Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи профессионального воспитания





Сфера деятельности Основные задачи
Когнитивная Усиление профессиональной направленности среды вуза, формирование профессиональных ценностей и идеалов будущих специалистов.   Обогащение нравственно-эстетического кругозора студентов, их духовных потребностей и интересов.   Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетического кредо будущих специалистов
Эмоциональная Развитие эмоциональной отзывчивости, эмфатических способностей студентов.   Обогащение эмоциональной сферы студентов, их нравственно-эстетических чувств.   Обогащение содержания и организации клубной деятельности студентов
Деятельно- практическая Включение студентов в профессиональную деятельность, художественное творчество, процесс творческой самореализации.   Усвоение этикета, профессиональных норм и привычек, здорового образа жизни студентов. Моделирование эстетического облика студентов, включение их в эстетизацию среды своего бытия

 

Практическая деятельность студентов, поведение, общение становятся важной основой активного нравственно-эстетического отношения к действительности, основой профессиональной воспитанности. За этими практическими делами, поступками стоит высокая степень воспитания чувств личности, ее способность ставить себя на место другого человека, стремление проникнуть в его переживания, понять мотивы поведения, способность представить себя на его месте. Постепенное обретение физической и социальной взрослости создает для процесса самопознания и самосовершенствования мощную нравственно-эстетическую основу: студенты акцентируют свое внимание на самом человеке, эстетических аспектах его бытия, отношений, деятельности; в их поле зрения все чаще попадают мотивы совершаемых поступков, они начинают соотносить цели и результаты деятельности людей, Принципы и содержание их поведения, пытаются утверждать собственную нравственно-эстетическую позицию во взаимоотношениях с другими людьми. В этом болезненном (но таком необходимом) процессе духовного саморазвития надежными ориентирами для них выступают Красота и Добро, помогающие найти верный путь к человеческому совершенству.

Анализируя кластер вуза и его связи с кластеробразующим предприятием, обеспечивая технологическое, онтологическое и ценностное основания воспитания и проектируя воспитательную систему вуза с учетом принципов кластерного подхода, мы обеспечиваем реализацию цели как социального заказа образованию, достижение результата воспитания как личностно-профессиональной компетентность инженера-интеллигента (рис. 8), а система воспитания в данном контексте выгладит так, как показано на рисунке "Система воспитания".

9.12. Экокультурная компонента системы воспитания

Одной из важнейших составляющих профессионального воспитания является экологическая культура как компонент социальной компетентности, осью которой является развитое гуманистическое отношение к природе в инженерной деятельности. Образование, в особенности высшая школа, призваны взрастить экологически культурного человека, который сможет добровольно и осознанно принять образ жизни в рамках экологического императива, реализовать такие образцы деятельности и поведения, которые бы поддерживали стабильность природных биогеохимических циклов и социальных процессов.

 

Рис. 8. Взаимодействие между блоками К1 и К2 регионального кластера

в сфере промышленного природопользования

 

Рис. 9. Система воспитания в структуре образовательного кластера

.

Воспитание гуманистического отношения к природе у будущих специалистов возможно в процессе обучения, если а) усилить гуманитарную составляющую естественнонаучных дисциплин за счет их интеграции с предметами гуманитарного и художественно-эстетического циклов; б) применить при отборе содержания естественнонаучного образования в профессиональной школе современную модификацию принципа наглядности -- натурность; в) использовать такие средства активизации студентов, как магнификация и конкреация; г) внедрить в практику обучения метод натурмоделирования; д) расширить содержание основных и дополнительных естественнонаучных курсов за счет решения системы задач, мотивирующих стремление студентов к экологически обоснованной деятельности в окружающей среде, обеспечив в студенческом коллективе атмосферу эмоционального комфорта, доверительности, взаимопомощи, творения добра и радости другим людям, что будет способствовать воспитанию гуманистического отношения сначала к социуму, а затем и к окружающей среде в целом; е) обеспечить в процессе обучения и воспитания практическую деятельность, непосредственное взаимодействие и общение с объектами окружающей среды.


Ожидаемым результатом этого станет устойчивое проявление у студентов гуманистического отношения к природе, выражающееся в заботе о ней, стремлении улучшить состояние окружающей среды, при этом имея в виду благополучие человека и человечества, прежде всего, в привычке находить прекрасное в обыденном, в уважении ко всем проявлениям жизни на Земле.

Таким образом, под гуманистическим отношением к природе в данном контексте понимается гармоничное сочетание моральных, мировоззренческих и деловых качеств личности, проявляющихся в ее деятельности и поведении. Гуманизме становится всё более прагматическим и отражает сочетание и взаимодействие таких противоположных качеств личности, как прагматизм -- альтруизм, необходимость -- свобода, бескомпромиссность -- толерантность, жестокость -- доброта, эгоизм -- жертвенность, демократия -- принуждение и др. В процессе поиска их баланса в конкретных жизненных ситуациях человек учится уважать природу как своего равноправного партнера, беречь и сохранять ее как универсальную, личностно-значимую ценность, уметь соотносить свои потребности с ее возможностями, выявлять приоритеты, принимать компромиссные, экологически ориентированные и в то же время гуманистически ориентированные решения, нести за них ответственность, делать свободный, взвешенный и осознанный выбор необходимого образца поведения. Критериями сформированности гуманизма выступают мотивы и потребности бережного отношения к окружающей среде: к природе и человеку как ее части. Они вырабатываются в ходе теоретического обучения, сочетающегося с практической, экологически обоснованной деятельностью в природе, в непосредственном общении с ее объектами. Процесс становления гуманистического отношения к природе пролонгирован и непрерывен, причем его активная фаза приходится на средний и старший школьный возраст, а завершающая, наиболее ответственная, на студенческий (в особенности это характерно для студентов старших курсов). Анализ теоретических работ и собственные исследования (Трушников Д.Ю., 2004) и обобщение передового педагогического опыта позволяют выделить основные его этапы (Рис. 10.), выявить критерии и показатели сформированности гуманистического отношения к природе.

 

Таблица 9







Date: 2015-11-15; view: 505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию