Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малая группа как субъект образования. Групповая сплоченность и подходы к ее исследованию. Групповая динамика





Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей соц-й деятельностью и нах-ся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоц-х отношений, групповых норм и групповых процессов. «Малая группа - это группа, в которой общ-е отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Количественные признаки малой группы - ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — соц-я и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен соц-го пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группыпервичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичныегруппы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. Малые группы яв-ся основным объектом лабораторных экспериментов в соц-й психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, нац-я принадлежность, соц-е положение. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деят-ти, интеллектуальная, эмоц-я и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.

Групповая сплоченность и подходы к ее исследованию. Групповая сплоченность— это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и «лица» в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается. Групповая сплочённость (единство группы): Степень психологической общности, Устойчивость межличностных взаимодействий, Степень эмоц-й привлекательности группы для её членов. Подходы к исследованию:1)Эмпирический (Фестигнер). Групповая сплоченность – результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней: Привлекательность группы, Полезность группы. Уровень сплочённости в группе определяется частотой и устойчивостью внутренних эмоц-х контактов. Изучение Сплоченности группы методом определения эмоц-й оценки группы её членами. 2)Социометрический. Уровень ГС = уровню взаимной эмоциональной привлекательности членов группы. Морено. 3)Групповое согласие (Ньюком). Сходство, совпадение взглядов. Основной механизм формирования ГС – достижение согласия, сближение мнений. 4)Групповая сплоченность как ценностно-ориентационное единство (Петровский и Шпалинский). 5)Групповая сплоченность как феномен совместной трудовой деятельности. Институт психологии РАН. Уровень ГС: Плотность функциональных связей между членами, Уровень функциональной взаимосвязанности, Тип целостности коллективного субъекта (характер доминирующих связей). 6)Системный подход (Журавлёв): многообразие связей в трудовом коллективе. Смена процессов дифференциации и интеграции определяет смену стадий развития коллектива. К последствиям роста групповой сплоченности можно отнести: 1)сохранение группового членства, уменьшение числа уходов из группы; 2)усиление влияния, оказываемого группой на отдельных индивидов; 3)возрастание участия каждого в жизни группы; 4)рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности (снижение тревожности, рост самооценки). Связь групповой сплоченности и продуктивности группы неоднозначна. Рост сплоченность сам по себе не обязательно увеличивает ее продуктивность. Как минимум, два фактора влияют на взаимосвязь этих переменных. Во-первых, принятые в группе нормы, это значит, что если групповые нормы предусматривают низкий уровень эффективности деятельности, то члены высокосплоченных групп в большей мере будут препятствовать ее росту, чем члены низкосплоченных групп. Во-вторых, мотивация к групповой деятельности, оказывается, что продуктивность и сплоченность имеют тенденцию позитивной связи в случае высокой мотивации членов группы на групповое взаим-е, на взаимное усиление. Групповая динамика— совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений; нормообразование, то есть выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функциональноролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, то есть все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования. В отдельных случаях термин "групповая динамика" используется для обозначения направления социально-психологических исследований малых групп, сформировавшегося в середине 40-х гг. в США благодаря работам Левина и его коллег.








Date: 2015-11-15; view: 231; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию