Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ системы воспитания в ТюмГНГУ
9.13. Современные проблемы воспитания в профессиональном учебном заведении В высшей школе России сложилась и действует система обучения, обеспечивающая статус России как одной из самых образованных стран мира. Вместе с тем, изменение государственно-политического и социально-экономического строя в России создало принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Состояние нынешней системы воспитания в профессиональных учебных заведениях можно оценить как крайне сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, всесторонним кризисом в обществе. Можно выделить следующие ее проблемы: 1. Осложнение воспитания студенческой молодежи существующей ныне противоречивостью ситуации в России, в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности. Студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. Студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства современной жизни. Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России. 2. Неблагоприятные условия для воспитания. Неблагоприятная среда обитания в обществе и социокультурная среда формируют кризисное сознание у студентов. Они остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране, на обнищание значительной части населения, в том числе студенческой молодежи, на политическую нестабильность. Подавляющая масса российских студентов выражает неудовлетворенность образовательной политикой, условиями жизни, проживания в общежитиях, медицинским обслуживанием, системой общественного питания, материально-технической базой вузов. Наиболее существенной проблемой, ухудшающей настроение и психологическую атмосферу в студенческой среде сегодня являются социально-экономические условия и обстоятельства бытия, где одной из самых острых является проблема социального неравенства. 3. Опасная негативная переориентация нравственного сознания части студентов в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, воровство, проституция, и др. В студенческой среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессивности, жестокости, преступности, нетерпимости и склонности к насилию. В то же время система воспитания студенческой молодежи утратила наступательный характер, недостаточно эффективна для решения сложных задач формирования социально активной личности. 3. Сохранение разрыва единства системы обучения и воспитания. Несмотря на то, что приоритетность личности в высшем образовании возрастает и главной целью вуза было и остается формирование и развитие личности специалиста, педагогика на всех уровнях учебно-воспитательного процесса подменена дидактикой. Воспитание не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности в общем процессе обучения и развития личности. 4. Слабая интеграция гуманитарных наук в систему высшего технического образования, что обуславливает их слабую гуманитарную и воспитательную насыщенность, заниженную нравственно-психологическую и ценностно-формирующую направленность учебного процесса. Это и нерациональный отбор базового компонента высшего образования в учебных планах, государственных образовательных стандартах и примерных учебных программах, и мнение в среде преподавателей и студентов о бесполезности приобретаемых гуманитарных знаний, невозможности увязать их с получаемой профессией, временности высказываемых истин. Поэтому студенты не осознают ориентирующий характер социально-гуманитарных дисциплин в условиях существующей поливариантности взглядов на мир и неопределенности самой жизни. 5. Неподготовленность педагогических кадров к работе в новых условиях, а также утратой частью преподавателей четкого и современного представления о своем месте и роли в процессе воспитания будущего специалиста, а в ряде случаев и своих нравственных принципов. Значительная часть преподавателей сосредоточилась на усложняющихся жизненных проблемах, рассматривают воспитание как второстепенную деятельность, психологически и профессионально не способны осуществлять воспитательную работу со студентами в нынешней социально-политической и психологической ситуации, проявляют пассивность, неумение влиять на сознание и чувства студенчества. Отрицательно влияет на воспитательную систему в профессиональных учебных заведениях и снижение в обществе социального статуса научно-педагогических работников, отсутствие у преподавателей материальных и моральных стимулов для эффективного педагогического труда. 6. Отсутствие актуальной методологии воспитательной работы, новых технологий воспитания студенчества, отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям, в которых находится общество. 7. Обострение проблемы качественного и рационального использования внеучебного времени студентов в интересах воспитания и культурного развития личности. Для значительной части студентов внеучебное время становится рабочим временем и основным способом выживания. Отсюда - падение уровня культуры, активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, духовное и культурное обеднение. 8. Отсутствие эффективных учебных спецкурсов, которые в совокупности могли бы создать основу для полноценного развития личности для построения научной картины мира, освоения методологии её изучения. Даже при изучении социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин часто не ставится и не реализуется задача научить молодое поколение принимать разнообразие идей и мнений, формировать толерантное сознание и не потерять при этом способность мыслить самостоятельно. 9.14. Выбор методологических основ воспитания на современном этапе профессионального образования П.И. Бабочкин считает необходимым использовать в качестве мировоззренческих основ воспитания студентов идеи философии гуманизма, т.к. они наиболее соответствуют идеалам демократического общества. Основами формирования национального самосознания целесообразно считать идеи соборности России, особого российского пути развития, сочетающего и дополняющего черты культуры западных и восточных народов. "На данном этапе развития России, - отмечает он, - идеи западной демократии, скорее всего, не будут приемлемы в качестве основы для воспитания молодежи, поскольку они не воспринимаются в сознании современной молодежи в качестве основополагающих ценностей и возникли, опираясь на другой, европейский тип личности, культуру и традиции, идущие от античности. Перенесение в российскую действительность идей индивидуализма, национализма, прагматизма и других аналогичных принципов западной культуры малоприемлемо, поскольку в нашем обществе еще достаточно сильны идеи общинности и коллективизма". Тем не менее, автор рассматривает в качестве одного из условий жизнеспособности и конкурентоспособности на рынке труда становление индивидуалистических и прагматических качеств личности, выделяя в качестве основных восемь принципов воспитания: 1) демократизм; 2) гуманизм, предполагающий отношение к личности студента как к самоценности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни; 3) духовность, проявляющаяся в формировании у студента смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина; 4) патриотизм, предполагающий формирование национального самосознания у студенческой молодежи; 5) конкурентоспособность, выступающая как особенность демократического общества; 6) толерантность, предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, идей, поступков для решения одних и тех же проблем; 7) индивидуализация, учитывающая, что в условиях демократических реформ личность получает свободу для проявления своей индивидуальности, и требующая от системы воспитания индивидуальной направленности, а не производства усредненной личности; 8) вариативность, нацеленность воспитания не на воспроизведение студентом образцов предшествующих поколений, а на готовность к деятельности в ситуации неопределенности. 9.15. Деятельностный подход к воспитанию студентов ("социальные практики") Мы рассматриваем процесс воспитания как управление развитием личности через организацию специального рода деятельности - различного вида социальных практик студентов, связанных с включением их в общественную жизнь университета, города, страны. Именно это создает то пространство нравственных выборов, которое и выступает для студента основой формирования его ценностно-смысловой сферы. Управлять развитием личности означает понимать, какие психолого-педагогические механизмы и условия лежат в основе взращивания культурного человека. Такое управление базируется, по крайней мере, на обязательном соблюдении двух условий: принимать студента таким, какой он есть и создавать каждому студенту ситуацию успешности. Организация социальной практики студентов осуществляется через создание и возрождение разнопрофильных студенческих отрядов, волонтерского движения, объединений и клубов по интересам, органов самоуправления, систему мероприятий воспитательного характера, что позволяет задать разнообразие деятельностей, через свободный выбор которых каждый студент не только бы мог себя проявить, познать свои индивидуально-типологические особенности и использовать потенциальные возможности, но и почувствовать себя значимым для других. Социальный прогресс общества ставит профессиональные учебные заведения в ситуацию, когда необходимо приобщать студентов к тому объему знаний, который способствовал бы их подготовке к жизни и труду в современных условиях. Поэтому организацию социально-воспитательной деятельности мы строим таким образом, чтобы любые знания, умения и навыки, предлагаемые студенту в качестве образца, были бы для него личностно значимыми и могли бы быть применимы им в жизни и быту. В этом случае внеучебная деятельность становиться личностно-ориентированной и позволяет создать личностно-ориентированную социально-воспитательную систему. При формировании системы образовательной деятельности студентов, мы опираемся на положения концепции психолого-педагогического сопровождения УВП. Ее суть в учете индивидуальности и уникальности личности каждого студента и адресное воздействие на его поведение. Среди качеств, необходимых современному специалисту-профессионалу, необходимо умение работать в режиме сотрудничества и социального партнерства. Развитие индивидуальности, формирующейся в общении, в коллективе и через коллектив - необходимый элемент внеучебной воспитательной деятельности. Этому успешно способствует организация подготовки внеучебных дел методом " творческих групп ". 9.16. Социализация студентов в воспитательной работе Процесс социализации студентов необходимо контролировать как в форме адаптации, так и в виде формирования у них умений по преобразованию своего социального окружения. Существует два вида социализации: в форме адаптации и в форме интеграции (сложное вхождение во что-то). Последний вызывает потребность активно влиять на среду, т.е. дает возможность ненасильственно, безинтервенционно перейти от управления коллективом извне (например, кураторам) к позиции соуправления и далее самоуправлению. Это готовит человека к активной социализации, и на это направлен весь процесс развития нашей социально-воспитательной системы. Привыкнув к тому, что главная цель технической школы - подготовка специалиста, часто забывают о том, что бескультурный специалист - это безнравственный специалист, опасен не только для общества, но и для человечества. Российские инженеры конца XIX - начала XX в. были подлинными интеллигентами; когда в 1922-1930-х гг. начались против них массовые репрессии, многие инженеры "дореволюционной закваски" погибли в лагерях, на лесоповале, а некоторые были просто расстреляны. Кого же потеряла страна в результате практического воплощения идеи "диктатуры пролетариата", которая была частью господствующей идеологии в РСФСР, а затем в СССР практически до 80-х годов XX в. Очень ярко пишет об инженере начала двадцатых годов А.И. Солженицын: "Инженер?! Мне пришлось воспитываться как раз в инженерной среде, и я хорошо помню инженеров двадцатых годов: этот открыто светящийся интеллект, этот свободный и необидный юмор, эта легкость и широта мысли, непринужденность переключения из одной инженерной области в другую и вообще от техники к обществу, к искусству. Затем эту воспитанность, тонкость вкусов; хорошую речь, плавно согласованную и без сорных словечек; у одного немножко музицирование; у другого немножко живопись; и всегда у всех - духовная печать на лице". Здесь уместно напомнить слова К.Д.Ушинского: "Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества. Без этого все фактические познания - иди они даже до глубочайших математических или микроскопических исследований - не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве". 9.17. Культурно-антропологический подход к воспитанию Культурно-антропологический подход исходит из целостного представления о личности будущего специалиста, его месте и роли в системе культуры; его основная идея в том, что будущий специалист -- это не только субъект культуры, но и ее объект, что он одновременно является ее продуктом и ее творцом. Студент вуза, учащийся колледжа или лицея, прежде всего сам осваивает общую и профессиональную культуру, сложившиеся культурные представления и ценности, и уже потом приступает к созидательной деятельности, преобразованию окружающего мира, обогащению и приумножению культурных достижений своего народа (этноса). С этой точки зрения для общества очень важно то, какую культуру представляет будущий специалист, т.к. от этого зависит будущее культуры данного общества. Культурная антропология позволяет лучше понять основные закономерности, условия и механизмы становления "человека культурного", логику реализации им своего творческого потенциала. Культурно-антропологический подход к решению проблем воспитания дает понимание значимости и ценности личности человека как созидателя, как творца не только того, что его окружает, но и своей собственной судьбы. Человек - не просто носитель неких социально-профессиональных функций, он движущая сила в развитии человеческой культуры. При всей значимости каждой конкретной профессии, которую получает человек, принципиально важно быть личностью, достигшей высокого уровня общей и профессиональной культуры, имеющей широкий кругозор, разносторонние интересы, способной понимать других людей, соотносить свои желания и намерения с их стремлениями и планами, доказывая это собственными поступками и отношением к ним. Эти качества особенно необходимы для представителей социальных профессий, т.е. для тех, кто имеет дело с человеком, кто профессионально ориентирован на взаимодействие с другими людьми. Культурологический подход позволяет провести анализ профессиональной культуры в системе общефилософских категорий общего, особенного, отдельного и единичного и построить логически субординированный ряд понятий: общая культура -- профессиональная культура -- индивидуально-профессиональная культура. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т. е. развитым профессиональным мышлением и сознанием. Но развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно превращается в догму, поглощая другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Достижения цивилизации человечества воплощаются в материальной и духовной культуре. Именно духовную культуру имеют в виду, когда говорят об общекультурной составляющей образования, о культуре вообще и именно духовная культура является тем неуловимым, без чего человек перестает быть человеком; это "механизм" обеспечения устойчивого состояния общества. Выделяют три основных процесса культуры: а) трансляция (передача элементов культуры от одного человека к другому); б) реализация (регулярное воспроизведение в виде устойчивой конфигурации социальной жизни); в) ассимиляция новизны ("окультуривание" того нового, что возникает в социальной жизни в силу проявления творческих возможностей человека и по другим причинам). Образование - основной механизм трансляции культуры в теле общества и окультуривания новизны, т.е., оно должно постоянно воссоздавать существующую и создавать новую культуру, например, в виде особых типов образованных людей, текстов и образов жизни". Эти процессы "как бы генетически" способствуют стабилизации, улучшению жизни общества и прогрессивным изменениям в ней. Поэтому образование может рассматриваться как геном, обеспечи-вающий воспроизведение и прогрессивное развитие социальной жизни. Специалист технического профиля в XXI в. должен быть также и субъектом современной культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности. Только на фоне приобщения к современной культуре должны осваиваться необходимые для его успешной деятельности профессиональные качества, поскольку специалист без высоких нравственных качеств, без осознания общечеловеческих и культурных ценностей может стать социально опасным. Освоение общекультурной составляющей профессионального образования пробуждает в человеке достоинство, осознание самоценности индивидуальности, нравственного поведения и своего призвания в жизни. Этого можно достигнуть последовательным активным приобщением студента к искусству, к красоте, к осознанию того, что только гармония в природе, обществе и в каждом человеке обеспечивает перспективы развития человечества. Усвоение культуры состоит в принятии индивидом и духовных ценностей, эталонов поведения и реализации их в своей деятельности, что проявляется в его стремлении к истине, добру и красоте. Бездуховность людей появляется тогда, когда вместо духовных, общечеловеческих ценностей они начинают руководствоваться корпоративными ценностями.
9.18. Модель личности специалиста На основе вышесказанного проективной моделью личности специалиста с профессиональным образованием должна быть социально активная, жизнеспособная, культурная, гуманистически ориентированная индивидуальность. Подробнее это означает, что "молодой специалист недалекого будущего должен будет обладать следующими личностными и гражданскими качествами: - быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, - быть культурным и профессионально ответственным, - уметь ориентироваться в социально-политической обстановке, имея свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности, обладать способностью к саморазвитию, иметь потребность в достижениях и в самостоятельном принятии решений; - иметь уважение к законам и обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке, обладать целеустремленностью и предприимчивостью; - обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности; - иметь определенные индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, на достижение успеха в жизни, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни; - обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе. Таким образом, специалист XXI века должен быть разносторонне эрудирован, духовно развит; в совершенстве владеть профессиональной деятельностью; быть интеллигентом, т.е. человеком, обладающим обширными социальными знаниями, эстетическим чувством, высокими моральными качествами, гуманностью, уважением к достижениям человечества. Все это возможно только при усилении значимости общекультурной составляющей профессионального образования, духовных ценностей, которые способствуют перспективному развитию общества, их присвоение и признание в качестве идеалов, реализацию эталонов и образцов поведения, способствующих достижению возникающих в культуре перспектив. С этой точки зрения образование, особенно, профессиональное, является механизмом трансляции культуры в современное общество и окультуривания новизны, отбора того, что отвечает перспективам развития человечности в человечестве. Именно оно создает новую культуру в лице образованных людей, соответствующих по своим знаниям, умениям и убеждениям перспективным представителям общества. Именно это позволяет считать образование геномом развития общества, тем средством, которое обеспечивает воспроизведение в человеке лучшего из того, что было достигнуто в прошлом, и того, что перспективно для продвижения человечества человеческим путем в будущее. Усвоение общекультурной составляющей высшего образования способствует возникновению у выпускника качеств классической российской интеллигентности. 9.20. Гуманитаризация профессионального образования Один из способов развития духовности, становления интеллигентности его выпускников, преодоления узкого профессионального техницизма мышления специалистов техносферы, которые, помимо решения своих узкопрофессиональных задач, должны выполнить и такую сугубо важную миссию, как сохранение и развитие культуры народа, его цивилизованности - гуманитаризация профессионального образования. Гуманитаризация технической школы (т.е. ориентация технического образования не только на технические, но и на гуманитарные науки) важна для развития и совершенствования мышления специалиста технического профиля не только в связи с обогащением ассоциаций при решении технических и технологических творческих задач, она важна еще и для осознания того, что любая техническая разработка делается в конечном счете для человека, она должна способствовать увеличению "человеческого" в жизни пользователя устройства, реализованного на ее основе. Внимание, которое стало уделяться в профессиональных учебных заведениях России гуманитарному образованию, детерминировано глобальным процессом гуманизации общества, развернувшегося в той или иной форме во всех ведущих индустриальных странах мира, объясняется тремя ниже перечисленными фундаментальными причинами: 1. Еще А. Эйнштейн отмечал, что будущее человечества зависит не столько от научно-технического прогресса, сколько от моральных устоев общества, и научно-техническая революция показала, что применение результатов науки - это проблема не самой науки, а этики, морали и политики. 2. Новое качество жизни людей требует массового культурного развития граждан, облагораживания каждого человека, повышения нравственного статуса общества, создает условия для такого развития. 3. В отечественном профессиональном образовании гипертрофированы обучающая и профессиональная функции в ущерб исследовательской, сервисной, культурной и гуманистической. Осознание проблем выживания человечества в целом требует осознания того, что фундаментальные ценности цивилизации можно поддерживать и развивать только при приоритете человеческого фактора. Профессиональное техническое образование должно не только ориентировать студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать их выходу на новый уровень культуры, соответствующий этим технологиям. 9.21.Профессиональная воспитанность специалиста Универсальной формой проявления профессиональной воспитанности может служить его нравственно-эстетическое отношение к реалиям окружающей действительности, к нормам и ценностям профессионального бытия. Универсальность такого отношения оказывается существенной характеристикой практически всего спектра социальных проявлений специалиста, "пропитывая" нравственным и эстетическим содержанием все виды и формы его профессиональной деятельности. Студент обретает устойчивые образцы для своего собственного самодвижения, надежную внешнюю духовную опору в решении самых насущных проблем своего личного бытия в учебно-профессиональной жизнедеятельности, где в этот период его жизни наиболее ощутим нравственно-эстетический потенциал личности. Ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъектно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми. Отношение позволяет рассматривать социальные проявления индивида в широком контексте его нравственно-эстетических связей с внешним миром, сознательно занимаемой позиции в деятельности созидательно-преобразующей окружающей действительности. Отношения оказывают непосредственное влияние на внутренние (субъективные) условия развития активности личности, на формирование ее свойств, поведения и действия как сознательного субъекта и активного участника деятельности. Анализ сущности и структуры нравственно-эстетического отношения позволяет рассматривать такое отношение как основу профессиональной воспитанности будущего специалиста. Это отношение включает в себя три тесно связанных между собой компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельно-практический и в их сочетании кроется ценный синергетический эффект -- как единое целое они оказываются одной из важнейших обобщающих характеристик воспитанности студента. Отношение предстает как основа позиции личности, в которой эстетическое проявляет форму ее выражения, а нравственное -- ее сущность. Не случайно мудрецы подчеркивали, что прекрасное -- это символ нравственно доброго. Такое соединение нравственного и эстетического изначально закладывает и "вектор" его направленности -- активно-социальный, обращенный к другому человеку, к социуму, окружающему студента. Практическая деятельность студента становится в этом случае не столько сферой традиционного художественно-эстетического творчества, сколько утверждением высоких нравственных норм в поведении, поступках, в отношении к другим людям, к реалиям профессионального бытия. Нравственное и эстетическое в понимании профессиональной воспитанности органично сопряжены между собой: нравственное -- это олицетворение общественного начала в положении и деятельности специалиста, а эстетическое -- это личностное, человеческое его "оформление"; нравственное выражает содержание, сущность воспитанности личности, а эстетическое -- его внешнюю форму, чувственный образ, способы воплощения в деятельности и поведении; нравственное выражает общественную необходимость, социальную значимость профессии, а эстетическое -- свободу личности, ее творческую активность в созидании окружающего мира, в преобразовании его; нравственное носит преимущественно рациональный, обоснованный разумом характер, а эстетическое -- эмоциональный, чувственный. Бесконечно большое разнообразие проявлений истинно интеллигентной личности не поддается учету, ибо невозможно запрограммировать все возможные жизненные и профессиональные ситуации индивидуального бытия. Но интеллигентность выпускника -- это профессионально необходимое, интегральное качество, поскольку специалист чаще всего имеет дело с особым предметом своей профессиональной деятельности -- с человеком. Именно поэтому академик Д.С.Лихачев, конкретизируя свое понимание интеллигентности, подчеркивал, что интеллигентность можно и должно развивать, воспитывать в человеке, тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Понятие " интеллигентность " -- синоним нравственно-эстетического отношения как единства нравственности и красоты, внутреннего и внешнего: приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Профессиональное развитие специалиста осуществляется на протяжении всей его жизни, но на каждом этапе имеет свои особенности, связанные как со спецификой возраста, так и со своеобразием проявления индивидуальности той или иной личности. Именно поэтому период "второй юности" имеет особое значение, поскольку он завершает физическое созревание человека, создает реальные предпосылки для обретения им нравственно-эстетической зрелости. Это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые (Б.Г.Ананьев). Пятилетняя дистанция движения будущего специалиста от первого курса к пятому наглядно иллюстрирует колоссальную эволюцию его сознания, когда действительно завершается формирование целостной личности, когда в самостоятельную жизнь, в профессиональную деятельность приходит духовно богатый, интеллигентный профессионал, знающий не только свою специальность, но и освоивший большой пласт общечеловеческой и профессиональной культуры, сформировавший устойчивую нравственно-эстетическую позицию по отношению к окружающей его действительности, имеющий собственную систему взглядов на мир и сознательно реализующий их, утверждая себя как творец своей собственной судьбы. 9.22. Задачи профессионального воспитания Само профессиональное воспитание (как целенаправленный процесс) предстает в этом случае как управление развитием личности будущего специалиста через моделирование среды его бытия, погружение его в "базовую культуру" -- профессиональную, духовно-нравственную, художественно-эстетическую, физическую, как включение его в активные социальные отношения со средой, в процесс творческой самореализации. Тем самым изначально определяются важнейшие профессионально-значимые и воспитательно-ценные сферы деятельности (в рамках которых происходит нравственно-эстетическое становление личности будущего специалиста в профессиональном учебном заведении): - познание и обогащение интеллектуального развития, расширение кругозора личности, ее потребностей и интересов, а также реализация научно-исследовательских интересов; - развитие творческих, художественно-эстетических способностей личности как основы индивидуальности, самобытности специалиста, обогащение его эмоциональной культуры, опыта восприятия и оценки произведений искусства, эстетических явлений и процессов окружающей действительности; - формирование здорового образа жизни; освоение нормативов физической и санитарно-гигиенической культуры, а также культуры умственного труда; рациональное использование ресурсов своего организма; - приобщение к студенческому быту и включение в содержательный досуг, формирование представления о способах организации своего свободного времени, об эстетических условиях своей деятельности, образа жизни, о принципах взаимоотношений с другими людьми. Выделение таких сфер деятельности еще не дает "адресной" ориентированности процесса, эту функцию выполняют воспитательные задачи, выступающие как момент уточнения, конкретизации цели, перевода ее в практическую плоскость. Выделение основных сфер, в которых происходит профессиональное воспитание личности будущего специалиста, решение соответствующих задач и реализация принципов воспитания имеют важное значение и для определения его логики, содержания, механизмов управления им, планирования и изучения его эффективности. 9.23. Содержание профессионального воспитания Содержание воспитания в описанном выше контексте выступает тем средством, с помощью которого обеспечивается целенаправленное изменение объекта воспитания, придание ему целостности, завершенности, сформированности профессионально необходимых параметров и свойств. Понятие "содержание воспитания" включает развернутую систему конкретизированных задач и усложняющихся видов деятельности, избираемых с учетом возрастных особенностей и возможностей воспитанников. Определение содержания воспитания сопряжено с осмыслением социального заказа -- совокупности общественных ожиданий и стандартов, которым должен соответствовать выпускник учебного заведения. В этом случае организаторы воспитания более точно и конкретно понимают то, что в личности будущего специалиста уже сегодня не соответствует общественным ожиданиям и потому нуждается в Целенаправленном развитии. Таким образом, содержание воспитания ориентировано в завтрашний день, в зону ближайшего развития личности студента, предлагая будущему специалисту заведомо более сложные (по отношению к его актуальным возможностям) виды и сферы профессиональной деятельности. Включение студентов в разнообразные виды профессиональной, художественно-творческой деятельности строится на фундаменте заметно выросшего их самосознания, самостоятельно формулируемых убеждений и идеалов, широкой амплитуде чувств, вызванных восприятием и осмыслением явлений окружающего мира. Весь предыдущий духовный и профессиональный опыт нацеливает студентов на творчество, на активный практический внешний выход их кипучей энергии, на открытое проявление себя в социально значимой деятельности. Студенчество ищет возможные способы самоутверждения, пытается интуитивно определить подходящую сферу наиболее полной реализации своих способностей, сложившихся предпочтений и ориентации. Эти поиски, как правило, ведут к таким важным результатам, как совершенствование профессиональных умений и навыков, обогащение нравственно-эстетического опыта, выработка собственного профессионального имиджа, моделирование эстетической среды своего бытия. Осмысление идеала и проецирование образа себя самого в будущее придает всем формам и способам самоутверждения студенчества вполне конкретную направленность, целеустремленность. Массовой практике хорошо известны способы организации такой деятельности: поручения, творческие задания, откровенные разговоры, беседы, выставки, экскурсии, коллективные походы и поездки, смотры, олимпиады и т.д. Важным практическим итогом такой деятельности должно стать формирование нравственно-эстетического облика студента, его привычек в организации взаимодействия с другими людьми, общении со сверстниками, родителями, преподавателями. На основе такой деятельности постепенно возникает особый стиль поведения личности, достаточно точно и емко выражающий его жизненное и профессиональное кредо, его личностную позицию. С одной стороны, она способствует профессионализации опыта личности, его специализации во вполне конкретной области, а с другой -- обеспечивает создание личного имиджа, образа собственного Я, когда идеальная модель личности, существующая исключительно в ее сознании, в ее воображении, обретает вполне конкретное воплощение, реализуется в конкретных повседневных делах и поступках будущего специалиста. Итак, среди условий эффективности профессионального воспитания будущих специалистов в вузе очень важными являются: культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве вуза; инициирование, стимулирование и поддержка студенческих инициатив, нацеленных на улучшение организации студенческой жизни и быта, соотнесенных с образом профессиональной деятельности будущего специалиста; неуклонное совершенствование методического мастерства педагогов; изучение потребностей общества в контексте коррекции образовательных задач. 9.24. Направления воспитательной деятельности Цель, задачи воспитания, а также содержание компетентностной модели выпускника ТюмНГУ определяют следующие направления воспитательной деятельности: профессиональное воспитание; духовно-нравственное воспитание; гражданско-патриотическое воспитание и развитие правовой культуры; культурно-эстетическое воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание; все это в совокупности приводит к формированию у студентов определенных качеств личности (компетенций). Надо привлекать студентов в профессиональные общности, создающие атмосферу "цеха", культивирующие представления о профессиональных традициях, образе жизни, способах организации досуга и быта, формирующие жизненный опыт будущих специалистов. Необходимо при этом использовать в воспитательной работе со студентами культурно-историческое наследие конкретного региона; при осуществлении профессионального воспитания студентов взаимодействовать с учреждениями культуры, творческими союзами и организациями, шире использовать натурностный подход; следует уделять внимание материальному, нормативно-организационному, кадровому, научному, информационно-методическому обеспечению воспитательной работы со студентами. Учебно-воспитательное пространство инженерного вуза в данном контексте приобретает специфические черты, раскрываемые нами в следующем параграфе. 9.25. Технология воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении Привыкнув к тому, что главная цель высшей технической школы - подготовка специалиста, часто забывают, что бескультурный специалист - это безнравственный специалист. Такой специалист опасен не только для общества, но и для человечества. В этом видятся главные противоречия воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении: -- между потребностями субъектов образования в наличии эффективно работающих гуманистически-ориентированных систем воспитания и сложившейся практикой воспитательной деятельности с оценкой эффективности по формальным (чаще количественным, мероприятийным) показателям, -- между новым гуманитарным смыслом педагогической деятельности, быстро меняющимся ценностно-смысловым содержанием педагогических процессов и реальным содержанием воспитания, нередко опирающихся на морально устаревшие модели воспитания; -- между необходимостью формирования у студентов внутреннего антропоэкологического императива и недостаточной организацией их жизнедеятельности в плане реализации принципа натурности, предполагающего непосредственное общение с природой, прежде всего, в контексте освоениями ими профессиональной деятельности; -- между изменившимся характером основной деятельности вуза в условиях конкуренции, повышением требований к качеству образовательных услуг и сохраняющимся традиционным подходом к ресурсному обеспечению реализации услуг исключительно за счет расширения объема внешних источников средств. В разрешении сложившихся противоречий ведущая роль принадлежит преподавателю, содействующему формированию компетентного специалиста, в распоряжении которого ведущие классические методики и современные технологии профессионального воспитания. Используемые в профессиональном воспитании методики и технологии должны учитывать специфические особенности студенчества как социокультурной, профессиональной и возрастной группы. Методики и технологии профессионального воспитания предстают, по мысли А.С.Макаренко, как очень тонкий инструмент прикосновения к личности будущего специалиста, как совокупность способов воздействия, ориентированных на утверждение истинной нравственности и красоты в отношениях между студентами и их вузовскими педагогами, как важный и необходимый механизм становления интеллигентной личности. Сущностные отличия этих педагогических феноменов обусловлены различиями в характере воспитывающих влияний. Традиционные методики и формы профессионального воспитания представляют собой систему (обращенных к личности будущего специалиста) конкретных способов, приемов, средств воздействия и организации деятельности студентов и студенческих сообществ, цели, задачи и принципы профессионального воспитания, реализующих содержание воспитания и обеспечивающих профессионально-целесообразные изменения в личности будущего специалиста. Эти методики должны соответствовать сущностным характеристикам профессиональной воспитанности специалиста, с одной стороны, а с другой -- учитывать реальный уровень его развития, особенности демонстрируемых им отношений к окружающей действительности, к культуре и искусству, к реалиям своего профессионального образования, к другим людям и самому себе. Они несут в себе определенную воспитательную доминанту, сверхзадачу, обращенную к отдельным сторонам сознания студента -- когнитивной, эмоциональной и деятельно-практической. Причем в качестве доминирующих средств воздействия на каждую из этих трех сторон оказываются соответственно слово, образ, действие. Это преобладание отдельных средств приводит к дифференциации методик, обращенных к соответствующим сторонам сознания студента. 1) Когнитивный компонент профессиональной воспитанности формируется и развивается преимущественно в таких методиках воспитания, в которых основным средством воздействия оказывается слово. Отсюда и доминирование здесь таких форм работы со студентами, как диспуты, дискуссии, конференции, встречи, олимпиады, экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, беседы, обсуждения новинок литературы и др. Именно слово оказывается в них главной идейно-смысловой доминантой, средством выражения силы интеллекта, способности и стремления убеждать. Слово-средство, слово-ценность входят в жизнь студента, обнаруживая себя как владение словом, умелое обращение с ним, как грамотное употребление его, как развитая личная способность "глаголом жечь сердца людей", пробуждая с помощью слова в людях "чувства добрые", "души прекрасные порывы". Одним из путей формирования когнитивной сферы сознания будущих специалистов -- их идеалов, убеждений, ценностных ориентации -- может служить проникновение в мотивы поступков людей, их деятельности и отношений; студенту важно знать, какова нравственно-эстетическая "стоимость" человеческого деяния, соотношение цели и средства, скрытые внутренние причины поведения личности. Соизмеряя цель и средства, студент способен определить предполагаемую степень социального одобрения действий человека, прогнозировать возможные последствия его поведения. В центре внимания студента, исследующего таким образом человеческую природу, мораль, ищущего свой собственный взгляд на мир, собственную позицию во взаимодействии с миром, оказывается человек во всем многообразии его проявлений, но, прежде всего мера соответствия слова и дела, убеждений и поведения человека. По этим проявлениям студент оценивает активность позиции человека, степень ее созидательности, ориентированности на утверждение высоких гуманистических ценностей в реальных делах. Его взгляд устремлен в самую суть нравственно-эстетического кредо человека -- в его убежденность, которая не появляется спонтанно, внезапно, а рождается в результате столкновения различных точек зрения, сопоставления противоположных мнений, выработки (на их основе) собственного взгляда на мир, собственного отношения к нему. Отсюда и возможные способы обеспечения психологических и педагогических условий, при которых появление такого мнения становится возможным. 2) Формирование эмоционального компонента профессиональной воспитанности осуществляется через развитие образного восприятия мира, обогащение эмоциональной сферы личности. Этим задачам соответствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как посещения театров, кинотеатров, музеев, выставочных залов, филармонических концертов, тематических вечеров, фестивалей, конкурсов, клубных встреч, участие в путешествиях, поездках, туристических походах и т. п. Важнейшей доминантой здесь оказывается искусство, помогающее будущему специалисту обрести опыт вникания в чувства другого человека, постигать его эмоциональное состояние, его ощущения и переживания; именно искусство -- фактор осмысления сущностных сторон человеческого бытия, предназначения человека, выполнения им важнейших социальных функций, достойных способов самоутверждения и самореализации в обществе. Именно искусство побуждает личность к активному труду, преобразованию окружающего мира "по законам красоты". Расширяя представления об окружающем мире, о богатстве и красоте природы, о жизни и быте людей, о памятниках зодчества, о старинных парках и усадьбах, о судьбах деятелей культуры и искусства, такие мероприятия становятся важным объединяющим фактором, сплачивающим будущих специалистов общностью переживаний, радостью узнавания нового, ощущением сопричастности к важному коллективному делу. Значительными возможностями в развитии эмоциональной сферы студентов обладает поэзия. Приобщение студенчества к этому виду искусства требует особой деликатности и профессиональной тонкости. Здесь невозможно добиться каких-либо положительных результатов прямым требованием, жестким администрированием, в ход должны идти косвенные, психологически более точные и сильные средства. В их числе -- создание ситуаций для сравнения каждым студентом самого себя с другими сверстниками; пример вузовского преподавателя, увлеченного поэзией. Помогут и достаточно известные формы работы: выпуск поэтических бюллетеней, проведение вечеров поэзии, встречи с поэтами, выпуск поэтических альманахов, стенных газет, организация литературных гостиных, поэтических киосков, презентаций сборников известных и начинающих (в том числе студенческих) поэтов и др. Каждое такое дело может быть обличено в яркую и емкую поэтическую форму, лаконично выражая суть предстоящего разговора. 3) Деятельно-практический компонент профессиональной воспитанности требует со стороны будущего специалиста реального действия, поступка, поведенческого акта, требует применения социальной и профессиональной норм, закрепления устойчивого стереотипа действия через многократное повторение, выработки профессиональной привычки. Деятельность, поступки, поведение студента отражают меру его интеллигентности, степень его соответствия высоким нравственно-эстетическим критериям специалиста, активное стремление к обогащению своего культурного и профессионального потенциала. Эти проявления обнаруживаются в сознательном и активном участии студента в предметных олимпиадах, в конкурсах профессионального мастерства, в стажерских и производственных практиках, предполагая занятия в научных кружках при кафедрах, участие в конкурсах студенческих научных работ, студенческих выставках, в различных формах дополнительного профессионального образования, в спортивных состязаниях и турнирах; студент должен проявлять устойчивый интерес к экскурсиям, путешествиям, туристическим походам по родному краю; ответственное и активное участие в трудовых десантах, субботниках, сельскохозяйственных работах, благоустройстве своего вуза, своего города и др. Важным элементом развития деятельно-практической сферы личности являются традиции общности, в которую входит будущий специалист, культивируемые в ней способы организации досуга, творческой деятельности, обряды и ритуалы. Такие традиции служат одновременно и формой закрепления опыта коллективной деятельности, и сферой, в которой этот опыт проявляет себя. Среди таких форм -- традиционные праздники посвящения в студенты, последнего звонка, конкурсы профессионального мастерства, интеллектуально-развлекательные игры, студенческий клуб веселых и находчивых, День защитника Отечества, встречи с выпускниками, новогодний праздник, коллективные "огоньки", совместное празднование дней рождения, профессиональные праздники (дни строителя, учителя, медицинского работника, работника агропромышленного комплекса и др.), межфакультетский смотр самодеятельности, встреча нового года, межфакультетский конкурс команд КВН, празднование Международного женского дня 8 Марта и др. В последние годы широкую популярность получили интеллектуальные игры студентов, обогащающие их кругозор и познания в искусстве, культуре, различных отраслях науки. Среди студентов немало поклонников современной авторской песни, настоящей поэзии -- концерты бардов, популярных поэтов привлекают самую тонко чувствующую молодежь. Поэзия и музыка -- традиционные студенческие увлечения -- способны в значительной степени влиять на мироощущение будущих специалистов, восприятие и понимание ими окружающей действительности, пути и способы решения их насущных проблем. В процессе проведения таких мероприятий проявляется способность студента поддержать общую мажорную тональность коллективного действа, проявить внимание к окружающим сверстникам, завязать интересную и содержательную беседу, уместно и изысканно шутить, со вкусом и сообразно характеру действа одеваться, эстетично вести себя за столом, правила пользования столовыми приборами и др. На первый взгляд, эти проявления, эти умения и детали кажутся малосущественными мелочами, но их значение очень велико, А.П.Чехов недаром называл их атрибутами интеллигентного человека. Так, практическая деятельность студентов, поведение, общение становятся важной основой активного нравственно-эстетического отношения к действительности, основой профессиональной воспитанности. За этими практическими делами, поступками стоит высокая степень воспитания чувств личности, ее способность ставить себя на место другого человека, стремление проникнуть в его переживания, понять мотивы поведения, способность представить себя на его месте. Соотнесение своего видения окружающего мира с видением и оценками сверстников позволяет студенту выявить и его собственную самобытность, неповторимость, творческую индивидуальность, обогатиться опытом восприятия и оценки других людей. Постепенное обретение физической и социальной взрослости создает для процесса самопознания и самосовершенствования мощную нравственно-эстетическую основу: студенты акцентируют свое внимание на самом человеке, эстетических аспектах его бытия, отношений, деятельности; в их поле зрения все чаще попадают мотивы совершаемых поступков, они начинают соотносить цели и результаты деятельности людей. Принципы и содержание их поведения, пытаются утверждать собственную нравственно-эстетическую позицию во взаимоотношениях с другими людьми. В этом болезненном (но необходимом) процессе духовного саморазвития надежными ориентирами для них выступают Красота и Добро, помогающие найти верный путь к человеческому совершенству. Таким образом, о методиках воспитания следует вести речь тогда, когда воспитательные воздействия приобретают индивидуальный или дифференцированный характер, а их субъектом является преимущественно отдельный студент, поведение и проявления которого в большей степени зависят от складывающейся ситуации, личного и профессионального опыта, особенностей его жизненной и социокультурной ситуации. Методики в большей мере являются фактором воспитывающего влияния кураторов, отдельных преподавателей вуза, коллективов студенческих групп. Примерами могут служить а) методика Щурковой, б) методика Амонашвили, в) "Школа радости" В.-да-Фельтре, г) методика Макаренко и пр. Технологии профессионального воспитания -- это системы разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. " КАК?" - коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур: - определение четкой конкретной цели: цель в технологии - гипотетическая идея всего технологического проекта; - разработка "пакета" теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции; - поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая); - анализ результатов (мониторинг - коррекция - рефлексия) Технологии профессионального воспитания могут быть использованы тогда, когда речь идет о больших, массовых воспитательных акциях, о способах организации воспитания, положительный результат которого с достаточной степенью вероятности гарантирован и прогнозируем. Такие технологии примененяются в массовых мероприятиях студенческих коллективов, в традиционных делах, способы проведения которых и механизмы воздействия на студентов надежно отработаны и обеспечивают устойчивый интерес к этим видам деятельности со стороны будущих специалистов.; технологии -- фактором влияния на профессиональное становление студентов посредством массовых воспитательных акций и дел, организации воспитывающей среды. Примерами могут служить а) технология Трушникова, б) Сухомлинского и пр. Профессиональное воспитание будущего специалиста, как и любой педагогический процесс, осуществляется под влиянием целого комплекса условий и факторов различной степени выраженности, направленности, устойчивости, интенсивности. Они являются силами, определяющими эффективность становления личности будущего специалиста, освоения профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений этим учащимся. Понятия "условия" и "факторы" не тождественны и не синонимичны. Под условиями понимают совокупность обстоятельств, в которых ведется воспитательная работа, реализуется определенное содержание воспитания, от которых что-нибудь зависит, обстановка, в которой что-либо происходит. Факторы -- (от лат. factor -- создатель, виновник) -- движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе; явление, ставшее движущей силой другого явления. 1) Воспитывающие воздействия должны иметь точный объект и ориентироваться на реальный уровень его развития и состояние. Для этого необходимо не только выделить наиболее характерные студенческие типажи профессиональной воспитанности, определив для них специфические по содержанию и интенсивности педагогические воздействия, но и обеспечить организаторов процесса достоверной и всесторонней информацией об эффективности таких воздействий, о тех переменах, которые происходят в объекте под влиянием используемых методик и технологий. Без такой четкой ориентации на личность студента, без объективной и достоверной информации о степени соответствия происходящих в нем перемен невозможно обеспечить выдвинутым целям и задачам профессионального воспитания искомую результативность воздействий, методик и технологий. 2) Профессиональное воспитание будущего специалиста должно иметь ясную " вертикальную логику ", свою педагогическую архитектонику: начинаясь от "фундамента" -- определения целей, задач, принципов, -- процесс воспитания содержательно и организационно разворачивается сначала на уровне отдельной личности или отдельной группы и на уровне соответствующих им методик профессионального воспитания, а уже потом он как бы "завершается" на верхних "этажах" -- на уровне массовых коллективных акций и дел, т.е. на уровне технологий. Такая логика утверждает преобладание "педагогики отношений" над "педагогикой мероприятий", она отражает направление "вертикального" движения названного процесса, предстающего как "восхождение" от отдельной конкретной личности -- к целому сообществу, к большому профессиональному коллективу, скрепленному системой ценностей, личностных смыслов, профессионально и социально значимых задач. Действительно, реальное личностно ориентированное профессиональное воспитание осуществляется в конкретном взаимодействии с будущим специалистом при инициирующей роли куратора, первичного студенческого коллектива, преподавателей отдельного факультета или курса. Вся "черновая" воспитательная работа осуществляется на уровне отдельной группы учащихся или отдельной личности студента. Понятно, что в такой работе доминирует личность воспитателя -- куратора, осуществляющего действительное управление профессиональным развитием личности будущего специалиста и являющегося инициатором воспитательных воздействий, посредником в передаче целей и ценностей профессионального воспитания на уровень сознания каждого отдельно взятого студента. 3) Помимо общих форм работы с группой в профессиональном воспитании будущих специалистов необходимо использовать и методы индивидуальной работы со студентами, применение которых чаще всего обусловлено необходимостью коррекции индивидуального развития личности, реализации ее творческих способностей, изменения социально-психологического статуса в коллективе и другими причинами. При этом очень важны особенности их использования в воспитательной работе со студентами. В арсенале способов и средств воздействия на студентов малоэффективны методы прямого педагогического воздействия -- требования, команды, приказы, распоряжения, более эффективны косвенные способы воздействия -- просьбы, поручения, советы, творческие задания, которые приносят больший воспитательный эффект, -- и их применение в работе со студентами не требует каких-либо особых условий. 4) Использование методик и технологий воспитания должно обеспечивать приоритетное развитие субъектных свойств будущих специалистов, пробуждать в них стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, обогащению своего нравственно-эстетического опыта. В центре таких методик и технологий должна находиться личность студента, его творческая и профессиональная индивидуальность. Личностно ориентированные технологии предусматривают приоритет субъектно-смыслового образования по сравнению с информационным, направленность на формирование (у студента) множества субъективных картин мира в отличие от однозначных "программных" представлений, диагностику личностного развития, ситуационное проектирование, самоактуализацию и самореализацию, игровое моделирование, смысловой диалог. 5) Общество ждет высокой сознательности от специалиста-профессионала. В общественных представлениях личность студента, его действия и поступки ассоциируются с высоким духовным смыслом и целесообразностью, с позитивным нравственно-эстетическим отношением к окружающей действительности, к людям и к себе. Учитывая эти общественные ожидания, важно создать такие условия жизни студентов, в которых будущие специалисты не ощущали бы внешнего давления на них, не испытывали дискомфорта от одной только мысли, что они выполняют чью-то волю. Н. А. Добролюбов подчеркивал, что не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веления долга как какое-то тяжелое иго и нравственные вериги, а того, кто стремится соединить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение. 6) Очень важным условием является культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве учебного заведения; инициирование, стимулирование и поддержка студенческих инициатив, нацеленных на улучшение организации студенческой жизни и быта, соотнесенных с образом профессиональной деятельности будущего специалиста. Надо привлекать студентов в профессиональные общности, создающие атмосферу "цеха", культивирующие представления о профессиональных традициях, образе жизни, способах организации досуга и быта, формирующие жизненный опыт будущих специалистов; использовать в воспитательной работе со студентами культурно-историческое наследие конкретного региона; взаимодействовать с учреждениями культуры, творческими союзами и организациями; уделять внимание материальному, нормативно-организационному, кадровому, научному, информационно-методическому обеспечению воспитательной работы со студентами. Очень важно содействовать развитию студенческого самоуправления и демократического стиля руководства профессиональным воспитанием студентов, расширению возможностей свободного выбора, творческой активности всех участников воспитательного процесса. 7) Необходимо изучать ди Date: 2015-11-15; view: 497; Нарушение авторских прав |