Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.4. Гуманистическая психология развития





Цель гуманистической психологии и связанных с ней теорий «Я» -создать представление о человеческой природе как можно ближе к челове­ческому опыту. С точки зрения гуманистической психологии люди представляют собой нечто большее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактивных шаблонов или комок животных влечений.

Современная гуманистическая психология развивалась скорее как ре­акция на бихевиористский подход, как более оптимистическая третья сила в исследовании личности. Она явилась реакцией против внешнего детер­минизма, отстаиваемого теорией научения, и внутреннего детерминизма сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений, предполагаемого теорией Фрейда. Гуманистическая психология предлагает холистическую теорию личности и тесно связана с философией экзистенциализма. Экзи­стенциализм - это направление современной философии, в центре внима­ния которого - стремление человека найти смысл своего личного сущест­вования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами. Поэтому психологи гуманистического направления отверга­ют детерминизм влечений, инстинктов или средового программирования. Они считают, что люди в гораздо большей степени, чем признают психо­аналитики, свободные и творческие существа, способные к росту и само­реализации. Психологи гуманистического направления выше всего ставят человеческий потенциал.

Как биологический вид человек отличается от других животных более развитой способностью пользоваться символами и мыслить абстрактно. По этой причине психологи гуманистического направления считают, что мно­гочисленные эксперименты на животных дают мало информации о людях. Крыса в лабиринте не может теоретически осмыслить стоящую перед ней задачу, как это сделал бы человек.

Психологи гуманистического направления придают одинаковое зна­чение сознанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека. Люди относятся к себе и к другим как к суще­ствам, действующим по своему усмотрению и стремящимся творчески достичь своих целей. Оптимизм психологов гуманистического направле­ния заметно отличает его от большинства других теоретических подходов. Рассмотрим подробнее гуманистические взгляды А. Маслоу и К. Роджерса.

Маслоу. Влиятельным психологом гуманистической школы является Абрахам Маслоу (1908-1970). В его теории «Я», предложенной в 1954 го­ду, особое значение придается присущей каждому человеку врожденной потребности в самоактуализации - полном развитии своего потенциала.

Согласно теории Маслоу, потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены только после того, как будут удовлетворены «низшие» потребности, такие как потребности в безопасности, любви, пи­ще и крове. Например, голодный ребенок не сможет сосредоточиться на чтении или рисовании в школе, пока его не накормят.

Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды. В ос­новании пирамиды лежат основные физиологические потребности выжи­вания; людям, как и другим животным, для того чтобы выжить, нужны пища, тепло и отдых. Уровнем выше находится потребность в безопасно­сти; людям необходимо избегать опасности и чувствовать себя защищен­ными в повседневной жизни. Они не могут достичь более высоких уров­ней, если живут в постоянном страхе и тревоге. Когда разумные потребно­сти в безопасности и выживании удовлетворены, следующей насущной потребностью становится потребность в принадлежности. Людям необ­ходимо любить и чувствовать себя любимыми, находиться в физическом контакте друг с другом, общаться с другими людьми, входить в состав групп или организаций. После того как потребности это уровня удовлетво­рены, актуализируется потребность в уважении к себе; людям нужны по­ложительные реакции окружающих, начиная с простого подтверждения их основных способностей до аплодисментов и славы. Все это дает человеку ощущение благополучия и довольства собой.

Когда люди сыты, одеты, имеют кров, принадлежат к какой-либо группе и уверены в своих способностях, они готовы попытаться полностью развить свой потенциал, то есть готовы к самоактуализации. Маслоу счи­тает, что потребность в самоактуализации играет для человека не менее важную, чем перечисленные базисные потребности.

Маслоу пришел к выводу, что люди, реализующие себя, в отличие от большинства, сохраняют некоторою независимость от общества. Большин­ство людей настолько сильно мотивированы потребностями в принадлеж­ности, любви и уважении, что боятся того, что другие могут их не одоб­рить. Они пытаются вести себя приемлемо для своего общества и делать все, что приносит им престиж. Люди, склонные к самоактуализации, на­оборот, менее конформны, более спонтанны и естественны в поведении. Их направляет потребность во внутреннем росте, развитии своего потен­циала и осуществлении личной миссии в жизни. «Человек должен стать тем, кем он может стать», - утверждает Маслоу. В известном смысле по­требность в самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. Она включает в себя поиск истины и понимания, попытку достичь равенства и справедливости, созидание прекрасного и стремление к нему».

Однако наша внутренняя природа не так сильна, как инстинкты у жи­вотных. Скорее, она незаметна, тонка, ее легко подавить в процессе обуче­ния, культурных ожиданий, страха, неодобрения и т.д. Подавление нашей внутренней природы происходит, как правило, в детстве. Вначале дети об­ладают внутренней мудростью и с уважением относятся ко всему, что де­лают. Их собственные чувства и внутренние побуждения ведут их по на­правлению к здоровому росту, однако взрослые начинают критиковать де­тей, направлять их, исправлять их ошибки и пытаться давать им «правиль­ные ответы». В результате дети перестают доверять самим себе и своим чувствам и начинают опираться на мнения других людей.

Но даже если наше внутреннее ядро и слабо, оно никогда не исчезает совсем, оно сохраняется в бессознательном, говорит с нами внутренним голосом, ждет, чтобы мы его услышали. На пробуждении нашего внутрен­него ядра и основывается успешная психотерапия.

Роджерс. Другой психолог гуманистического направления, Карл Род­жерс (1902-1987), оказал большое влияние на педагогику и психотерапию. В отличие от фрейдистов, считающих, что человеческий характер обу­словлен внутренними влечениями, многие из которых вредны для челове­ка, Роджерс придерживался того мнения, что ядро характера человека со­ставляют положительное здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Как и Маслоу, Роджерса в пер­вую очередь интересовало то, как можно помочь людям реализовать свой внутренний потенциал. В отличие от Маслоу, Роджерс не разрабатывал предварительно теории стадиального развития лично, чтобы затем приме­нить ее на практике. Его больше занимали идеи, которые возникали в ходе его клинической практики. Он обнаружил, что максимальный личный рост его пациентов (которых Роджерс называл клиентами) происходил тогда, когда он искренне и полностью сопереживал им и когда они знали, что он принимает их такими, как они есть. Он назвал это «теплое, положительное, приемлющее» отношение позитивным. Роджерс считал, что позитивное отношение психотерапевта способствует большему самоприятию клиента и его большей терпимости в отношении других людей.

Гуманистическая психология оказалась действенной в нескольких от­ношениях. Акцент на учете богатства возможностей реальной жизни действует как стимул для других подходов психологии развития. Кроме того, она оказала существенное влияние на консультирование взрослых и на за­рождение программ самопомощи. Она также способствовала распростра­нению методов воспитания детей, основанных на уважении к уникально­сти каждого ребенка, и педагогических методов, направленных на гумани­зацию внутришкольных межличностных отношений.

Date: 2015-11-15; view: 1011; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию