значение в развитии фортепианного искусства. Л. Рубинштейн; его музыкально-общественная, исполнительская, педагогическая и композиторская деятельность. Н. Рубинштейн. Русская мысль о фортепианно-исполнительском и педагогическом искусстве. 252


ГЛАВА XI. 275

Фортепианное искусство композиторов Могучей кучки. М. Балакирев, его исполнительская деятельность и фортепианные сочинения. М. Мусоргский — пианист и автор фортепианных произведений. Фортепианные сочинения Н. Римского-Корсакова и А. Бородина. Фортепианное творчество П. Чайковского. Исполнение его сочинений. 275

БИБЛИОГРАФИЯ.. 297

ОТ АВТОРА

 

Этот учебник возник в процессе моей многолетней исследова­тельской и педагогической работы Предназначенный служить ос­новным руководством для студентов музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства, он является вместе с тем и науч­ным трудом, освещающим развитие этого искусства от истоков до современности в синтезе деятельности композиторов, исполнителей и педагогов.

Идея такого синтеза, при выявлении ведущего значения в нем творчества композиторов, должна пронизывать и лекционный курс. Раскрытие ее следует вести на разных уровнях. Это и проявление в рассматриваемой области инструментализма основополагающих закономерностей музыкальных стилей, и функционирование искус­ства, его крупнейших мастеров в общественной жизни, и, наконец, интерпретация отдельных произведений.

Проблема интерпретации — центральная в курсе. Ее необходи­мо рассматривать в историческом и теоретическом аспектах, кон­кретизируя на материале прослушиваемых записей исполнения пианистов прошлого и ныне живущих. Многие из таких записей анализируются на страницах учебника. Ими, однако, нельзя ог­раничиваться. Важно, чтобы студент систематически знакомился и с новыми, наиболее интересными интерпретациями, и не только на классных занятиях, но и посещая с этой целью концерты и прослу­шивая записи дома по радио и телевидению.

Чтение курса целесообразно скоординировать с параллельным изучением студентами учебника. При таком методе оказывается возможным многое оставить на долю их самостоятельной работы (ее надо, однако, направлять и систематически проверять). Высво­бодившееся на занятиях время окажется возможным посвятить более глубокому освещению узловых проблем курса, прослушива­нию большего количества записей, вовлечению студентов в обсуж­дение затронутых вопросов. Все это значительно повышает эффек­тивность педагогической работы и способствует быстрейшему твор­ческому развитию студентов.

Со времени опубликования первой и второй частей учебника курс истории фортепианного искусства заметно обновился, и это нашло отражение во втором издании. Оно пополнено новыми ма­териалами, относящимися преимущественно к эпохе клавиризма, которая за истекшие десятилетия привлекла к себе повышенное внимание исполнителей и исследователей. Углублены разделы, свя­занные с интерпретацией клавирных сочинений. Заново пересмотре­ны нотные примеры с тем, чтобы дать возможность современным исполнителям более разносторонне познакомиться с Urtext'ами ста­рых мастеров и с последующей редакционной работой над ними музыкантов XIX—XX столетий (отдельные ремарки в приводимых примерах, заключенные в круглые скобки, принадлежат мне). Об­новлен библиографический список использованных источников (не­которые вновь переизданные иностранные работы цитируются, од­нако, по прежним изданиям — в тех случаях, когда приводимая цитата переведена в них на русский язык более удачно).

В работе над первой и второй частями учебника в период под­готовки их к изданию и переизданию я использовал ценные советы моих коллег — преподавателей Музыкально-педагогического инсти­тута имени Гнесиных, Московской консерватории имени П. И. Чай­ковского и Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Приношу всем им сердечную благодарность








Date: 2015-04-23; view: 879; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию