Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий





 

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Из Закона города Москвы №16 от 28.04.2011г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»:

Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Школы, реализующие практику инклюзивного образования – это школы, в практике деятельности которых и в организации процесса обучения учитываются особые образовательные потребности детей различных групп, в частности, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Инклюзивные школы помогают всем детям развиваться и находить свое место в обществе, притворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться.

 

Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.

Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.

Специальные условия обучения (воспитания) – специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено).

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с его обучением и воспитанием, лечением, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. Психолого-медико-педагогическое сопровождение предлагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной помощи, осуществляемой в процессе согласованной работы специалистов разного профиля: учителей, дефектологов, логопедов, психологов, медиков, социальных педагогов.

Социальная защита – в широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита – в узком смысле – комплексцеленаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы различных уровней. В зависимости от уровня реализуемых общеобразовательных программ различают следующие виды общеобразовательных учреждений: начальные, основные, средние полные общеобразовательные школы, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – это учреждения, создаваемые для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и

поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

 

Специальные условия обучения (воспитания) – специальные образовательные программы, методы развития и обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, а также психолого-педагогические, медицинские, социальные, транспортные и иные услуги, необходимые лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции их в обществе, приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.

Специальная помощь – система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья к обучению (воспитанию) и/или сопровождение этих лиц и их родителей (законных представителей) в процессе обучения (воспитания) и обеспечивающих лицам с ограниченными возможностями здоровья специальные условия обучения (воспитания).

 

Индивидуальный учебный план – утверждённый в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и государственными федеральными требованиями план освоения лицом с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, включающий сроки и график обучения для данного лица, а также условия аттестации.

Обучение на дому – форма организации образовательного процесса для освоения общеобразовательных программ лицом с ограниченными возможностями здоровья, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим общеобразовательное учреждение, специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список приложений:

1. Методические рекомендации «Междисциплинарное взаимодействие специалистов инклюзивного образования» Семаго Н.Я., Семаго М.М.

 

2. Модель деятельности территориального ресурсного центра развития интегрированного (инклюзивного) образования, Семаго Н.Я., Семаго М.М.

 

3. Приказ № 201-к от 06.06.2001 г. «О назначении кураторов в ООУ» Департамента образования г. Томска.

 

4. Приказ № 563 от 05.12.2003 г. «Об утверждении примерного договора о совместной деятельности по обучению детей с отклонениями в развитии в ООУ»Департамента образования г. Томска.

 

5. Примерный договор о совместной деятельности по обучению детей с отклонениями в развитии в общеобразовательном учреждении (г. Томск).

 

6. Положение о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения. (г. Томск)

 

7. Заявка о создании экспериментальной площадки по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. (г. Томск)

 

8. Приказ № 1169 от 03.10.2008 г. «Об организации региональной экспериментальной площадки по инклюзивному образованию»Департамента общего образования Томской области.

 

9. Инструктивно-методическое письмо «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку» (г. Томск).

 

10. Индивидуальная образовательная программа на 2009-2010 учебный год ученика 1-го класса (г. Томск).

 

11. Учебная программа курсов повышения квалификации «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (48 часов). (г. Томск)

 

12. Приказ «Об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ г. Томска»Департамента образования г. Томска.

 

13. Стандарты обеспеченности жителей Санкт-Петербурга» социальными услугами (III. Стандарты обеспеченности социальными услугами детей-инвалидов).

 

14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 года N 875 «Об отдельных мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга"

 

15. Анкета «Оценка качества жизни ребенка с особенностями развития», Санкт-Петербург.

 

16. Областной закон № 409-20-03 от 27.09.2007 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в сфере образования» (Архангельская обл.)

 

17. Постановление № 1165 от 21.05.2010 «О присвоении статуса ресурсного центра по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16», г. Ухта, Республика Коми.

 

18. Постановление № 1169 от 09.06.2009 «О создании Координационного совета по инклюзивному образованию при руководителе администрации МОГО «Ухта», г. Ухта, Республика Коми.

 

19. Концепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе города Москва.

 

20. Локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность ГОУ ЦО № 1429, реализующего инклюзивное образование. (ЦАО Москва)

 

22. ПОЛОЖЕНИЕ о Сообществе специалистов инклюзивных дошкольных учреждений ЦОУО ДО г. Москвы

 

23. Проект Положения о деятельности государственного образовательного учреждения ЦАО Москвы в режиме Окружного Ресурсного центра по инклюзивному образованию.

 

24. Положение об организации деятельности инклюзивной группы государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования

 

25. ПОЛОЖЕНИЕ о диагностическом классе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

 

26. ПОЛОЖЕНИЕ О классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении.

 

27. Положение об окружном совете по инклюзии в ЦАО Москвы.

 

28. Закон города Москвы №16 от 28.04.2010 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

 

29. Методические рекомендации по связи СКОУ и ОУ в вопросах сопровождения включённого ученика

 

30. Приказ Министерства образования Калининградской области «Об инновационной деятельности государственных областных специальных (коррекционных) образовательныхучреждений »


[1] «Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М.Ю. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.

[2] ЮНЕСКО. «Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех» / Перевод с англ.: С. Котова. Редакция: М. Перфильева. // Москва: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2007.

[3] «Развитие инклюзивного образования: сборник материалов». / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова. // Москва: РООИ «Перспектива», 2007.

[4] Подробнее – см. Приложение № 1.4 «Правовые основы инклюзии в образовании».

[5] По данным Организации Объединенных Наций на 01 апреля 2011 года.

[6] Газета «Здравствуй» http://hello.perm.ru/pub/paper/438.htm

[7] Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»

[8] Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной институт повышения квалификации работников образования»

[9] Приказ Минобразования РФ от 18.10.1999 N 575 о создании Государственного научного учреждения «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации»

[10] Утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 27 апреля 2005 г. №45-р «Об областной межведомственной комиссии по комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии»

 

[11] Институт Уполномоченного по правам ребёнка в России. Информационно-методическое издание. // М.: 2005. С.122.

[12] http://www.un.org/russian/documen/convents/paris.htm

[13] http://www.uhta24.ru/novost/?id=1275

Date: 2015-11-15; view: 820; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию