Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема I. О предмете социологии





Литература

 

1. Предмет социологии, ее основные категории и законы. Слово “социология” происходит от латинского societas, то есть общество, и греческого logoz, то есть слово, учение. Поэтому буквально социология означает учение об обществе.

Таким образом, можно выделить объект социологии. Объектом изучения социологии является общество. Но выделение объекта изучения недостаточно для определения социологии как науки. Дело в том, что один и тот же объект может изучаться многими науками. Например, человек есть объект изучения философии, логики, физиологии, анатомии и т.д. И каждая из этих наук выделяет в человеке свою сторону, или свой предмет. Так и общество изучается различными науками: историей, этнологией, политологией, психологией, культурологией и т.д. Необходимо выделить в обществе ту сторону, или предмет, который изучается именно социологией.

Что же является предметом социологии? Или по-другому, какую сторону в обществе выделяет для изучения именно социология?

На этот вопрос можно ответить так: предметом социологии является социальная жизнь как особая реальность.

Эта социальная жизнь общества есть нечто отличное от экономической или духовной жизни общества, от его культурной или политической жизни. И в то же время социальная жизнь как бы охватывает экономическую, духовную, политическую и культурную жизнь.

Теперь нужно дать определение социальной жизни, или социального вообще.

Социальная жизнь – это, во-первых, отношения между устойчивыми общностями людей; во-вторых, это такие отношения между индивидами, в которых эти индивиды представляют устойчивые общностей людей.

Теперь можно дать более или менее точное определение социологии.

Социологией называется наука, изучающая отношения между устойчивыми общностями людей, а также такие отношения между индивидами, в которых индивиды выступают представителями устойчивых общностей людей.

Разъясним это определение. Что это такое – более или менее устойчивые общности людей, или по-другому, социальные общности? Ясно, что сюда не войдут случайные скопления людей (например собравшиеся на автобусной остановке люди или скопление людей на морском пляже), хотя они тоже являются некоторыми общностями.

Под устойчивой общностью людей, или социальной общностью, понимается совокупность людей, объединенных общим интересом и находящихся во взаимодействии друг с другом.

Можно выделить семь основных типов социальных общностей.

Это, во-первых, социально-групповые общности, то есть классы, социальные группы и слои: рабочие, крестьяне, предприниматели, чиновники, безработные, бомжи. Раньше в России были нэпманы, крестьяне-середняки, беднота, в феодальном обществе – дворяне, духовенство, крестьяне, в античном обществе – плебеи, патриции, рабы, свободные крестьяне; и т.д.

Во-вторых, социально-демографические, или половозрастные, общности: мужчины, женщины, дети, молодежь, пожилые.

В-третьих, социально-территориальные общности: городское и сельское население, жители Крайнего Севера, жители крупных городов (мегаполисов).

В-четвертых, социально-этнические общности: нации, народности, этнические группы, племена, родовые кланы. Например, в Чечне или в Таджикистане до сих пор важнейшим является деление на родовые кланы, между которыми идет борьба за влияние и власть.

В-пятых, социально-профессиональные общности: трудовые коллективы, профессиональные группы (врачи, военные, учителя, инженеры, рабочие).

В-шестых, религиозные объединения и общины: католики, протестанты, православные, буддийские общины и др.

В-седьмых, межличностные общности, такие как семья, объединения по интересам, по способу проведения свободного времени, по совместному занятию спортом, развлечениям, различные компании, например молодежные дворовые компании, воровские группировки и т.д.

Социология, таким образом, изучает отношения между всеми этими общностями – пролетариями и предпринимателями, между различными нациями и религиозными общинами, между городским и сельским населением и т.д.

Важно, что в рамках социологии эти отношения описываются научно и объективно, независимо от сознания каждого отдельного индивида.

Кроме того, социология изучает отношения не только между общностями людей, но и между отдельными индивидами, представляющими эти общности.

Этот второй момент крайне важен для социологии. Ведь непосредственно одна общность и другая общность редко соприкасаются и вступают в конкретное взаимодействие. Не может все городское население страны вдруг встретиться со всем сельским населением на какой-нибудь площади и выяснять отношения. Непосредственно в отношения вступают конкретные индивиды, и вот в отношениях между индивидами социология выделяет те стороны, через которые представлены те или иные общности.

Рассмотрим следующий пример. Допустим, некто Петров пригласил некую Иванову вместе провести вечер, например сходить в театр. Что тут конкретно происходит?

Петров ждет Иванову около четвертой колонны на ступенях театра. Допустим, что Иванова прибегает, запыхавшись, вовремя. Они идут в театр, Петров достает билеты, пропуская Иванову вперед, контролер отрывает корешки от билетов. Петров помогает Ивановой скинуть шубу в гардеробной, они усаживаются в партере и смотрят спектакль. В антракте Петров угощает в буфете Иванову напитками и бутербродами. После спектакля Петров помогает Ивановой одеться, ловит такси, провожает Иванову до подъезда, между прочим думает о том, напроситься на чашку чая или нет, и наконец они расстаются.

Обратим внимание на то, что во всех этих действиях Петрова и Ивановой очень мало индивидуального. Действуют индивиды, но в их действиях представлены определенные общности людей. Петров представляет именно мужчину, то есть делает то, что должен делать мужчина вообще – покупает билеты, приходит раньше на свидание, пропускает вперед девушку при контроле, угощает ее в антракте, провожает домой и т.д.

Индивидуальное проявляется в другом – в манере себя вести. Петров, может быть, оказался не очень воспитан и несколько неуклюже пропустил Иванову вперед, оказался скуповат и в антракте угостил лимонадом вместо шампанского, надумал напроситься на чашку чая после седьмого свидания, а не после второго. Таким образом, есть различие в нюансах. Главное в его поведении определяется не тем, что он именно Петров, но тем, что он мужчина, то есть представитель данной демографической группы. И поэтому обязательно – пропускает вперед, угощает в антракте и т.д.

Вот именно это важно социологу – ритуал поведения мужчины и женщины на свидании в начале XXI века в России. И этот ритуал можно изучать научно и объективно на примере взаимоотношений двух индивидов – Петрова и Ивановой.

И еще социолога может заинтересовать, чем этот ритуал отличается от поведения мужчины и женщины на свидании, скажем, в средневековом французском обществе XVI века.

Или, например, в поведении Онегина и Ленского на дуэли социолога интересовали бы не их индивидуальные черты – то, что Онегин выспался и стрелял метко, а Ленский писал всю ночь стихи, поэтому погиб, но то, что в этом поведении представляло поведение русских дворян вообще XIX столетия.

Итак, социолога интересуют отношения между индивидами, однако в этих отношениях он выделяет то, что от самих индивидов не зависит, но отражает взаимоотношения соответствующих общностей.

Теперь о категориях социологии. Как уже было сказано, социология изучает социальную жизнь общества. Поэтому исходной и самой широкой категорией в социологии является категория “социальное”, которая определяется как отношения между устойчивыми общностями людей.

Далее идет категория “социальная общность”, которую можно определить как совокупность людей, объединенных общим интересом и находящихся во взаимодействии друг с другом. Например, профессиональная группа, скажем, все врачи данного общества. Они объединены определенными общими интересами, выполняют определенную общественную роль или функцию, у них примерно единый образ жизни, формируются общие навыки поведения, мышления, традиции и т.д. То же самое можно сказать о других группах.

Категория “социальная общность” включает в себя также такие понятия, как народ, класс, социальный слой, семья и т.д.

Другие категории: “социальная система”, “социальная структура”, “социальный институт”, “социальная организация”, “социальное поведение”, “социальное действие” − мы будем рассматривать позднее и особо.

Социальное действие связано с понятиями социальная цель, социальный интерес, социальная ценность, социальная норма и др.

Также выделяются такие категории, как социальная свобода, социальная справедливость, социальное равенство.

Мы везде прибавляем слово “социальный”, потому что, например, просто “свобода” будет уже категорией философии, а не социологии, а в таком понятии, как “политическая свобода”, речь идет уже о политологии.

Можно говорить также о социальных законах, которые регулируют поведение и отношения социальных общностей. Это, например, закон социальной интеграции и дифференциации, то есть развития сходства или, наоборот, различия в жизни тех или иных общностей. Этот закон выражается в тенденции к сближению образа жизни людей из разных классов и слоев в современном европейском обществе. Например, современный бизнесмен, зарабатывающий десятки тысяч долларов в год, и продавец в магазине с окладом 15 тысяч долларов в год в свободное от работы время одеваются в одинаковые джинсы и пиджаки, смотрят одинаковые фильмы по видео, читают одинаковые книжки, в уличной толпе их можно не отличить друг от друга. В то же время увеличивается профессиональная дифференциация: так, инженеру по компьютерам все сложнее найти общий язык с инженером, который занимается электроникой вообще.

Можно говорить о законе социальной мобильности, который проявляется в возрастании скорости изменений в образе жизни и интересах миллионов людей. Современный американец в течение 30 лет может сменить десяток профессий, несколько раз разбогатеть и разориться. Человек, родившийся в семье слесаря, к концу профессиональной жизни может стать управляющим крупной компании, сменив при этом восхождении несколько раз все ближайшее окружение – семью, жилой квартал, друзей, деловых партнеров и партнеров по игре в гольф.

Можно говорить о законе урбанизации современного общества, согласно которому общество из подавляющего сельского в начале ХХ века становится подавляющим городским в начале XXI века.

У законов, которые изучает социология, есть две особенности. Первая состоит в том, что законы проявляются лишь как тенденции, то есть в общем и в целом; они имеют вероятностную природу и этим отличаются от многих природных законов, которые точны и однозначны. Например, можно на сотни лет вперед рассчитать время наступления солнечных затмений и определить, что вот такого-то числа в таком-то году в такой-то час, минуту и секунду начнется солнечное затмение.

Но нельзя определить точно, что в таком-то году, в такие-то день, час и минуту начнется социальная реформа или революция. Хотя в некоторых случаях можно рассчитать приблизительно, когда начнется определенное социальное явление. Например, можно было предсказать уже в 80-м году, что реформы в Советском Союзе начнутся в 84-86 годах, на основании того, что средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС был равен тогда 79 годам. Было очевидно, что в ближайшие несколько лет в Политбюро должны появиться более молодые члены, скажем, лет 50. Эти люди как личности сформировались в 60-х годах, то есть в хрущевское время, поэтому они начнут перемены в общественной системе, и в результате в стране начнутся реформы. Итак, социальные законы всегда выступают как тенденции.

Второй особенностью этих законов является то, что они всегда конкретно-исторические, то есть привязаны к определенной культуре и определенной исторической эпохе. Например, закон социальной мобильности характерен для евро-американской культуры, но в других регионах планеты он может не реализоваться. Деревенские общины в Индии существуют в неизменном виде столетия: есть семья кузнецов, и все сыновья обязательно становятся кузнецами, и внуки в этой семье будут кузнецами и т.д. То есть в разных обществах действуют разные социологические законы. Историческая конкретность этих законов заключается также в том, что они могут быть различными в одном и том же обществе, но в разные исторические этапы. Например, жизнь России в условиях самодержавия развивалась по одним социальным законам, а в условиях советского времени – по другим. А в XXI веке российская действительность будет определяться другими социальными законами-тенденциями.

Таким образом, не существует универсальных и вечных социальных законов для всех народов и времен, они всегда связаны с определенной исторической эпохой и с определенным обществом. Это и означает их конкретно-исторический характер.

2. Структура и методы социологии. В зависимости от уровня общности изучаемых социальных явлений социология делится на общетеоретическую социологию, социологию среднего уровня и микросоциологию.

Общетеоретическая социология описывает и исследует жизнь и развитие общества в целом. Социология среднего уровня исследует отдельные стороны общества, например, выделяются так называемые отраслевые социологии: социология села, социология образования, социология семьи, социология молодежи, промышленная социология, социология культуры, социальная психология и т.д.

Микросоциология изучает социальные явления через поведение конкретных индивидов и небольших коллективов. Например, исследуются взаимоотношения цеховой администрации и рабочих конкретного цеха конкретного завода или опрашивается телефонным методом три сотни человек, чтобы узнать их отношение к бразильским сериалам.

Приведем еще один пример микросоциологии. В одной телевизионной передаче ведущий проводил обсуждение возможностей одного из политических лидеров стать главой правительства. В обсуждении участвовали другие политические лидеры. И одновременно проводился телефонный опрос телезрителей, чтобы определить их позицию. Оказалось, что 90% позвонивших в студию не считают, что данный политик может вывести Россию из кризиса. Таким образом, было опрошено несколько тысяч человек и выяснилось общественное мнение. Эти данные в определенной степени повлияли на то, как пошло обсуждение шансов данного политика стать главой правительства.

Итак, можно различать общетеоретическую социологию, среднего уровня и микросоциологию.

Различают также теоретическую и эмпирическую социологию. Теоретическая социология обобщает накопленный материал, полученный от исследований социальной жизни общества, для того, чтобы вывести определенные закономерности. Эмпирическая (от слова “эмпирио”, то есть опыт) занимается именно накоплением конкретных опытных материалов. Таким образом, теоретическая и эмпирическая социологии дополняют друг друга, связаны между собою. Например, чтобы провести конкретное социологическое исследование, нужно уже знать определенные закономерности, чтобы исследовать не вслепую, не наугад, а с определенными предположениями, гипотезами и т.д. А для этого необходимо опираться на достижения теоретической социологии.

Различают, наконец, фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная социология занимается совершенствованием и развитием самой социологической науки и ее методологии. Она, так сказать, занимается больше сама собой. Прикладная исследует социальную жизнь, чтобы вырабатывать конкретные рекомендации для решения практических вопросов и проблем: например, для принятия каких-то производственных, экономических или политических решений.

Приведем пример прикладной социологии. Управляющего одной фирмы смущало, что его работники очень нервничают в ожидании лифта, что снижает их производительность, увеличивает конфликтность и т.п. Конечно, можно было заменить лифты на скоростные или поставить еще один лифт. Но все это стоило больших затрат. Пригласили социолога. Он походил по помещениям фирмы и быстро выяснил, что большинство работников − молодые женщины. И предложил поставить на площадках перед лифтами большие зеркала. В результате женщины в ожидании лифта стали перед зеркалом причесываться, подкрашиваться и уже не замечали, как проходит время. Так управляющий решил серьезную проблему при помощи небольших затрат на установку зеркал и гонорар социологу.

О методах социологии. Каждая отдельная наука вырабатывает собственные методы исследования, отличные от тех, которыми пользуются другие науки. Так же и в социологии существуют собственные методы исследования.

Здесь можно, во-первых, указать на методы и подходы, связанные с общей мировоззренческой установкой социолога. Например, эта позиция может состоять в том, что общество есть прежде всего результат действия индивидов, обладающих сознанием, поэтому придающих смысл своим действиям и действиям других индивидов и на основе этого как-то договаривающихся между собой.

Таким образом, исходной основой общества является сознательная деятельность живых, конкретных, неповторимых индивидов-личностей, а государство, классы и т.п. − все это более или менее полезные абстракции, существующие лишь в сознании самих индивидов. Эти абстракции удобны тем, что позволяют индивидам регулировать отношения между собой. В литературе такой подход называют интерпретативной парадигмой (от слов “интерпретация”, “истолкование”). Парадигма означает некую предварительную установку, или образец, самый общий подход.

Но может быть и другой подход – исходной реальностью являются именно классы, государство, нация, и природа этих особых надындивидуальных реальностей в конечном счете предопределяет поведение индивидов независимо от их сознания, воли и желания. В литературе такой подход называется структурной парадигмой, то есть общество рассматривается как некая объективная структура или система, действующая как самостоятельная реальность.

То есть возможны два подхода: первый, когда исходной реальностью считаются живые индивиды, составляющие общество, и второй, когда исходной реальностью считается целое – общество в целом, государство, классы и т.д.

Поясним это различие на примере. Допустим, человек идет в бухгалтерию, чтобы выяснить размер своих отпускных. Спрашивается, как правильнее сказать: войти в бухгалтерию или войти в комнату, где находится бухгалтерия? Ну хорошо, вошли в эту комнату, и где же там находится бухгалтерия? Что такое бухгалтерия – особая реальность, пусть неосязаемая на ощупь, но в то же время, несомненно, как-то действующая и направляющая работу своих членов, или это просто собрались в одной комнате несколько общающихся между собой человек, заполняющие свои амбарные книги или что-то высматривающие на экранах компьютеров?

Или что такое семья Петровых? Несколько человек, проживающих в одной квартире, обедающих за одним столом и истолковывающих определенным образом поступки друг друга? Или семья – это особая незримая реальность, которая превращает Петрова в мужа, а Петрову в жену и заставляет их выполнять определенные функции и роли?

Итак, что брать исходным пунктом и исходной реальностью? Это мировоззренческий вопрос, и решение его предопределяет методологию и направленность социологических исследований.

Во-вторых, в социологии используется метод структурно-функционального анализа. Согласно этому методу общество рассматривается как сложная система, обладающая определенной структурой – совокупностью элементов и отношений между ними. Элементами выступают классы, семья, государство, различные сферы общественной жизни – экономика, политика, духовная жизнь, национальная жизнь, отдельные личности. И все эти элементы выполняют определенную функцию, подобно тому как автомобиль рассматривается как сложная система, состоящая из взаимодействующих между собой элементов – двигателя, сцепления, колес, карбюратора, рессор и т.д.

Описывая общество как такую систему, мы можем понять, куда оно движется, как оно в целом функционирует, развивается оно или уже находится на стадии вырождения.

В-третьих, социология использует методы эмпирических исследований, такие как наблюдение, эксперимент, опрос, анализ документов. Целью таких методов является изучение конкретных социальных фактов и их измерение.

Допустим, известно, что на предприятии существует недовольство уровнем заработной платы. Но вполне возможно, что это лишь слухи, которые постепенно превратились в общепринятое мнение. Социолог может провести опрос, который включает сбор мнений по многим вопросам, в том числе и по вопросу о заработной плате. Обработает данные и выяснит, что недовольство уровнем заработной платы действительно существует, но в основном среди небольшой группы людей, скажем, молодых мужчин, и не везде, а в одном небольшом цехе среди низкоквалифицированных рабочих. И оказалось, что достаточно провести среди них разъяснительную работу, связав их зарплату с низким разрядом. Так что проблема является не такой уж значительной. Но попутно социолог в своих данных обнаруживает другую проблему, скажем, конфликт между цеховой администрацией и молодыми работницами – кормящими матерями, которых, согласно закону, нельзя ставить в ночную смену, и это приводит к недовольству со стороны администрации. А так как этих молодых женщин достаточно много, то вот здесь как раз и возникает реальная проблема, которая усложняет работу всего предприятия. Таким образом, конкретное социологическое исследование установило действительно существенные проблемы и определило степень их важности.

Итак, методы социологии могут быть различными, они связаны с мировоззренческой позицией социолога, с рассмотрением общества как системы, обладающей сложной структурой, и, наконец, с конкретными эмпирическими исследованиями конкретных эмпирических фактов.

3. Социология и другие общественные науки. Рассмотрим отношение социологии с социальной философией, историей, политологией и экономическими науками.

У всех этих наук или отраслей знания общим является объект исследования – общество. Но различными являются предметы, то есть те стороны общества, которые этими науками изучаются.

Социальная философия изучает общество как часть мироздания, для нее интересны соотношение общественного бытия и сознания, движущие силы истории, вопросы смысла истории в целом и смысла отдельной человеческой жизни. Социальная философия опирается на предельно широкие категории – природа, материя, общественное бытие, абсолютная реальность, или Бог, духовность, свобода и необходимость, закономерность, ценности.

Вначале социология совпадала с социальной философией, но постепенно выделилась из нее, став обычной конкретной наукой. Она тоже использует философские категории, такие как свобода, необходимость, бытие и сознание, но они не являются в социологии основными. Можно сказать, социология использует философские категории, но как нечто само собой разумеющееся, незаметно и машинально, подобно тому как мы дышим воздухом, не замечая этого, хотя без воздуха мы не продержались бы и пяти минут.

Социология опирается на социальную философию, но не является социальной философией. У нее свой предмет – не общество вообще как часть мира, но социальные отношения, то есть отношения между большими и устойчивыми общностями людей, рассматриваемых в исторической конкретности и в развитии.

Социальная философия выступает для социологии как общетеоретическая и методологическая основа. Но с другой стороны, социология своими конкретными достижениями в области познания социальных фактов способствует развитию и обогащению социальной философии. Таким образом, можно сказать, что та и другая обогащают друг друга.

Социология и история. Различие между ними состоит в том, что история изучает конкретные и неповторимые факты и события, она описывает жизнь общества в ее индивидуальности и своеобразии. Например, описывает французскую буржуазную революцию конца XVIII века, ее перерождение в наполеоновскую империю, ход наполеоновских войн и реставрацию королевской власти.

Социология дает теорию общественного развития; например, дает теорию революций вообще, революционной ситуации, выводит закономерности тех или иных общественных явлений. Например, делает общий вывод о том, что революция, как правило, пожирает тех, кто ее начал. Так, в ходе нашей революции были уничтожены ее лидеры – Троцкий, Зиновьев, Бухарин. В ходе французской революции был гильотинизирован один из ее вождей – Робеспьер, и т.д.

Итак, история описывает конкретные факты и события, а социология строит теории и обобщения, позволяющие предсказывать развитие событий. Можно, например, описывать Россию конца ХХ века: особенности режима Ельцина и те конкретные экономические и политические кризисы, которые его сопровождали. И все это будет предметом исследования историков. Но социолог может заранее сказать, что демократия в стране, не привыкшей к свободе слова, печати, к свободным выборам, как правило, приводит либо к тирании, что и произошло в начале XX века, когда после Временного правительства пришли к власти большевики, либо к строю плутократии, что произошло в России в конце XX века. И все это можно было предвидеть на основе социологических теорий. И сейчас можно предположить, что в России в дальнейшем произойдет в какой-то мере реставрация советских порядков. Но опять же необходимо подчеркнуть: речь идет о законах-тенденциях, законах, которые лишь с известной вероятностью могут определять социальную жизнь людей.

Про социологию и историю можно также сказать, что обе в своем развитии опираются друг на друга и обогащают друг друга.

Социология и политология. Различие между ними состоит в предмете исследования. Социология изучает социальную жизнь общества, политология – политическую жизнь общества. Соответственно, социология изучает социальную структуру общества – соотношение классов и слоев, социальный статус личности, процессы исчезновения и возникновения тех или иных социальных групп и учреждений. Например, сейчас спорят о том, появился в России средний класс или он еще не появился. Некоторые социологи считают, что он, только-только появившись, уже исчез. Кстати, средний класс – это слой людей, которых можно определить по следующим формальным признакам: наличие счета в банке (поэтому они не живут от получки до получки, как пролетарий), наличие автомобиля и загородного дома. В европейских странах средний класс составляет большинство населения и является основой стабильности и законности в обществе.

Политологию же интересуют прежде всего не конкретные слои и классы, но роль и функционирование учреждений власти, таких как государство, правительство, законодательные собрания; роль партий и профсоюзов; права и обязанности граждан; роль и состав правящий элиты. То есть политология – это наука о политической системе общества.

И снова можно говорить о взаимодействии социологии и политологии. В какой-то степени политологию можно считать частью социологии, во всяком случае существует специальная отрасль социологического знания – социология власти. И социология, и политология обслуживают друг друга; политологи могут проводить конкретные социологические исследования для решения своих проблем, социология для понимания социальных процессов в обществе должна учитывать деятельность политических институтов, таких как государство, партии, профсоюзы и т.д.

Социология и экономическая наука. Экономическая наука, например, такая как политэкономия, изучает материальную жизнь общества, экономические и рыночные процессы, отношения собственности, но в то же время должна учитывать социальные условия, в которых действуют экономические субъекты, и поэтому обращается к социологии. Но с другой стороны, и социолог должен опираться на экономическую теорию, чтобы во всей полноте понимать отношения между классами и социальными группами.

Общая мысль по поводу соотношения социологии и других общественных наук состоит в том, что социология находится в состоянии взаимодействия и взаимопроникновения с любой конкретной общественной наукой – экономической, политологией, правоведением и социальной философией.

4. О функциях социологии. Различают три функции, которые выполняет социология в обществе. Данные функции объясняют, почему нужно изучать социологию. Это − теоретико-познавательная, практически-политическая и идейно-воспитательная, или лучше сказать, идеологическая функция.

Теоретико-познавательная функция состоит в том, что социология позволяет осознавать и понимать процессы, происходящие в обществе в целом, тенденции его развития и функционирования, а также социальные процессы в отдельных классах и слоях, в конкретных общностях. Можно, например, проследить процессы в семье и определить, идет ли речь о ее укреплении или постепенном распаде; или познать процессы формировании новых ценностей среди молодежи, предвидеть нарастание конфликтности в обществе; определить данное общество на предмет присущего ему способа решения спорных вопросов. Например, известно, что общества делятся на те, которые решают спорные вопросы за счет взаимного компромисса (такое общество постоянно эволюционирует к более развитому и комфортному состоянию), и на те, которые решают споры по принципу “кто-кого” (такие общества движутся по бесконечному кругу, так и не выходя на какое-то новое качественное состояние). Например, известный философ Мераб Мамардашвили именно поэтому называл Россию страной вечной беременности. В том смысле, что она вечно на сносях, но никак не может разродиться чем-то нормальным цивилизованным путем и в результате срывается в очередную бесовщину.

Практически-политическая функция социологии состоит в том, что, изучая социальную жизнь общества, социология может вырабатывать рекомендации и предложения для политики и практики, которые позволяют усовершенствовать социальную жизнь и перейти в новое состояние без больших потерь.

Выше уже приводился пример с телефонным опросом по поводу шансов конкретного политического лидера стать главой правительства. Между прочим, результат опроса – выявление того, что 90% респондентов высказало недоверие этому человеку, − помог устоять Государственной Думе против навязывания данной кандидатуры в премьеры, и в конечном итоге был выбран новый человек, который, кстати, действительно смог создать условия для экономического развития страны.

Другой случай. На предприятии в одной бригаде были напряженные отношения уже со вторым бригадиром, назначенным администрацией. Но после того как социолог провел социометрический опрос, было установлено несколько кандидатур, которые устраивали и администрацию, и рабочих; и бригада уже больше не конфликтовала с новым назначенным бригадиром.

Идеологическая функция социологии. Сама по себе социология как конкретная наука с собственными методами познания социальных явлений является нейтральной по отношению к классам и партийным интересам. В этом смысле социологию можно поставить в ряд с такими науками, как физика, математика, биология. Но результаты социологических исследований можно использовать для выражения и защиты классовых и партийных интересов, для оправдания определенной политической деятельности. Например, данные социологических исследований о снижении уровня жизни значительных слоев населения можно использовать для выдвижения лозунгов о свержении тех, кто находится в данный момент у власти. То есть данные социологии могут быть использованы в борьбе за власть.

Сам социолог осознанно или неосознанно находится на той или иной идеологической позиции и может истолковать результаты собственных исследований в нужную для себя сторону. Все это говорит о том, что социология может быть оружием в борьбе за власть, и здесь важно, чтобы в обществе была обстановка свободы социологических исследований и чтобы не существовало монополии на социологические знания; чтобы любые результаты исследований могли свободно обсуждаться самыми различными группами и партиями и проверяться, если это необходимо.

С другой стороны, влияние идеологических пристрастий приводит к появлению разнообразия направлений в социологии, которые могут обогащать друг друга или нейтрализовать явные идеологические натяжки в той или иной социологической теории.

В настоящее время наша страна переживает период глубоких изменений всех сторон ее жизни. И ясно, что если бы в стране с самого начала были бы возможны свободные социологические исследования, то процессы изменения можно было бы сделать менее болезненными, можно было бы предвидеть многие ошибки и избежать их.

В литературе приводится пример глубоких социологических исследований расовых проблем в США в 60-х годах. Использование результатов этих исследований в огромной степени повлияло на улучшение ситуации в расовых отношениях.

В нашей стране соответствующие социологические исследования могли бы помочь найти менее болезненные решения чеченской проблемы. Современные исследования менталитета русского человека позволили бы объяснить, почему рыночные реформы идут не совсем так, как предполагалось. Знаменитая фраза: “Хотели как лучше, а получилось как всегда” как раз означает, что что-то важное о самих себе мы все еще не знаем, и именно социологические исследования могли бы помочь добиваться тех результатов, которые планировались.

Социологические исследования могут помочь и в решении проблем менее глобальных. Например, управляющий небольшим отделом может выяснить с помощью социометрического исследования реальные причины нарастания конфликтности в коллективе, которые не всегда осознаются, но могут привести к настоящему взрыву и, во всяком случае, к уменьшению производительности. И выяснится, что для уменьшения напряженности в чисто женском коллективе достаточно принять на работу двух-трех неженатых мужчин или особым составом покрасить вентиляционные трубы, чтобы они меньше гудели.

 

Date: 2015-11-15; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию