Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика общения





В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и психологические отношения личности (В.Н. Мясищев). Г.М. Андреева выделяет следующие компоненты в структуре общения:
- коммуникативный (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);
- интерактивный (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);
- перцептивный (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социальнопсихологических явлений.
Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение. Развитие человека в общении происходит через два основных механизма - идентификацию и обособление.
Идентификация - уподобление другим людям, «выделение» собственного «Я» как частицу рода.
Обособление - в его основе лежат потребности в развитии и росте, в свободе и познании своей сущности.
Межличностное общение - необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. В общении как в специфическом виде деятельности человека также формируются и проявляются личностные качества человека.

 

Содержание, цели и ср-ва общения

Содержание общения может быть различным:

§ передача информации

§ восприятие друг друга

§ взаимооценка партнерами друг друга

§ взаимовлияние партнеров

§ взаимодействие партнеров

§ управление деятельностью и т.д.

Цели общения бывают самыми разными, но ученые выделяют две основные цели общения - это планирование и координация общей деятельности общества, либо конкретного индивидуума. Это значит, что общение как бы обслуживает другую деятельность, которая не является коммуникативной. Деятельность эта вполне способна носить и материальный характер и духовный (например, идеи, идеалы, ценности, мысли).

Дополнительные цели общения психологии необычайно широки, находятся они за пределами его, то есть, общение осуществляется всегда ради чего-либо: предоставления либо получения благ, обеспечения взаимодействия во время общей работы, передачи данных, решения проблем, формирования отношения к неким явлениям и так далее.

Если же человек видит ценность лишь в себе, если ставит перед собой лишь корыстные цели, если смысл общения с людьми – в достижении выгоды, то такое общение можно однозначно назвать аморальным! Ценность каждого проявляется в поступках, взглядах, оценках, и все это выявляется как раз в процессе общения.

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

  • интенциональные — специально производимые для передачи информации
  • неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Date: 2015-11-15; view: 497; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию