Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вотфосы для поетгорсния





Наловите причины, вызывающие социальные конфликты,

Каково основное содержание экономических и политиче­ских конфликтов?

Назовите варианты типологии социальных конфликтов.

Объясните механизм социального конфликта.

Назовите условия, влияющие на успешное разрешение кон­фликта.

Перечислите методы, используемые для разрешения соци­альных конфликтов.

В чем заключаются особенности социально-классовых и межнациональных конфликтов в России?


IV

Прикладная социология: методика и техника социологических исследований

 

Объективность познания I области роциальных наук харахпризуется тем, что эмпирически данное всегда ооотноситея в ценностными идеями..,


Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка

 

В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязан­ных уровня: общесоциологическую теорию, специальные.социологи­ческие теорий (или теории среднего уровня) и социологические ис­следования. Их называют также частными, эмпирическими, приклад­ными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

 

19.1 Социологическое исследование и его виды

Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частно­сти, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию кон­кретными данными об интересах и запросах, мнениях и на­строениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоя­нием морально-психологического климата.

Цели Каждое серьезное дело требует тщательной

социологических подготовки. И социологические исследова-иселедованнй ния не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и цен­ность информации, полученной в результате проведенного ис­следования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методиче­ских и организационных приемов социологического. анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое ов­ладение научными правилами, способными обеспечить высо­кий научный уровень анализа.

Подготовка социологического исследования — процесс, на­сыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инст­рументарии сбора информации, сформировать исследователь­скую группу.

Цель любого социологического исследования — анализ та­ких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жиз­нью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворе­ния потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям — потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные сторо­ны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты, представляют собой «молчание моря». Любое взаимо­действие, скрытое от «внешнего глаза» («молчание моря»), мо­жет при определенных условиях выплеснуться бурно, яростно, перечеркивая все расчеты практиков социального управления.

Вместе с тем проведение социологического исследования — не самоцель. Как бы ни была значима его роль и широки воз­можности, Оно выступает в качестве лишь одного из средств получения социальной информации. Признание за социологи­ческим исследованием статуса «одного из...» не позволяет абсо­лютизировать его роль и рассматривать, как это иногда бывает, в качестве панацеи от всех бед.

Социологическое исследование, по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, — это система логически, последовательных методологических, методических и организа­ционно-технических процедур, подчиненных единой цели: по­лучить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии.

В научной литературе понятие методологии» имеет до­вольно много определений. Одно из наиболее авторитетных научных изданий «Эшщклопедический социологический сло­варь» определяет


методологию социологи ческого исследования как составную часть и особую область социологического познания, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов орга­низации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов прове­дения социологических исследований1.

Существуют и другие определения понятия «методология». Одним из самых простых является расшифровка этого грече­ского слова: метод — способ, прием; логос — закон, главное условие, принцип. В данном случае — это способ получения но­вого знания. Если рассматриваем такой подход, то главная зада­ча методолога — показать, как конструируются понятия и ка­кова их взаимосвязь с изучаемыми социальными процессами, человеческим взаимодействием. Значит, создавая исследова­тельские программы, социолог-методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эм­пирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Делается это для того, чтобы повысить уровень надежности получаемых эмпирических дан­ных, следить за тем, как они вписываются в теорию, если же реальная действительность противоречит теоретическим по­строениям, то и скорректировать теорию.

В научной литературе до сих пор не утихают споры, что считать теорией и что методологией. Между этими понятиями трудно провести разграничительную черту; так тесно они взаи­модействуют. Надо запомнить главные их признаки: теория да­ет объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает как на­до исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее изучения.

(

Социологическое исследование — это процесс познания, в ко­тором проявляются два уровня социологического знания: тео-

 

' Сы.: Энциклопедический социологический словарь /Под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипом. — М., 1995. - С. 392.

|

ретико-м£тодологкческнй и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социологическое исследование начинается с его подготов­ки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и тл. Это первый его этап.

Второй этап — сбор первичной социологической ин­формации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, от­дельные ответы опрашиваемых и тл.

Третий этап — подготовка собранной в ходе социологи­ческого исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и тд.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И наконец, заключительный, четвертый этап — ана­лиз обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекоменда­ций для заказчика, субъекта управления.

Виды Вид социологического исследования предо-

соцволоппеского пределяется характером поставленных це-всследомякя лей и задач, глубиной анализа социального процесса и тл. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.


1. Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследова­ние — самый простой вид социологического анализа, позво­ляющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (методических документов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования уп­рощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности не­велики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Разведы­вательное исследование позволяет получить оперативную со­циологическую информацию.

Описательное исследование — более сложный вид социо­логического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая со­вокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где ра­ботают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и тд. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрас­ту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интере­сующие характеристики, выявить наличие или отсутствие свя­зей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обос­нованные рекомендации.

Самый серьезный вид социологического анализа — ана­литическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следствен­ных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между ха­рактеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выяс­няется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокуп­ность многих факторов, обусловливающих то или иное явле­ние. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируе­мые и тд.

Аналитическое исследование невозможно без детально раз­работанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное ис­следования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По ис­пользуемым методам оно богаче, разнообразнее не только раз­ведывательного, но и описательного исследования.


19.2. Программа социологического исследования

Подготовка Подготовка социологического исследования
и разработка непосредственно начинается не с составле-
прог раммы ния анкеты (к чему зачастую прибегают ма-
локомпетентные исследователи), а с разра-
ботки его программы, состоящей из двух разделов (блоков) —
методологического и методического.

В методологический раздел программы входят: а) формули­ровка и обоснование социальной проблемы, (проблемной си­туации); б) определение объекта и предмета социологического исследования; в) определение задач; исследователя и формули­ровка гипотез. Данный раздел требует основательной теорети­ческой подготовки социолога, осуществляющего исследование, умения логически анализировать обозначенные явления.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора,, логическую схему (или программу) обработки собранных данных на ЭВМ.

Тщательная подготовка программы социологического ис­следования позволяет избежать ошибок во время самого иссле­дования и анализа его результатов.

Существенной (определяющей) частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических прие­мов изучения социальной проблемы.

Под социальной проблемой следует понимать «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группа­ми и т.д.) как значимое для них несоответствие между сущест­вующим и должным, между целями и результатами деятельно­сти, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельно­сти, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей[13].

Очень важно при этом избежать опасности постановки мнимой проблемы или объять необъятное в предполагаемом исследовании.

Программа исследования может быть направлена на много­проблемный социологический анализ, хотя большинство со­циологов полагает, что изучать несколько проблем в границах одного исследования трудно и нецелесообразно. Тому несколь­ко причин: усложняется инструментарий исследования («разбу­хают» анкета, бланк опроса, интервью и т.д.), увеличивается количество документов, с которыми придется работать, и т.п. Все это может снизить качество собираемой статистической и социологической информации. Такое исследование потребует значительно больше времени, людей, финансовых и техниче­ских средств, кроме того, теряется оперативность информации: она стареет еще в период обработки. В связи с этим многопро­фильное исследование должно проводиться только в исключи­тельных случаях.

Начинающие социологи часто путают объект и предмет ис­следования, хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в са­мой социальной проблеме.

Объектом исследования может быть любой социальный про­цесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали про­блемную ситуацию.

Как считает В. А. Ядов, «объект социологического исследо­вания — это то, на что направлен процесс познания»[14].

Предмет исследований — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Например, любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных харак­теристик. Но исследователя интересует только уровень нравст­венного сознания рабочих — членов этого коллектива. Тогда

объект исследования — трудовой коллектив, а предмет,— со­стояние нравственного сознания.

Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как -теорети­ческая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам: изуче­нию научной литературы по интересующей проблеме, построе­нию концепции предмета исследования и т.п. В данном случае объект исследования определяется только после того, как вы­полнена предварительная теоретическая работа.

Социолог, решающий прикладные практические задачи, прежде всего определяет, какие конкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью Научной литературы пытается вы­яснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не при­шлось «изобретать велосипед». Гипотезы прикладного исследо­вания будут выступать как варианты прочтения типовых реше­ний применительно к конкретным условиям.

Воздвигать китайскую стену между теоретическим и при­кладным исследованиями — ошибка. Любое теоретическое ис­следование можно продолжить до уровня прикладного и на­оборот, хотя не из всякого прикладного исследования можно сделать верные теоретические выводы.

Определение цели исследования позволяет классифициро­вать, упорядочить задачи, которые являются своего рода сту­пеньками для восхождения к цели. Задачи бывают главными и дополнительными (или основными и неосновными). В качестве главной может выступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Это зависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна быть центральным во­просом исследования. Дополнительные задачи целесообразнее решать исходя из материала, полученного в процессе поиска ответа на главный вопрос. Для этого необходимо анализировать ту же самую информацию, но под иным углом зрения.

К исследовательской цели социолог идет последовательно, применяя те или иные методы, приемы. Их число предопреде­ляется гипотезами исследования. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фак­торов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследова­ния обусловливает логику процесса социологического анализа.

Социологическое исследование основывается, как правило, на предварительных предположениях. В них высказываются мысли о причинах возникновения изучаемой проблемы. Иссле­дователь их обобщает, затем формулирует свои предположения в гиде гипотез. Гипотезы позволяют повысить оперативность исследования, правильно выбрать его объект, метод сбора со­циологической информации. Но они не должны связывать ис­следователя и предопределять итоги его работы. Гипотезы должны быть сформулированы ясно и четко, однозначно. Как и задачи, они бывают основными и дополнительными.

Логический Весьма существенную часть программы со-авалнз понятий циологического исследования составляет

.... 1... 1................ логический анализ понятий. В этом разделе

программы разрабатываются методологические процедуры, без которых невозможно заложить в инструментарии концепцию социологического исследования. Суть процедур сводится к ло­гическому упорядочению основных категорий — наиболее об­щих понятий, которые будут применяться в исследовании. По­нятия могут быть основными и неосновными. Основные кате­гории занимают ведущее место в определении предмета иссле­дования.

Логический анализ понятий требует глубокого и точного объяснения их содержания и структуры. Затем определяется соотношение нужных элементов, свойств исследуемого соци­ального явления. Анализ этих элементов и свойств позволит составить более или менее целостное представление о состоя­нии (динамике, статике), исследуемого социального явления. Например, необходимо изучить социальную активность рабо­чих какого-либо коллектива. Логический анализ категории «социальная активность» требует выделить более дробные по­нятия, ее составляющие: К Ним относятся активность трудовая, политическая, культурная, в сфере образования, общественной работы и т.д. Еще более детализируя, расшифровывая эти по­нятия, мы подходим к определению сущности отдельных эле­ментов предмета исследования. Данные понятия все более при­ближаются к показателям, которые можно «закладывать» в ан­кету в виде конкретных вопросов.

Чем сложнее предполагаемое социологическое исследова­ние, тем более разветвленной, сложной оказывается структура логического анализа основных понятий. Но чем глубже этот анализ, тем логичнее и полнее инструментарий сбора первич­ной социологической информации, которую можно измерить, применив при ее обработке количественные методы, т.е. мето­ды точной науки.

 

193. Применение выборочного метода

I

Способы выборки Объект исследования чаще всего насчиты-
............................... вает сотни, тысячи, десятки или сотни ты-
сяч людей. Как правильно организовать и провести опрос в та-
ких случаях? Ясно, что если объект исследования состоит из
200—500 человек, они все могут быть опрощены. Такой опрос
будет сплошным. Но если объект исследования насчитывает бо-
лее 500 человек, то единственно верным будет применение вы-
борочного метода.

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообуслов­ленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; говоря проще, единицы опроса выбираются на осно­вании учета важнейших признаков социального объекта — об­разования, квалификации, пола и т.п. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть явля­лась микромоделью целого и содержала важнейшие признаки, характеристики целого, или, как его называют в социологии, генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распро­страняются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность — это определенное число элемен­тов генеральной совокупности, отобранное по строго заданно­му правилу. Элементы выборочной совокупности (респон­денты, анализируемые документы и т.п.), подлежащие изуче­нию (опросу, интервьюированию и т.п.), и есть единицы ана­лиза. Ими могут выступать как отдельные люди» так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы. Формируется выборка таким образом: на первом этапе, на­пример, выбираются какие-либо трудовые коллективы, пред­приятия, учреждения, элементы поселения (малые города или деревни). Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называ­ются единицами отбора, а среди них выбираются единицы ана­лиза. Такой метод чаще всего называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т.д. человек. Промежуток между отбираемыми называется шагом отбора (шагом выборки).

Довольно популярен у социологов и статистиков метод се­рийной выборки. Здесь генеральная совокупность делится по за­данному признаку (полу, возрасту, образованию и т.д.) на од­нородные части (серии). Затем отбор респондентов идет от­дельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Из генеральной совокупности, например содержащей 2000 чело­век, где 300 человек — наладчики станков, 700 — токари и фре­зеровщики, 1000 — сборщики, отбираем каждого десятого. Следовательно, предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей и фрезеровщиков и 100 сборщиков.

Социологи часто пользуются методом гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные рес­понденты, а целые группы и коллективы. Например, из 30 сту­денческих групп, в которых занимаются по 20 человек, отбира­ются 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Гнездо­вая выборка дает научно обоснованную социологическую ин­формацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например полу, возрасту, видам обучения и т.п.

В исследованиях применяется также целенаправленная вы­борка, как правило, использующая методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной вы­борки — это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структу­ру массива респондентов, которые заполнят и отправят по поч­те анкеты. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

При проведении пилотажного, или разведывательного, ис­следования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60—70% респондентов, попавших в отобранную совокупность.


Метод квотной выборки часто применяется при опросах об­щественного мнения. Им пользуются в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о кон­трольных признаках элементов генеральной совокупности. На­пример, в качестве такого признака (параметра) берется уро­вень квалификации, образования и т.п. В переводе с латин­ского слово «квота» означает часть, приходящаяся на каждого. Отсюда и подход к выборке: необходимо определить, какая часть опрошенных должна приходиться на долю респондентов с различным уровнем образования и квалификации. Имеющие­ся данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их числовые значения — Показателей квоты. Респонденты при таком методе отбираются целенаправленно, с соблюдением показателей квот. Число Признаков, данные о ко­торых стираются в качестве квот, обычно не превышает четы­рех, ибо при большем числе показателей отбор респондентов становится практически невозможным.

Определение [15] один из хамых важных вопросов тео-объемя рии выборки. С одной стороны, величина выборочной выборки должна быть «статистически зиа-

совокувносчи чимой», т.е. достаточно большой для того,
" чтобы при анализе изучаемых характери-

стик выявить устойчивые тенденции, с другой — она должна быть «экономной», т. е. в некотором смысле оптимальной. Ка­ков же критерий оптимальности? Таким критерием являются сами характеристики или контрольные признаки исследуемого объекта, точнее, — дисперсия элементов генеральной совокуп­ности по основным признакам.

В общем случае формула для вычисления величины выбо­рочной совокупности имеет вид и^/Л2, где о2 (сигма квадрат) — дисперсия контролируемого признака в генеральной совокуп­ности; Л — предельная ошибка выборки, значение которой в социологических исследованиях принимается равным 5% (0,05). Это означает, что среднее значение признака в выборочной со­вокупности будет отличаться от его среднего значения в гене­ральной совокупности; не более чем на 5%'.


Как видно из формулы, чем больше дисперсия, тем больше объем выборки. И соответственно по мере усиления требова­ния к точности данных опроса (уменьшение предельной ошиб­ки) требуется увеличение объема выборки.

Расчет по формуле производится всегда по какому-то одно­му признаку. Однако в социологических исследованиях изуча­ется одновременно ряд характеристик. Совпадение структур выборочной и генеральной совокупностей также контролирует­ся одновременно по нескольким признакам. Поэтому вычис­лять объем выборочной совокупности следует по тому призна­ку» дисперсия которой наибольшая.

Очень часто, когда информация о характеристиках гене­ральной совокупности отсутствует, исключается возможность определения объема выборочной совокупности при помощи формул. Практика социологических, исследований свидетельст­вует, что соблюдение основных правил отбора единиц исследо­вания позволяет достичь достаточно высокой степени репре­зентативности при выборке 1000—1200 человек.

-Достоверность выборки связана с такими понятиями, как т&чностъ и репрезентативность. Точность выборки связана с проблемой ошибок смещения, которые могут возникнуть в связи с несоблюдением правил отбора единиц исследования. Степень точности должна выражаться степенью совпадения структур выборочной и генеральной совокупностей по контролируемым исследователем показателям. Точная и репрезентативная вы­борка называется достоверной.

 

19Л Рабочий план социологического исследования

Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести со­циологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осущест­вить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем работы — на­учной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно­исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).

Первый раздел предусматривает порядок подготовки, обсуж­дения, утверждения программы и инструментария социологи­ческого исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интер­вьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, которое покажет, как «работает» инструментарий. И если в ка­ких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, на­до оперативно внести коррективы и в инструментарий, и в программу исследования. Когда документы Для работы полно­стью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интер­вьюерам.

Второй раздел включает все организационные и методиче­ские виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предвари­тельное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практи­ческом значении социологического исследования, т.е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают всё респонденты (опрашиваемые). Если анкеты, бланки интервью раздаются и заполняются в группах под руководством анкетера, то необхо­димо предусмотреть такую процедуру в плане.

Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычисли­тельного центра необходимо задействовать для выполнения этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследовате­ли работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощи специальных компьютерных про­грамм. Статистический информационный массив «перева­ривается» электронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр, процентов — табуляграммы. Сущест­вуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос, раскрываются все альтернативы,


входящие в данный вопрос (ца, нет, не знаю). Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшиф­ровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время. Хот и другой способы имеют свои достоинства и не­достатки.

Четвертый раздел — это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итого­вый отчет о проведенном социологическом исследовании,.ле­леют выводы, формулируют практические рекомендации.

 

 

| Вопросы для повторения

Какие виды социологических исследований вы знаете?

С чего начинается социологическое исследование?

Какова структура программы социологического исследова­ния?

В чем заключается «теоретическое» и «практическое» иссле­дование?

Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?

Из каких разделов состоит рабочий план социологического исследования?


Методы социологических исследований

 

Использование конкретных методов социологического исследова­ния зависит от условий, места и времени, целей и задач исследова­ния, а также его вида. Для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдение, ана­лиз документов, экспертная оценка, эксперимент и тестирование.

 

Каждый из этапов социологического исследования — это сложный трудоемкий, требующий специальной подготовки, но вместе с тем разносторонний и увлекательный процесс. Наи­больший интерес представляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального функционирования науки. И если другие этапы базируются на уже «готовых» данных: разработка программы — на заранее имеющихся, а обработка и анализ — на вновь полу­ченных, то сбор социологической информации нацелен именно на «свежее сырье» — те самые новые сведения, обобщая и пе­рерабатывая которые, социолог строит научную теорию, помо­гающую глубже объяснить реальный мир и предсказать буду­щие события.

При этом качество (достоверность, объективность и т.д.) новой информации зависит прежде всего от того, какими спо­собами, приемами и средствами она была получена. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о методах сбора данных в социологическом исследовании.

 

20.1. Анкетный опрос

Из многочисленных методов сбора социологической ин­формации по интересующим социолога проблемам наиболее распространенным методом опроса респондентов является ал­кетныи опрос, поскольку с его помощью можно получить раз­нообразную и качественную социологическую информацию. Такой метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).

Анкетный опрос — важнейший источник информации о ре­ально существующих социальных фактах, о социальной дея­тельности. Начинается он с формулировки программных во­просов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:
Требования * длительность не должна превышать

предьяаддау^ 30—40 мин, поскольку усталость

к анкетному респондента не позволит получить

оввосу полноценных ответов;

интерес к предмету опроса должен

не снижаться, а постепенно нарастать. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы долж­ны следовать за более простыми;

первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, а лучше всего — нейтральным; трудные вопросы целесообразно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме; вопросы должны быть ясными, четкими, понятными оп­рашиваемым (всем без исключения). Например, вопрос анкеты: «Каков размер Вашего месячного заработка?» — неясен. О чем здесь идет речь? Только о заработке или о доходе? О заработке с учетом вычетов налогов или о начисляемой сумме заработной платы, содержащей сумму подоходного налога? Входят ли в заработок, о котором идет речь, премиальные?

вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке — это важней­шее требование социологического исследования. На­пример, первый вопрос: «Испытываете ли Вы какие-либо трудно­сти на работе?». Ответы: «Да», «Нет». Второй вопрос: «Если да, то в чем эти трудности выражаются?». В ответе приводится ряд факторов, затрудняющих работу. Третий вопрос: «Ваши предложения по преодолению трудностей». Бели в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например: сА теперь мы просим Вас высказать свое мнение о „.».

В подобной же форме строится и обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это обращение предшествует постановке вопросов и является сво­его рода введением, оно должно быть кратким, понятным и четким. Приведем пример.

 

 

УважаемьЙ коллега! Мы обращаемся к вам с просьбой высказать свое мнение о новых формах организации труда.

Ваши искренние и точные ответы позволят сделать обобщения и выработать
практические рекомендации по улучшению организации труда. -

Возможные ответы в большинстве случаев привадим в анкете.- Просим внима­тельно прочитать предложенные варианты ответов и отметить тот ответ, который соот­ветствует Вашему мнению.

Если ни один из напечатанных ответов Вас не удовлетворяет, напишите свое мнение (для этого оставлено специальное место). Заранее благодарим за помощь в работе.

 

 

Приведенное введение, коротко познакомив опрашиваемого с темой и целью опроса, ориентирует его на конкретное зада­ние при заполнении анкеты.

I

Классификация Вопросы анкеты различаются между собой
вопросов анкеты по содержанию и форме.
................... 1........ Деление вопросов по содержанию

обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отно­шении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивно­сти мнения, о поведении в настоящем и прошлом служит ос­нованием деления их по содержанию.

Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на ан­кету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких­либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную инфор­мацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом приведет к неточности в информации.

По ф о р м е вопросы делятся на три основные группы:

открытые, закрытые и полузакрытые;

прямые и косвенные;

личные и безличные. Первая группа вопросов.

Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Ваше­го интереса к работе?»

Вопрос закрытого типа: «Что Вам нравится в Вашей работе? Просим отметить те из перечисленных ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением: 1) разнообразная работа; 2) работа, требующая смекалки; 3) не вызы­вает физического переутомления; 4) хороший заработок».

Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к спи­ску ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т. д.). Укажите, какие именно». Вопрос как бы расшифровывается, дает возмож­ность не только выбрать один из тех ответов, которые приво­дятся в анкете, но и высказать что-то свое.

Вторая группа вопросов. Прямой вопрос — это вопрос как бы «в лоб», например: «Доставляет ли Вам работа моральное удов­летворение или Вы трудитесь ради денег?». Такие вопросы применяют­ся лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения, пря­мой вопрос следует заменить косвенным, например: «Если бы слу­чилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?».

Третья группа вопросов — личные и безличные. Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

Достоверность Перед исследователем, который проводит
получаемой социологический опрос, постоянно стоит
информации проблема достоверности получаемой ин-
.............................. ™лхжгдхш-ш: формации. Проверка и контроль достовер-
ности данных опроса осуществляются несколькими способами.
Один из них — контрольные вопросы.

В группе вопросов на одну и ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может играть тот во­


прос, который задается в более широком смысловом диапазо­не, в прямой форме. Например, рабочему предлагается ^вопрос: «Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует Вашему мнению: 1) ра-1 ботой вполне доволен; 2) скорее доволен, чем недоволен; 3) отношусь к работе безразлично; 4) скорее недоволен, чем доволен; 5} совершенно недоволен; 6) не могу сказать».

Для того чтобы проконтролировать ответ, следует задать та­кие контрольные вопросы: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (да, нет, не знаю) или «Предположим, что по каким-то причинам Вы вре­менно, не работаете. Вернулись бы Вы на свое прежнее место работы?» (да, нет, не знаю).

Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, таки друг от друга.

Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий — на весь объем выборки (панельный опрос) или на 5—10% лиц, уже опрошенных ранее.

Одно из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса — сочетание нескольких методов: ан­кетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интер­вью.

Как составляется Первый шаг — подготовка ее проекта; вто-аикета? рой—пробный опрос (опрос-разведка), кото-

........................... рый охватывает небольшое число лиц (20—

30 человек), отобранных по основным характеристикам, опре­деляемым темой, целями и задачами исследования. Проба не­обходима для проверки плана опроса, уточнения вопросов, их формулировки и расположения. После тщательного анализа ре­зультатов пробы и исправления ошибок в анкете можно при­ступать к массовому опросу.

 

20.2 Интервью

Достаточно распространенной формой социологических оп­росов является интервью (англ. interview), которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впо­следствии, по мере развития эмпирических исследований, на­ряду с анкетированием оно Стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

Интервью — целенаправленная, заранее запрограммиро­ванная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, веду­щего интервью) иопрашиваемого во многом опреде­ляют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении.

При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту ин­формацию, которая не стала бы его достоянием в случае осу­ществления анкетного опроса (анкетирования).

{

Виды интервью Различают несколько видов интервью: «от
... ................. полной свободной беседы с опрашиваемым

до полностью формализованной процедуры опроса»[16].

Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не спе­циально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, кото­рые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.

Глубинное интервью преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного соци­ального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлении. Как правило, применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.

Цель фокусированного (направленного) интервью — изучение общественного мнения относительно конкретного факта, си­туации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, ин­тересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и Мнение о нем, давая ему оценку.

При проведении интервью вопросы, с которыми интер­вьюер обращается к своим респондентам, могут иметь откры­тый или закрытый характер.

Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последо­вательности. Задавая эти вопросы респонденту, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или стенографии. -

При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно на­зывают стандартизованным, исследователь обращается к рес­пондентам с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся в основном вопросы закрытого типа. Респондент должен выразить свое согласие или, наоборот, от­рицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишен возможно­сти изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы. Стандартизо­ванное интервью — наиболее распространенный вид и чаще проводится при переписи населения.

Факторы, Как видим, классифицирующим признаком влияющие всех видов интервью является прежде всего ва проведение степень их формализованности.

интервью На проведение интервью существенное

|уии|ш""""1... 1. 1 |ПП|Г||Г "т влияние оказывают место и время, страте-
гия и тактика его проведения, состав участников.

Опрос на рабочем месте для многих категорий респондентов чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает из­лишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослужив­цы, их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения опроса.

Достоинство опроса по месту жительства респондента со­стоит в том, что человек в домашних условиях держится не­принужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопрос­ник длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил более полно и точно.

Однако при опросе по месту жительства резко увеличивает­ся время, затрачиваемое на каждое интервью, так как возраста­ст подготовительно-заключительный этап (знакомство, введе­ние в курс дела и т.д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять третьи лица — члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации.

Специальное место опроса, куда респондент вызывается за­ранее или непосредственно перед началом интервьюирования, наиболее удобно для проведения беседы, так как оно лишено перечисленных выше недостатков. Это может быть комната от­дыха, класс технической учебы и тд. Основное преимущество опроса в неслужебном помещении — сокращение сроков ин­тервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние третьих лиц, появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.

Однако окончательное решение необходимо принимать, ру­ководствуясь конкретными условиями, возникающими в каж­дом отдельном случае.

Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, оказывает фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени мо­жет выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени. Если интервьюер добивается беседы, например, с респондентом, только что вернувшимся из ночной смены, с дежурства или из длительной командировки, то возможности получения объективной и полной информации сокращаются.

Большое значение имеет информирование респондента о це­лях и значимости опроса. Активность респондента, его готов­ность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно воз­растают, если он видит, что интервьюер не торопится, с инте­ресом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и тд.

Важное значение имеет умение интервьюера плавно пере­ходить от одной темы к другой.

Качество интервью заметно снижается, если во время бесе­ды респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профес­сиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интер­вью респондент высказал намерение уйти, то не следует,,при­нуждать его к беседе, лучше договориться о новой встрече.

Следовательно, для проведения опроса необходимо выби­рать время, наиболее удобное для респондента.

Влияние интервьюера на ответы респондента может сказаться в самых различных направлениях. С первого мгновения интер­вьюер невольно как бы подгоняет опрашиваемого под некий свой эталон. Это мешает ему объективно воспринимать рес­пондента.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться мак­симально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении.

Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.

На ход беседы также влияют возраст и пол ее участников. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола, как правило, добивается лучшего результата. Женщинам-интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам. Влияние различия полов в наибольшей степени сказывается на вопросах, затрагивающих принятые в обществе нормы, ценности и т. д. Если респондент и интервьюер разного пола, в ответах респондента намечается тенденция приукрашивать собственное положение, уровень развития и т. д. Поэтому в работе с анкетой, где много вопро­сов, имеющих целью выяснить ценностные ориентации опра­шиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста.

Ответы респондента на открытые вопросы будут более от­кровенными, пространными, если интервьюер улыбается собе­седнику, поддерживает его рассуждения одобрительными кив­ками, восклицаниями и т.д. Положительные результаты дает опрос, который проводит интервьюер, хорошо знакомый рес­пондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе с тем недопустимо, чтобы интервьюер находился в пря­мых служебных отношениях с респондентом.

Существенное влияние на качество ответов может оказать присутствие третьих лиц. Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица не­редко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправ­ляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и тд. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респон­дента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты об­ращаются к присутствующим за помощью, например, если нужно что-либо вспомнить.

Негативное влияние «третьих лиц» во время опроса очевид­но, и их присутствие надо исключить. При необходимости ин­тервьюер должен предпринять усилия, чтобы обеспечить беседу с глазу на глаз.

Правив При установлении первого контакта необ-ведеяия беседы ходимо создать благоприятную атмосферу

.......................... для предстоящего разговора. Интервьюер

представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социо­логического исследования. Во время первой беседы интервьюер подчеркивает, что соблюдение анонимности гарантируется, это снимет внутреннюю неуверенность респондента. Для того что­бы внести в контакт с респондентом что-то личностное, интер­вьюеру рекомендуется начать беседу с разговора на какие-либо отвлеченные темы: о погоде, семье, детях, спорте. Как правило, в заключение своего вступительного обращения интервьюер указывает, сколько времени займет беседа.

Приступая к опросу в соответствии с планом интервью, важно подчеркнуть, что задаваемые вопросы интересны. Со­мнения интервьюера в компетентности респондента и другие настораживающие вопросы при закреплении контакта недопус­тимы.

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать сле­дующие правила;

не допускать своей интерпретации формулировки вопро­сов. Изменение формулировок разрешается лишь в ис­ключительных случаях, и о первом же подобном факте следует ставить в известность научных руководителей опроса;

не допускать своего толкования ответа на вопрос;

задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;

исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, за­фиксированных в анкете, кроме специально оговоренных.

Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру ре­комендуется еще раз медленно повторить его и дать возмож­ность подумать респонденту.

Те вопросы, цель которых — выявление мнения респонден­та о каких-либо фактах, более всего требуют точности форму­лировок, и интервьюеру надо придерживаться только той фор­мулировки, которая дана в анкете. При постановке вопросов о фактах интервьюер может уточнять, разъяснять вопрос, чтобы добиться правильного понимания.

Приведем наиболее распространенные средства, которые используются большинством интервьюеров для стимулирования ответов респондентов, получения наиболее полной и точной информации.

Выражение согласия — внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание.

Использование коротких пауз.

Повторение основного, вопроса.

Частичное несогласие, например: сВы говорите, что... Однако некоторые люди полагают, что...».

Просьба пояснить, например: «Мне не совсем ясно, как... Не могли бы Вы объяснить, что имеете в виду...», «Итак, Вы только что ска­зали, что... Уточните, пожалуйста...».

Уточнение с помощью неправильного повторения ответа, например:

 

Вы заметили, что обычно возникают споры по вопросам трудовой дисциплины?

Нет, я сказал «иногда».

Простите, я, очевидно, не расслышал.

 

Указания на противоречия в ответах.

Повторение последних слов респондента (метод «эхо»).

Нейтральное требование добавочной информации, на­пример: «Это интересно, я хотел бы знать больше о проведении Вами свободного времени. Не могли бы Вы рассказать об этом немного под­робнее?».

Требование определенной добавочной информации, на­пример: «Почему Вы думаете именно так? Как вы пришли к этому вы­воду? Когда?».

После всякого выраженного сомнения или несогласия и по­лучения на них разъяснения интервьюер должен выразить свое понимание, согласие, одобрение: «Да, да, вы правы. Сейчас мне ясно. Это очень интересно» и т.д.

Если интервьюер получил ответ типа «Не знаю», то обяза­тельно должен понять, что скрывается за ним: а) действитель­ное ли незнание; б) непонимание смысла вопроса; в) неумение выразить свое мнение; г) боязнь выразить его вслух; д) боязнь дать «неправильный» ответ, т.е. не то, что могли сказать другие. В зависимости от этого интервьюер должен выбрать линию по­ведения. Например, если есть подозрение в некомпетентности респондента, рекомендуется детализировать вопрос; если не понял содержания, — повторить; если респондент боится высказать мне­ние, поставить вопрос в косвенной, безличной форме.

Записывать ответы надо сразу, по ходу интервью. Регистри­ровать ответ может сам респондент, но интервьюер обязан контролировать эти записи. При регистрации «открытых» во­просов важно, чтобы респондент наиболее полно записывал ответ. Если ответы записывает сам интервьюер, то он должен это делать полно и дословно, не допускать никаких обобще­ний, улучшения речевого стиля респондента и пр. Записывать ответы надо быстро, чтобы не замедлять скорость интервьюи­рования.

В заключение беседы интервьюер может вернуться к вопро­сам, на которые получены неполные ответы. Закончив беседу, интервьюер спрашивает о согласии респондента принять уча­стие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующим оперативного решения). Затем ин­тервьюер интересуется, сколько, по мнению респондента, про­должалась беседа. Уход из ситуации «домашнего интервью» должен быть вежливым по отношению ко всем членам семьи респондента.

 

203. Наблюдение. Эксперимент

I

Наблюдение Один из методов социологического иссле-
................. дования — наблюдение, под которым по-
нимается сбор первичной специальной информации путем
прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Наблюдение в социологии — простейший метод сбора пер­вичной информации, лежащий в основе других методов. Он за­имствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Одна­ко наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение — не одно и то же. Научное наблюдение отличается планомерно­стью, систематичностью, последующей проверкой результата. В социологической литературе можно встретить различные виды наблюдений: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь является участником событий (например, журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т. д.) и невключенные, когда наблю­дение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные, чаше всего используемые в психологических и социально-психологических экспериментах.

Наблюдения бывают систематические, проводимые по зара­нее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, и несистематические (кратковремен­ные), когда они проводятся на стадии «разведки» как первич­ная основа для формулирования гипотез исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из докумен­тов, с помощью опросов и т. д.).

Каждый вид (тип) наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона включенного наблюдения — возможность узнать все тонкости событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Нега­тивные его стороны — опасность потерять объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью невозможен для наблюдения.

Невкяюченное наблюдение значительно проще, но оно дает более поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.

Наблюдение открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В первом случае объект знает, что за ним наблю­дают, и, естественно, вносит соответствующие коррективы в свое поведение, т.е. исследователь оказывает возмущающее воздействие на объект. При этом теряется чистота эксперимен­та, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный не­достаток устраняется, но возникает вопрос об этической сторо­не сбора первичной информации.

При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших финансовых затратах) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с гарантированием репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц.

Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть своя система (мера) от­счета. Опираясь на эту систему, социолог по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим Средством выявления и преодоления субъективности в результатах наблю­дения. С целью получения объективной информации об изу­чаемом явлении, социальном факте используются способы кон­троля: наблюдение за наблюдением; контроль другими метода­ми; обращение к повторному наблюдению; исключение из за­писей оценочных терминов и т.п.

Наблюдение считается достоверным, если при повторении его в тех же условиях и с тем же объектом дает те же результаты. I Эксперимент Эксперимент — это общенаучный метод по-

....................... 1 лучения в контролируемых и управляемых

условиях нового знания. В социологию он пришел из области естественных наук. Различают натурный (лабораторный, поле­вой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Проведение натурных экспериментов в социологии, общест­венной жизни — дело далеко не простое и ограничено приро­дой социальных объектов исследования, состоящих из людей и требующих от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических принципов и норм, суть которых сводится к од­ному: не навредить объекту исследования. Поэтому большинст­во натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и имеет много общего с социально-психоло­гическими экспериментами. Широкую известность в свое вре­мя получили эксперименты ученых под руководством Э.В. Иль­енкова в Загорском интернате слепоглухонемых детей. Результа­ты, полученные ими, еще долго будут поражать всех, кто знает об этих экспериментах[17].

Мысленные социологические эксперименты распространены довольно широко. Практически они имеются в каждом социо­логическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВ$4. В этом случае эксперимент характеризуется двумя группами элементов: фор­мализованными и неформализованными параметрами. Форма­лизованные параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры — это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека. Они взаимодействуют с формальной стороной в диалоговом режиме.

Мысленные (модельные) эксперименты позволяют более точно определить стратегию натурного социального экспери­мента, но полностью его заменить никогда не смогут. По этому поводу уместно вспомнить слова гения русской науки М. В. Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

Для выявления эффективности эксперимента целесообраз­ны его многократные проведения, в ходе которых отрабатыва­ется чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения одной социальной проблемы. Добиться чистоты экс­перимента — задача очень сложная, так как его результат часто искажается воздействием более сильной системы.

 

20.4. Анализ документов

В социологических исследованиях часто применяется ана­лиз документов, имеющихся в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития.


Как правило, под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социаль­ных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.

Анализ документов открывает социологу возможность уви­деть в отраженном виде многие стороны социальной действи­тельности. Документы обычно содержат богатую и емкую ин­формацию об этой действительности. Поэтому не следует пла­нировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т.д. Например, социологическое исследование, посвященное изуче­нию свободного времени жителей того или иного города, мо­жет быть начато с получения статистических данных об ис­пользовании библиотек, посещении театров, концертов и т.д.

[

Классификация Однако чтобы использовать возможности,
документов предоставляемые документами, следует в
1 ' свою очередь получить системное представ-

ление о всем их многообразии. Ориентироваться во всем мно­гообразии документов в наибольшей степени помогает класси­фикация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и ка­ким методом он наиболее успешно может быть проанализиро­ван. По форме фиксации информация делится на:

■ письменные документы (текстовая форма изложения);

статистические данные (цифровая форма изложения);

иконографическая документация (кино-^ фотодокумента­ция);

фонетические документы.

[

Традиционный Существуют самые разнообразные методы анализ анализа документов, однако наиболее рас-'^тттттшттттатт прОСТраНвННЫМИ, ПРОЧНО уТВврДИВШИМИСЯ

в практике социологических исследований являются традици­онный (классический) и формализованный (количественный).


Под традиционным, классичес







Date: 2015-11-15; view: 582; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.106 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию