Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зак. 4338. Отсюда можно сделать вывод о том, что религиозные верования рассматриваются в философии религии, по существу







Отсюда можно сделать вывод о том, что религиозные верования рассматриваются в философии религии, по существу, как то, что, по нашему мнению, целесообразно назвать " идеационной основой рели­гии". Это и обусловливает главным образом пристальный и многосто­ронний философско-исследовательский интерес к религиозным веро­ваниям. Действительно, во всем религиозном комплексе верования, повторим вероятно, в наибольшей степени соответствуют специфике философского исследования.

Система религиозных верований может быть сопоставлена с системами "светских естественных верований". Современная фило­софия склонна тематизировать как "верования" практически все виды познавательной деятельности, включая науку.

Изучение системы верований в рамках философии религии со­здает условия для сравнительного изучения религий, поскольку сис­темы верований легче сопоставлять, чем какие-либо другие компо­ненты религии. Кроме того, верования тематизируют ту или иную религиозную традицию для находящегося вне ее, служат для него, по сути дела, единственным средством понять, чтб эта традиция значит для тех, кто внутри нее.

Верованиями обладают практически все религии. Такие рели­гии, как иудаизм, христианство, ислам, индуизм и буддизм, обладают системой верований как своего рода "когнитивной кар­той" этого и трансцендентного миров. Подобная доктринальная система является попыткой ясной и всеобъемлющей экспликации того, что выражено в мифологическом и символическом языке соответствующего религиозного сообщества, а также имплициро­вано в культе.

Установление истинности какой-либо религии предполагает установление истинности метафизических высказываний, образу­ющих основу учения этой религии. Среди метафизических выс­казываний религии особое место занимают "базисные положе­ния", т. е. такие, в которых утверждается как нечто самоочевидное существование последней реальности, основы сущего. Субъект базисного положения выражает центральную реальность доктри-нальной схемы, а его предикат - базисное понятие этой схемы. Различия между религиями обусловлены различными субъектами базисных положений, предлагаемых как "ответы на базисные религиозные вопросы".


Несмотря на то что объектом исследования в философском религиоведении могут становиться в принципе любые религии (прежде всего в своем доктринальном измерении, в своих веро­ваниях), все же объект исследования большинства философско-религиозных концепций образуют базисные положения теизма.

Теистические положения, избираемые в качестве объекта ана­лиза, представляются как эксплицированный результат многовеко­вой работы теологической и философской мысли, как квинтэссен­ция религиозной мудрости Европы.

Современные философы религии под теизмом понимают, как правило, набор определенных религиозно-метафизических утверж­дений, образующих, по мнению этих философов, основу, сущность теистических религий. Ядром указанных положений являются те, которые тематизируют представления о Боге. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная ре­альность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присут­ствие в мире.

Каждое из теистических положений, исследуемых или обо­сновываемых в современной философии религии, является, по существу, теологическим утверждением. Концентрация внима­ния на этих утверждениях может быть оправдана ссылкой на то, что в жизни приверженцев теистических религий положе­ния теизма выступают не как абстрактные метафизические идеи, но как живые верования, направляющие религиозную мысль, чувство и действие — ритуал, молитву, институциональную прак­тику и т. д.

При этом философы осознают, что теистические положения не исчерпывают полноты и своеобразия основных теистических религий, в первую очередь не исчерпывают присущих этим рели­гиям представлений о живом Боге. Очевидно, в частности, что теистические положения не отражают в полной мере уникальной специфики христианского понимания природы божественной ре­альности.


 




§ 5. Задачи философского религиоввдения

Философское изучение религиозных верований может быть ори­ентировано на решение двух противоположных задач: либо на де­монстрацию противоречивости и философской несостоятельности этих верований, либо на их философское оправдание.

Философское религиоведение преследует цель эксплицировать содержание теистических верований, а главное — оправдать и обосновать их правомерность и истинность посредством философ­ской аргументации или подвергнуть критике. В своем базисном оправдательном устремлении философское религиоведение, по существу, смыкается со следующей формой философии религии — философской теологией. Различие между ними состоит в том, что философское религиоведение концентрируется преимущественно на человеческо-субъективной стороне религии, обосновывая пра­вомерность религии как религиозного отношения, а философская теология как философское богопознание обращается к объекту религии.


По возможности полное изучение и осмысление религиозного знания должно заключаться в попытке решения нескольких ключе­вых задач. Это прежде всего прояснение отношений религиозного знания с религиозным опытом и религиозной верой. Прояснение этих отношений предполагает философское изучение религиозного опыта и религиозной веры в их целостности, поскольку знание интегриро­вано в эти феномены.

Следующая задача должна состоять в установлении собствен­но эпистемологического статуса религиозного знания. Внимание к эпистемологическим проблемам религии, т. е. проблемам оправ­данности, надежности, рациональности и истинности религиозных верований обусловлено не только традицией философского изу­чения человеческого познания, но и некоторыми особенностями современого культурного сознания.

Философско-религиозное эпистемологическое исследование об­разует континуум с философско-религиозным лингвистическим ис­следованием. Характерной чертой современной философии рели­гии является интенсивное изучение языка религии. Четко просле­живается тесная связь философского исследования языка религии с общей лингвистической ориентацией современной философии.


Интерес к религиозному языку обусловлен главным образом тем, что он служит средством выражения верований как религиозного знания о божестве, мире и человеке.

Основная задача лингвистического исследования, а именно изу­чение смысла религиозного языка, логически предшествует основ­ным задачам эпистемологического исследования. В тех случаях, когда эпистемологическое исследование сопряжено с анализом языка, лин­гвистическое исследование носит инструментальный характер, т. е. подчинено эпистемологическим задачам.

Решение задачи установления эпистемологического статуса ре­лигиозного знания должно осуществляться и через соотнесение ре­лигиозного знания с другими видами знания, функционирующими в культуре, прежде всего с научным.

Наконец, рассмотрение различных форм философской критики религии образует как бы завершающее звено в философско-рели-гиоведческом осмыслении религиозного знания, поскольку фило­софская критика религии представляет собой, по существу, оспари­вание или отрицание правомерности религиозного знания.

§ 6. Заключение

Как явствует из сказанного выше, мы не придерживаемся традиционного воззрения на задачу философии религии как за­дачу постижения некоей "сущности" религии. Экспликация, ис­следование и осмысление религиозного отношения в многообра­зии его проявлений — вот цель устремлений философии религии как философского религиоведения. Своей цели философское ре­лигиоведение может достичь посредством сосредоточения внима­ния на когнитивном потенциале, или "измерении", религиозного отношения.


Философское изучение религии призвано исходить из того, что его предмет — религиозное отношение человека — не может быть в принципе постигнут до конца, не может стать, говоря сугубо фило­софским языком, полностью интеллигибельным. В конечном счете это обусловлено тем, что религиозное отношение не является цели­ком и полностью рационально-прозрачным отношением.


 




Философское религиоведение в нашем понимании не полагает себя в качестве абсолютной инстанции по отношению к религии, со­ответственно не полагает свои подходы, понятия и теории в качестве абсолютных.

Само употребление термина "философское религиоведение" при­звано показать, что данная форма философии религии ориентиро­вана прежде всего на понимание феномена религии. Задачу фило­софского религиоведения можно еще определить и как философ­ское осмысление феномена религии.

* * *

В завершение следует отметить, что при рассмотрении фило­софского религиоведения мы преследуем, прежде всего, теоретико-систематические цели. Речь идет о теоретической систематизации в высшей степени многообразных усилий в этой области философс­кого знания. В связи с поставленными целями мы стремились в первую очередь к реконструкции и оценке теоретической програм­мы, лежащей в основе той или иной философско-религиозной по­зиции. К экспликации и анализу каких-то отдельных концепций мы прибегали лишь в тех случаях, когда эти концепции представ­ляют определенную позицию исчерпывающим образом.


ГЛАВА ВТОРАЯ







Date: 2015-11-15; view: 516; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию