Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зак. 4338. Термин рациональная теология не представляется удачным







Термин "рациональная теология" не представляется удачным. В известном смысле он может применяться к рассматриваемому виду философствования, поскольку практически все разновидно­сти философской теологии претендуют на приобретение знания только посредством разума, противопоставляя себя в этом плане собственно теологии, опирающейся также на традицию и опыт. Но попытки использовать разум в религиозном рассуждении еще не означают, что речь идет как раз о философском разуме, который является сущностью определяемого феномена.

Итак, основной причиной предпочтения понятия "философ­ская теология" является его больший объем по отношению к другим понятиям. В то же время мы будем использовать в некоторых случаях и эти другие понятия, когда возникает необ­ходимость во внесении в наше рассуждение определенных смыс­ловых нюансов.

§ 3. О структуре книги

3.1. Первые две части книги посвящены двум выделенным нами основным формам философии религии — философскому религио­ведению и философской теологии.

Каждая из этих частей начинается с вводной главы, призван­ной дать общую характеристику соответствующей формы фило­софии религии, ее предметной сферы, внутренней дифференци­ации проблематики. Такая дифференциация задает разделение по главам.

Таким же образом структурирована и Часть III, посвященная философско-религиозной антропологии, которая является, в на­шей интерпретации, разновидностью философской теологии.

И Часть IV открывается главой, содержащей попытку ответа на вопрос о том, что представляет собой христианская теология как особый вид теоретической деятельности. Другие главы этой части продолжают характеристику теологии в совершенно определенной перспективе, а именно — каким образом философия может исполь­зоваться в теологическом комплексе христианских конфессий.


3.2. Структура книги задумана также таким образом, чтобы целый ряд тем получили сквозное и по мере возможности многостороннее освещение. Можно говорить даже об определенном тематическом кар­касе книги.

Главенствующей и по существу объединяющей темой является религиозное знание, под которым понимается, в первую очередь, знание о Боге.

В Части I, посвященной философскому религиоведению, рели­гиозное знание должно предстать во всем многообразии его прояв­лений в религиозном отношении, т. е. отношении человека к Богу.

В остальных частях книги анализируются различные способы теоретической разработки религиозного знания. В Части II, рас­сматривающей философскую теологию как автономное философ­ское богопознание, это знание предстает как продуцируемое только философскими средствами. Часть III посвящена религиозно-антро­пологическому знанию, разрабатываемому в основном с помощью философии. Наконец, в Части IV, где дается общая характеристика теологии христианских конфессий, религиозное знание как теоре­тическое знание предстает в своей, если можно так выразиться, чистоте и полноте.

Рассмотрение проблематики религиозного знания в контексте европейской философии религии предполагает и обращение к теме "вера и знание".

Эта тема является, по существу, основной в Части I, где анали­зируется религиозное отношение в его различных аспектах. Ведь само религиозное отношение в европейской культуре чаще всего характеризуется словом "вера". В Части II и Части III рассматрива­ется и вопрос о том, возможно ли религиозное знание, точнее — возможно ли продуцирование религиозного знания философскими средствами вне соотнесенности с верой, как ее понимают христиан­ские церкви. Часть IV посвящена христианской теологии, т. е. тео­ретическому религиозному знанию, разрабатываемому на основе и в горизонте веры.

Еще одной сквозной темой книги является отношение между религией и наукой, между религиозным и научным знанием. Так, в Части I сопоставление этих видов знания осуществляется в эписте­мологическом ключе, а именно с целью установить их сопостави­тельный эпистемологический статус.


 




В Части II научное знание предстает как такое "естественное" знание, которое может быть в принципе использовано для решения базисных задач философской теологии как автономного философ­ского богопознания.

Такой подход находит продолжение в Части III. Кроме того, философско-религиозная антропология как разновидность фило­софской антропологии характеризуется и через соотнесение с науч­ным антропологическим знанием.

Наконец, в Части IV при рассмотрении проблематики обосно­вания теоретического статуса теологии непосредственно анализиру­ется отношение теологического и научного знания, каким это отно­шение представало в истории.

Здесь мы указали лишь на наиболее крупные темы, точнее, тематические комплексы, которые образуют проблемный каркас книги.


ЧАСТЫ







Date: 2015-11-15; view: 301; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию