Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное давление и феномены конформности и подчинения личности. Возрастные особенности конформизма





Соц-е давление – это групповое психологическое давление, оказываемое многими людьми на одного человека. Если это влияние значительное, то речь идет о сильном групповом давлении. Если же это влияние незначительное, то говорят о слабом групповом давлении. Силу или слабость группового давления можно описательно выразить с помощью следующих примеров (идут в порядке возрастания силы группового давления на индивида). 1.Человек находится один и полностью уверен, что никто и никогда не узнает о том, чем он занимается в данный момент времени (отсутствие или минимальное групповое давление). 2.Человек находится один, но не уверен, что другим членам группы не станет известно, что он делает в данный момент времени (очень слабое групповое давление). 3.Человек чем-либо занимается в окружении членов группы, которые на него не обращают никакого внимание и от которых он не зависит (слабое групповое давление). 4.Человек что-то делает в окружении членов группы, которые обращают на него внимание и оценивают его поведение (деятельность). Однако от этих оценок человек по-прежнему мало зависит (среднее групповое давление). 5.Человек что-либо делает в присутствии других членов группы, которые оценивают его деятельность, и от их оценок человек существенно зависит (сильное групповое давление). 6.Человек проходит испытание в присутствии группы. Группа фактически экзаменует человека и решает его судьбу (очень сильное групповое давление). Конформность - психологическая харак-ка позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Конформность констатируется, когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Впервые модель конформности была продемонстрирована в классических экспериментах С. Аша. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Каждому давались две карточки в обе руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке – три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента: выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»). Суть сговора: при последовательном предъявлении всем членам «подставной» группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект». Было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. 37% «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все утверждали, что мнение большинства давит сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты. Существуют многочисленные модификации методики Аша, но это всегда метод «подставной группы». Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу, что давление на индивида может оказывать не только большинство, но и меньшинство группы. Так, М. Дойчем и Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор). Эта проблема также проанализирована С. Московичи.
Различают два вида конформности: 1)внешнюю конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться; 2)внутреннюю конформность (подлинный конформизм) - индивид действительно усваивает мнение большинства. Это и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Конформность является необходимым элементом социализации и предпосылкой нормального функционирования любой социальной системы. Сформировавшись однажды, предрассудки сохраняются большей частью по инерции. Если они являются социально приемлемыми, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления, приспосабливаясь к принятой модели поведения. Люди будут действовать определенным образом не столько из-за потребности ненавидеть, сколько желая понравиться своему окружению, получить социальное одобрение. Условия возникновения конформизма. Степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность; тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой; численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек; состав группы: конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде; ловушка "группомыслия" среди людей; сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами; статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются; наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает; публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться. Причины конформного поведения: Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, становятся определенными и ясными источниками информации. В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.








Date: 2015-11-15; view: 339; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию