Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.1. Психоанализ о проблеме психического развития ребенка





Классический психоанализ, представленный в работах З.Фрейда, дает возможность представить психическое развитие прежде всего как психо­сексуальное развитие ребенка, проходящее пять основных стадий.

На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона - слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи -собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляется вторая инстанция - Я. Форми­руются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требователь­ность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возни­кает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развива­ется Я, определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в лич­ности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция -Сверх-Я как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.

Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети на­чинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, маль­чики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности - самонаблюдение, благоразумие и др.

Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка на­правляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) соответствует собственно половому развитию. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало - Оно - уси­ливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессив­ными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Эрик Эриксон - последователь 3. Фрейда, расширивший психоанали­тическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных от­ношений. Его теорию называют иногда психосоциальной.

Эриксон считал, что особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором рас­тет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что об­щество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, ка­кие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последова­тельность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное ново­образование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17-20 лет происходит медленное, постепенное становление глав­ного ядерного образования - идентичности личности. Личность развива­ется благодаря включению в различные социальные общности (нацию, со­циальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность - психосоциальная тождествен­ность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отно­шений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Еще один важный для развития личности момент - кризисность. Кри­зисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», мо­менты выбора между прогрессом и регрессом.

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное от­ношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапря­женности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней свя­зано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка. В это время ребенок как бы «вбира­ет» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая сту­пень формирования идентичности развивающейся личности.


Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помо­гают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требо­вать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза ми­ра», следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» - стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, скованность, необщитель­ность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанав­ливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ра­зумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с до­школьным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, модели­рует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обя­занности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива огра­ничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом за­кладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответст­венность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны пере­гружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначи­тельные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится ини­циатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ре­бенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Младший школьный возраст соответствует четвертой стадии (ла­тентной), связанной с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разоча­рованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает воз­можность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства ком­петентности образуется чувство неполноценности.


Период начального школьного обучения - это также начало профес­сиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями оп­ределенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрос­левший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентич­ность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, - задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диф-фузностъ идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желатель­ных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, на­циональной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему оте­чественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утвер­ждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я».

Третье десятилетие жизни - время создания семьи. Оно приносит лю­бовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравст­венном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответст­венности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отно­шения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приво­дит к изоляции, чувству одиночества. Зрелость, или средний возраст, -седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к сво­ему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится к про­дуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, созданные про­изведения искусства и т.д.


Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является ес­тественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в се­мье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточен­ность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обед­нению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Человек при­нимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целост­ность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возмож­ность сказать: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимают­ся как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность своего «Я» люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздража­ет, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприят­ных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.







Date: 2015-11-15; view: 2486; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию