Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема V. Социальная структура общества, социальные группы и слои
1. Понятие социальной структуры общества. Социальные общности. В лекции “Общество как система” мы определяли общество как совокупность социальных групп и общностей, личностей, социальных норм и ценностей, объединяемых разнообразными связями и отношениями в единое целое. В этом определении можно выделить в качестве особых элементов общества социальные группы и общности. И вот теперь мы специально остановимся на этих элементах. Для этого введем особое понятие: социальная структура общества. В разных учебниках социальная структура определяется по-разному. Есть довольно громоздкие определения. Мы дадим определение наиболее простое и лаконичное, которое в то же время отражает суть данного явления. Социальная структура общества есть совокупность социальных общностей и групп различного типа, рассматриваемых в их взаимосвязях друг с другом. В этом определении речь идет о взаимосвязях. О них мы уже говорили, когда разбирали социальные контакты, социальные взаимодействия и социальные отношения. Теперь перейдем к разбору социальных общностей. Социальная общность есть совокупность людей, объединенных общим интересом и находящихся во взаимодействии друг с другом. Перечислим основные социальные общности, из которых состоит общество. Ранее мы уже делали это перечисление, теперь коротко повторим. 1. Социально-групповые общности, то есть классы, большие социальные группы и слои (пролетариат, крестьяне, предприниматели, чиновничество, безработные, бомжи, номенклатура); 2. Социально-демографические, или половозрастные, общности: пожилые, молодежь, дети, женщины и мужчины; 3. Социально-территориальные общности: городское и сельское население, жители Крайнего Севера, жители крупнейших городов типа Нью-Йорк, Бомбей, Лондон, Москва; 4. Социально-этнические общности: нации, народности, этнические группы, племена, родовые кланы; 5. Социально-профессиональные общности: трудовые коллективы, профессиональные группы (врачи, военные, учителя, инженеры, рабочие, так называемые белые и синие воротнички); 6. Религиозные объединения и общины: католики, протестанты, православные, буддийские общины и др.; 7. Межличностные общности: семья, объединения по интересам, различные компании, например дворовые компании подростков, друзей, воровские шайки и т.д. Ясно, что эти общности пересекаются друг с другом. Один и тот же человек может быть членом одновременно различных общностей. Он может входить в профессиональную общность учителей и в то же время быть женщиной, причем пожилой, православной, по субботам проводящей время с такими же пожилыми женщинами, как она, на занятиях кройки и шитья, быть горожанкой и женой крупного предпринимателя. Поэтому социальная структура общества – это очень сложное переплетение самых различных групп и слоев, многомерное целое, живущее по сложным законам, в которых соединяются психические, экономические, социальные, физиологические, демографические и другие факторы. Вот такое понимание общества как очень сложного переплетения классов, групп и слоев позволяет понять жизнь общества в целом. Этот понимание можно сравнить с взглядом на общество, так сказать, с птичьего полета. Раньше, особенно в марксистской социологии, ограничивались таким подходом и далее переходили к анализу классов, их борьбы между собой, к социальным революциям и т.п. В настоящее время выясняется, что такой глобальный подход хотя и остается в какой-то степени правомерным, но явно недостаточен, чтобы понять социальную жизнь в ее реальной сложности. Этот подход необходимо должен быть дополнен взглядом на общество изнутри, с точки зрения сравнительно небольших групп, где отдельный индивид не исчезает, а остается значимой величиной. При таком подходе важнейшим становится понятие социальной группы как таковой. К такому подходу мы сейчас и перейдем. 2. Социальная группа и ее разновидности. Дадим определение социальной группы, которое будет отличаться от определения социальной общности. Социальная группа есть совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении можно выделить два момента. Первый состоит в том, что члены группы как-то взаимодействуют между собой. Второй момент состоит в том, что каждый член группы более или менее представляет, каких действий можно ожидать от каждого другого члена в конкретной ситуации. Поясним на примере граждан, стоящих на автобусной остановке. Когда они просто стоят и ждут автобус, то это еще не социальная группа, так как их ничего не связывает между собой; каждый сам по себе. Но вот кто-то из них затеял драку. И здесь будет некое взаимодействие, то есть буквально: взаимные действия – оскорбления, физические воздействия друг на друга. И каждый из дерущихся примерно знает, как поведет себя другой. Например, зачинщик драки ожидает, что большинство будет на его стороне и во всяком случае не будет ему мешать, и он также примерно представляет, как среагирует его противник, что скорее всего примет вызов, но потом уступит, когда увидит, какими приемами владеет зачинщик. То есть всегда есть некое ожидание или, скажем так, предвидение определенной реакции. От социальной группы необходимо отличать так называемые агрегации и квазигруппы, или мнимые группы. Агрегация – это простое собрание людей в определенном месте, не осуществляющее сознательных взаимодействий. Агрегацией будут люди на автобусной остановке, или едущие в одном вагоне в метро, или проживающие в одном населенном пункте: есть единство в пространстве, но нет сознательного взаимодействия. Говорят, в европейском обществе люди одиноки и каждый живет сам по себе. Даже столики в кафе рассчитаны на одного человека. Таким образом, кафе может быть переполнено, но каждый сам по себе − и это пример агрегации. Но вот несколько столиков объединилось, чтобы отметить какое-то событие, или потанцевать, или обсудить политические новости, или поухаживать друг за другом. И это уже будет социальная группа. Налицо взаимодействие и разделяемые ожидания по поводу поведения друг друга. Квазигруппа – это совокупность взаимодействующих индивидов, но связь их неустойчива, кратковременна и возникла случайно. Возникнув, квазигруппа тут же распадается либо под влиянием каких-то обстоятельств превращается в устойчивую социальную группу. Среди квазигрупп можно различить разновидности. Это так называемая аудитория − совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой людей, которые передают остальным какую-то информацию. Этого индивида или группу людей, владеющих информацией, называют коммуникатором. Например, люди собрались послушать уличного оратора или собрались перед громкоговорителем, объявляющим о понижении цен на продукты или о начале войны. Или за юбилейным столом все слушают тамаду. Аудитория может быть очень большой и необязательно собранной на одном месте. Например, множество людей в разных населенных пунктах, читающих одну и ту же газету в течение дня, или совокупность людей, смотрящих одну передачу по телевизору одновременно по всей стране. Здесь важно, что взаимодействие является односторонним: нет обратной связи между людьми и коммуникатором. Скажем, миллионы болельщиков смотрят одновременно по телевизору игру в футбол и кричат, подбадривая свою команду, но их крики никак не влияют на ход игры. Другим видом квазигруппы является толпа. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в одном пространстве общностью интересов. Толпа обычно разделена на лидера и остальных. Взаимодействие здесь часто сводится к общим жестам, к лицевой мимике, к единству поступков. Толпа обладает следующими качествами. Первое. Люди в толпе становятся внушаемыми, они легче воспринимают мнения, чувства и действия большинства. Второе. Толпа анонимна. Индивид как бы растворяется в толпе, перестает отличать себя от других. Поэтому толпа действует часто как одно целое. Третье. Люди ведут себя в толпе спонтанно, не задумываясь над своими действиями, их поведение зависит исключительно от эмоций. Четвертое. Неуязвимость толпы. Люди в толпе ощущают себя вне социального контроля, исчезает чувство ответственности и стыда, они как бы растворяются в толпе и понимают, что все, что они сделают, окажется безнаказанным. Например, футбольные болельщики после игры расходятся со стадиона гигантской толпой и совершают акты вандализма – бьют стекла в транспорте, переворачивают машины, как бы сметая все на своем пути. Потому что каждый слился с толпой и ни за что не отвечает. Он как все, поэтому все можно. Вернемся к социальным группам. Каждый индивид входит в ту или иную социальную группу, и эти группы он определяет как “мои”. Например, “моя семья”, “моя компания“, “моя национальность”, “моя возрастная группа”, “моя профессия”, поэтому индивид может сказать – мы, врачи, считаем, что… Или: я как женщина считаю… Группы, в которые входит данный индивид, называются ингруппами. Приставка “ин” образована от английского предлога “in”, означающего “находиться внутри”. Это группы, к которым индивид ощущает свою принадлежность и в которых он идентифицирует себя с другими членами данных групп, то есть приравнивает себя к ним. Индивид рассматривает членов ингруппы как “мы”. Все другие группы, к которым данный индивид не принадлежит, – другие семьи, другая компания, другая нация, профессия и т.д. – будут для него аутгруппами. Приставка “аут” образована от английского предлога “out”, означающего находиться “вне”. Для индивида члены аутгруппы будут уже “не мы” или “другие”. Это очень важное различение на “мы” и “другие”, оно действует и в современном обществе. Когда человек попадает в среду незнакомых людей, то он стремится выяснить, нет ли здесь тех, кто входит в его социальную группу, или слой, или класс. И это позволяет ему уже не чувствовать себя одиноким и изолированным, он начинает как-то ориентироваться в обстановке. Например, он обнаруживает, что в данной компании есть человек, который тоже занимается спортом. И здесь неважно, что этот человек играет в шашки, а тот прыгает с трамплина. Важно, что оба спортсмены. Или выясняется, что оба болеют за “Спартак”. Или тот и другой собирают винные этикетки. Важно, что они принадлежат одной социальной группе, у них есть общие интересы, которые их объединяют. Они могут друг о друге сказать “мы”. Два человека могут одновременно относиться друг к другу как члены ингруппы и аутгруппы. Для студента экономического факультета студент психологического факультета является членом аутгруппы, то есть оказывается среди “других”. Но оба могут входить в одну волейбольную команду вуза и быть в этом смысле членами одной ингруппы, то есть входят в “мы”. Иногда процесс включения конкретного индивида в ингруппу бывает болезненным и не всегда удачным. Например, новичок-рабочий приходит работать в производственную бригаду, но не может прижиться в ней, становится предметом насмешек, всяческих испытаний. Возможно, со временем все же он станет полноправным членом бригады, а может и не стать. Отношения между аутгруппами могут быть различными – от нейтральных до очень враждебных. В примитивных обществах посторонних людей считают частью животного мира, в их языке слова “враг” и “посторонний” часто имеют одинаковый смысл. Когда в России большевики пришли к власти, то быстро установилось враждебное отношение к представителям так называемых эксплуататорских классов – дворянству, буржуазии, и к интеллигенции – адвокатам, инженерам и др. Сажали в концлагерь в 1918 году только за то, что человек происходил из обеспеченной семьи, имел образование. Или фашисты, придя в Германии к власти, провели законы, согласно которым евреи не считались за людей. Важно отметить, что отнесение индивида к ингруппе или к аутгруппе влияет на отношение к нему других индивидов. От членов ингруппы ожидается лояльность, взаимопомощь, взаимопонимание. Могут прийти на помощь даже независимо от того, прав человек или нет, помогают по принципу “наших бьют!”. Отношение к членам аутгруппы может меняться от безразличия до враждебности или, наоборот, до очень дружелюбного отношения. Например, двенадцатилетний мальчик избегает и не любит так называемых девчонок, но через несколько лет начинает живо ими интересоваться. Понятия ингруппы и аутгруппы работают и в политике. Так, православные или славянские государства выступают для европейских стран как страны аутгруппы, которые лучше всего каким-то способом ослабить. В свое время эту особенность отношения Европы к славянам подметил Николай Данилевский, русский философ XIX века. Введем еще одно понятие – референтные группы. Референтная группа – это реальная или условная социальная общность, на нормы, мнения и ценности которой индивид ориентируется в своем поведении и самооценке. Так, юноша, занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение тех, кто достиг в этой области больших результатов. Внезапно разбогатевший человек стремится подражать в одежде и в поведении представителям так называемого высшего света. По-видимому, каждый человек сознательно или бессознательно имеет для себя пример и образец для подражания. Это используется в рекламе. Показывают, как небрежно прикуривает сигарету “Мальрборо” мужественного вида ковбой. И обычный человек стремится покупать эти сигареты, чтобы выглядеть, как тот ковбой. Иногда референтная группа совпадает с ингруппой. Например, подросток считается с мнением своей дворовой компании больше, чем с мнением учителей или родителей. Но иногда референтная группа совпадает с аутгруппой. Простой рабочий человек, например, может стремиться жениться на женщине из интеллигентной семьи. И здесь возможны различные варианты его судьбы, вплоть до трагического. Введем еще одно понятие – социальные стереотипы. Социальный стереотип – это образ аутгруппы, который разделяется многими людьми. То есть мы приписываем, часто бессознательно, каждому из индивидов данной группы определенные черты психологические, физические, экономические и т.д. Например, принято считать, что все немцы педантичны и аккуратны, все негры страстные и темпераментные, а все англичане замкнуты и молчаливы. Хотя на самом деле такими являются далеко не все негры, англичане и немцы. Стереотипы могут быть позитивные: например, той или иной группе приписывается храбрость, доброта, честность. Так, считается, что все французы блестящие любовники. Но могут приписываться и отрицательные черты – жадность, беспринципность и т.д. Итак, есть социальные стереотипы, но в действительности они никогда не бывают истинными. Нельзя сказать, что все представители в данной группе именно такие. В то же время эти стереотипы не являются полностью ложными, какое-то соответствие все же есть. Социальные стереотипы со временем меняются. Раньше был устойчивый стереотип капиталиста как толстяка в цилиндре и с сигарой. Но сейчас все в большей степени начинает господствовать другой стереотип предпринимателя: подтянутый человек, который следит за своим здоровьем, ходит в сауну и играет по субботам в гольф. Различаются группы большие и малые, а также первичные и вторичные. Большие и малые группы отличаются численностью. Малая группа включает от 2 до 15-20 человек. Ее особенностью является то, что здесь каждый человек друг для друга обозрим, все находятся в личном контакте. Примером малой группы является бригада рабочих, семья, студенческая группа и т.д. Малую группу можно назвать элементарной частицей общества, своего рода общественной клеточкой, изучение которой позволяет исследовать все виды социальных связей. Например, два человека, торгующиеся на рынке из-за пучка моркови, будут примером малой группы. Здесь налицо непосредственный личный контакт, непосредственное общение, и в то же время это общение происходит на основе экономических отношений. Один из торгующихся является продавцом, другой – покупателем. То есть здесь есть личный контакт, но общение не является личностным. Торгуются не Иванов с Петровым, но продавец с покупателем. В семье, которая тоже является малой группой, налицо не только личный, но и личностный контакт. Каждый в то же время представляет определенную общественную функцию: один является мужем, другой человек – жена, другие члены семьи – дети, каждый член семьи имеет определенные права и обязанности в соответствии законом, между членами семьи возникают определенные имущественные отношения. Большая группа включает в себя более 15-20 человек, и здесь важно то, что личные контакты становятся все более затруднительными. Например, большой группой будет цеховой коллектив из 100 человек, который включает в себя рабочие бригады и администрацию. И здесь между начальником цеха и рядовым рабочим может и не быть личного контакта, так как имеется ряд промежуточных звеньев: бригадир, мастер участка и т.п. В очень редких случаях начальник цеха может разговаривать непосредственно с рабочим Петровым. А если взять завод или министерство, то там отношения между людьми на уровне целого тем более теряют характер личного контакта. Итак, малые группы отличаются от больших тем, что первая обозрима для каждого ее члена, вторая выступает как такое целое, которое лишь имеется в виду, но непосредственно не воспринимается ее членами. Например, студенческая группа является малой группой, но весь вуз в целом вместе со студентами, преподавателями и администрацией является большой группой. Теперь о делении на первичные и вторичные группы. В первичной группе не только все члены находятся в личном контакте, но между ними также установлены неформальные, личностные отношения. Поэтому все первичные группы являются в то же время малыми группами, так как есть личные контакты между их членами. Но не все малые группы являются первичными, так как не во всех малых группах есть неформальные отношения. Например, футбольная команда, состоящая вместе с запасными игроками из примерно 20 человек, является малой и первичной. Между членами команды личные контакты, и эти контакты являются в то же время личностными. Все члены группы обозримы для каждого, и все находятся в отношениях симпатии или антипатии; скажем, кто-то из членов команды дружит между собой, вместе проводя свободное время. Семья является первичной и одновременно малой группой. Но возьмем группу игроков-шахматистов, которые играют между собой на чемпионате. Между ними личные контакты, но не личностные. Наоборот, эти контакты могут быть чисто официальными, потому что кто-то должен потерпеть поражение, а кто-то победить. Есть поговорка: дружба дружбой, а табачок врозь. Или продавец и покупатель на рынке представляют малую группу, между ними личный контакт, но не личностный, так как оба являются носителями безличных экономических отношений. Таким образом, можно сказать, что первичная группа всегда является одновременно и малой группой. Но малая группа не всегда является первичной группой. Наконец, вторичная группа – это совокупность индивидов, между которыми отношения могут быть как личными, так и безличными, но никогда не являются личностными. Например, те же продавец и покупатель на рынке являются вторичной, хотя и малой группой. Но вторичная группа может быть и большой группой. Коллектив цеха или завода является вторичной группой, так как между всеми работниками не может быть личностных, неформальных отношений. Поэтому можно сказать, что большие группы всегда являются вторичными. Итак: первичная группа – всегда малая группа; малая группа либо первичная, либо вторичная; вторичная группа либо малая, либо большая; большая группа – всегда вторичная группа. Малая группа выступает клеточкой социальных отношений, так как на ней можно изучать как первичные, так и вторичные группы. Первичная же группа, в основе которой лежат личностные, неформальные контакты, интересна тем, что через нее происходит начальная социализация личности, освоение социальных ролей и культуры данного общества. Например, через отношения в семье ребенок воспринимает и осваивает весь остальной сложный мир – мир государства, экономики, политики; происходит начальное усвоение культуры данного общества. Семья выступает посредником между ребенком и внешним миром. Так и для любого отдельного индивида соответствующие первичные группы – производственная бригада, взвод солдат, круг ближайших друзей – выступают посредниками между этим человеком и обществом, культурой, всей совокупностью социальных отношений. В тоталитарных государствах стремятся свести первичные группы к минимуму, растворить их во вторичных группах. Например, самые исходные детские коллективы строятся на формальных принципах организации – пионерское звено. Семья объявляется не просто семьей, но, например, именно советской семьей. Производственные коллективы пронизаны партийными организациями, члены которых выступают друг для друга соратниками, или солдатами партии и т.д. 3. Социальные слои и социальная стратификация. До сих пор мы исследовали социальные группы, в том числе большие и малые, границы которых более или менее четко оформлены: производственный коллектив, семья, бригада, армейское подразделение. В этих социальных группах отношения между членами могут быть формальными или личностными. Но существуют общности другого типа, границы которых являются неопределенными и отношения между членами нельзя охарактеризовать ни личностными, ни формальными. Эти отношения строятся на основе символического взаимодействия. Речь идет о сходстве образа жизни и стандартов потребления, близости культурных образцов, интересов и мотивов. Здесь свой узнает своего по тому, что тот тоже живет в престижном районе и тоже имеет счет в банке. Общность может заключаться в обладании одной марки машины, которая выступает символом принадлежности к определенному кругу. Люди могут признать другого за “своего” потому, что этот человек такого же знатного происхождения. Таким образом, люди здесь делятся по рангам, то есть по принципу “выше-ниже”. Другое деление может быть на основе признаков, которые не зависят от самого человека: например, по полу, или расе, или языковой принадлежности. Так получилось, что человек родился мужчиной или женщиной. Тем не менее и здесь может быть деление по принципу “выше-ниже”. Вот такие общности, которые объединяют людей на основе символического взаимодействия, называются социальными слоями, или стратами, а деление общества на страты называется социальной стратификацией. Для рассмотрения общества как совокупности страт вводится специальное понятие социального пространства. Это понятие было разработано русским социологом Питиримом Сорокиным. Социальное пространство необходимо отличать от физического. Два человека могут соприкасаться физически, могут даже обняться в групповом снимке, но в социальном пространстве они могут находиться очень далеко друг от друга. Допустим, что кандидат в президенты в ходе предвыборной кампании объезжает страну, здоровается со всеми за руку и даже может сплясать в какой-нибудь деревне с дояркой под гармошку. Но все равно в социальном пространстве они на разных полюсах. И потом этот кандидат в президенты вернется в свой роскошные кабинет в столице, а доярка так и останется жить в своей деревне в заботах о дровах для печки. Социальное пространство многомерно. Индивид может занимать высокий социальный статус, например, на работе, а дома в своей семье оказывается под каблуком у жены, и статус его там совершенно другой. Но зато в политической деятельности он может занимать место, близкое к лидерам партии. Таким образом, индивид может одновременно находиться в разных ячейках социального пространства. Люди, обладающие одинаковым местом в социальном пространстве, имеют более близкие контакты и тесные отношения друг с другом. Они обладают сходными установками, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами. Тем самым они объединяются в социальный слой или страту. Среди показателей, которые определяют место индивида в социальном пространстве, можно различать так называемые номинальные и ранговые параметры. Номинальные параметры – пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык. То есть имеются в виду такие показатели, которые объективны и не зависят или мало зависят от самого индивида. Индивид не может изменить свою расу или свою национальность, свой основной язык, легко поменять профессию, стать по желанию из деревенского жителя городским. Важной особенностью номинальных параметров является то, что на их основе нельзя определить, какое место – высокое или низкое – занимает данный индивид в социальной структуре. Нельзя поставить мужчину выше женщины на основании лишь того, что он мужчина, или жителя города выше жителя деревни. Именно поэтому, например, в современном обществе идет борьба за равноправие женщин или национальностей, или за равенство прав провинции по отношению к столице и т.д. Вот эта борьба говорит о том, что данные параметры являются номинальными. И наоборот, если выясняется, а фактически так оно и есть, что женщины в своей массе за ту же работу получают меньше, чем мужчины, или есть преследование за политические взгляды, то такие явления оцениваются как проявление несправедливости. Но реально в некоторых обществах именно некоторые номинальные показатели являются основой для того, чтобы оценивать людей по принципу “выше-ниже”: например, если культура определенного общества строится на признании того, что одна раса выше другой. Так, в прежней Южно-Африканской республике расизм был официальной политикой, владеть землей и занимать высокие должности в соответствии с конституцией могли лишь белые люди. Или, например, должность чиновника оценивается как более почетная и важная, чем любая другая, – так происходит во многих африканских странах. Там даже мелкий служащий смотрит на простого человека сверху вниз, даже походка у него иная. Но общественный прогресс состоит в том, что признаются несправедливыми какие-либо привилегии на основе номинальных параметров. Ранговые параметры – образование, доход (заработная плата), богатство (наследство или накопление), престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллигентность. Ранговые параметры отличаются от номинальных параметров тем, что они объективно обусловливают социальное неравенство индивидов. Так, ясно, что более высокое образование дает определенные преимущества и в получении социальных благ, тем самым оно определяет более высокое социальное положение данного индивида. Так и власть может быть большей или меньшей, и соответственно социальное положение индивида будет более или менее высоким. То есть ранговые параметры можно измерить количественно, и они обеспечивают количественное измерение социального статуса индивида. В то время как стремление к равенству на основе номинальных параметров, то есть к равенству, независимому от пола, расы, места жительства, воспринимается как борьба за справедливость и объективно приводит к прогрессивному развитию общества, борьба за равенство независимо от ранговых параметров может привести к революционной ситуации. Но рано или поздно вновь будет восстановлено неравенство, и все равно людей будет разделять их положение во властных структурах, или они будут неравны по богатству или по происхождению и т.д. После Октябрьской революции, когда закончилась гражданская война, снова было восстановлено социальное неравенство, но уже не на прежней основе, не на делении на дворян и крестьян, а на новой основе: стало господствующим деление на начальство и остальных, на коммунистов и беспартийных, на партийное начальство и остальную партийную массу. И снова одни имели привилегий больше, чем другие – в виде спецпайка, роскошных кабинетов, дач и т.д. Интересно, что Ельцин начал свой поход во власть с борьбы против привилегий государственной и партийной верхушки, ездил в троллейбусе, как все. Но его приход к власти обернулся еще большими привилегиями уже новым начальникам-демократам. История показывает, что неравенство на основе ранговых параметров неустранимо и борьба за его ликвидацию приводит лишь к смене формы неравенства, а часто к еще большему неравенству. Поэтому имеет смысл бороться за устранение неравенства на основе номинальных параметров и за то, чтобы неравенство на основе ранговых параметров находилось в определенных границах и не приводило к расстройству и развалу общества как целого. Но в конечном счете естественно, что люди, занимающие более высокую административную должность, или более образованные, или получившие от своих родителей более высокий первоначальный капитал, имеют более высокий социальный статус. Фиксируя положение индивида по ранговым параметрам, можно построить так называемый статусный профиль данного индивида в определенный момент времени. [1] Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев, Харьков, 1899. С. 91. Date: 2015-11-15; view: 1637; Нарушение авторских прав |