Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема II. Этапы развития социологической мысли 4 page
Вертикальная мобильность означает перемещение индивида или социального объекта из одного пласта в другой, которые отличаются местом в иерархии. Поэтому возможна нисходящая и восходящая вертикальная мобильность. Здесь может быть внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая мобильность и экономическая мобильность. Например, был кандидатом наук, а стал доктором; в связи с этим произошла смена квартиры, района, семьи, друзей, марки машины, отдыхать ездит уже не в Крым, а на Кипр. Или сменил партийную принадлежность и в результате оказался в партийном руководстве; и снова – сменил семью, “Жигули” на “Ауди”, Крым на Кипр и т.д. Или нисходящая вертикальная мобильность: девушка из среднего класса перешла в разряд низшего класса, например, из высокооплачиваемых референтов при банковском управляющем стала продавщицей в небольшом магазине. Умозрительно можно представить общество, в котором отсутствует вертикальная и горизонтальная циркуляция. Но практически общества отличаются лишь интенсивностью такой циркуляции − она может быть незначительной или значительной. И в любом обществе существуют особые учреждения или органы, которые контролируют и регулируют социальную мобильность. И этим определяется степень открытости или закрытости общества. Например, в советском обществе при любых способностях инженер не мог получать больше, скажем, 125 рублей, если не шел в начальники. И вообще не мог продвинуться по службе, если был беспартийным. То есть общество было более или менее закрытым. Но само по себе наличие учреждений, регулирующих циркуляцию людей по стратам, является необходимым, чтобы соответствующие индивиды оседали в тех стратах, где они не могут успешно разрушать общество. Например, кому-то в интересах общества лучше находиться в данный момент на тюремных нарах или среди безработных. Сорокин пишет, что устойчивый социальный статус индивида влечет закрепление в его сознании соответствующих норм, ценностей и идеалов. Индивид осужден думать и глядеть на мир через стекла его социального отсека. И наоборот, если индивид часто переходит из одной профессии в другую и его экономическое положение часто меняется, то и его взгляды – нормы и ценности, его сознание тоже более мобильно и раскованно. В социальной мобильности есть положительная и отрицательная стороны. Положительно то, что мобильность обеспечивает ускорение социального прогресса и экономическое процветание общества. Если есть возможность нормального перехода в страту, более соответствующую способностям данного индивида, то это приводит к стабильности общества и снимает в обществе психологическую напряженность. Но сам социальный отбор и распределение людей по стратам не всегда совершенен, что может привести к переизбытку в высших стратах людей, которым было бы лучше находиться в низших стратах, и наоборот. И это скопление в стратах в огромных размерах неподходящих индивидов приводит к противоречиям, которые могут решаться насильственно через революции и другие социальные потрясения. Например, в советском обществе в высшем партийном руководстве скопилось непропорционально много людей очень пожилого возраста, и, конечно, многим из них давно уже лучше было бы находиться на пенсии, если исходить из интересов общества. Это обстоятельство было одним из тех, которые привели к запаздыванию необходимых реформ и их непродуманности. Молодые лидеры не прошли школу руководящей работы, так как соответствующие места были заняты далеко не молодыми людьми. Учение о социокультурной динамике. Рассмотренное выше учение о социальной мобильности было промежуточным этапом в развитии Сорокиным своих взглядов. Далее он переходит к созданию единой теории, охватывающей жизнь и развитие общества в целом, включающей кроме социальных явлений, также и развитие искусства, знания, этики, права и других областей. Таким образом, он строит то, что получило название интегральной социологии, или более конкретно − учение о социокультурной динамике. То есть речь идет об объединении всех сторон общества – и социальной, и культурной. Сорокин вводит понятие социокультуры. Социокультура – это весь мир, который сотворен человеком. В него входит: – вся совокупность смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, архитектуры, музыки, экономических, политических и социальных теорий и т.д.; то есть не только сами социальные явления, но и те учения по поводу них, которые были созданы человеком; – материальная культура, воплощающая все эти смыслы в биологической среде – орудия труда, всякое оборудование, книги, картины и проч., то есть все, что можно осязать; – все скрытые и открытые действия индивидов – церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды осуществляют и применяют те или иные смыслы. Такой социокультурой в широком смысле является человечество плюс все, что оно создало. Но можно различать социокультуры в узком смысле – это отдельные цивилизации: египетская, греческая, средневековая, современная евроамериканская и т.д. В каждой социокультуре можно выделить различные типы интеграции, то есть объединения культурных элементов. Сорокин называет четыре типа таких объединений. Первый, самый простой, – пространственное или механическое сосуществование в результате случайного совпадения двух и более культурных объектов или механического объединения элементов в одно структурное единство. Например, собрали случайных людей – с разным уровнем культуры, с разным языком, из разных рас на уборку урожая в течение нескольких дней. Здесь не нужно какого-то взаимопонимания и тесного контакта, каждый делает свое дело совершенно независимо от другого. Второй тип интеграции культурных элементов – соединение, обусловленное каким-либо внешним фактором. Здесь также отсутствует внутренняя связь между элементами. Например, жильцы одного дома, которые не общаются между собой, встречаются лишь на лестничной площадке. Или собрание картин на выставке в музее разных художников и эпох в одном зале. Здесь замена одного элемента другим не приносит никаких изменений на уровне целого. Третий тип – каузальная или функциональная интеграция. Каузальная, то есть причинно-следственная. Здесь различные культурные или социальные элементы причинным образом влияют на другие элементы. Поэтому исключение какого-либо важного элемента влечет изменение или разрушение всего целого. Налицо осязаемая, проверяемая связь – двух, трех элементов или вообще многосторонняя. Например, выясняется, что за ростом элемента А всегда следует рост элемента В. Например, при углублении экономического кризиса растет число самоубийств, или выясняется, что среди протестантов самоубийства совершаются чаще, чем среди католиков и т.д. Таким образом, присутствует причинная или функциональная связь между определенными факторами. Можно построить определенный график в определенной системе координат. Или, по Веберу, современный капитализм есть продукт соединения в одно время и в одном месте античной науки, свободной рабочей силы, изобретения эксперимента Галилеем, возникновения протестантской религии. Если бы хотя бы одного элемента не было, то не возник бы и современный капитализм. То есть европейский капитализм есть функция соединения нескольких конкретных исторических факторов. Четвертый тип, высший – логико-смысловая интеграция культуры. Чтобы описать такую интеграцию, необходимо знание уже не законов причинности, но законов логики. Здесь единство не функциональное, но смысловое, на основе фундаментальных ценностей. Например, арабские общества объединяются на основе исламских ценностей, европейские общества объединяются на основе христианских ценностей. Ценности не могут выступать причиной чего-либо, они выступают в виде ориентиров и смыслов человеческих поступков, объединяя тем самым большие совокупности людей на основе духовной связи. В романе Л. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов остался в оккупированной французами Москве, его особняк занят французами, и Пьер разговаривает за бутылкой вина с французским капитаном о любви. Капитан рассказывает, как он любил в Неаполе, как он любил в Риме, как он любил в других местах. И Пьер смутно подозревает, что, говоря о любви, оба они, по-видимому, вкладывают различный смысл в это слово. Французский капитан имеет в виду не совсем то самое, что Пьер испытывает к Наташе Ростовой. То есть любовь как ценность по-разному воспринимается русским и французом. Каждое общество включает в себя все четыре типа интеграции. Не существует абсолютно дезинтегрированных обществ, то есть совершенно без какого-либо единства, и также не существует абсолютно интегрированных обществ, то есть абсолютно единых. Здесь можно вспомнить фразу Карла Маркса, что абсолютное единство бывает лишь на кладбище. В зависимости от того, каким способом образуется высшее, логико-смысловое единство культуры, можно различать разные типы сверхкультур, которые охватывают длительные периоды существования. Сорокин исходит из двойственной природы человека: человек есть, с одной стороны, существо мыслящее, с другой – чувствующее. Соответственно, в обществе может преобладать чувственная сторона человеческой природы, тогда мы имеем чувственную культурную суперсистему. Если же в обществе преобладает разумная сторона человека, то перед нами другой тип культуры, который Сорокин называет “идеациональной” суперсистемой. При балансе обеих сторон природы человека возникает так называемая “идеальная” культурная суперсистема. Каждая суперсистема обладает особым типом менталитета, собственной системой знаний и истины, собственной философией и мировоззрением, своей религией, образцом “святости”, представлениями должного и недолжного, собственными нравами, искусством, собственной экономической и политической организацией, типом личности и т.п. Чувственная и идеациональная культуры могут существовать очень долго, они устойчивы и стабильны. Идеальная культура, пытаясь объединить ту и другую, не является стабильной и существует лишь 100-200 лет. Сорокин под этим углом зрения рассматривает европейскую историю. Он определяет средневековую культуру как идеациональную, так как культура строилась на абстрактных ценностях. Главной ценностью был Бог. И все стороны жизни общества были пронизаны религией: живопись, музыка, литература, даже семья считалась священным религиозным союзом. Чувственный земной мир понимался как временное прибежище человека, в котором он лишь странник. Затем возникает культура Возрождения, которая пыталась соединить идеациональную культуру средневековья с чувственной культурой, и в результате эта попытка образовать идеальную культуру оказалась недолговечной. Современная же цивилизация исходит из того, что объективная реальность прежде всего именно чувственна. Поэтому культура перестает быть основана на религии, она является светской, эмпиричной. Чувственной становятся философия, этика, право, политика, менталитет. То есть во главу угла становятся осязаемые, материальные ценности. Сорокин пишет о кризисе современной чувственной культуры. Дело в том, что в ней создание материальных ценностей опережает совершенствование ценностей духовных, в результате духовный мир людей деградирует. Но ученый надеется на процесс бесконечного совершенствования человеческой культуры через воспитание альтруизма, способности к неэгоистической творческой любви. В последние годы жизни Сорокин много сил уделяет созданию Центра по изучению созидательного альтруизма. Сорокин считал, что человечество уже сейчас вступило в новый переходный период, и в ХХI веке придет другая культурная суперсистема. Эта переходная ситуация выражается в том, что наступает время войн, мятежей, революций. Но Сорокин верил, что на смену чувственной культуры придет более совершенная культура. Мировая культура вечна, меняются лишь ее формы. 6. Социология ХХ века. В XIX веке развитие социологии было связано с именами конкретных социологов-мыслителей, таких как Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер. Их работы носили в значительной степени универсальный характер, их можно было расценивать как приложение в социологии определенных философских взглядов на общество, личность, их взаимоотношения. В ХХ веке социология становится, с одной стороны, университетской наукой – появляются целые факультеты и кафедры в европейских и американских университетах, которые превращают социологию в массовую профессию. С другой стороны, именно поэтому сама социология все больше приобретает прикладной характер, она становится эмпирической. Эту тенденцию усиливал все возрастающий спрос на конкретные социологические исследования, которые требовались развивающейся капиталистической экономике. Например, чтобы начать производство какого-либо товара в массовом количестве, необходимо было не только запустить соответствующую рекламу, но и выяснить реальный спрос на этот товар. Никакая реклама не обеспечит спрос, если товар реально никому не нужен. Но выяснить этот реальный спрос может конкретное социологическое исследование. Причем оно может выяснить спрос на определенный товар у определенной категории населения – скажем, именно у женщин, причем определенного возраста, определенного образования, определенной расы, именно у блондинок и т.д. Итак, в ХХ веке социология становится прикладной наукой и массовой профессией, работающей на заказ; своего рода социальной инженерией. Эта тенденция особенно была развита в Америке. В 1910 году было проведено более 3 000 эмпирических исследований, в последнее время их проводится в сотни раз больше. На эти работы государством и частным бизнесом расходуются миллиарды долларов. Социология начинает рассматриваться как средство обеспечения социальной стабильности, предупреждения социальных конфликтов, увеличения эффективности производства и экономики. Когда в конце 20-х годов в Советской России начались репрессии против в том числе и социологов, которые занимались эффективностью трудовой деятельности, американцы скупили у советского правительства за золото всю документацию, наработанную русскими социологами. И за счет внедрения разработок и идей, изложенных в этих документах, подняли производительность в своей стране примерно в 2 раза – без особых капиталовложений, затрат на новое оборудование и т.п. Этот пример говорит об эффективности социологии как прикладной науки. В качестве примера конкретного социологического исследования, проведенного в Америке в начале века, можно назвать работу Флориана Знанецкого и Уильяма Томаса. Работа называется “Польский крестьянин в Европе и Америке”. В ней рассматривались проблемы адаптации польских эмигрантов в условиях США. Был применен метод изучения личной документации: писем, заметок, автобиографий конкретных людей – польских эмигрантов. Между прочим, эту работу можно сравнить с повестью русского писателя Короленко “Без языка”, в которой описывается сходный процесс врастания в американское общество еврейских эмигрантов, переехавших из западной части дореволюционной России. Другой тенденцией, противоположной превращению социологии в прикладную науку, являются попытки построить всеобъемлющие теории, охватывающие исключительно все стороны жизни общества. Одной из таких теорий была интегральная социология Питирима Сорокина, описанная выше. Аналогичной по всеобщности была теория “ социального действия ” американского социолога Толкотта Парсонса (1902-1979). Она называется также структурно-функциональной теорией. Она очень сложна, но основные идеи ее следующие. Парсонс вводит так называемую систему координат “действующее лицо – ситуация”, аналогично системе координат в биологии “организм – окружающая среда”. Сама по себе эта система координат − очень абстрактная схема. Но в этой схеме общество и личность выступают как два относительно самостоятельные элемента общей системы. В более ранних теориях либо описывалось общество, а конкретные индивиды оставались за скобками (так было у Дюркгейма), или же описывались индивиды, а общество в целом как самостоятельная реальность не рассматривалось, так было у Вебера. Далее Парсонс вводит уточнения, которые позволяют дать различия между разными социальными системами, типами общества. Для этого вводится опосредующее звено – понятие “роль”, соединяющее действующее лицо с определенной социальной структурой. А роль определяется как некий обобщенный и стандартный образец действий того или иного индивида в социальной системе. Задачей социологического анализа является выявление и описание стандартных образцов поведения, или по-другому, стандартизированных ожиданий, которые задают направленность и характер действий людей. Если эта система ожиданий, или стандартных образцов, определенна, то данное общество стабильно. Если же эта система ожиданий неопределенна, то она становится источником социальных отклонений. Например, поведение преподавателя можно описать как ряд стандартных образцов поведения, выполнение которых студенты вправе от него ожидать. И он, в свою очередь, ожидает от студентов соблюдения определенных норм поведения. Такого рода стандартизированные ожидания делают предсказуемыми поведение людей и вообще делают возможной жизнь в обществе. Но сама эта система стандартных ожиданий определяется типом общества или типом культуры. В другом обществе, в другую эпоху люди действуют по отношению друг к другу, ориентируясь на другие стандартные ожидания. Согласно Парсонсу, стабильность общества зависит от того, предоставляет ли оно своим членам достаточный набор ролевых возможностей для реализации фундаментальных потребностей личностей и самого общества в целом. Здесь чувствуется влияние Питирима Сорокина – общество стабильно, когда удовлетворяются базовые инстинкты человека. Таким образом, в социологии ХХ века наметились две тенденции – одна к увлечению чисто эмпирическими исследованиями без опоры на высокую науку, и другая – разработка очень абстрактных схем, из которых было очень трудно получить конкретные указания для конкретных исследований. Поэтому начали разрабатываться теории среднего уровня общности. Представителем такой теории является американский социолог Роберт Мертон (род. в 1910 году). Главный его метод – структурно-функциональный анализ. Задача социолога, по Мертону, “состоит в том, чтобы рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций”. В какой-то степени у Мертона наблюдается возвращение к идеям Дюркгейма – описывать, как одни социальные факты зависят от других социальных фактов. Мертон разрабатывает теорию отклоняющегося действия, или аномии. Причина аномии состоит в противоречии между господствующими в обществе индивидуалистическими “нормами-целями” культуры (стремление к богатству, власти, успеху) и существующими социальными институтами, которые выступают средствами достижения этих целей. Эти-то институты и мешают достичь подавляющему большинству американцев своих целей законным путем. Отсюда преступность, апатия и разочарование в жизни. То есть налицо противоречие между ценностной установкой на успех любой ценой, которая воспитывается в обществе, и законами и правовыми учреждениями, не позволяющими любой ценой добиваться своих целей. Рассмотрим особо другие социологические теории ХХ века, которые можно признать также теориями среднего уровня. Доктрина “ человеческих отношений ” Элтона Мэйо. В 1927-32 годах под руководством американского социолога Элтона Мэйо проводились эксперименты с трудовыми коллективами для того, чтобы найти дополнительные факторы повышения эффективности производства. Обнаружилось, что главными из этих факторов являются не технические условия труда – освещение рабочих мест, температура в помещениях, влажность воздуха, число пауз для перерывов, хотя, конечно, это играет свою роль. Главным оказалось другое – психологические и социально-психологические условия трудового процесса. Было открыто существование неформальной организации трудовых коллективов. Группы рабочих, оказалось, делятся не только по профессиональным, но и по личным признакам. Можно выделить в группе лидеров, аутсайдеров и независимых, а также так называемые микрогруппы, объединенные психологическими отношениями и вступающие между собой в сложные отношения, в том числе и конфликтные. В группе вырабатывались неформальные нормы, которые распространялись и на трудовое поведение, регулировали отношения с руководством и т.д. В качестве примера приведем случай из жизни одного из авторов этой книги. В молодости, учась в техникуме, он проходил производственную практику на одном из заводов. И понял, что норму выработки вполне можно сделать до обеда. И начал это практиковать, а потом задерживался на обеде или производил больше нормы, чтобы лучше заработать. Тогда старые рабочие отвели его по-дружески в сторону и сказали, чтобы он больше так не делал, если хочет, чтобы у него было все хорошо. И пришлось выполнять норму только-только к концу смены. Вот это существование в трудовых коллективах неформальных отношений, играющих огромную роль в производительности труда и в отношении к руководству, было открыто социологом Мэйо в ходе тщательных пятилетних экспериментов. Мэйо пришел к выводу, что вообще отношения между предпринимателями и рабочими можно перестроить из конфликтных в отношения сотрудничества, если наладить правильные неформальные отношения между теми и другими, тем самым нейтрализовать классовую борьбу. Отсюда выросла теория “ человеческих отношений ”. В настоящее время эта теория усиленно используется на практике. Хозяева предприятий демонстрируют рабочим, что они, предприниматели, такие же люди, как и все. На предприятиях теперь отмечают дни рождения рабочих, совместно проводят за общими столами торжества по поводу национальных праздников или юбилеев предприятия. Предприниматели за руку здороваются с рабочими даже самых низших разрядов, или хлопают их запросто по плечу, интересуются их семейными делами, стараются запомнить имена их жен и детей; дарят подарки к семейным праздникам; назначают бригадиров с учетом данных социометрических тестов и т.д. Надо сказать, что в настоящее время атмосфера на предприятиях действительно другая, и даже увольняют не сразу, а дружески беседуют сначала о том, о сем, чтобы психологически смягчить удар. Существуют тринадцатые зарплаты; делается акцент на развитие патриотизма по отношению к предприятию. Оказывается, это резко увеличивает производительность и прибыль. То есть в какой-то мере Мэйо действительно произвел революцию в отношениях на американском производстве. Бихевиоризм в социологии. Бихевиоризм – от слова “бихевиор” – поведение. Представители – Эдуард Торндайк, Джон Уотсон. Эта теория скорее психологическая, чем социологическая, но были попытки перенесения ее в социологию. Бихевиоризм – это учение, которое стремится свести объяснение поведения человека к совокупности только видимого и наблюдаемого. Исключается обращение к так называемому внутреннему миру человека, к его сознанию, и все поведение человека сводится, или должно свестись в идеале, к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, можно задавать определенные человеческие реакции и тем самым управлять поведением людей. Задача социологии состоит поэтому в создании науки по управлению людьми. Был такой советский академик Трапезников, и в одной из своих статей в “Литературной газете” он писал, что задача коммунистического воспитания включает в себя приучение больших масс людей к нормальному потреблению благ. Например, в каком-то городском микрорайоне можно определить норму потребления мяса. И если население этого микрорайона начнет покупать мясо больше нормы, то можно сократить ему продажу не только мяса, но и других продуктов. И наоборот, если население начнет более скромно себя вести, то можно поощрить его каким-то способом. И скоро люди поймут, что выгоднее покупать и приобретать блага в определенных пределах, и это понимание будет преобразовано в привычку вести себя воспитанным образом. Трапезников, возможно, не знал, что следовал теории бихевиоризма. Бихевиоризм абсолютизировал эмпирические методы исследования, и вообще его можно отнести к направлению позитивизма. Согласно этой теории, задача науки состоит не в объяснении, но описании поведения. Реально эта теория упрощает человеческое поведение и более или менее применима для описания больших масс людей – психологии толпы, психологии рекламы. Если многократно появляется один и тот же ролик с определенным названием фирмы, то это название врезается в сознание помимо воли человека; или с определенным сортом сигарет через рекламу связывается определенный человеческий типаж – мужественность, надежность, сексуальность и т.п. Теории социального конфликта. Эти теории – важная часть современной социологии. Позволяет многие общественные проблемы переводить в так называемое цивилизованное русло, находить компромиссные способы решения. Представитель теории конфликта – Ральф Дарендорф (род в 1929 г.), немецкий социолог, работающий в Англии. Он попытался выявить позитивные функции конфликта в нормальной жизни общества. То есть конфликт рассматривается как условие сохранения единства общества, а не его взрыва и разрушения через революцию, в отличие от марксизма. Дарендорф различает объективные (латентные, или скрытые) и субъективные (явные) интересы конфликтующих субъектов. Первые интересы – действительные интересы субъектов, которые на самом деле ими движут, но до какого-то времени не осознаются. На уровне сознания выступают лишь субъективные интересы. Люди считают, что спорят вот из-за этого, а на самом деле они сталкиваются по причинам, которые сами еще не осознали. Приведу пример из другой области, чтобы подчеркнуть, как люди могут не понимать того, что они действительно хотят. В рассказе Чехова “Дама с собачкой” герои осознают то, что с ними случилось в Ялте на отдыхе, как любовную интрижку. Она считает себя падшей женщиной, изменившей мужу, а он, что пережил еще один курортный роман. И только позднее они понимают, что это настоящая любовь и они не могут жить друг без друга. Так и в социологии. Сначала обнаруживается столкновение явных интересов. Но люди на самом деле группируются по разные стороны на основе пока еще не осознанных, латентных интересов и образуют то, что Дарендорф называет квазигруппами. Эти группы могут выражать любые явные интересы, даже воображаемые и случайные, но за их требованиями и декларациями стоят какие-то реальные интересы. Это первый этап конфликта. Второй этап состоит в осознании латентных интересов и превращении квазигрупп в фактические группировки. Третий этап состоит в самом конфликте. Можно привести пример на современном материале. В период президентства Ельцина многие осознавали свой интерес в политике в том, чтобы убрать Ельцина в отставку. Настоящий же, объективный интерес большинства населения состоял не в том, чтобы поменять одного президента на другого, но в том, что поменять режим плутократии на действительно такой режим, который обеспечивал бы реальное решение социальных проблем. По Дарендорфу, настоящий конфликт возможен только между группами, которые являются объективными общностями, – профессиональными группами, нациями, политическими движениями и т.д. В конфликте должны быть две четкие противоположные стороны. Если же в конфликте участвуют несколько групп с обеих сторон, то в конечном счете эти группы объединяются так, чтобы восстановить биполярность. Поэтому, например, когда в обществе действует одновременно множество партий, то это означает, что еще нет настоящей полярности и общество недостаточно созрело для нормального решения конфликта. В нормальном состоянии должно быть все же две основные партии, борющиеся за власть, но не стремящиеся к уничтожению друг друга. В основе конфликта лежат отношения борьбы за распоряжение ресурсами. По Дарендорфу, конфликт есть норма развития социальной системы. Пересечение различных взглядов, конфликтов и изменений дает людям свободу; без этого свобода невозможна. Но интенсивность конфликта снижается в той мере, в какой структура общества становится плюралистичной и в обществе возникают автономные области. Функция конфликта состоит в усилении приспособления социальной системы к изменениям и в выработке новых механизмов стабилизации общества. Если же конфликт загоняется внутрь, а не решается, то это дает новый толчок к его усилению. В современной социологии существуют и другие направления, связанные с использованием идей новейшей, феноменологической философии. Здесь можно назвать имена Альфреда Щюца, Гарольда Гарфинкеля, Юргена Хабермаса. Но мы не будем на них специально останавливаться.
Date: 2015-11-15; view: 311; Нарушение авторских прав |