Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие характеристики философского религаоведения





Первая часть нашей работы посвящена философии религии в ее религиоведческой форме. Напомним то, что было сказано об этой форме философии религии во Введении, а также допол­ним сказанное еще рядом замечаний. Все это вместе призвано служить общей характеристикой философии религии как рели­гиоведения.

§ 1. Првдметная область философского религиоведения

Все многообразные попытки теологического, философского и научно-религиоведческого определения религии можно так или иначе свести к указанию на то, что она представляет собой отношение человека к божественной реальности, понимается ли эта реальность как Бог или каким-либо другим способом.

Философское религиоведение - это совокупность философ­ских рассуждений, предметом которых является "религиозное от­ношение" человека или "религиозное сознание" человека. Таково, в нашем понимании, минимальное определение предметной сферы философии религии в ее религиоведческой функции.

Философская теология также может включать - и, как пра­вило, включает - какое-то рассуждение о религии как отношении к божеству. Принципиальное различие между этими основными формами философии религии заключается в том, что философ­ское религиоведение может осуществляться с различных, в том числе и с критических и даже нигилистических по отношению к


религии, позиций, в то время как философская теология во всех своих разновидностях однозначно ориентирована на решение религиозно-конструктивных задач.

Другое важное различие состоит в преимущественном внима­нии соответственно к собственно религиозному отношению или к объекту религии, т. е. к божественной реальности.

Специфика философии религии как религиоведения состоит в том, что она ограничивается исследованием религии и не занимается описанием или концептуализацией сверхъестественной реальности или сверхъестественного измерения единой действительности. Ины­ми словами, философское религиоведение не обращается непосред­ственно ни к исследованию, ни к конструированию объекта религии.

В философском религиоведении основным объектом интереса является религия как отношение человека к реальности, восприни­маемой как божественная, религия как человеческое деяние и куль­турное явление. В философском религиоведении божественная ре­альность, "объект религии" выступает как вторичная тема.

1.1. Характеристика философского религиоведения предполага­ет отличение ее не только от другой основной формы философии религии, а именно философской теологии, но и от осмысления религиозного отношения в теологии христианских конфессий, а также от изучения религии в рамках комплекса религиоведческих дисциплин.

Целесообразность такого различения обусловлена в первую оче­редь тем, что предметная сфера философского религиоведения может становиться и предметной сферой в рамках теологии, атакже частных религиоведческих дисциплин. При этом между фил ософско-религи-оведческим, теологическим и дисциплинарно-религиоведческим ис­следованием религиозного отношения как предметной сферы суще­ствуют определенные весьма существенные различия. Это прежде всего методологические различия, т. е. различия в подходе к исследу­емому предмету. Далее, не всякая проблематика может в равной мере становиться объектом исследования в философском религиоведении, теологическом изучении религии и в дисциплинарном религиоведе­нии. Подобная неравномерность обусловлена в конечном счете самой природой соответствующих подходов к изучению и осмыслению ре­лигии, их исследовательским потенциалом.


 




§ 2. Философское религиоведение и теология

Когда мы проводим различие между философией религии как философским религиоведением и теологией, то имеем в виду прежде всего различие в подходах к той тематике, которая образует, на наш взгляд, ядро предметной сферы философского религиоведения — религиозного отношения.

Отношение между философией религии в ее основных фор­мах и теологией христианских конфессий образует сквозную тематику всей нашей работы. Поэтому в тех случаях, когда та или иная рассматриваемая нами предметная тема философского рели­гиоведения является и предметной темой теологии, мы будем указывать, по необходимости кратко, базисные отличия в подхо­дах и результатах.

Сейчас нам достаточно указать на самое важное и общее разли­чие между ними. Теология при обращении ко всякой проблематике, во-первых, исходит из бесспорности бытия Бога, а во-вторых, все­гда так или иначе ориентируется на содержание библейского текста. Соответственно и религиозное отношение, когда оно становится пред­метом рассмотрения в теологии, воспринимается как отношение к Богу, чье реальное существование есть несомненная и бесспорная данность. А содержание Библии, где речь идет об отношении чело­века к Богу, полагается в качестве нормативного. Такое отношение можно описывать и стремиться понять, но сама правомерность этого отношения во всех его аспектах также не подлежит сомнению.


Понимание философии религии как религиоведения предпо­лагает четкое осознание отличия философии от религии. Это от­личие заключается прежде всего в исследовательской дистанции, реализуемой как опредмечивание. Даже те философские исследо­вания религиозного отношения, что нацелены на решение сугубо оправдательных задач, соблюдают эту дистанцию, прежде всего в методологическом плане.

Это вовсе не означает, что философия религии как философ­ское религиоведение ставит под сомнение существование Бога или содержание библейского текста. Философское религиоведение как бы "отвлекается" от этого. Отношение к Богу, к божественной реальности есть реальное отношение для верующих, но философия религии дистанцируется от этого отношения в том смысле, что


считает себя вправе не только описать, эксплицировать его, но и подвергнуть проверке. В результате тот или иной момент, аспект религиозного отношения может получить оправдание или вопрос остается открытым.

А в соответствии с нашим подходом это означает прежде всего, что получает оправдание или остается под вопросом инкорпориро­ванное в религиозное отношение, присущее религиозному созна­нию знание, прежде всего, разумеется, верование в бытие Бога.

§ 3. Философия религии и научное религиоведение

Философия религии - это "философия чего-то", "региональ­ная философия". В этом отношении философии религии прису­щи характеристики всех разновидностей такого "конкретно-пред­метного" "регионального" типа философствования.

Важнейшей особенностью региональных философий является то обстоятельство, что их предметная область совпадает с пред­метной областью какой-то науки или группы наук. Это предпола­гает соотнесение и определение характера отношений региональ­ной философии с соответствующей областью научного познания. Философия религии должна поэтому каким-то образом экспли­цировать свои отношения с религиоведческим комплексом. Пред­лагаемая нами характеристика научного религиоведения ограни­чивается рамками, которые задает задача соотнесения его с фило­софией религии.

3.1. Современное религиоведение представляет собой много-дисциплинарный исследовательский комплекс. Религия интенсив­но изучается в очень многих странах мира.

Исследователи религии преследуют различные цели, они занима­ют различные философско-мировоззренческие позиции, связаны с различными культурными или религиозными традициями. Все это обусловливает многообразие не только целей, но и исследовательских установок.

Одни религиоведческие дисциплины занимаются самой рели­гией, а другие — внешним контекстом религии. Из числа первых


 




следует вьщелить преходе всего историю религии и феноменологию религии.

В современном религиоведении они предстают как две основ­ные дисциплины, точнее говоря, как два основных подхода к изучению самой религии. По преобладающему среди религиове­дов мнению, сочетание этих подходов и должно составлять сер­дцевину современной науки о религии. Если придерживаться членения религиоведения на историческую и систематическую части, то можно сказать, что история религий представляет ис­торическую часть, а феноменология религии образует сердцевину систематической части.


3.1.1. Религиоведение в значительной его части можно отожде­ствить с историей религий. Известно, что не только существует та­кая дисциплина, как "история религий", но и весь религиоведчес­кий комплекс иногда обозначается так*.

В самом общем виде можно сказать, что история религии понимается как исследовательский подход, призванный описать и постичь становление религии как в имманентных историко-рели-гиозных связях, так и в общем социально-историческом и исто­рико-культурном контексте. Предметную область истории религий образуют отдельные религии.

В современном религиоведении в понимании дисциплины "история религий" наметились две основные позиции. В соот­ветствии с первой речь идет о простом собирании фактов, ана­лизе описательных данных, а также об изучении источников, в первую очередь древних религиозных текстов. Приверженцы второй позиции считают, что история религии должна обладать более широким теоретическим подходом, где будут использо­ваться данные сравнения религий и систематические классифи­кации, будут разрабатываться типологии и делаться обобщения. Обе указанные позиции не только представлены в методологи­ческой дискуссии, но и широко реализуются в исследовательс­кой работе.

Даже краткая характеристика основных позиций в понимании истории религий свидетельствует о том, что современное религио-

*Крупнейшее организационное объединение религиоведов носит назва­ние "Международная ассоциация истории религии" (1АНК).


ведение отказалось от эволюционного подхода в исследовании ре­лигии, прежде всего истории религии. Этот подход приобрел осо­бое значение в философии религии и религиоведении в XIX веке. Теории эволюции, как было широко признано, могли послужить адекватным средством объяснения не только в биологической сфе­ре, но и в социально-исторической и духовной жизни человека. Эволюционный подход в изучении религии создавал, как считали, условия для исторического и систематического упорядочивания многообразного религиозно-исторического материала. Этот подход наделял философское и частнонаучное религиоведение солидным научным статусом в силу методической однотипности религиоведе­ния с другими научными дисциплинами.

3.1.2. Феноменология религии никогда не являла какого-то со­держательного или методологического единства. Не представляется возможным поэтому говорить о феноменологии религии как о си­стемном образовании. Ее нельзя назвать теоретической школой в строгом смысле слова. Тем не менее можно выявить некоторые общие моменты, которые воспроизводятся так или иначе во всех построениях, относимых к феноменологии религии.


В соответствии с программной установкой феноменологичес­кий подход в религиоведении ориентирован на объективные, миро­воззренчески-нейтральные результаты, достигаемые посредством сво­бодного от ценностной нагруженности, невовлеченного исследова­ния. Феноменология религии подчеркивает свою независимость от теологических интересов, от философии религии, а также от других религиоведческих подходов, в том числе от истории религий.

Все разновидности феноменологии религии имеют дело с отдельными религиозными феноменами. По выражению совре­менного религиоведа X. Кольпе, это "конституирующие религию феномены". Они берутся вне их исторических связей, изучае­мых, как считается, историей религий. Феноменология религии не занимается проблемами генезиса и воспроизводства религии, не использует какие-либо эволюционистские или антиэволюци­онистские теории применительно к религии.

Базисная установка феноменологии религии заключается в ис­пользовании феноменологического "эпохе"', т. е. в воздержании от экзистенциальных, истинностных и ценностных суждений. Фено­менологии религии должна фиксировать и осмыслять многообраз-


 




ные виды отношения человека к божеству, а не рассказывать, как это делает сама религия, о деяниях божества или отрицать его су­ществование.

Другой, наряду с использованием феноменологического "эпо­хе", важнейшей характеристикой феноменологии религии является применение "эйдетического видения", которое заключается пре­имущественно в интуитивном созерцании сущностей, лежащих в основе религиозных феноменов.

Эйдетическое видение, предполагающее в качестве необходи­мых условий использование эмпатии, т. е. вчувствования, интуи­ции, а также наличие собственного религиозного опыта, неизбежно ведет к определенному, порой очень значительному, субъективизму в исследовательской практике. Обвинение в субъективизме, по су­ществу перечеркивающем объективность, которая, как утверждает­ся феноменологами, достигается с помощью "эпохе", стало глав­ным обвинением со стороны критиков феноменологии религии.

Можно, в известной мере огрубляя, провести различие между описательной феноменологией, укорененной в эмпирическом ис­следовании данных, и интерпретативной феноменологией, стремя­щейся выявить какой-то более глубокий смысл религиозных яв­лений.

Основная задача описательной феноменологии состоит в клас­сификации и типологизации религиозных феноменов. Она груп­пирует родственные феномены из самых различных культур и эпох. Такие группы феноменов получают обозначения — "молитва", "жер­твоприношение", "миф" и т. п. Эта задача преобладала в ранней, доклассической феноменологии религии. Под классической фено­менологией религии обычно понимают концепции, созданные в первой половине нашего столетия наиболее выдающимися предста­вителями феноменологии религии, такими, как М. Шелер, Р. Отто, Г. ван дер Леу.

3.1.3. Существует и ряд других способов изучения такой слож­ной реальности, как религия. Они находят отражение в соответ­ствующих академических дисциплинах, предметом которых явля­ется религия. Несмотря на некоторые совпадения, они различаются по используемым методам и целям.

В психологии религии изучается воздействие религиозных веро­ваний и практики на процессы интеграции личности.


Социология религии изучает, каким образом религиозные веро­вания и практика той или иной группы функционируют в обще­стве и какое место они занимают в социальной структуре.

Антропология религии фокусирует свое внимание на роли рели­гии в культуре, ее смыслозадающей функции по отношению ко всей социальной жизни.

При сравнительном изучении религии религиоведы стремятся вы­явить сходные темы и характеристики, общие для многих или для всех религий.

3.2. Уже много лет раздаются настойчивые призывы к выра­ботке единой общепризнанной методологии религиоведческих ис­следований. Возросло количество публикаций, специально посвя­щенных проблемам методологии, эти проблемы не раз станови­лись предметом дискуссии на различных международных конференциях. Тем не менее искомая методология так и не разработана до сих пор. Основным результатом проведенных дискуссий можно считать обострение методологического самосоз­нания в религиоведении.

Поиск единой общепризнанной исследовательской программы продолжается. Правда, в последнее время все чаще высказываются мнения о том, что сама установка на разработку такой программы неверна, что это неправомерное и запоздалое подражание естествен­ным наукам, которые сами давно отказались от поиска универсаль­ных методологий.

Продолжаются споры о том, является ли религиоведение еди­ной дисциплиной или это комплекс дисциплин, каким-то образом связанных друг с другом. По-прежнему ведутся дискуссии относи­тельно природы религиоведческих исследований — что это: наука, художественно-интуитивное постижение, своеобразное сочетание того и другого и еще чего-то. Спорят, как и раньше, о том, какими специфическими способностями должен обладать религиовед. Тре­буется ли от него особое "религиозное чувствование", должен ли он обладать собственным "религиозным опытом". В общем, актив­но обсуждается вопрос о субъективных условиях понимания рели­гиозных феноменов.

Наконец, разнообразие и интенсивность методологических дис­куссий связаны с потребностью как-то определить отношения между


 




религиоведческими дисциплинами и гуманитарными и особенно со­циальными науками. Религиоведение широко использует самые раз­личные методы из этих наук. А это неизбежно предполагает постанов­ку вопросов демаркации между религиоведением и этими науками. Ключевой проблемой для религиоведения всегда было сохранение своей специфики.

3.3. Философия религии может в принципе притязать на выполнение по отношению к отдельным религиоведческим дис­циплинам определенных функций. Это прежде всего функции содержательного синтеза, методологической рефлексии и анализа языка.

Выполнение функции синтеза исследовательских результатов отдельных религиоведческих дисциплин предполагает, по суще­ству, что философия религии становится всеобъемлющей наукой, изучающей религию, точнее, религии во всем их множестве и разнообразии. Иными словами, философия религии должна была бы стать общей теорией религии.

В настоящее время такая ситуация представляется практически невозможной. Даже философско-религиозные концепции, стремя­щиеся решать только религиоведческие, а не философско-теоло-гические задачи, довольно разнообразны не только по предмету, но и по методам. Философское религиоведение не представляет собой какого-то интегрированного образования. Поэтому здесь вряд ли возможна выработка единой перспективы, в рамках которой можно было бы осуществить искомый синтез результатов отдель­ных религиоведческих дисциплин.

Содержательный философский синтез представляется малове­роятным и в силу тех особенностей современного религиоведческо­го комплекса, которые были указаны выше, в первую очередь в силу его дифференцированное™ и многообразия.

Осуществление философией религии методологических функ­ций по отношению к религиоведческим дисциплинам также крайне затрудняется как многообразием религиоведческого комплекса, так и отсутствием какого-либо единства в философии религии.

Одна из методологических трудностей связана со следующим обстоятельством. Мы уже отмечали, что философия религии огра­ничивается, как правило, изучением и осмыслением одной религи-


озной традиции, причем обращается в основном к идеационному компоненту этой традиции. А современное религиоведение вовле­кает в круг своего рассмотрения неевропейские нехристианские ре­лигиозные традиции. Кроме того, хотя внимание религиоведов к первобытным архаическим религиям несколько ослабло, эти рели­гии остаются объектом живого исследовательского интереса. По-прежнему изучаются античные религии.

Выбор базы данных для исследования тесно связан с выбором исследовательских подходов и методов. Вследствие этого неиз­бежно подрывается способность философии религии служить те­оретико-методологической основой специальных наук, изучающих религию.

В рамках религиоведческих дисциплин ведутся интенсивные методологические дискуссии. Эти дисциплины сами осуществляют функцию методологической рефлексии, вернее, методологической саморефлексии. Это означает, что они не обращаются к философии религии как к теоретико-методологической инстанции.

Тем не менее современное религиоведение в своих методологи­ческих поисках использует философию. Оно обращается к филосо­фии науки. Своеобразие нынешней ситуации в религиоведении зак­лючается как раз в том, что философия присутствует в нем в лице философии науки, а не философии религии.

Мы охарактеризовали принципы взаимоотношения между фи­лософией религии и религиоведческим комплексом.

Наша точка зрения заключается прежде всего в том, что совре­менная философия религии не в состоянии выполнять содержа­тельно-синтетические и методологические функции по отношению к комплексу религиоведческих дисциплин.

И религиоведческие дисциплины со своей стороны не проявля­ют никакой заинтересованности в философии религии. Это связа­но в основном с тем, что, по мнению религиоведов, философии религии практически нечего предложить конкретно-дисциплинар­ному изучению религии. Кроме того, религиоведы по-прежнему считают, что философское исследование религии не может быть объективным, нейтральным в ценностном отношении, "научным". В обоснование такого воззрения обычно ссылаются на то, что од­ной из основных, если не главной задачей философии религии является решение проблем истинности религии.


 




Очевидно, что существует тесная зависимость между научно-религиоведческим подходом к религии и общим пониманием при­роды, ценности и функций религии, распространенным в культур­ном сознании той или иной эпохи. Изучение религии всегда тесно связано с общим пониманием религии, господствующим в данную эпоху, в значительной мере определяется общим интеллектуаль­ным и культурным уровнем развития общества.

Можно высказать предположение, что указанное общее пони­мание религии наиболее полно выражается в философии религии. Философия религии оказывает поэтому преимущественно опосре­дованное воздействие на религиоведческий комплекс.

§ 4. Религиозное знание как приоритетный объект философского религиоведения

Итак, мы определили, что предметной сферой философии ре­лигии как философского религиоведения является отношение че­ловека к Богу, к божественной реальности. Далее, были указаны отличия философско-религиозного подхода к данной предметной сфере от теологического, с одной стороны, и научно-религиовед­ческого подхода — с другой. Продолжим анализ особенностей фи­лософии религии как философского религиоведения.

В европейской философии религии религиозное отношение предстает прежде всего как теистическое отношение, т. е. отноше­ние к Богу, каким его понимает европейская христианская тради­ция. С известными оговорками можно утверждать, что религиоз­ное отношение и есть жизнь этой традиции во всем многообразии ее проявлений. В связи с этим было бы логично предположить, что христианская традиция и образует предметную сферу философско­го религиоведения.

Специфика познавательных ресурсов философии, одйако, на­кладывает значительные ограничения на ее возможности. Это оз­начает, что религиозное отношение, являющееся формально пред­метной сферой философии религии, может предстать в рамках фи­лософского религиоведения лишь с определенными, причем весьма важными, ограничениями.


В то же время философия религии обладает возможностью со­хранить целостность своей предметной сферы, соответственно со­хранить присущую философии "интенцию тотальности", т. е. уста­новку на целостное постижение того или иного феномена.

Мы уже говорили о том, что при рассмотрении религиозного отношения философия религии сосредоточивает свое внимание на религиозном знании, на том, что мы назвали "идеационным ком­понентом религии". А религиозное отношение в своей целостности есть и познавательное отношение. Ведь каждый момент и аспект этого отношения, т. е. отношения к божественной реальности, вклю­чает в себя определенное знание об этой реальности, а также свя­занное с этим знанием знание человека о мире и о самом себе.

В нашем представлении специфика философии религии в ее рели­гиоведческой форме должна заключаться в приоритетном внимании к религиозному отношению, религиозному сознанию, взятому в его познавательном аспекте. Соответственно перед нами встает задача указать, какое же религиозное знание становится объектом изуче­ния и осмысления в философии религии.

Основным объектом философского изучения религии, сквоз­ной темой многообразных философско-исследовательских подхо­дов к религии являются религиозные верования. В основе выбора верований в качестве главного объекта философско-религиоведчес-кого исследования лежит, по нашему мнению, следующее общее представление о религиях, о религиозных традициях: каждая рели­гиозная традиция, по крайней мере крупная, есть целостное обра­зование, особым образом организованная религиозно-социальная жизнь. Такое образование конституируется, как считают, прежде всего посредством специфического понимания природы божества, мира и человека. Это знание может быть, как представляется, вы­ражено в "верованиях".

Под верованиями подразумевается религиозное знание, причем такое знание, которое считается само собой разумеющимся. Верова­ния — это то, что верующие, приверженцы той или иной религии, знают о божественной реальности, о мире и о себе. Это знание лежит в основе религиозной практики и вообще действий верую­щих. Поэтому, как полагает современная философия религии, по­нятие "верования" правомерно применять и при обращении к тем религиозным традициям, где оно не употребляется.


 









Date: 2015-11-15; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию