Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема III. Общество как система
1. Понятие системы. Общество как система. Сначала напомним материал самой первой лекции – о предмете социологии. Речь шла о том, что возможны два подхода, или две парадигмы, в понимании общества. Первый подход называется интерпретативный. Он состоит в том, что общество рассматривается как результат деятельности человеческих индивидов, придающих своим действиям определенный смысл и ориентирующихся в своих действиях на других индивидов. При этом подходе большие общности людей, такие как классы, народы, нации, а также их организации – государство, партии, различные учреждения, рассматриваются как полезные абстракции, существующие лишь в сознании индивидов. Эти абстракции помогают индивидам согласовывать свои действия и сообща добиваться своих целей. Другой подход, или другая парадигма, состоит в том, что общество, классы, государство, партии, нации рассматриваются как особые реальности, имеющие надличностную и надындивидуальную природу. Эти реальности существуют и действуют независимо от сознания отдельных индивидов. То есть все эти общности и организации состоят из индивидов, но действуют как нечто первичное по отношению к самим индивидам. Например, учебное заведение, университет или институт состоит из конкретных человеческих индивидов, но выступает первичной реальностью по отношению к ним. И поэтому эти индивиды действуют не сами по себе, скажем, они не могут действовать, как им вздумается, но ведут себя именно как студенты, преподаватели, работники администрации. То есть действуют определенным образом, выполняют определенные функции: например, должны приходить в определенное время на лекции и другие занятия, а работники администрации обязаны заниматься тем, что положено по штатному расписанию. Этот, второй подход называется структурным. Согласно ему, общество и его различные части рассматриваются как некие состоящие из людей структуры или системы, функционирующие независимо от сознания этих людей и по своим собственным законам. И вот теперь в рамках именно этой второй парадигмы мы будет рассматривать общество. Мы принимаем в качестве исходной структурную парадигму, то есть осуществляем определенный выбор и следуем в дальнейшем сделанному выбору. В то же время ясно, что мы могли бы рассмотреть весь курс социологии в рамках интерпретативной парадигмы. И соответственно наше изложение всех социологических проблем было бы существенно другим. Почему же мы выбираем структурную парадигму? Дело в том, что в имеющейся литературе более разработан именно этот подход, и поэтому нам легче опираться именно на него. Да и в целом изложение социологических проблем в рамках интерпретативного подхода было бы более сложным Итак, будем следовать структурному подходу, в рамках которого общество рассматривается как система. Поэтому необходимо кратко сообщить, в чем состоит системный подход вообще, а затем применить этот подход к рассмотрению общества. Дадим определение системы. Система есть совокупность элементов, находящихся в таких связях между собой, которые превращают эту совокупность элементов в единое целое. В этом определении можно выделить три момента. Первый – наличие элементов. Очевидно, что их должно быть не меньше двух для того, чтобы оставлять совокупность. Второй момент – наличие определенных связей между элементами. Третий момент – эти связи таковы, что превращают совокупность элементов в единство, или в целостность.
Что значит единство и целостность? Это означает, что у всей совокупности элементов, взятых вместе, возникают особые свойства, которых нет у элементов, взятых по отдельности. Рассмотрим это на примерах. Возьмем молекулу воды. Молекула воды состоит из двух атомов водорода, одного атома кислорода и определенных связей между этими атомами. И эти связи определяют структуру молекулы воды.
А – атомы кислорода и водорода (элементы) В – межатомные связи С – молекула (единое целое)
Так вот, как бы мы ни изучали атомы кислорода и атомы водорода по отдельности, мы не выведем из их свойств свойства воды. То есть на уровне молекулы возникают новые, так называемые системные свойства, несводимые к свойствам атомов кислорода и водорода. Эти свойства порождаются характером связи между атомами водорода и кислорода. Также возникает определенная система из объединения мужчины и женщины для совместной жизни, эта система называется семьей. И в этой системе тоже возникают свойства, которые отсутствуют у мужчины и женщины, взятых в отдельности: появляется возможность воспроизведения человеческого рода, удовлетворения потребностей в определенном общении, выполнения определенных общественных функций и т.д. И мужчина в этой системе приобретает новые свойства, он становится мужем, отцом, зятем и т.д., то есть приобретает свойства, которых у него не было до создания семьи. И женщина становится женой, матерью, невесткой и т.п. Таким образом, сами элементы преобразуются в нечто иное, чем они были до объединения в систему. Теперь перейдем к обществу как системе. Общество можно определить тоже как совокупность некоторых элементов, которые объединяются определенными связями в единое целое. Можно построить следующую схему. А – социальные явления и процессы (элементы) В – социальные связи и отношения (связи) С – общество в целом (единое целое) Расшифруем, что значит социальные явления. Это, во-первых, социальные группы и общности, во-вторых, личности и их социальные роли, в-третьих, социальные нормы и ценности. Социальные связи и отношения мы в дальнейшем рассмотрим специально. Общество в целом – здесь речь идет об определенных типах обществ, которые возникают как результат взаимодействия социальных явлений и процессов. Их мы тоже будем рассматривать в дальнейшем. Дадим определение общества как системы. Общество есть совокупность социальных групп и общностей, личностей, социальных норм и ценностей, объединяемых разнообразными связями и отношениями в единое целое. В зависимости от того, какими будут эти связи и отношения, и от того, какие социальные группы и общности этими связями и отношениями объединяются, мы получаем тот или иной исторический тип общества. 2. О социальных связях. Дадим определение социальной связи. Социальные связи – это социальные действия индивидов, объединяющие социальные общности и самих индивидов в единое целое, которое называется обществом. Вслед за Максом Вебером мы выделяем в социальном действии две взаимосвязанные стороны: первая состоит в том, что социальное действие всегда осознанно, то есть индивид всегда придает смысл своему действию. Вторая сторона социального действия состоит в том, что оно всегда явно или неявно ориентировано на поведение других. Например, если бы преподаватель просто излагал в пустой аудитории вот эту лекцию по социологии, то это не было бы социальным действием. Но когда ту же самую лекцию излагают, ориентируясь на слушателей, находящихся в аудитории, то есть лекция читается для кого-то, то она будет социальным действием. Но преподаватель мог бы находиться один в комнате и проговаривать эту лекцию, готовясь к завтрашнему выступлению перед слушателями. Это означало бы, что по крайней мере мысленно они имеются в виду. И это тоже было бы социальным действием. И ясно, что при чтении лекции придается смысл самому процессу как учебному занятию. Таким образом, присутствует и первая сторона социального действия: то, что оно всегда как-то осмысливается тем, кто его совершает. И вот из этих социальных действий невообразимого числа индивидов, в которых и через которые индивиды влияют друг на друга, складывается социальная жизнь общества – та реальность, которая изучается социологией. Итак, мы имеем социальные связи. Они бывают различных видов. Различают социальную связь в виде социального контакта. Это относительно неглубокая, часто мимолетная социальная связь, которая не оказывает существенного воздействия на жизнь и деятельность людей. Например, вы совершается такой социальный контакт с гардеробщиком в театре, когда снимаете пальто и передаете его гардеробщику, получив взамен номерок. Можете даже переброситься с ним двумя-тремя словами, типа “возьмите, пожалуйста”, “спасибо”. Или при встрече со знакомым вы здоровайтесь, спрашиваете, как дела, и слышите в ответ, что все хорошо. Социальным контактом можно назвать общение в транспорте между пассажирами. В одной юмореске рассказывается о том, как муж приходит домой, они с женой ужинают, смотрят телевизор, ложатся спать. Через некоторое время заговорили о ребенке, и выясняется, что она говорит о сыне, а он о дочери. Оказывается, он перепутал подъезд. Но внешне все так же, как и у него дома, – телевизор в углу и стенка с сервизом, жена в бигуди. Ясно, что жизнь в обеих семьях свелась к социальным контактам, и каждый член семьи давно живет сам по себе. Социальная связь может иметь более глубокий и существенный характер. Тогда она называется социальным взаимодействием. Здесь действия одного субъекта являются причиной и следствием действий другого субъекта. В ходе социального взаимодействия люди изменяют жизнь друг друга, воздействуют на образ мыслей и поведение друг друга. Социальным взаимодействием можно назвать сексуальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами, хотя, конечно, и здесь иногда речь может идти всего лишь о социальном контакте. К социальным взаимодействиям можно отнести семейные отношения, когда налицо нормальный брачный союз. Также сюда относятся отношения на производстве между начальником и подчиненными, между преподавателем и студентами в вузе, отношения на государственной службе, в армии, политические отношения и т.п. Различают социальные взаимодействия в виде отношений солидарности или враждебности, кратковременные или длительные, организованные или неорганизованные (например, взаимоотношения между индивидами в толпе), могут быть сознательные или бессознательные. Наконец, необходимо выделить такой особый вид социальной связи, как социальные отношения. Это – отношения между большими социальными общностями, классами, группами. Они устойчивы, часто складываются помимо сознания людей и воспроизводятся в ходе процесса социальной жизни. Например, отношения между классом буржуазии и классом пролетариев; или рыночные отношения – между производителями и потребителями; отношения между городом и деревней, между нациями, между криминальными группами и обществом и т.д. Таким образом, мы различаем в социальных связях, во-первых, социальные контакты, во-вторых, социальные взаимоотношения, в-третьих, социальные отношения. Но необходимо отметить, что эта терминология достаточно условна. Иногда в литературе социальные отношения отождествляются с социальными связями, социальные взаимоотношения приравниваются к социальным контактам и т.д. То есть тут вопрос чисто терминологический. Но все же необходимо различать социальные связи по степени глубины и важности, для чего мы и использовали понятия “социальный контакт”, “социальное взаимодействие” и “социальное отношение”. 3. Типология обществ. Можно различать те или иные типы обществ в зависимости от того, какие социальные общности и социальные отношения являются в данном обществе господствующими. Согласно марксистской социологии, определяющими в обществе являются отношения собственности и классовые. И тогда можно выделить различные общественно-экономические формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Эта схема более или менее работала в XIX веке. Но в дальнейшем выяснилось, что помимо этих формаций целые тысячелетия существовал так называемый азиатский способ производства, который нельзя определить ни как рабовладельческий, ни как феодальный и тем более буржуазный. А с другой стороны, социалистические общества, возникшие в ХХ веке, которые упорно называли себя первой фазой коммунизма, очень напоминали по характеру собственности, политической власти и идеологии именно азиатский способ производства. Поэтому выяснилось в конце концов, что марксистская типология общества не позволяет понять многие реальности ХХ века. Теперь разрабатываются другие типологии. Различают, например, два основных типа общества: во-первых, допромышленное общество, или так называемое традиционное, в основе которого лежит крестьянская община. Этот тип общества до сих пор охватывает большую часть Африки, существенную часть Латинской Америки, большую часть Востока и господствовал до XIX века в Европе. Во-вторых, современное промышленно-городское общество. К нему принадлежит так называемое евроамериканское общество; и к нему постепенно подтягивается остальная часть мира. Более современным является другое деление общества, которое было выдвинуто американским социологом Даниелем Беллом. Он различает три этапа в развитии общества. Первый этап – доиндустриальное, сельскохозяйственное, консервативное общество, закрытое для посторонних влияний, основанное на натуральном производстве. Второй этап – индустриальное общество, в основе которого лежит промышленное производство, развитые рыночные отношения, демократия и открытость. Наконец, во второй половине ХХ века начинается третий этап – постиндустриальное общество, для которого характерно использование достижений научно-технической революции; иногда его называют информационным обществом, потому что главным становится уже не производство определенного материального продукта, но производство и обработка информации. Показателем этого этапа является распространение компьютерной техники, объединение всего общества в единую информационную систему, в которой свободно распространяются идеи и мысли. Ведущим в таком обществе является требование соблюдения так называемых прав человека. С этой точки зрения разные части современного человечества находятся на различных этапах развития. До сих пор, может быть, половина человечества находится на первом этапе. А другая часть – проходит второй этап развития. И лишь меньшая часть – Европа, США, Япония − вошли в третий этап развития. Россия и Китай находятся в состоянии перехода от второго этапа к третьему. Но возможны и другие деления обществ. Можно разделять общества по политическим признакам − на тоталитарные и демократические. В первых обществах само общество не выступает самостоятельным субъектом общественной жизни, но обслуживает интересы государства. Вторые общества характеризуются тем, что, наоборот, государство обслуживает интересы гражданского общества, отдельной личности и общественных объединений, по крайней мере, в идеале. Можно различать типы обществ по господствующей религии: христианское общество, исламское, православное и т.д. Наконец, различают общества по господствующему языку: англоговорящие, русскоязычные, франкоязычные и т.д. Можно различать общества по этническому признаку: однонациональные, двунациональные, многонациональные. Ясно, что Россия является многонациональным обществом, а Германия – однонациональное общество. Важно подчеркнуть, что существуют различные способы типологии обществ, и все они правомерны с определенных точек зрения. Ранее среди элементов, из которых состоит общество как система, мы перечислили социальные общности и группы; далее назвали личность и ее социальные роли, и, наконец, мы говорили о социальных нормах и ценностях. В связи с этим мы должны рассмотреть социальную структуру общества, личность как субъект и объект социальных отношений, а также социальные ценности и нормы. Мы начнем с ценностей и норм.
Date: 2015-11-15; view: 280; Нарушение авторских прав |