Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационная сфера человека и ее развитие в онтогенезе. Мотивы учения, их виды и динамика развития





Мотив - это побуждения к деят-ти, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутр-х условий, вызывающих активность субъекта. Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, поведенческих паттернов, интересов. Единицей анализа мотивационной сферы служит понятие потребности. Потребность - это исходная форма активности живых существ, осн-я движущая сила их развития. Еще одним аспектом мотивационной сферы яв-ся понятие мотива. Мотив определяется как предмет потребности. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Осознанные мотивы - это цели, к которым человек стремится. Неосознаваемые мотивы - это реальные движущие силы поведения человека. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе. Исходным моментом для развития мотивационной сферы выступает так называемая «соц-я ситуация развития ребенка» (Выготский) – уникальная, характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой. Мотивы – новообразования дошкольного периода (3-7 лет). Начинают совершаться осознанные поступки. Появляются игровые мотивы, мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, мотивы самоутверждения, соревновательные мотивы, формируются нравственные мотивы. В младшем школьном возрасте мотивы делятся на знаемые и понимаемые. Мотивы могут вступать в противоречие с событиями. Можно говорить о наличии скрытых мотивов. В подростковом возрасте возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутр-м миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив. Выстраивается иерархическая структура мотивов. Они становятся более устойчивыми. Мотивы учения, их виды и динамика развития. Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения. Различают две группы мотивов: 1)познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; 2)соц-е мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с др. людьми. Познавательные мотивы можно разбить на подгруппы: 1)широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.; 2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; 3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Подгруппы соц-х мотивов: 1)широкие соц-е мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания соц-й необходимости, долженствования. 2)узкие соц-е, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять опред-ю позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. 3)соц-е мотивы, называемые мотивами соц-го сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с др. людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив яв-ся важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Можно выделить две группы психологических харак-к этих мотивов. Первая группа мотивационных харак-к — их наз-т содержательными — прямо связана (как это следует из названия) с содержанием осуществляемой школьником учебной деят-ти. Вторая группа харак-к — их условно наз-т динамическими — характеризует не столько содержание, сколько форму, динамику выражения этих мотивов. Каждый из названных выше познавательных и соц-х мотивов имеет и содержательные и динамические харак-ки. Содержательными характеристиками мотивов яв-ся: I)наличие личностного смысла учения для ученика. В таком случае говорят, что мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и яв-ся «смыслообразующим» для данного ученика. 2)наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния на ход учебной деят-ти и всего поведения ребенка. Ибо если мотив имеет личностную значимость для школьника, то он, яв-ся и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деят-ти. 3)место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчиненным. Надо стремиться к тому, чтобы доминирующими у школьника стали зрелые виды соц-х и познавательных мотивов — мотивы долга перед обществом и окружающими людьми, мотивы самообразования и самовоспитания; 4)самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, т. е. как внешний.5)уровень осознания мотива. Не всегда школьники умеют осознавать свои мотивы. Но иногда школьники, особенно подросткового возраста, не только хорошо осознают, но и сознательно маскируют свои мотивы, или прикрываясь безразличием к учебной работе, или выдавая вымышленные мотивы за подлинные. Учителю надо иметь в виду, что следует подводить школьника к осознанию ведущих, социально значимых мотивов. 6)степень распространения мотива на разные типы деят-ти, виды учебных предметов, формы учебных заданий. Если есть различия в содержании мотивов, то существуют и особенности их форм. Они образуют динамические харак-ки мотивов. 1.Первой и важнейшей особенностью является устойчивость мотивов. Это выражается в том, что тот или иной мотив актуализируется достаточно постоянно во всех учебных ситуациях или в большинстве из них. 2.Эмоц-я окраска, модальность. Психологи говорят об отриц-й и положительной мотивации учения. Под отриц-й мотивацией подразумеваются побуждения школьника, вызванные осознанием опред-х неудобств и неприятностей, которые могут возникать, если он не будет учиться (плохие отметки, наказания родителей, неприятные переживания, вызванные упреками окружающих). Положит-я мотивация связана с выполнением школьником соц-но значимой обязанности учиться, с достижением успехов в учебном труде, с овладением новыми знаниями и способами их добывания, с поддержанием хороших отношений с окружающими. 3. Др.формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т. д.) Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т. д. Все особенности протекания мотивов связаны с их содержательными особенностями — действенностью, доминированием среди др. мотивов.








Date: 2015-11-15; view: 837; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию